"Советский традиционалист" и "религиозный бюрократ" Альбир Крганов

Муфтий и глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов — один из наиболее заметных провластных и провоенных спикеров среди исламского духовенства страны. База данных украинского Национального агентства по предотвращению коррупции характеризует его деятельность как "пропаганду агрессивной войны против Украины через религиозные структуры и вмешательство во внутрицерковные дела Украины". Отмечается, что санкции на него на данный момент не наложены. "Idel.Реалии" изучили биографию Крганова, его карьерный путь и связи с государственными структурами, а также выяснили, насколько его высказывания согласуются с догматами религии, которую он представляет, и с интересами верующих мусульман как сообщества.

Альбир Крганов родился в 1976 году в татарском селе Шыгырдан (в те годы называлось Чкаловским) на юге Чувашии. Уже в 1991 году — за несколько месяцев до совершеннолетия — он стал муэдзином (в исламе мужчина-служитель мечети или один из прихожан, которого данный служитель мечети одобрил, совершающий азан призыв мусульман на молитву (намаз) "Idel.Реалии") и вторым имамом центральной мечети родного села.

На следующий год Крганов получил новую должность в городе — его назначили заместителем главы Казанского мухтасибата, то есть территориального объединения мечетей и общин. В тот же период он стал куратором Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) по трем субъектам федерации — Чувашии, Марий Эл и Мордовии.

ЦДУМ — один из общероссийских муфтиятов со штаб-квартирой в Уфе, с 1980 года его возглавляет Талгат Таджуддин. Одна из наиболее крупных и влиятельных организаций российских мусульман, считается правопреемницей первого "магометанского духовного собрания" Российской империи, созданного в 1788 году.

Помимо ЦДУМ, существует ряд других всероссийских мусульманских организаций — Духовное собрание мусульман России (ДСМ), которое позднее создаст и возглавит Крганов, и Совет муфтиев России во главе с шейхом Равилем Гайнутдином.

В некоторых субъектах федерации существуют самостоятельные локальные объединения мусульманских общин — региональные духовные управления

В 1994 году Крганов стал инициатором создания самостоятельного духовного управления в Чувашии. Центральные органы этой организации размещены в его родном селе, а сам Крганов остается бессменным муфтием республиканского ДУМ по сей день. Вскоре после выхода на региональный уровень Крганов начал путь к федеральному масштабу влияния.

Вот как эту историю рассказывает политолог-исламовед, автор Telegram-канала "НЕРУССКИЙ" Ринат Мухаметов: "Крганов родился в семье сельского муллы, после школы имел достаточно посредственное образование и очень быстро занялся практической деятельностью — в 16-17 лет. Его восхождение на федеральный уровень началось в начале Второй чеченской войны, когда он ездил в Чечню в составе группы духовных и культурных лидеров, которую сформировал Владимир Путин. Именно после этой поездки его заметили на высшем уровне".

ФАВОРИТ ТАДЖУДДИНА И ПРОТИВОВЕС ГАЙНУТДИНУ

По словам исламоведа, Крганов долгое время считался фаворитом председателя ЦДУМ и Верховного муфтия России Талгата Таджуддина. Планировалось, что должность Таджуддина перейдет к нему. В итоге этот план не состоялся: Таджуддин сохранил свое место, а для Крганова "при участии властей" был создан отдельный муфтият. Так, в 2016 году возникла новая религиозная организация — Духовное собрание мусульман России. Ее основу составили разрозненные отколовшиеся общины и региональные структуры, не успевшие присоединиться к известным на тот момент муфтиятам.

— Крганов занял специфическую позицию: если Таджуддин просто сверхлояльный, то он — сверхсверхлоялен власти даже там, где она сама об этом не просит. Это основная черта политического значения его фигуры и его муфтията. Крганов олицетворяет "традиционный" ислам, под которым понимается ислам советский. Он ориентирован на старшее поколение, носит сугубо обрядовый характер без серьезной религиозной активности и без богословского содержания. Ислам вроде есть, а вроде его и нет — это уже что-то близкое к этнорелигиозному фольклору. В общем, советский ислам с поправкой на современность, то есть, очевидно, официозный феномен, часть околобюрократического аппарата, — объясняет Мухаметов.

Еще одна политически важная роль Крганова — выступать в качестве противовеса председателю ДУМ и Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину, считает исламовед. По словам Мухаметова, Гайнутдин на данный момент представляет наименее "забюрократизированную" среди четырех крупнейших исламских структур России, поэтому государству важно иметь инструмент воздействия на него в лице абсолютно лояльного Крганова. Возможно, с этим связан и полученный Кргановым статус муфтия Москвы — Мухаметов видит в этом попытку придать ему статус общероссийского духовного лидера на фоне других, более локальных структур.

Эта точка зрения обсуждалась в исламских кругах еще десять лет назад — в 2012 году на портале Islam Today вышла редакционная колонка о признании ряда исламских книг "экстремистскими" и запрещенными. Среди этих трудов была одна из книг популярного проповедника Шамиля Аляутдинова, которого авторы материала назвали предполагаемым преемником главы Совета муфтиев России Гайнутдина. Они пришли к выводу, что назначение Крганова в Москву — "в самое сердце СМР" — может быть еще одним способом давления на эту недостаточно лояльную организацию.

— У Альбира Крганова не было и нет каких-либо выдающихся научных достижений, в серьезной проповеднической и религиозной активности он тоже не замечен, не известен и как автор книг или богословских заключений. Это касается не только его самого: в его муфтияте в принципе нет заметных фигур, в основном это организаторы от религии, ведущие хозяйственно-административную работу. Политическая роль здесь явно перевешивает религиозную составляющую, — заключает Мухаметов.

КРГАНОВ ПРОТИВ ЗАПАДА

Действительно, большинство доступных интервью и речей Крганова затрагивает вопросы веры и религиозных практик лишь поверхностно. В их центре оказываются общие суждения о социальной гармонии, патриотизме и законопослушности. Религиозные мотивации в его выступлениях нередко играют роль обоснования политических требований.

Через две недели после вторжения российских войск на территорию Украины в 2022 году Крганов призвал россиян "исполнять свой воинский долг, защищать суверенитет своей отчизны" и добавил: "Здесь нет необходимости в разъяснениях с религиозной точки зрения". Он назвал войну в Украине "цивилизационным противостоянием России с Западом, который с огнем и мечом продолжает вмешиваться во внутренние дела многих стран", а США — "кукловодом". Свой текст о войне Крганов закончил цитатой пророка Мухаммеда.

Участие Крганова в информационной и духовной поддержке российской военной агрессии не закончилось на одном выступлении: впоследствии он стал одним из главных провоенных спикеров-мусульман в стране. В этом качестве он посетил самопровозглашенную "Луганскую народную республику" и получил Орден Дружбы от властей непризнанного образования.

Практически сразу после начала полномасштабной войны Крганов занялся вопросами мусульманских общин на оккупированных территориях Украины и их интеграцией в существующие российские структуры. Так, в марте 2022 года ДСМ во главе с Кргановым подписало соглашение о сотрудничестве и каноническом единстве с ДУМ "ЛНР". На подписание этого документа в Москву приехал не только луганский муфтий Мухаммад Гамбаров, но и министр культуры непризнанного государства Дмитрий Сидоров.

Последний раз Крганов посещал оккупированные территории в начале сентября 2023 года. В этой поездке он встретился с руководством непризнанной республики, аннексированной Россией, и попросил о выделении территории под медресе в Луганске. Он также принял участие во встрече с российскими военнослужащими на полигоне.

Риторика Крганова совпадает с государственной линией не только в том, что касается внешней политики и военных конфликтов. В июле 2023 года муфтий призвал мусульман не участвовать в митингах против полицейских рейдов и проверок в мечетях и молельных домах. По его словам, эти акции были "состряпаны зарубежными эмиссарами, которые только и ждут, когда же мусульмане России превратятся во врагов своей страны". Этот призыв Крганов также закончил отсылкой к мнению Пророка.

Помимо риторической поддержки официальной позиции российских властей, муфтий занимается и прямым участием в работе государственных структур. Так, с 2010 года он является членом Общественной палаты России. В последний раз его членство в этом консультативном органе было обновлено по личному указу Путина благодаря президентской квоте.

В рамках ОП Крганов занимал должности председателя и зампреда различных комиссий и координационных советов в сфере межнациональных отношений и борьбы с терроризмом. С 2015 года он также участвует в работе профильной комиссии в той же сфере в Совете при президенте РФ. В последние годы Крганов также занимается распределением президентских грантов на развитие гражданского общества.

"ТРАДИЦИОННЫЙ" ИСЛАМ КРГАНОВА ПРОТИВ МОДЕРНИЗМА

— Крганов пытался создать себе репутацию защитника традиционного для Волго-Уральского региона ислама, спекулируя на противостоянии с приверженцами "чистого ислама", так называемыми салафитами. Однако де-факто критерии того "традиционного ислама", который он представляет, были сформулированы одним из идеологов государственной исламофобии Романом Силантьевым — кстати, апологетом Крганова, — объясняет публицист, эксперт по этноконфессиональным отношениям и один из создателей Национальной организации русских мусульман Харун Сидоров.

По его словам, главные критерии "традиционного ислама" по Силантьеву — абсолютная лояльность государству, готовность воевать за него против своих единоверцев и признание доминирующей роли Русской православной церкви в стране. Крганов этим критериям соответствует и публично их продвигает, считает публицист: "Он популяризует лояльность государству как высшую ценность, апеллируя к историческому контексту. В начале XX века существовало противостояние татарских мусульманских традиционалистов, так называемых кадимитов, и модернистов — их называли джадидами. Кадимиты делали ставку не на кадетов и либералов, а на монархию. Некоторые из них даже сотрудничали с черносотенным "Союзом русского народа". Тогда это имело смысл: при царе татарская мусульманская община обладала высокой степенью автономии, им было что защищать".

По мнению эксперта, контекст с тех пор изменился, но Крганов использовал те же аргументы, вступив в полемику с новым поколением исламских модернистов и "возрожденцев" в 1990-х: "В это время был расцвет религиозной свободы, но Крганов и его бывший начальник Талгат Таджуддин противопоставили себя всем тем, кто вел себя смело в отношениях с государством и РПЦ. Они делали ставку на союз с государством, хотя союзом это можно назвать лишь условно — на деле речь шла об абсолютной лояльности. Когда государство в лице соответствующих служб вернуло контроль над ситуацией, "возрожденцев" стали прижимать, а "традиционалисты" укрепили свои позиции. Крганов вскоре вступил в общество русских монархистов "Двуглавый орел", выступал на съезде у Константина Малофеева. В общем, он полностью вписался в идеологему неосоветского, православно-сталинистского "русского мира".

Организация "Двуглавый орел" была создана сторонниками возрождения Российской империи и заявляла о себе как о наследнице дореволюционных черносотенцев. Костяк членов "Двуглавого орла" лег в основу общества "Царьград", созданного православным олигархом-националистом Константином Малофеевым. Известно, что на одном из съездов организации Крганов выступал с докладом "на тему служения мусульман царю". "Двуглавый орел" также выступал за установку памятников Ивану Грозному и празднование годовщины Куликовской битвы

— Политика Крганова противоречит основам и ценностным парадигмам исламских источников и исламской богословской традиции. Что касается интересов мусульман, о них вообще не приходится говорить. Такие люди, как Крганов, защищают лишь корпоративные интересы своих духовных управлений, — заключает Сидоров.

"ОН ОБИЛЬНО И НЕУМЕСТНО СЫПЕТ ИСЛАМСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ"

"Idel.Реалии" также обратились к исламоведу, магистру исламской теологии Исляму Тохлу с просьбой проанализировать один из текстов Крганова — статью о войне в Украине, опубликованную в татарстанском издании "Бизнес Онлайн".

"Мы с болью в сердце наблюдаем за тем, что происходит сегодня на территории близлежащей к России братской страны и молимся о скорейшем решении противостояния. А до этого надо вспомнить, что творилось, а точнее будет сказать, что творили с арабским миром, с исламским миром", — пишет Крганов

— Муфтий Крганов говорит о событиях в Украине так, будто это не Россия напала на Украину и ведет там войну, а США. Он манипулирует фактами преступлений США в исламских странах, пытаясь показать, что Россия воюет против мирового зла. Но муфтий умалчивает о том, что делала и продолжает делать Россия в той же Сирии. Все мы помним, что российские войска сделали с Алеппо, с древнейшим городом исламской и общемировой цивилизации, — объясняет Тохлу.

Как сообщала организация Human Rights Watch, российско-сирийская коалиция совершила военные преступления во время месячной воздушной бомбардировки контролируемой оппозицией территории Алеппо в сентябре и октябре 2016 года.

"Граждане нашей страны должны исполнять свой воинский долг, защищать суверенитет своей Отчизны, понятно всем, и здесь нет необходимости в разъяснениях с религиозной точки зрения. Все это уже давно определено в нормах исламского права и фетвах исламских ученых. Первый муфтий мусульман Российской империи Мухамаджан хазрат Хусаинов более 230 лет назад, во время войны того периода, отметил, что подданные Российской империи — мусульмане должны желать победы своему Отечеству и помогать ее достижению!" — пишет Крганов

— Здесь мы наблюдаем очередную подтасовку фактов со стороны Крганова. Да, мусульманин должен защищать себя, свою семью и родину. Но должен ли мусульманин защищать немусульманское государство, которое разрушило мусульманские государства татар и кавказцев Северной Евразии и насильно удерживает эти народы в рамках тиранического авторитарного образования, разрушает мечети и сажает мусульман на 20-летние сроки? Любой мало-мальски сведущий в исламе человек ответит: не должен. Более того, сражаться за такое государство — великий грех в исламе. В случае смерти данный мусульманин будет в вечности с теми, за кого он сражался — с "Путиными" в аду, — считает Тохлу.

Исламовед также добавляет: "Важно отметить, что это не оборонительная война на территории РФ, а завоевательная на территории другого государства. Завоевательные войны не во имя Аллаха строго запрещены в исламе. Конкретно в контексте этой войны мировые мусульманские ученые издали ряд фетв, запрещающих воевать на стороне России, четко разъяснив, что эта война не подпадает под категорию "джихад".

— Чтобы подкрепить свою позицию, Крганов ссылается на первого муфтия Российской империи, подконтрольного властям, чью традицию продолжает и он сам. Известно, что так называемые духовные управления в России были созданы при Екатерине II только для одной цели — для контроля над "инородным" мусульманским населением. Муфтии этих управлений назначались и назначаются по нескольким критериям: слабое богословское образование, нулевая духовная составляющая. Авторитет муфтия должен опираться не на его личность, знания и благочестие, а на милость царя. Именно поэтому как тогда, так и сейчас муфтиями в России назначали людей, не сведущих в исламе и не имеющих авторитета в народе. Фетва, на которую ссылается Крганов, с точки зрения исламского богословия значит не больше, чем его собственное мнение. То есть ничего, кроме очередной попытки выслужиться перед царем, оправдать выделенные на их существование средства из бюджета, — считает исследователь.

"Когда говорят о неонацизме, то это не только бандеровщина, есть и другие человеконенавистнические идеологии. Кто-то использует труды фашистских идеологов, кто-то является адептом хариджитов. Они взяли за основу идеологию своей исключительности, когда все остальные объявляются второстепенными. Это страшная тенденция и угроза для всего человечества, и надо сделать все, чтобы она не стала доминирующей. Ибо в священных книгах нам говорится об угрозе, признаках появления Даджаля-Антихриста, и есть очень четкое определение в хадисах Пророка (мир ему) о том, что "На лбу у него буква "кяф" или всё слово "кафир" ("неверующий, скрывающий, неблагодарный")", — пишет Крганов

— Читая статью Крганова, трудно не заметить, как обильно и в то же время неуместно он сыпет исламской терминологией, чтобы легитимизировать войну России в Украине и выставить ее правым участником, сражаться за которого мусульманину велено самим Богом. Его аргументы достигают апофеоза, когда он трактует исламский термин Даджаль (Антихрист) как фашизм. Он говорит об этом на "детском" уровне — что-то вроде разговоров о том, что в зеркальном отражении на арабском языке логотип Coca-Cola читается как "нет Мохаммеда, нет Мекки", — объясняет эксперт.

По словам Тохлу, если обратиться к исламской письменной традиции (хадисам), определение Даджаля следует трактовать гораздо более узко: "Во-первых, это одно из больших знамений конца света, поэтому он появится лишь в конце человеческой истории. Во-вторых, это конкретная личность, состоящая из плоти и костей, а не идеология. Эта конкретная персона сначала объявит о своем пророчестве, а потом о божественном статусе. Даджаль появится в одно время с Иисусом, и именно Иисус повергнет его. Кроме того, Даджаль будет иметь темный цвет кожи и появится на территории между Ираком и Сирией, то есть на Ближнем Востоке. Действительно, у него будет на лбу написано "кяфир" арабскими буквами, но эта надпись будет видна лишь верующим".

— Как мы видим, из всех атрибутов Даджаля муфтий Крганов выбрал лишь одно качество, которое легло в его интерпретацию Даджаля как фашизма. Несведущему читателю может показаться, что Крганов излагает некие общепринятые "истины", ведь он муфтий. Но на самом деле мы наблюдаем очередную разновидность российской пропаганды, ее мусульманский "разлив". По своему качеству высказывания Крганова не отличаются от высказываний Скабеевой или участников программы Соловьева. Разница лишь в том, что абсурдность заявлений последних очевидна для любого не подверженного пропаганде человека, а для того чтобы разобрать "борщ" Крганова, нужно немного разбираться в исламском богословии или хотя бы знать историю ислама. Иначе, читая статью, полную непонятных терминов, можно подумать, что в ней что-то есть. И вы будете по-своему правы: там есть много лжи, — заключает исламовед.

"Idel.Реалии" обратились за комментарием к Альбиру Крганову, чтобы узнать его мнение о критике со стороны исламоведов и богословов, но не получили ответа.

Источник