Совет Муфтиев России осудил "коранизм"

Совет Муфтиев России осудил

На этой неделе прошел очередной, 5-й съезд Совета Муфтиев России (СМР).

Вопреки тому, что конкуренты писали в своих СМИ о неких ожидающихся на нем сенсациях, ничего такого не произошло. Ключевое административно-политическое решение, которое было принято - упразднение института сопредседателей СМР и их превращение в заместителей единоличного сопредседателя - Равиля Гайнутдина.

Помимо вопросов внутреннего характера, делегаты съезда СМР высказались и по вопросу, волнующему всех российских мусульман - а именно в отношении так называемого "коранизма", свившего себе гнездо (и не одно) внутри его структур, что давно ни для кого не секрет.

Так, председатель СМР Равиль Гайнутдин заявил: «Мы категорически не приемлем попытки некоторых современных околоисламских деятелей отвергнуть Сунну. Мы призываем не поддаваться на провокации деструктивных сект, организаций и отдельных людей, которые хотят расколоть нашу общину, и посеять вражду между единоверцами».

Напомним, что ранее Равиль Гайнутдин уже уволил своего давнего соратника Арслана Садриева, чьи взгляды были хорошо известны в узких кругах на протяжении многих лет, но вызвали скандал, став достоянием общественности.

Однако как быть с другим ближайшим соратником Гайнутдина - Дамиром Мухетдиновым? Обращаясь к нему, другой зампред СМР (ранее сопредседатель) Мукаддас Бибарсов прямо сказал: «Дамир-хазрат, Вы видный деятель мусульманского сообщества России. И чтобы эти слухи не стали реальностью, Вам нужно высказать свою позицию по отношению к так называемым "коранитам"».

С тех пор прошло уже несколько дней, а "видный деятель мусульманского сообщества России" так и не высказался по предложенной ему теме, предпочитая постить в фейсбуке свои фото с разных международных мероприятий, где он представляет СМР.

Можно ли в таком случае воспринимать всерьез "антикоранитские" высказывания лидеров СМР, если они не сопровождаются организационными и кадровыми выводами? Как минимум, Санкт-Петербургский филиал (мухтасибат) СМР и Московский Исламский Университет (то есть, столичные центры!) остаются под контролем "коранитов" и продолжают делать свое дело по выращиванию и внедрению в Умму своих кадров с прицелом на захват ими контроля над российской уммой.

Собираются ли с этим бороться переизбанные председатель СМР и его заместители или они ограничатся формальными осуждениями?

Икрамутдин хан

Региональные исламские лидеры просят издать фетву против коранитов

Больше 70 исламских предводителей, журналистов и общественных деятелей обратились к председателю Духовного управления мусульман России Равилю Гайнутдину и главе Совета улемов Шамилю Аляутдинову с просьбой повлиять на коранитов.

По мнению авторов письма, в последнее время участились "сомнительные теологические споры вокруг, казалось бы, незыблемых основ ислама". Участвуют в этих диспутах такие кораниты как Тауфик Ибрагим, Рустам Батров и Арслан Садриев.

"Приверженцы идеологии коранизма подвергают сомнению не только необходимость пятикратного намаза, но и определенное время их совершения, - говорится в обращении. – Кроме того, они отвергают и обязательность поста в месяц Рамадан, а очистительная милостыня закят, по их мнению, не предполагает выплату с определенной доли имущества".

Задела подписантов и позиция коранитов относительно хадисов пророка Мухаммеда, которые те "не воспринимают всерьез".

Политолог Орхан Джемаль (один из подписантов обращения) напоминает, что тему коранизма еще во времена имама Ахмада ибн Ханбаля начали мутазилиты. Их движение сформировалось в XIX веке в Индии, когда Великобритания начала поощрять шиизм.

Собеседника "Кавказ.Реалии" раздражает, что "кораниты смешивают нравственность и юриспруденцию, демонстрируя упрощенный взгляд на ислам".

"Отрицание коранитами Сунны означает подрыв исламизма и концепции шариата, то есть подрыв государства, основанного на справедливости, - возмущается эксперт. – Ведь Сунна является источником шариатского права".

Джемаль считает, что коранизм "хорошо заходит малограмотным либералам, которые не понимают, что Сунна – это источник права, а не только морали".

Упомянутый в письме исламских лидеров Рустам Батров возражает: "Идет нормальная дискуссия. Многие из нас понимают, что исламский мир в тупике. Мы вместе ищем выход".

Обвинения в рационализме он воспринимает как комплимент. При этом подчеркивает, что он и его соратники не отвергают Сунну. По его словам, речь идет об отказе от ложно приписанных пророку хадисов, выдаваемых за Сунну ("особенно, если они в корне противоречат Корану").

В богословии Батров, по собственному признанию, старается ориентироваться на имама Абу Ханифу: "В отличие от некоторых подписантов, которые труды Абу Ханифы даже в руках не держали, я написал книгу о его жизни. Перевел с арабского все богословские трактаты и сборник хадисов".

Абу Ханифа относился к школе рационалистов, за что его яростно критиковали приверженцы хадисов, называя "нововведенцем" и безбожником.

"Наша сегодняшняя дискуссия – это лишь маленький эпизод в этой давней истории", - заключает собеседник "Кавказ.Реалии".

Батров сейчас работает в Академии наук Татарстана. СМИ ранее распространили информацию о том, что он вынужден был уйти с поста первого заместителя муфтия республики из-за своих коранитских взглядов. Сам деятель эту информацию опровергает: "Никто меня не увольнял. Я работал в Духовном правлении мусульман Татарстана на выборной должности. По истечении срока полномочий решил посвятить себя науке".

Источник