События на месте сбора всех людей в Судный День

События на месте сбора всех людей в Судный День

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Людей погонят к месту собрания (в Судный день) нагими, босыми и необрезанными. С каждой душой будет ее погонщик, а также свидетель, который будет свидетельствовать о ней. Среди людей будет ликующий и горюющий, смеющийся и плачущий.

Как сказал Аллах: «В тот день одни лица будут сиять, смеяться и ликовать. На других же лицах в тот день будет пыль, которая покроет их мраком» (80:38-41).

Когда все люди до единого окажутся на лице земли, растрескаются небеса и опадут планеты, тогда снизойдут ангелы высшего неба и покроют собой ангелов ближайшего к нему неба, и так до самой земли.

Пока же каждый будет занят тем, о чем мы говорили выше, явится Господь миров для того, чтобы рассудить между рабами.

Земля осветится своим светом, а верующие будут отличаться от грешников, будут установлены весы, представлены книги деяний и приглашены свидетели.

Свидетельствовать в тот день будут руки, языки, ноги и кожи, и не прекратится препирательство, пока в споре пред Аллахом не предстанут душа и тело.

Тело скажет: «Я был лишь неживым куском плоти, который не соображает, не слышит и не видит, а ты была видящей, слышащей, разумеющей. Именно ты управляла мной и направляла меня туда, куда только желала».

Душа же ответит на это и скажет: «Но ведь именно ты совершал грехи и именно ты был непосредственным исполнителем».

Всевышний направит к ним ангела, который должен рассудить между ними.

Он скажет: «Вы были подобны двоим, что вошли в сад: один из них видящий, но больной, а второй слепой, но здоровый.

Войдя в сад, больной говорил: «Я вижу плод, но не дотягиваюсь до него», 

а слепой говорил: «Я могу дотянуться, но не вижу перед собой ничего».

Тогда больной обратился к здоровому и сказал: «Подними меня и я достану его», - так кто же заслуживает наказания?»

Услышав это, и душа, и тело воскликнут: «Оба они»,

а ангел ответит: «Так же и с вами».

Тогда рассудит Всевышний между Своими рабами таким судом, за который станут восхвалять его обитатели небес и земли, каждый праведный и грешный, верующий и неверный.

Сказал Аллах: «Каждому человеку сполна воздастся за то, что он совершил» (16:111).

А также сказал: «Тот, кто совершил добра на вес мельчайшей частицы, увидит его. И тот, кто совершил зла на вес мельчайшей частицы, увидит его». (99:7-8).

Затем глашатай возгласит: «Да последует каждая община за тем, чему она поклонялась!»

Услышав это, идолопоклонники отправятся за своими идолами, поклонники креста за своим крестом, и каждый многобожник за своим божеством, которому он поклонялся. Ни один из них не сможет отказаться последовать за своим божеством, после чего все они упадут в Огонь и останутся лишь единобожники.

Им будет сказано: «Разве не последуете вы за тем, за чем последовали люди?»

Они ответят: «Мы покинули людей еще в ближней жизни тогда, когда особенно нуждались в них.

У нас есть Господь, Которого мы ожидаем».

Тогда им будет сказано: «Известна ли вам какая-либо примета, по которой вы узнаете Его?»

Они скажут: «Да, нет ничего подобного ему».

Тогда откроется им Господь не в том образе, в котором Они его ожидают, и скажет: «Я ваш Господь», но они скажут: «Мы ищем у Аллаха прибежища от тебя, и останемся здесь, пока не явится к нас наш Господь, а когда Он явится к нам, мы узнаем Его».

Тогда Он явится к ним в том виде, в котором они видели Его в первый раз, улыбающимся, и скажет им: «Я ваш Господь».

Они воскликнут: «Да, Ты наш Господь», после чего падут пред Ним ниц. Земной поклон не смогут совершить лишь те, кто не совершал молитв в ближайшей жизни, или совершал их из показухи. Затем отправятся они за своим Господом».

"Тухфатуль-маудуд", 457-459.

Уверовавший во Всевышнего Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) должен верить и в наступление Конца Света и Дня Суда, ибо об этом говорит Аллах в Коране, это сообщил нам Его Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям), а в этих источниках нет ничего ложного или недостоверного, и мы глубоко убеждены в этом.

Творцом установлено для человека пять периодов. Первый — жизнь в мире душ. Второй — в чреве матери. Третий — жизнь в этом мире. Четвертый — в могиле и в мире Барзах. Пятый — жизнь после Судного дня и пребывание в Аду или Раю.

Жизнь в этом мире — это экзамен, который определит жизнь в мире вечном. Вера в Судный день занимает важное место среди столпов Имана, чтобы возложить ответственность за действия, совершаемые в этой жизни. Поэтому в Священном Коране вера в Судный день часто упоминается рядом с верой в Аллаха. 

«Кто уверовал в Аллаха и в Последний день и творил благое — им награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Сура «Аль-Бакара», аят 62).

Точное время наступления Конца Света не указано ни в Коране, ни в хадисах. Известны лишь его малые и большие признаки.

Малые признаки:

1. Распространится невежество, исчезнут религиозные знания, люди станут открыто употреблять алкоголь и совершать прелюбодеяние.

2. Человеческая жизнь обесценится, убийства станут привычными.

3. Почти не останется справедливости, а понятия халал и харам будут преданы забвению.

4. Станут меньше слушаться родителей и больше повиноваться женщинам.

5. Распространится обман при взвешивании и отмеривании. Все станут на это жаловаться.

6. Уважение к человеку уменьшится до крайности. Не будут выслушиваться советы.

7. В городах увеличится число переселенцев и беженцев. Дома станут выше. Недостойные люди окажутся в почете, у них будет власть и слово.

8. Гадание и азартные игры распространятся повсеместно. Время станет пролетать незаметно.

9. Увеличится расточительство. Предпочтение будет отдаваться благам и наградам мирской жизни.

Большие признаки:

1. Появится Махди и заполнит весь мир справедливостью.

2. Появится даджаль (Антихрист).

3. Спустится на землю пророк ‘Иса (мир ему).

4. Яджудж и Маджудж (Гог Магог) рассеются по земле.

5. Появится огромное животное Даббатуль-ард.

6. Солнце взойдет на западе.

7. Появится дым и простоит сорок дней.

8. Со стороны Хиджаза явится сильный огонь.

9. Содержимое Корана поднимется на небеса.

10. Разрушат Каабу.

Коран и хадисы сообщают нам, что все люди умрут, а души людей от их тел отделит ангел смерти. Искренно верующим будет легко покидать этот мир, но для грешников это станет страшным испытанием. В хадисе говорится, что для человека легче перенести наказание, когда его тело рубят мечом на мелкие кусочки, чем смерть. Чтобы нам легко было умереть, необходимо стараться как можно строже соблюдать предписания Аллаха и почаще просить у Него прощения.

Затем, после похорон, являются два ангела, Мункар и Накир, и допрашивают умершего. Они спрашивают, кто его Господь, кто его пророк, какова его религия. Могила, в зависимости от земных деяний, для одних станет райским садом, для других – ущельем Ада.

Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафиль (мир ему), вострубит в рог (Сур), диаметр которого равен размеру Небес и Земель, возвещая о Конце Света. В это время на Земле уже не останется истинно верующих людей. Поэтому эту страшную картину не увидят праведные рабы Аллаха . Время, когда наступит Судный день, знает только Аллах . Звуки этого рога будут настолько устрашающими, что услышав их, все живое придет в ужас. Хищные звери, другие животные и люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведенный звуками рога Исрафиля (мир ему), заставит их забыть о страхе друг перед другом. Устойчивый, гармоничный мир по велению Творца придет в расстройство и погибнет. Страшная картина Конца Света описана во многих сурах Священного Корана и хадисах Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Их невозможно читать без содрогания. Они являются постоянным напоминанием о бренности этого мира и ответственности каждого за свое поведение на этом свете, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним в этой жизни.

Когда Исрафиль (мир ему) вострубит в рог во второй раз, воскреснут все когда-либо жившие на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния. Все соберутся в обширной местности ‘Арасат, или на Махшаре (место сбора). Первым воскреснет Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и придет на свое место в почете, окруженный 70 тысячами ангелов.

Все будут мучатся в ожидании Суда. В зависимости от земных деяний они будут находиться в разных условиях: для одних это время растянется на тысячи лет, для других пройдет очень быстро, и они будут пребывать в благоденствии. В этот день особые категории правоверных найдут прибежище в тени ‘Арша, рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям).

Обитатели Махшара кинутся к пророкам, чтобы попросить у них шафа’ат (заступничество, помощь, оказываемая пророками и другими праведниками с дозволения Всевышнего Аллаха) о начале допроса, пророки же будут отправлять их от одного к другому, и в конце концов они придут к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Он попросит облегчения у Всевышнего Аллаха, который примет его ходатайство, и начнется Великий Суд. Это является общим заступничесвтвом Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). В этот день все, кроме пророков, ангелов и особой категории верующих, будут строго допрошены о своих земных деяниях.

Все земные деяния людей записывают два ангела: один из них, Ракиб, находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой — ‘Атид — у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причем, плохие деяния записываются не сразу, ангел ждет, может быть, человек искренне пожалеет о содеянном и раскается. В случае покаяния плохое деяние не записывается. Поистине, безгранична милость Всевышнего Аллаха. Он дает возможность каждому искренне покаяться и увеличить количество хороших деяний. Всевышний дал нам и другие возможности увеличить благие деяния. Он дал нам священные дни и ночи, когда в десятки и сотни раз увеличиваются воздаяния за наши благодеяния. Поэтому нам необходимо всеми силами стараться совершать благое и воздерживаться от порицаемого, ибо так же и грех, совершенный в эти периоды времени, также увеличиваются.

Итак, в День Суда все земные деяния будут учтены, включая самые мизерные. Будут взвешены особыми весами (Мизан) хорошие и плохие деяния. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние будет играть решающую роль и перетянет чашу весов в ту или иную сторону. Поэтому необходимо стараться соблюдать нормы Ислама во всем, даже в мелочах.

Те, у кого хороших деяний окажется больше плохих, получат записи своих земных деяний справа и спереди, они будут названы поименно и обрадованы блаженным Раем. Они не попадут в Ад. А наказание, соответствующее их грехам, они получат в могиле, в День Суда, при переходе через мост Сират. Те же, у кого окажется больше плохих деяний, книгу деяний получат сзади, они также будут названы поименно и ввергнуты в пламя Ада.

После Суда каждому необходимо будет перейти мост Сират, который для некоторых будет тоньше волоса и острее лезвия меча. А для праведников этот мост будет широким. Мост Сират проходит над пропастью Ада и ведет в Рай. В зависимости от земных деяний, люди перейдут Сират по-разному: некоторые перейдут его мигом, другие долго и мучительно. А те, у которых плохих деяний больше, не смогут перейти Сират, упадут с него и окажутся в объятиях страшного пламени Ада.

Но некоторые грешники, которые заслужили наказание, спасутся благодаря заступничеству Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Другие пророки и праведники тоже получат право на заступничество, соответствующее своему уровню.

Мы верим также в то, что правоверные смогут напиться в водоеме Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который называется Хауз, вода в котором белее молока, слаще меда, прохладнее снега. Испивший ее единожды утолит жажду навсегда.

Попавшие в Рай будут молодыми, здоровыми (в возрасте 33 лет) и останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не мечтали. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе — и обитатели Рая получат его. Здесь праведников будут услаждать прелестные гурии. Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.

Праведники в Раю смогут лицезреть Всевышнего Аллаха, каждый приблизится к Нему по мере своих добрых деяний. Лицезрение же Всевышнего Аллаха и Его довольство нами является высшим наслаждением, высшим благом. Но и в Раю все будут находится на разных уровнях в соответствии с деяниями и будут завидовать тем, кто лучше соблюдал предписания религии.

Мусульмане, попавшие в Ад, получат соответствующее наказание в зависимости от своих греховных деяний. И отбыв в Аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, затем попадут в Рай, где пребудут вечно. Неверующие и лицемеры останутся в Аду навечно. В Аду также имеются разные уровни мучений, в зависимости от тяжести злодеяний и грехов. Чем больше мы будем помнить о Дне Суда, осознавать, что придется ответить за каждый поступок, за каждое слово, тем легче будет оставить греховные поступки. В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным, непреходящим и последним пристанищем человека.

Рай — это дом наслаждений, невиданных и неслыханных благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай останутся навсегда в нем. По мнению большинства алимов, Рай находится над семью небесами и под ‘Аршем. Рай – это вечный дом, его существованию нет конца. Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слышал и не мог даже представить их. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там радость бывает без печали, отдых без устали, богатство без нужды, красота без изъянов, молодость без старости.

Рай имеет различные уровни: Джаннатуль ‘адн, Джаннатуль-хульди, Дару-нна’им, Джаннатуль-маъва, Дару-ссалям, Дару джалал. Самый высший уровень Рая называется Фирдавс. В каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям и крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метров. Невозможно словами передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом, сказано, что если одна райская дева (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Ее головной убор (платок) лучше, чем весь мир и все, что в нем есть. Жены, которые вели себя праведно в этом мире, бывают там лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.

Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О, мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит все это в десять раз. Так сказано в хадисе, переданном Муслимом.

Однако необходимо помнить, что блага в Раю человек получит в соответствии со своими благими деяниями, совершенными в этом мире. Больше всего обитатели Рая будут жалеть там о напрасно, без пользы проведенном времени в дольнем мире, и они будут завидовать тем, кто обрел больше благ и наслаждений. Хотя сейчас нам кажется, что достаточно лишь не попасть в Ад, но на том свете мы будем думать по-другому. Поэтому не следует успокаиваться на достигнутом, необходимо приложить все свои усилия на пути служения религии Аллаха, во имя Его довольства.

Да одарит Аллах всех мусульман Раем!

Ад — это место, созданное Всевышним Аллахом для справедливого наказания и мучения неверных и непослушных рабов из числа людей и джиннов. Мучения в Аду жаром и холодом страшны и бесконечны. Наш земной огонь является частицей огня Ада, который семь раз был брошен в море для охлаждения. Огонь, что на земле, несравним с огнем Ада.

В Аду находятся змеи, яд (закум), хамим (напиток настолько отвратительный и горячий, что, поднесенный ко рту, обжигает все лицо). У того, кого подвергают каре в Аду, для усиления наказания тело увеличивают во много раз, один зуб человека бывает размером с гору Ухуд. Кожа бывает в 70 раз толще обычной, и каждый раз после сгорания она вновь восстанавливается, чтобы подвергать человека каре еще и еще. Под ногами у того, кто заслужил самое слабое наказание, горит огонь, который заставляет кипеть мозг. В Аду людям не дадут умереть и привыкнуть к мукам.

Ад имеет семь ступеней. В самый верхний бросают верующих грешников, которым Аллах не простил грехи. На других ступенях Ада будут неверные, которые останутся там навсегда.

Самый верхний слой называется Джаханнам, ниже располагаются Лазза, Хутамат, Саир, Сакар, Джахил. Самый нижний — Хавият — предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнем. Да убережет Всевышний Аллах всех мусульман от Ада по Своей милости!

quran-sunna