Собираться на ифтар - это не повод для маджлиса нововведенцев

Собираться на ифтар - это не повод для маджлиса нововведенцев

Хвала Аллаху Господу Миров который подарил нам благословенный месяц Рамадан и дал возможность соблюдать его предписания. Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников, последователей и всех тех кто придерживается его Сунны до Судного Дня!

Сов­ре­мен­ные та­таро-му­суль­ман­ские тра­диции до­воль­но сво­еоб­разны и их на­ци­ональ­но-бы­товое воп­ло­щение мо­жет выг­ля­деть весь­ма за­бав­ным.

Сра­зу сле­ду­ет ого­ворить­ся, что от ре­ги­она к ре­ги­ону име­ют­ся не­боль­шие от­ли­чия, ко­торые, впро­чем, аб­со­лют­но не вли­яют на об­щую кар­ти­ну. По­это­му рас­смот­рим проб­ле­му на при­мере Сибири.

Му­суль­ма­не ре­ги­она, как и их соб­ратья из дру­гих угол­ков ми­ра, соб­лю­да­ют ос­новные об­ря­ды, пред­пи­сан­ные ис­ла­мом и в от­но­шении ко­торых у му­суль­ман нет раз­ногла­сий. Это, преж­де все­го, ка­са­ет­ся та­ких праз­дни­ков, как: Кур­бан-бай­рам, Ура­за-бай­рам и ни­кях. И, как это обыч­но бы­ва­ет с ре­лиги­ями в пов­седнев­ности, ба­зовые че­лове­чес­кие страс­ти спле­та­ют­ся с та­кой же ба­зовой пот­ребностью в той или иной фор­ме при­час­тия к ду­хов­ной жиз­ни. Здесь мы по­пыта­лись по­казать, как пре­лом­ля­ет­ся в си­биро-та­тар­ском пос­тсо­вет­ском бы­ту ре­лигия, взрос­шая в пес­ках Ара­вии поч­ти пол­то­ры ты­сячи лет на­зад…

Нач­нем с глав­но­го праз­дни­ка жер­твоп­ри­ноше­ния. На Кур­бан-бай­рам лю­ди со­бира­ют­ся в ме­чети, будь то го­род или де­рев­ня. Соб­лю­да­ющие со­вер­ша­ют на­маз, ос­таль­ные си­дят и смот­рят на мо­лящих­ся. Пос­ле че­го все де­ла­ют дуа (об­ра­щение к Бо­гу с тре­бами) и да­ют са­дака в ме­четь.

По­доб­ные кон­фи­гура­ции со­бира­ют­ся не толь­ко по боль­шим праз­дни­кам. Соб­ра­ние с има­мом, ко­торое на­зыва­ет­ся ха­рак­терным тер­ми­ном «Аш» (Тра­пеза), со­зыва­ет­ся по са­мым раз­ным по­водам. Нап­ри­мер: по­мина­ние умер­ших, рож­де­ние ре­бен­ка и его имя ­наре­чение, пе­ре­езд в но­вое жилье, от­прав­ле­ние в ар­мию, день рож­де­ние или, в кон­це кон­цов, по­мина­ние Ал­ла­ха, что­бы за­молить гре­хи и от­дать дань тра­диции. На «ашах» при­нят сле­ду­ющий рег­ла­мент: хо­зя­ева до при­хода мул­лы нак­ры­ва­ют стол, а ког­да он при­ходит, лю­ди рас­са­жива­ют­ся (ес­ли на­роду мно­го, сна­чала пус­ка­ют стар­ших, в ос­новном муж­чин). Пос­ле он при­ветс­тву­ет всех и на­чина­ет де­лать дуа (хо­зя­ева за­ранее го­ворят, за ко­го по­молить­ся) ок­ру­жа­ющие то­же де­ла­ют дуа (прос­то ха­рак­терно под­ни­ма­ют ру­ки в дан­ном слу­чае), за­тем мул­ла чи­та­ет Ко­ран. Сто­ит за­метить, что имам и часть гос­тей весь­ма ис­крен­не мо­лят­ся за хо­зя­ев сто­ла и за их родс­твен­ни­ков. Пос­ле, хо­зя­ева раз­да­ют са­дака (ми­лос­ты­ню). Мул­ле по­лага­ет­ся боль­ше все­го. Гос­тям да­ют по ме­лочи – 20-30 руб. в сред­нем, а ма­лень­ким де­тям руб­лей по 5-10, что, кста­ти, очень ра­ду­ет ма­лышей (сум­мы са­даки варь­иру­ют­ся в за­виси­мос­ти от бла­госос­то­яния то­го или ино­го ре­ги­она).

Ис­полнив ос­новную ри­ту­аль­ную часть, ко­торая для не­кото­рых яв­ля­ет­ся лишь увер­тю­рой к пир­шес­тву, все на­чина­ют ув­ле­чен­но есть. На та­ких ме­роп­ри­яти­ях нак­ры­ва­ют весь­ма изо­биль­ный и ап­пе­тит­ный стол, глав­ным блю­дом ко­торо­го яв­ля­ет­ся ко­неч­но же на­варис­тый суп. По хо­ду де­ла мул­ла мо­жет рас­ска­зывать ка­кие-ли­бо на­зида­ния и нас­тавле­ния. Лю­ди, как пра­вило, едят и ки­ва­ют, но боль­шинс­тво вос­при­нима­ют это как не­об­хо­димость, по­доб­но тю­бетей­ки. Мул­ла иног­да то­же, ког­да по­нима­ет, что в прин­ци­пе ис­полнил свой долг, сде­лав ва­газ пе­ред тра­пезой. Но пос­коль­ку он ощу­ща­ет от­ветс­твен­ность за их заб­лудшие ду­ши, то иног­да на­чина­ет су­рово осуж­дать неп­ра­вед­ный об­раз жиз­ни и да­же го­рячить­ся, вследс­твие че­го мо­жет за­вязать­ся дис­куссия, в хо­де ко­торой сре­ди гос­тей об­на­ружи­ва­ют­ся ярые ате­ис­ты-ком­му­нис­ты из прош­лой эры, ко­торые с неп­ри­язнью от­но­сят­ся ко всей ре­лиги­оз­ной ри­тори­ке. И здесь воз­ни­ка­ет воп­рос: а за­чем они приш­ли и усер­дно го­ворят аминь? Пос­ле тра­пезы на­род еще раз де­ла­ет дуа и на этом об­ряд за­кан­чи­ва­ет­ся.

Те­перь - не­боль­шое наб­лю­дение о ифтаре в месяц Рамадан

Примерно за час-полтора собираются за накрытым столом в основном люди преклонного возраста во главе с муллой. Основная часть присутствующих не соблюдают обязанности перед Аллахом, не совершают пятикратный намаз и не держат Уразу. Некоторые гости, да и кто-то из хозяев могут ненароком испробывать угощения ещё за долго до азана на намаз Магриб.

Но удивляет то, что мулла или имам обязан объяснять присутствующим о том что такое Ураза, что её обязан соблюдать каждый достигший совершеннолетия человек. А получается ифтар превращают в повод для распространения новшеств и для своего обогащения с чтением непонятных мольб и Корана по кириллице. Не объясняют что такое Сунны Уразы и получается поощряют не соблюдение поста кормлением не держащих её.

Был такой случай. Как обычно шла раздача денег. Их раздавала женщина из рук в руки. Когда дошла очередь дать деньги мужчине, он сказал чтобы деньги положили на стол, а не дали в руки. Рядом татары подсказали, что у нас не принято деньги на стол класть, а нужно незаметно прямо в руки. Мужчина которому предназначались деньги сказал, что мол мой мазхаб не позволяет дотронуться до женщины и у меня испортится омовение. Рядом сидящие мужчины с удовольствием приняли деньги из рук подающей и сказали, что мол а у нас мазхаб позволяет трогать противоположный пол и всё будет нормально. Женщина незнающая в религии практически ничего была очень поражена этим эпизодом и для неё теперь Ислам стал ещё более загадочным и невообразимым.

Толкучка на массовых ифтарах

Каждый год наблюдается такая проблема, как хаотичность и даже давка в шатрах Рамадана, где кормят всех нуждающихся, в первую очередь постящихся. Часто возникают неприятные моменты, когда за едой приходят люди не постящиеся, просто бесплатно покушать, занимая места и забирая дополнительные порции. В результате постящиеся остаются голодными.

Конечно, когда ты голодный, злой под вечер и кто-то пытается тебя подрезать, вперед тебя сесть за стол, начинает проявляться наше эго, темная часть души. Откуда мы можем знать, держит уразу человек или нет, возможно, он постится намного искреннее, чем ты?!

Поэтому Аллах в Коране говорит, что мы, все люди, вне зависимости от социального статуса, религиозных взглядов, длины бороды, все одинаковы перед Аллахом, за исключением богобоязненных.

И в подобных ситуациях проявляется наша богобоязненность. За то, что мы пропустили вперед себя человека, или не зашли, или нам места не хватило, за это нам будет только награда. Поэтому пускай люди уступают друг другу, ведь вторая мудрость уразы – это взаимоуважение, чтобы мы ценили, берегли и заботились друг о друге. Пропусти этого человека, пусть он сядет, поест, за это тебе будет награда.

Да упасёт нас Аллах от этого всего!