Собираться на ифтар - это не повод для маджлиса нововведенцев
Хвала Аллаху Господу Миров который подарил нам благословенный месяц Рамадан и дал возможность соблюдать его предписания. Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников, последователей и всех тех кто придерживается его Сунны до Судного Дня!
Современные татаро-мусульманские традиции довольно своеобразны и их национально-бытовое воплощение может выглядеть весьма забавным.
Сразу следует оговориться, что от региона к региону имеются небольшие отличия, которые, впрочем, абсолютно не влияют на общую картину. Поэтому рассмотрим проблему на примере Сибири.
Мусульмане региона, как и их собратья из других уголков мира, соблюдают основные обряды, предписанные исламом и в отношении которых у мусульман нет разногласий. Это, прежде всего, касается таких праздников, как: Курбан-байрам, Ураза-байрам и никях. И, как это обычно бывает с религиями в повседневности, базовые человеческие страсти сплетаются с такой же базовой потребностью в той или иной форме причастия к духовной жизни. Здесь мы попытались показать, как преломляется в сибиро-татарском постсоветском быту религия, взросшая в песках Аравии почти полторы тысячи лет назад…
Начнем с главного праздника жертвоприношения. На Курбан-байрам люди собираются в мечети, будь то город или деревня. Соблюдающие совершают намаз, остальные сидят и смотрят на молящихся. После чего все делают дуа (обращение к Богу с требами) и дают садака в мечеть.
Подобные конфигурации собираются не только по большим праздникам. Собрание с имамом, которое называется характерным термином «Аш» (Трапеза), созывается по самым разным поводам. Например: поминание умерших, рождение ребенка и его имя наречение, переезд в новое жилье, отправление в армию, день рождение или, в конце концов, поминание Аллаха, чтобы замолить грехи и отдать дань традиции. На «ашах» принят следующий регламент: хозяева до прихода муллы накрывают стол, а когда он приходит, люди рассаживаются (если народу много, сначала пускают старших, в основном мужчин). После он приветствует всех и начинает делать дуа (хозяева заранее говорят, за кого помолиться) окружающие тоже делают дуа (просто характерно поднимают руки в данном случае), затем мулла читает Коран. Стоит заметить, что имам и часть гостей весьма искренне молятся за хозяев стола и за их родственников. После, хозяева раздают садака (милостыню). Мулле полагается больше всего. Гостям дают по мелочи – 20-30 руб. в среднем, а маленьким детям рублей по 5-10, что, кстати, очень радует малышей (суммы садаки варьируются в зависимости от благосостояния того или иного региона).
Исполнив основную ритуальную часть, которая для некоторых является лишь увертюрой к пиршеству, все начинают увлеченно есть. На таких мероприятиях накрывают весьма изобильный и аппетитный стол, главным блюдом которого является конечно же наваристый суп. По ходу дела мулла может рассказывать какие-либо назидания и наставления. Люди, как правило, едят и кивают, но большинство воспринимают это как необходимость, подобно тюбетейки. Мулла иногда тоже, когда понимает, что в принципе исполнил свой долг, сделав вагаз перед трапезой. Но поскольку он ощущает ответственность за их заблудшие души, то иногда начинает сурово осуждать неправедный образ жизни и даже горячиться, вследствие чего может завязаться дискуссия, в ходе которой среди гостей обнаруживаются ярые атеисты-коммунисты из прошлой эры, которые с неприязнью относятся ко всей религиозной риторике. И здесь возникает вопрос: а зачем они пришли и усердно говорят аминь? После трапезы народ еще раз делает дуа и на этом обряд заканчивается.
Теперь - небольшое наблюдение о ифтаре в месяц Рамадан
Примерно за час-полтора собираются за накрытым столом в основном люди преклонного возраста во главе с муллой. Основная часть присутствующих не соблюдают обязанности перед Аллахом, не совершают пятикратный намаз и не держат Уразу. Некоторые гости, да и кто-то из хозяев могут ненароком испробывать угощения ещё за долго до азана на намаз Магриб.
Но удивляет то, что мулла или имам обязан объяснять присутствующим о том что такое Ураза, что её обязан соблюдать каждый достигший совершеннолетия человек. А получается ифтар превращают в повод для распространения новшеств и для своего обогащения с чтением непонятных мольб и Корана по кириллице. Не объясняют что такое Сунны Уразы и получается поощряют не соблюдение поста кормлением не держащих её.
Был такой случай. Как обычно шла раздача денег. Их раздавала женщина из рук в руки. Когда дошла очередь дать деньги мужчине, он сказал чтобы деньги положили на стол, а не дали в руки. Рядом татары подсказали, что у нас не принято деньги на стол класть, а нужно незаметно прямо в руки. Мужчина которому предназначались деньги сказал, что мол мой мазхаб не позволяет дотронуться до женщины и у меня испортится омовение. Рядом сидящие мужчины с удовольствием приняли деньги из рук подающей и сказали, что мол а у нас мазхаб позволяет трогать противоположный пол и всё будет нормально. Женщина незнающая в религии практически ничего была очень поражена этим эпизодом и для неё теперь Ислам стал ещё более загадочным и невообразимым.
Толкучка на массовых ифтарах
Каждый год наблюдается такая проблема, как хаотичность и даже давка в шатрах Рамадана, где кормят всех нуждающихся, в первую очередь постящихся. Часто возникают неприятные моменты, когда за едой приходят люди не постящиеся, просто бесплатно покушать, занимая места и забирая дополнительные порции. В результате постящиеся остаются голодными.
Конечно, когда ты голодный, злой под вечер и кто-то пытается тебя подрезать, вперед тебя сесть за стол, начинает проявляться наше эго, темная часть души. Откуда мы можем знать, держит уразу человек или нет, возможно, он постится намного искреннее, чем ты?!
Поэтому Аллах в Коране говорит, что мы, все люди, вне зависимости от социального статуса, религиозных взглядов, длины бороды, все одинаковы перед Аллахом, за исключением богобоязненных.
И в подобных ситуациях проявляется наша богобоязненность. За то, что мы пропустили вперед себя человека, или не зашли, или нам места не хватило, за это нам будет только награда. Поэтому пускай люди уступают друг другу, ведь вторая мудрость уразы – это взаимоуважение, чтобы мы ценили, берегли и заботились друг о друге. Пропусти этого человека, пусть он сядет, поест, за это тебе будет награда.
Да упасёт нас Аллах от этого всего!