Собираться на ифтар - это не повод для маджлиса нововведенцев

Собираться на ифтар - это не повод для маджлиса нововведенцев

Хвала Аллаху Господу Миров который подарил нам благословенный месяц Рамадан и дал возможность соблюдать его предписания. Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников, последователей и всех тех кто придерживается его Сунны до Судного Дня!

Сов­ре­мен­ные та­таро-му­суль­ман­ские тра­диции до­воль­но сво­еоб­разны и их на­ци­ональ­но-бы­товое воп­ло­щение мо­жет выг­ля­деть весь­ма за­бав­ным.

Сра­зу сле­ду­ет ого­ворить­ся, что от ре­ги­она к ре­ги­ону име­ют­ся не­боль­шие от­ли­чия, ко­торые, впро­чем, аб­со­лют­но не вли­яют на об­щую кар­ти­ну. По­это­му рас­смот­рим проб­ле­му на при­мере Сибири.

Му­суль­ма­не ре­ги­она, как и их соб­ратья из дру­гих угол­ков ми­ра, соб­лю­да­ют ос­новные об­ря­ды, пред­пи­сан­ные ис­ла­мом и в от­но­шении ко­торых у му­суль­ман нет раз­ногла­сий. Это, преж­де все­го, ка­са­ет­ся та­ких праз­дни­ков, как: Кур­бан-бай­рам, Ура­за-бай­рам и ни­кях. И, как это обыч­но бы­ва­ет с ре­лиги­ями в пов­седнев­ности, ба­зовые че­лове­чес­кие страс­ти спле­та­ют­ся с та­кой же ба­зовой пот­ребностью в той или иной фор­ме при­час­тия к ду­хов­ной жиз­ни. Здесь мы по­пыта­лись по­казать, как пре­лом­ля­ет­ся в си­биро-та­тар­ском пос­тсо­вет­ском бы­ту ре­лигия, взрос­шая в пес­ках Ара­вии поч­ти пол­то­ры ты­сячи лет на­зад…

Нач­нем с глав­но­го праз­дни­ка жер­твоп­ри­ноше­ния. На Кур­бан-бай­рам лю­ди со­бира­ют­ся в ме­чети, будь то го­род или де­рев­ня. Соб­лю­да­ющие со­вер­ша­ют на­маз, ос­таль­ные си­дят и смот­рят на мо­лящих­ся. Пос­ле че­го все де­ла­ют дуа (об­ра­щение к Бо­гу с тре­бами) и да­ют са­дака в ме­четь.

По­доб­ные кон­фи­гура­ции со­бира­ют­ся не толь­ко по боль­шим праз­дни­кам. Соб­ра­ние с има­мом, ко­торое на­зыва­ет­ся ха­рак­терным тер­ми­ном «Аш» (Тра­пеза), со­зыва­ет­ся по са­мым раз­ным по­водам. Нап­ри­мер: по­мина­ние умер­ших, рож­де­ние ре­бен­ка и его имя ­наре­чение, пе­ре­езд в но­вое жилье, от­прав­ле­ние в ар­мию, день рож­де­ние или, в кон­це кон­цов, по­мина­ние Ал­ла­ха, что­бы за­молить гре­хи и от­дать дань тра­диции. На «ашах» при­нят сле­ду­ющий рег­ла­мент: хо­зя­ева до при­хода мул­лы нак­ры­ва­ют стол, а ког­да он при­ходит, лю­ди рас­са­жива­ют­ся (ес­ли на­роду мно­го, сна­чала пус­ка­ют стар­ших, в ос­новном муж­чин). Пос­ле он при­ветс­тву­ет всех и на­чина­ет де­лать дуа (хо­зя­ева за­ранее го­ворят, за ко­го по­молить­ся) ок­ру­жа­ющие то­же де­ла­ют дуа (прос­то ха­рак­терно под­ни­ма­ют ру­ки в дан­ном слу­чае), за­тем мул­ла чи­та­ет Ко­ран. Сто­ит за­метить, что имам и часть гос­тей весь­ма ис­крен­не мо­лят­ся за хо­зя­ев сто­ла и за их родс­твен­ни­ков. Пос­ле, хо­зя­ева раз­да­ют са­дака (ми­лос­ты­ню). Мул­ле по­лага­ет­ся боль­ше все­го. Гос­тям да­ют по ме­лочи – 20-30 руб. в сред­нем, а ма­лень­ким де­тям руб­лей по 5-10, что, кста­ти, очень ра­ду­ет ма­лышей (сум­мы са­даки варь­иру­ют­ся в за­виси­мос­ти от бла­госос­то­яния то­го или ино­го ре­ги­она).

Ис­полнив ос­новную ри­ту­аль­ную часть, ко­торая для не­кото­рых яв­ля­ет­ся лишь увер­тю­рой к пир­шес­тву, все на­чина­ют ув­ле­чен­но есть. На та­ких ме­роп­ри­яти­ях нак­ры­ва­ют весь­ма изо­биль­ный и ап­пе­тит­ный стол, глав­ным блю­дом ко­торо­го яв­ля­ет­ся ко­неч­но же на­варис­тый суп. По хо­ду де­ла мул­ла мо­жет рас­ска­зывать ка­кие-ли­бо на­зида­ния и нас­тавле­ния. Лю­ди, как пра­вило, едят и ки­ва­ют, но боль­шинс­тво вос­при­нима­ют это как не­об­хо­димость, по­доб­но тю­бетей­ки. Мул­ла иног­да то­же, ког­да по­нима­ет, что в прин­ци­пе ис­полнил свой долг, сде­лав ва­газ пе­ред тра­пезой. Но пос­коль­ку он ощу­ща­ет от­ветс­твен­ность за их заб­лудшие ду­ши, то иног­да на­чина­ет су­рово осуж­дать неп­ра­вед­ный об­раз жиз­ни и да­же го­рячить­ся, вследс­твие че­го мо­жет за­вязать­ся дис­куссия, в хо­де ко­торой сре­ди гос­тей об­на­ружи­ва­ют­ся ярые ате­ис­ты-ком­му­нис­ты из прош­лой эры, ко­торые с неп­ри­язнью от­но­сят­ся ко всей ре­лиги­оз­ной ри­тори­ке. И здесь воз­ни­ка­ет воп­рос: а за­чем они приш­ли и усер­дно го­ворят аминь? Пос­ле тра­пезы на­род еще раз де­ла­ет дуа и на этом об­ряд за­кан­чи­ва­ет­ся.

Те­перь - не­боль­шое наб­лю­дение о ифтаре в месяц Рамадан

Примерно за час-полтора собираются за накрытым столом в основном люди преклонного возраста во главе с муллой. Основная часть присутствующих не соблюдают обязанности перед Аллахом, не совершают пятикратный намаз и не держат Уразу. Некоторые гости, да и кто-то из хозяев могут ненароком испробывать угощения ещё за долго до азана на намаз Магриб.

Но удивляет то, что мулла или имам обязан объяснять присутствующим о том что такое Ураза, что её обязан соблюдать каждый достигший совершеннолетия человек. А получается ифтар превращают в повод для распространения новшеств и для своего обогащения с чтением непонятных мольб и Корана по кириллице. Не объясняют что такое Сунны Уразы и получается поощряют не соблюдение поста кормлением не держащих её.

Был такой случай. Как обычно шла раздача денег. Их раздавала женщина из рук в руки. Когда дошла очередь дать деньги мужчине, он сказал чтобы деньги положили на стол, а не дали в руки. Рядом татары подсказали, что у нас не принято деньги на стол класть, а нужно незаметно прямо в руки. Мужчина которому предназначались деньги сказал, что мол мой мазхаб не позволяет дотронуться до женщины и у меня испортится омовение. Рядом сидящие мужчины с удовольствием приняли деньги из рук подающей и сказали, что мол а у нас мазхаб позволяет трогать противоположный пол и всё будет нормально. Женщина незнающая в религии практически ничего была очень поражена этим эпизодом и для неё теперь Ислам стал ещё более загадочным и невообразимым.

Да упасёт нас Аллах от этого всего!