Собираться на ифтар - это не повод для маджлиса нововведенцев
Хвала Аллаху Господу Миров который подарил нам благословенный месяц Рамадан и дал возможность соблюдать его предписания. Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников, последователей и всех тех кто придерживается его Сунны до Судного Дня!
Современные татаро-мусульманские традиции довольно своеобразны и их национально-бытовое воплощение может выглядеть весьма забавным.
Сразу следует оговориться, что от региона к региону имеются небольшие отличия, которые, впрочем, абсолютно не влияют на общую картину. Поэтому рассмотрим проблему на примере Сибири.
Мусульмане региона, как и их собратья из других уголков мира, соблюдают основные обряды, предписанные исламом и в отношении которых у мусульман нет разногласий. Это, прежде всего, касается таких праздников, как: Курбан-байрам, Ураза-байрам и никях. И, как это обычно бывает с религиями в повседневности, базовые человеческие страсти сплетаются с такой же базовой потребностью в той или иной форме причастия к духовной жизни. Здесь мы попытались показать, как преломляется в сибиро-татарском постсоветском быту религия, взросшая в песках Аравии почти полторы тысячи лет назад…
Начнем с главного праздника жертвоприношения. На Курбан-байрам люди собираются в мечети, будь то город или деревня. Соблюдающие совершают намаз, остальные сидят и смотрят на молящихся. После чего все делают дуа (обращение к Богу с требами) и дают садака в мечеть.
Подобные конфигурации собираются не только по большим праздникам. Собрание с имамом, которое называется характерным термином «Аш» (Трапеза), созывается по самым разным поводам. Например: поминание умерших, рождение ребенка и его имя наречение, переезд в новое жилье, отправление в армию, день рождение или, в конце концов, поминание Аллаха, чтобы замолить грехи и отдать дань традиции. На «ашах» принят следующий регламент: хозяева до прихода муллы накрывают стол, а когда он приходит, люди рассаживаются (если народу много, сначала пускают старших, в основном мужчин). После он приветствует всех и начинает делать дуа (хозяева заранее говорят, за кого помолиться) окружающие тоже делают дуа (просто характерно поднимают руки в данном случае), затем мулла читает Коран. Стоит заметить, что имам и часть гостей весьма искренне молятся за хозяев стола и за их родственников. После, хозяева раздают садака (милостыню). Мулле полагается больше всего. Гостям дают по мелочи – 20-30 руб. в среднем, а маленьким детям рублей по 5-10, что, кстати, очень радует малышей (суммы садаки варьируются в зависимости от благосостояния того или иного региона).
Исполнив основную ритуальную часть, которая для некоторых является лишь увертюрой к пиршеству, все начинают увлеченно есть. На таких мероприятиях накрывают весьма изобильный и аппетитный стол, главным блюдом которого является конечно же наваристый суп. По ходу дела мулла может рассказывать какие-либо назидания и наставления. Люди, как правило, едят и кивают, но большинство воспринимают это как необходимость, подобно тюбетейки. Мулла иногда тоже, когда понимает, что в принципе исполнил свой долг, сделав вагаз перед трапезой. Но поскольку он ощущает ответственность за их заблудшие души, то иногда начинает сурово осуждать неправедный образ жизни и даже горячиться, вследствие чего может завязаться дискуссия, в ходе которой среди гостей обнаруживаются ярые атеисты-коммунисты из прошлой эры, которые с неприязнью относятся ко всей религиозной риторике. И здесь возникает вопрос: а зачем они пришли и усердно говорят аминь? После трапезы народ еще раз делает дуа и на этом обряд заканчивается.
Теперь - небольшое наблюдение о ифтаре в месяц Рамадан
Примерно за час-полтора собираются за накрытым столом в основном люди преклонного возраста во главе с муллой. Основная часть присутствующих не соблюдают обязанности перед Аллахом, не совершают пятикратный намаз и не держат Уразу. Некоторые гости, да и кто-то из хозяев могут ненароком испробывать угощения ещё за долго до азана на намаз Магриб.
Но удивляет то, что мулла или имам обязан объяснять присутствующим о том что такое Ураза, что её обязан соблюдать каждый достигший совершеннолетия человек. А получается ифтар превращают в повод для распространения новшеств и для своего обогащения с чтением непонятных мольб и Корана по кириллице. Не объясняют что такое Сунны Уразы и получается поощряют не соблюдение поста кормлением не держащих её.
Был такой случай. Как обычно шла раздача денег. Их раздавала женщина из рук в руки. Когда дошла очередь дать деньги мужчине, он сказал чтобы деньги положили на стол, а не дали в руки. Рядом татары подсказали, что у нас не принято деньги на стол класть, а нужно незаметно прямо в руки. Мужчина которому предназначались деньги сказал, что мол мой мазхаб не позволяет дотронуться до женщины и у меня испортится омовение. Рядом сидящие мужчины с удовольствием приняли деньги из рук подающей и сказали, что мол а у нас мазхаб позволяет трогать противоположный пол и всё будет нормально. Женщина незнающая в религии практически ничего была очень поражена этим эпизодом и для неё теперь Ислам стал ещё более загадочным и невообразимым.
Да упасёт нас Аллах от этого всего!