Сначала пост в день Ашура был обязательным...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
الإتيوبي: صوم عاشوراء كان واجبًا، ثم نُسخ وجوبه برمضان، وبقي استحبابه، وهذا هو المذهب الراجح
Шейх аль-Итьюби (رَحِمَهُ الله) сказал: «Пост в день ‘Ашура был обязательным, затем был отменен обязательством поста в (месяц) Рамадан, и осталось желательность поста (в день ‘Ашура). Это и есть правильное мнение (в данном вопросе)». См. «Шарх сахих Муслим» 21/172.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Во времена джахилийи курайшиты постились в день ‘Ашура, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день ‘Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого”. аль-Бухари 2003, Муслим 1130.
Имам аш-Шафи’и о словах: «он перестал поститься в день ‘Ашура», сказал: “Т.е. перестал считать пост в этот день обязательным”. См. “Ихтиляф аль-хадис” 103.
Ар-Рубаййи’ бинт Му’аууиз (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды утром в день ‘Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил глашатая, чтобы возвестить в селениях ансаров: «Пусть поевший утром этого дня уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведет его до конца»”. Ар-Рубаййи’ сказала: “С тех пор мы соблюдали пост в этот день сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку (чтобы он увлекся), пока не наступало время разговения”. аль-Бухари 1960, Муслим 1136.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Люди времён джахилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил в обязанность пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘Ашура – это день из дней Аллаха. И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится»”. Муслим 1126.
Таким образом, пост в день ‘Ашура был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан, а после этого он стал добровольным, как это пояснял хафиз Ибн Хаджар, разбирая хадисы данной главы. См. “Фатхуль-Бари” 4/375.