Слепое следование поздним мазхабам

Слепое следование поздним мазхабам

Вопросы сторонникам фанатичного следования поздним мазхабам (не против самих мазхабов, как инструмента изучения фикха. а против фанатизма и необьективности...

Хвала Аллаху Господу миров!

Фанатикам мазхабов назревает вопрос - если мазхабы в их очень поздней интерпретации и "му'тамадах" были такой хорошей темой, а их ученые - такими богобоязненными профессионалами, в отличие от "заблудших Ибн Теймии и Ибн Абдуль Ваххаба", то как так получалось, что мы оказались там, где оказались?

Как так вышло, что поздние муфтии мазхабов запрещали например изучать важные светские науки, делая таклид за своими авторитетами, и не обращая внимание на изменившуюся сущность этих наук?

Как так вышло что когда амир Бухары хотел купить винтовки, чтобы сопротивляться русским, ему муфтии Бухары дали фетву о том что винтовки это бид'а и надо воевать мечами, и в результате Бухарский Эмират пал под царской Россией?..

Как так вышло, что в мечети аль Харам существовало четыре отдельных имама для каждых мазхабов которые не молились друг за другом?

Как так вышло, что когда некоторые правители в Египте попросили "му'тамад-факихов" дать им какой то набор фетв для записи и составления государственных законов - они начали спорить по какому мазхабу должны составляться эти законы и ничего не дали, и в результате он обратился к законам французским?

Как вышло, что в Османской Империи процветали разврат, гомосексуализм, тирания, алкоголизм, а Шариат постепенно отменялся еще до реформ младотюрков и до западного влияния?

Почему шейхуль акбар османской империи оправдывал практику убийства родственников халифа Османов, ссылаясь на масляха мурсаля?

Почему в Афганистане укоренилась практика бача-бази (гомосексуализм), никах ат тахлиль (когда нанимают «мужа» на одну ночь после трех разводов чтобы восстановить первый брак), и многое другое?

Почему в Хиджазе мечеть Пророка и мечеть аль Харам стояли полупустыми а на могилах "валиев" могло по миллиону человек собираться и взывать там к умершим?

Почему Аравийский Полуостров вернулся почти к доисламскому состоянию, племена бедуинов отрицали Судный День, в некоторых местах вернулись идолы, а муфтии "великих ханбалитов Неджда" никак с этим не боролись, зато прекрасно брали деньги от племенных главарей?

Почему в Дамаске установили идола выточенного из скалы, который там сотню лет стоял и ему делались обеты и жертвоприношения, пока Ибн Теймия с горсткой своих сподвижников ее не поломал, и чуть очередной раз не попал из-за этого в тюрьму?

А то рассказывать привыкли сказки про "му'тамады" и тд, а на деле чем больше уходили в слепой таклид, чем больше отдалялись от Сунны и иджтихада, тем больше увеличивались нововведения и деградировали исламские знания и их роль и роль ученых и само правление по Шариату.

А потом шейх Мухаммад во всем виноват и Ибн Теймия, которые со всем этим боролись, пытались исправить, и лишения терпели на этом пути. Или шейх аль Альбани, который при всех ошибках которые были, оживил многие исламские науки которые стояли практически заброшенными. Как не стыдно только!

Куфр нововведения и таклида в религии

Понятия нововведения и таклида имеют между собой много общего, поэтому мы разберем их в рамках одного вида куфра.

Таклид — это принятие себе в религию чьих-то слов без довода от Аллаха и Его посланника ﷺ.

Бид'а - Нововведение — это привнесение в религию чего-то, что не доказано от Аллаха и Его посланника ﷺ.

Таклид и нововведения могут иметь 3 положения:

1) Таклид и нововведения дозволены в случае, если они не касаются вопросов религии.

Религия — это информация, которую мы получили от Аллаха посредством Откровения пророку ﷺ. Любой вопрос, который объясняется в Кур’ане или достоверной Сунне, становится частью религии Ислам. В таких вопросах запрещено делать таклид, как запрещено и привносить в религию что-то от себя (делать нововведения).

Во всех остальных вопросах, которые не разъясняются подробно в Кур’ане и Сунне и относятся таким образом к мирским вопросам, делать таклид или привносить нововведения можно.

В качестве наглядных примеров можно привести путешествие на самолете (нововведение в мирском вопросе) или следование за рекомендацией врача, не прося у него доказательств от Аллаха и Его посланника ﷺ (таклид в мирском). В подобных ситуациях обычно недопониманий не возникает, однако путаница может появиться в менее очевидных случаях.

Так, многие мусульмане путают средства к распространению или объяснению религии с самой религией. Например, книги по тафсиру Кур’ана содержат в себе аяты и хадисы пророка, которые являются Откровением, но вместе с тем содержат и объяснения ученых, которые уже не являются частью религии и могут быть правильными или неправильными.

В качестве другого примера можно привести иджтихад ученого в вопросе, относительно которого нет прямого указания в Кур’ане и Сунне.

Относительно двух последних приведенных примеров можно сказать, что тафсир (объяснение ученого) или его иджтихад можно принять без доказательств (сделать таклид) или дополнить (сделать в них нововведение) в случае, если такой тафсир и иджтихад не противоречат Кур’ану и Сунне в понимании сподвижников.

Ещё одним хорошим примером может послужить оценка мухаддисом достоверности хадиса. Иснад (цепочка передатчиков) хадиса — не является Откровением от Аллаха, а заключение мухаддиса о непрерывности иснада будет его иджтихадом. Таким образом, мы можем сделать таклид относительно оценки достоверности хадиса и в этом не будет никаких проблем.

2) Таклид и нововведения запрещены (харам) и являются грехом в случае, если они непосредственно касаются вопросов религии.

Аллах говорит в Кур’ане:

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ 
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:21).

Также пророк сказал:

إنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ «Поистине, каждое нововведение — это заблуждение!» (Абу Дауд 4607, Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5).

Здесь имеется в виду именно нововведение в религию, что объясняется в другом известном хадисе:

مَنْ أَحْدَثَ فِى أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ «(Если) кто-то внесёт в это наше дело (в Ислам) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» (Ахмад 6/146 и 270, Бухари 2697, Муслим 1718, Абу Дауд 4606, Ибн Маджах 14).

Так, например, нельзя принимать к себе в религию слова ученого, который утверждает, что совершая намаз, нужно делать то-то и то-то, если при этом он не ссылается на соответствующий аят или хадис пророка ﷺ.

Также нельзя принимать к себе в религию информацию о том, что молитва в какую-то определенную ночь имеет особый баракят или должна совершаться каким-то иным способом.

Это же касается любой информации, которую люди относят к Исламу, не ссылаясь при этом на слова Аллаха и Его посланника ﷺ.

Что касается таклида, то Аллах в Кур’ане приказал пророку сказать в качестве возражения людям писания следующее:

قُلْ هَاتُواْ بُرْهَٰنَكُمْ إِن كُنتُمْ صَٰدِقِينَ «Скажи: «Приведите ваш довод, если вы говорите правду»» (2:111).

В этом аяте содержится великое воспитание, разъясняющее, что нельзя брать себе в религию чьи-то слова без шариатских доказательств.

Вопросы нововведения и таклида взаимосвязаны ещё и потому, что именно по причине таклида, когда простые люди принимают себе в религию слова тех, кого считают знающими, и получили распространение всевозможные нововведения в Исламе.

Если каждый мусульманин начнет спрашивать довод, то ввести его в заблуждение станет гораздо труднее, а постоянное обращение к аятам и хадисам постепенно сделает его человеком, знающим свою религию.

3) Таклид и нововведения могут дойти до степени куфра в случае, когда человек принимает без довода или привносит в религию информацию, которая является куфром сама по себе.

Так, например: وَقَالَتِ ٱلْيَهُودُ يَدُ ٱللَّهِ مَغْلُولَةٌ ​ۚ غُلَّتْ أَيْدِيهِمْ وَلُعِنُواْ بِمَا قَالُواْ ​ۘ بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ يُنفِقُ كَيْفَ يَشَآءُ «Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что сказали. Обе руки Его простёрты: Он одаряет, как пожелает» (5:64).

وَإِذَا فَعَلُواْ فَٰحِشَةً قَالُواْ وَجَدْنَا عَلَيْهَآ ءَابَآءَنَا وَٱللَّهُ أَمَرَنَا بِهَا ​ۗ قُلْ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَأْمُرُ بِٱلْفَحْشَآءِ ​ۖ أَتَقُولُونَ عَلَى ٱللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ

«Когда они совершают мерзость, то говорят: «Мы видели, что наши отцы поступали так. Аллах повелел нам это». Скажи: «Аллах не велит мерзость. Неужели вы наговариваете на Аллаха то, чего не знаете?»» (7:28).

Также до степени куфра доходят такие нововведения, которые искажают сами основы Ислама. Например, часто подобное происходит при вольных толкованиях Имён и Качеств Аллаха, как сказал об этом Сам Господь:

وَلِلَّهِ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ فَٱدْعُوهُ بِهَا ​ۖ وَذَرُواْ ٱلَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِىٓ أَسْمَٰٓئِهِۦ ​ۚ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«У Аллаха самые прекрасные имена. Призывайте же Его ими и оставьте тех, которые извращают Его имена. Они получат воздаяние за то, что они совершали» (7:180).

Хорошим примером нововведения, которое является куфром, может послужить обращение с мольбами к мертвым праведникам, которое практикуют крайние суфии, шииты-рафидиты и некоторые другие группы. Именно про таких Аллах сказал:

أَلَا لِلَّهِ ٱلدِّينُ ٱلْخَالِصُ ​ۚ وَٱلَّذِينَ ٱتَّخَذُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوْلِيَآءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَآ إِلَى ٱللَّهِ زُلْفَىٰٓ إِنَّ ٱللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِى مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ​ۗ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَهْدِى مَنْ هُوَ كَٰذِبٌ كَفَّارٌ

«Знайте же, верить в Аллаха полагается искренне, [не придавая Ему сотоварищей]. А те, которые взяли себе покровителей вместо Него, [говорят]: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чём они были не согласны. Поистине, Аллах не ведёт верным путём тех, кто лжив и не верует» (39:3).

Делая таклид в подобных нововведениях, которые являются куфром, человек также попадает в куфр и его невежество не служит ему оправданием:

وَقَالَ ٱلَّذِينَ ٱتَّبَعُواْ لَوْ أَنَّ لَنَا كَرَّةً فَنَتَبَرَّأَ مِنْهُمْ كَمَا تَبَرَّءُواْ مِنَّا ​ۗ كَذَٰلِكَ يُرِيهِمُ ٱللَّهُ أَعْمَٰلَهُمْ حَسَرَٰتٍ عَلَيْهِمْ ​ۖ وَمَا هُم بِخَٰرِجِينَ مِنَ ٱلنَّارِ

«Те, которые следовали за другими, скажут: «Если бы мы могли вернуться, мы отреклись бы от них, как они отреклись от нас». Так же Аллах покажет им их деяния, и это опечалит их. Им никогда не выйти из огня» (2:166).