Следы слепого подчинения заблудшим правителям

Следы слепого подчинения заблудшим правителям

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Сказал Юнус ибн Убейд, табиин: إذا خالف السلطان السُّنة ، وقالت الرعية : قد أُمرنا بطاعته ؛ أسكن اللهُ قلوبَهم الشك، وأورثهم التطاعن

"Если правитель противоречит Сунне, а подданные говорят: "Нам приказано ему подчиняться", то Аллах поселит в их сердца сомнения, и вселит в них порочение друг друга". "Аль Ибана", 170.

Убеждения ахлю Сунна уаль джама‘а – это слушаться и подчиняться справедливым правителям, руководителям в том, что любимо Аллаху (пречист Он и возвышен) и чем доволен Аллах (пречист Он и возвышен). Кто пришел к власти в качестве халифа на основе единодушного согласия и довольства людей, он и есть повелитель правоверных. И не дозволяется никому провести хотя бы одну ночь, считая, что над ним нет руководителя, что над ним нет имама, будь он благочестивым, или же нечестивцем, или грешником».

Это один из важных принципов вероубеждения (акъыды) ахлю Сунна уаль джама‘а, который построен на Коране и на Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). والطاعة السمع («слушаться и подчиняться») — принцип слушать правителей и подчиняться правителям. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит об этом в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ

«О, вы, которые уверовали, подчиняйтесь Аллаху, и подчиняйтесь Посланнику, и обладателям влияния среди вас». («Ан-Ниса», 59 аят)

Сказано «среди вас», то есть из мусульман. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывает на это в Сунне. В одной из прощальных проповедей он сказал: «Я заповедую вам слушать и подчиняться, даже если правителем над вами станет раб». В одной из версий сказано: «если правителем над вами станет раб-абиссинец или эфиоп», в другой версии говорится: «раб, у которого отсутствуют конечности». Даже если правитель без рук и ног, все равно вы должны подчиняться ему, поскольку он – правитель.

Это один из важных принципов и убеждений ахлю Сунна уаль джама‘а. И тот, кто выступает против руководителей мусульман, относится к числу заблудших. Такими могут быть представители разных групп: это может быть человек с хариджитскими убеждениями, это может быть мутазилит, это может быть рафидит, то есть представитель любой из заблудших групп, которые противоречат Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

«Слушаться правителей, подчиняться им в том, что любит Аллах и чем Он доволен». Здесь автором, да смилуется над ним Аллах, сделана важная оговорка – упомянуто важное условие. В чем подчиняться? В том, что любит Аллах и чем доволен Аллах. Что касается греха в ослушании Аллаха, то в этом нет подчинения правителям. Автор не упомянул здесь вещи, в которых дозволено (мубах) подчиняться. Некоторые могут подумать, что подчиняться правителю нужно только в обязательном (ваджиб) и в желательном (мустахаб). Нет, подчинение правителю должно быть и в том, что обязательно (ваджиб), и в том, что желательно (мустахаб), и в других вещах, которые, по сути своей, являются дозволенными (мубах). Почему? Потому что подчинение правителю должно быть в том, в чем нет противоречия шариату Аллаха (пречист Он и возвышен). Там же, где это противоречит шариату Аллаха (пречист Он и возвышен), нет подчинения правителям! Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит в хадисе:

لا طاعَةَ لِمَخْلُوقٍ في مَعْصِيَةِ الخالِق «Нет подчинения творению путем ослушания Творца». (Ахмад, 4/426, 427, 436; Табарани, 18/229) и сказано в хадисе: «Поистине, подчинение бывает только в благом (ма,руфе)».

Если, предположим, правитель приказывает людям совершать грехи, то они не подчиняются ему в этом. Но означает ли это, что люди могут воспользоваться такой ситуацией и сказать: «Мы теперь полностью выходим из подчинения этому правителю, потому что он приказывает грехи»? Нет, нельзя. Нельзя подчиняться ему в грехе, но это не значит, что можно выйти из подчинения ему, из-под покорности ему вообще, отказываться признавать его своим правителем и т.д. Если обладатель власти приказывает какое-то из прегрешений, это не значит, что его правление, его имамство прекращаются. Нет, его правление (вилая) остается, просто ему не подчиняются вот в этом грехе, но подчиняются во всем остальном, что не является ослушанием.

«Тот, кто пришел к власти в качестве халифа на основе единодушия людей (иджма), на основе довольства людей им, он - повелитель правоверных — أمير المؤمنين». Здесь автор начинает разъяснять то, каким образом устанавливается правление, в результате чего Ислам потом признает этого человека в качестве правителя. Существует несколько путей прихода человека к власти, несколько вариантов:

1. Единодушном мнении (иджма) мусульман, когда мусульмане выбирают себе правителя. Выбор кого имеется в виду? Единодушие (иджма) со стороны кого? Со стороны тех людей, которые называются ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд. Это люди, которые имеют влияние: ученые (уляма), это имеющиеся правители (амиры), наместники, руководители племен, какие-то уважаемые и авторитетные люди, важные политические фигуры в обществе, руководители войск. Вот об этих людях идет речь. Не имеется в виду, что все люди подряд: женщины, дети, крестьяне, люди, живущие в пустыне и т.д., — все они принимают участие в выборах правителя. Нет, это неправильно, такого в Исламе нет. Имеются в виду те люди, которые обладают влиянием в обществе — ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд. И это ясно. В каждом государстве известны деятели, которые пользуются авторитетом и имеют влияние среди людей. Что касается остальных людей, то они уже следуют за ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд — обладателями влияния. Если обладатели влияния сошлись на чьей-то кандидатуре, остановили свой выбор на нем в качестве правителя, то все остальные должны подчиняться им в этом.

Таким образом, этим первым путем был установлен имамат, был установлен халифат, было установлено правление халифа Абу Бакра ас-Сиддикъа, да будет доволен им Аллах. После смерти Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сподвижники единодушно сошлись на том, чтобы дать присягу Абу Бакру ас-Сиддикъу — правдивейшему Абу Бакру, да будет доволен им Аллах. Сподвижники на этом сошлись, а остальная Умма потом последовала за теми, кто выбрал ас-Сиддикъа в качестве халифа. В то время не были открыты двери для всех мусульман, чтобы они принимали участие в выборе правителя, нет. Кто это сделал? Это сделали сподвижники — ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд, бывшие тогда обладателями влияния. Это из их прерогативы, это их компетенция. Так мусульмане избрали Абу Бакра в качестве халифа, потому что он был лучшим по свидетельству Аллаха (пречист Он и возвышен), по свидетельству Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Доказательства на правильность этого выбора приведены в Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Итак, выбор Абу Бакра состоялся таким путем. Здесь указание на то, что такие вещи, как выбор правителя, не отдаются на усмотрение широких масс. Толпа не может понимать интересы Уммы, интересы религии, интересы государства, она руководствуется какими-то сиюминутными эмоциями, какими-то интересами. Абу Бакр пришел к власти в результате единодушного выбора мусульман. И на то, что это был правильный выбор, указывают доказательства из откровений Аллаха (пречист Он и возвышен).

Первое доказательство, почему Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах, должен был стать халифом после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Потому что он лучший из сподвижников вообще, и никто из сподвижников не противоречил этому факту. Мы приводили хадисы о том, что сподвижники говорили: «Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы обсуждали между собой «кто лучший?», и все сходились на том, что лучший — это Абу Бакр, потом ‘Умар». Когда самого Али, да будет доволен им Аллах, спросил его сын Мухаммад ибн аль-Ханафия «Кто лучший в этой Умме?», тот ответил: «Абу Бакр». И когда Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, произносил проповедь в Куфе, он сказал, что лучшие в этой Умме – это Абу Бакр и ‘Умар. То есть это единодушное мнение (иджма) мусульман, что лучший в этой Умме – это Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах.

Второе доказательство того, почему именно Абу Бакр стал халифом после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Потому что еще при жизни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал и прямые, и косвенные указания на это. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заболел, кого он назначил имамом проводить намаз вместо себя, чтобы тот был имамом для мусульман, чтобы стоял здесь, в михрабе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? (Михраб – это то место, где молится имам, не имеется в виду ниша, которую сейчас делают. Это место, где молился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Кого он поставил вместо себя на это место? Абу Бакра ас-Сиддикъа. И это было указанием на то, что халифом после него будет Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах. Как он стал имамом – руководителем в намазе, так и потом он будет имамом – правителем в государстве. Люди избрали Абу Бакра и сказали: «Если Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) удовольствовался тобой для нашей религии, поставив тебя имамом в намазе, то как мы не удовольствуемся тобой в качестве правителя в нашей мирской жизни?!» И поэтому состоялась присяга Абу Бакру ас-Сиддикъу. Сподвижники единодушно сошлись на том, что он – халиф. Те, которые непосредственно принимали участие в присяге – это обладатели влияния (ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд), а те, которые не присягали, следуют за ними, потому что мусульмане — это одна группа, они должны быть одной группой, как одна рука.

Это указание от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на то, что он поставил Абу Бакра имамом вместо себя, когда болел. Есть много прямых указаний на это от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед смертью сказал: «Позовите ко мне Абу Бакра и позовите ко мне сына Абу Бакра, потому что я хочу оставить завещание, я хочу оставить запись (чтобы пришел сын Абу Бакра и написал), потому что я боюсь, что возжелает кто-нибудь (возжелает власти или начнет оспаривать право Абу Бакра на власть), и скажет какой-нибудь человек: «Я имею больше права на правление, чтобы быть халифом. Но отвергает Аллах и верующие кого-либо, кроме Абу Бакра». Это уже четкое указание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Но отвергает Аллах и верующие кого-либо, кроме Абу Бакра».

В «Сахих аль-Бухари» приводится хадис, в котором Джубейр ибн Мут,им сообщает: «К Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришла женщина, чтобы поговорить с ним о чем-то (с просьбой решить ее проблему), и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал, чтобы ей дали то, что она хочет (чтобы решили ее проблему), а она сказала: «О, Посланник Аллаха, а если я тебя не найду? (тем самым она намекает на то, кто будет решать ее проблемы, если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) умрет, что тогда будет?) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ты меня не найдешь, тогда придешь к Абу Бакру». Это является прямым указанием о назначении Абу Бакра преемником.

Итак, это первый путь, которым устанавливается правление. Он заключается в единодушном выборе мусульман – обладателей влияния, за которыми следует все общество в их решении, в их присяге;

2.
Путь, каким устанавливается правление. Когда пришла смерть к Абу Бакру ас-Сиддикъу, да будет доволен им Аллах, он сам сделал выбор, сам выбрал и назначил вместо себя человека, который будет правителем после него. Кого назначил? ‘Умара ибн аль-Хаттаба. И мусульмане подчинились, они послушались. Это второй путь назначения правителя, когда предшествующий правитель выбирает того, кого называют валиюль- ахд, то есть того, кто придёт к власти после него, после его смерти. Ибо так поступил Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах, человек, Сунне которого приказано следовать Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам: «Вы должны следовать моей Сунне и Сунне праведных халифов». Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, поступил таким образом. И это второй вариант установления власти, который признается мусульманами.

3.
Это когда произошло так, что власть установилась без выбора мусульман, что кто-то взял власть и всё. Это не означает, что идет какая-то борьба, нет. Человек взял власть в свои руки и подчинил людей своему правлению. В таком случае нужно уже подчиниться ему, нужно уже считать его своим имамом и своим правителем. Если люди не подчинятся, тогда не будет конца смуте (фитне), не будет конца крови, порядка не будет никогда. Тому, кто пришел уже к власти, взял ее силой, необходимо уже подчиняться. Например, таким путем, благодаря своей силе, пришел к власти один из халифов из бану Умайя – Абдуль Малик бну Марван. Когда умер Язид ибн Муавия, после его смерти возникли разногласия. И тогда Абдуль Малик бну Марван, да смилуется над ним Аллах, будучи сильным и волевым человеком, взял власть в свои руки. Он был человеком храбрым, физически сильным и решительным. Хвала Аллаху (пречист Он и возвышен), Который дал Умме большую пользу через него. В результате состоялась присяга. Люди дали присягу Абдуль Малику бну Марвану как правителю, мусульмане стали слушаться его и подчиняться. И реальность показала, что это было благом для мусульман, а именно то, что они подчинились, стали слушаться его. Вот это третий путь, это не путь выбора, не тот путь, к которому побуждают. Но если он уже состоялся, то тогда мусульмане должны подчиниться, и будет для них в этом, с дозволения Аллаха (пречист Он и возвышен), благо.

Итак, это те пути, посредством которых происходит установление власти. Первый — это выбор ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд, то есть выбор обладателей влияния, когда они сходятся на чьей-то кандидатуре. Таким путем пришел к власти Абу Бакр ас-Сиддикъ, так произошел выбор Усмана, таким же образом пришел и Али ибн Абу Талиб. Второй путь – когда предшествующий правитель назначает последующего правителя. И третий путь – когда кто-то берет вверх над мусульманами и устанавливает свою власть. Такой человек становится уже имамом, люди должны подчиняться ему, и никто не имеет права выступить против него или выйти из подчинения ему.

Как уже было отмечено, «на основе единодушия мусульман» под мусульманами подразумеваются не все мусульмане, а только ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд — люди, имеющие влияние. Как произошел выбор Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, так же произошел выбор Усмана. Кто эти люди? Было шестеро членов совета, назначенных ‘Умаром ибн аль-Хаттабом из тех людей, которые имели влияние и уважение среди мусульман (это называется ахлюль шура). Это оставшиеся из десяти сподвижников, обрадованных Раем Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). (Мы знаем, что в одном хадисе выделены вместе десять человек, упомянутых Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), которые были еще при жизни обрадованы Раем. Это первые четыре праведных халифа: Абу Бакр, ‘Умар, Усман, Али и потом остальные шесть.) ‘Умар ибн аль Хаттаб, умирая, назначил совет, который выберет правителя после него. И кого он ввел в этот совет? Тех, которые остались из обрадованных Раем при жизни. Кто уже умер на то время? Абу Бакр умер, ‘Умар сделал это при смерти, Абу Убайда ибн аль-Джаррах тоже умер, осталось семь. А почему членов совета шесть? Потому что ‘Умар ибн аль-Хаттаб не ввел Саида ибн Зайда в число членов этого совета. Почему? Потому что Саид ибн Зайд был его двоюродным братом, потому что он был сыном его дяди, потому что ‘Умар был женат на его сестре, а Саид был женат на сестре ‘Умара. Поэтому ‘Умар ибн аль-Хаттаб не хотел давать повода для домыслов о том, что он ввел своего родственника в этот совет, что в том была какая-то доля интересов самого ‘Умара, потому что это дело было только ради Аллаха (пречист Он и возвышен). По этой причине ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, не назначил в совет своего родственника, хотя Саид ибн Зайд, обрадованный Раем при жизни, из выдающихся сподвижников, который, безусловно, пользовался большим авторитетом у мусульман. Тем не менее ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, не ввел его в этот совет. Члены этого совета, люди, обрадованные Аллахом Раем при жизни, единодушно выбрали правителем Усмана, да будет доволен им Аллах. Большинство сподвижников (сахабов), большинство ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд (обладателей влияния) сошлись на том, что он правитель, и дали ему присягу.

Вот этим первым путем выбора пришел к власти Абу Бакр, и таким же путем пришел Усман, и так же Али ибн Абу Талиб, да будет доволен ими Аллах...