Следование за большинством. Искоренение заблуждений Дахляна

Следование за большинством. Искоренение заблуждений Дахляна

Хвала Аллаху Господу миров!

Давайте теперь разберем слова заблудшего Дахляна, который пишет следующее: «Поистине, люди, которые запрещают просить покойных о посредничестве и обращаться к ним с мольбами о спасении, расходятся во мнении с большинством, преступают границы дозволенного, объявляют большинство членов мусульманской общины неверующими и отказывают им в неприкосновенности их жизни и имущества».

Здесь следует отметить, что подобными словами заблудшие вроде Дахляна вводят в заблуждение невежественных и простых людей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что «в начале ислам исповедовали немногие, и вернётся он к тому, что его будут исповедовать немногие, как это было в начале». Этот хадис приводит Муслим.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Наступит для людей такое время, когда не останется от ислама ничего, кроме названия, а от Корана – ничего, кроме формы*». [Этот хадис, передаваемый со слов Али, приводит аль-Байхаки в «Шуаб аль-Иман» и Ибн Ади в «аль-Камиль». Этот же хадис, передаваемый со слов Муаза б. Джабаля, приводит ад-Дайлими в «Муснад аль-Фирдаус». Кроме того, в «Канз аль-аммаль» этот хадис приводит аль-Мутакки аль-Хинди, ссылавшийся на то, что аль-Хаким приводит его в своей «Истории» со слов Ибн Умара]. *[Это не значит, что Коран лишится своей ценности или утратит своё значение. Имеется в виду, что люди будут читать Коран, не вникая в суть аятов, не придавая ему должного значения и не следуя его установлениям на практике].

Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одну секту, христиане разделились на семьдесят две секты, а эта община разделится на семьдесят три секты, и все они окажутся в огне, кроме одной». [Этот хадис, передаваемый со слов Анаса б. Малика, приводит Ибн Маджа. А имам Ахмад приводит этот хадис в своем «Муснаде» со слов Муавийи ибн Абу Суфйана].

В Своей Книге Всевышний Аллах сказал: «И не уверует большая часть людей, даже если ты будешь очень хотеть этого». Коран сура «Йусуф», 103.

«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха». Коран сура «Скот», 116.

«Однако большинство людей не знает этого». Коран сура «Коленопреклонённые», 26.

«Но большинство их не обладает знанием». Коран сура «Скот», 37.

А приводя истории о пророках в суре «Поэты», Всевышний Аллах в конце каждого рассказа говорит: «Воистину, в этом – знамение, но большинство их не стали верующими». Коран сура «Поэты», 8.

Исходя из вышеизложенного, глубоко заблуждается тот, кто в качестве доказательства истины ссылается на мнение большинства.

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим сказал: «Знай же, что единодушным мнением, доводом и значительным большинством является ученый, знающий истину, даже если он находится в одиночестве, а все остальные люди придерживаются иного мнения.

Амр бин Маймун сказал: «Я слышал, как Ибн Масуд говорил: «Вам следует держаться общины (джамаа*), ибо Аллах помогает тем, кто относится к этой общине». *[Под словом «джамаа» имеются в виду люди, придерживающиеся того же, чего придерживался в религии пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах].

Кроме того, я слышал, как он сказал: «Над вами будут властвовать такие правители, которые станут откладывать молитву, проводя её позже положенного времени. Так совершай же обязательную молитву (в отведенное для нее время) в одиночестве, а потом молись вместе с ними, и это будет для тебя дополнительной молитвой!». Я сказал: «О, сподвижники Мухаммада! Мне неведомо то, о чем вы говорите нам!» Он спросил: «А в чём дело?» Я ответил: «Вначале вы велите держаться общины, а потом говорите: «Совершай молитву в одиночестве!» Тогда он сказал: «О, Амр б. Маймун! А я то считал, что из жителей этого города ты относишься к числу наиболее сведущих в религии! Знаешь ли ты, что такое община?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Это ученые общины, которые покинули общину*, ибо община есть то, что соответствует истине, даже если и останешься ты в одиночестве». *[Иначе говоря, поступающие вопреки мнению большинства, если это большинство отклоняется от истины].

Нуайм б. Хаммад сказал: «Если вся община станет порочной, тебе следует придерживаться того, чего община придерживалась до того, как она стала порочной, даже если ты останешься в одиночестве, ибо тогда общиной станешь ты».

Упомянув о значительном большинстве, один из имамов сказал: «Знаешь ли ты, что такое значительное большинство*? Это Мухаммад б. Аслам ат-Туси и его последователи». *[«Ас-савад аль-а’зам» – в данном случае имеются в виду те люди, которые придерживаются истины].

Когда при жизни имама Ахмада началась михна*, и люди подтолнули халифа к заявлению о сотворённости Корана, Аллах укрепил имама Ахмада, и он стал общиной, несмотря на то, что халиф со своими последователями составляли собой отклонившееся большинство. *[«Михна» – испытание, которому с 833 года н. э. при аббасидских халифах аль-Мамуне, аль-Мутасиме и аль-Васике подвергались богословы с целью принудить их во всем проявлять лояльность властям. Лояльными считались те ученые, которые признавали тезис о сотворённости Корана. Подобных взглядов придерживались джахмиты и мутазилиты. Этот период закончился в 849 году, когда халиф аль-Мутаваккиль запретил всякие дискуссии о Коране].

Мнение того, кто считает, что истины придерживается простое большинство, противоречит логике и традиции, и человек, разделяющий подобое мнение, следует не тем путём, по которому идут верующие, поскольку он считает, что простое большинство и есть та победоносная группа, которая всегда будет придерживаться истины.

В своей книге «Татхир аль-‘итикад ‘ан аш-ширк ва аль-ильхад» («Очищение вероубеждения от многобожия и безбожия») выдающийся ученый Ахмад б. Исмаил, да освятит и озарит Аллах его могилу, пишет: «Знай, что эти безбожники утверждают, что если бы такие дела являлись проявлениями многобожия и неверия, то ученые, отвергающие их, были бы в ничтожном меньшинстве, так как Ибн Маджа приводит хадис, в котором со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Следуйте значительному большинству, ибо, поистине, кто отклонится, будет отклоняться в огне». [Шейх аль-Албани в «Мишкат аль-Масабих» (174) указал, что данный хадис является слабым.

Ат-Тирмизи приводит передаваемый со слов Ибн Умара хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не допустит того, чтобы (вся) моя община (или же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: община Мухаммада) сошлась на заблуждении. Десница же Аллаха над общиной (джамаа). А тот, кто отклонится, будет отклоняться в огне». Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис является неизвестным». Шейх аль-Албани назвал вторую часть этого хадиса, начинающуюся со слов “а тот, кто отклонится”, слабой в «Джами ат-Тирмизи» (2167) и в «Мишкат аль-Масабих» (173). Ибн Маджа приводит другой хадис, передаваемый со слов Анаса б. Малика, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (вся) моя община не сойдется на заблуждении. Если же вы увидите расхождения, то вам следует держаться тех, кто в значительном большинстве». Шейх аль-Албани назвал вторую часть этого хадиса (Если же вы увидите расхождения, то вам следует держаться тех, кто в значительном большинстве) очень слабой в «Даиф Ибн Маджа» (856). Что же касается первой части этого хадиса (Поистине, (вся) моя община не сойдется на заблуждении), то шейх аль-Албани указал на ее достоверность. См. также «Даиф аль-Джами» (1815) и «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (1331)].

Я же скажу, что смысл этого хадиса состоит в следующем: если безбожники и еретики под воздействием своих пристрастий выделятся в такую группу, которая отклонится от истинного пути, то не следуйте им, ибо вам следует держаться лишь того большинства, которое придерживается истины.

Рассмотрим следующий пример. Две группы мусульман самостоятельно толкуют Коран, следуя тем его значениям, которые признавались при жизни сподвижников. Цель каждой из этих двух групп состоит в том, чтобы снискать благоволение Аллаха, и чтобы дела их были приняты. При этом на них не будут оказывать воздействие собственные пристрастия и обычаи предков, т.е. они будут толковать Коран так, как это делали сподвижники и праведные предшественники, да будет доволен ими всеми Аллах. Так вот, если одна из этих групп будет многочисленной, а другая – малочисленной, то следует согласиться с более многочисленной группой, так как более вероятно, что правы те, кого больше, однако это вовсе не значит, что толкование малой группы, следующей угодным Аллаху путём, всегда является ошибочным. Если же говорить о большинстве, состоящем из людей, идущих на поводу у собственных страстей, то они искажают соответствующий Сунне и признававшийся сподвижниками и нашими праведными предшественниками смысл аятов Корана, приспосабливая его к своим порочным страстям и воззрениям, дабы дать себе возможность отдохнуть, избавиться от выполнения возложенных на них обязанностей и показать, что речь идёт не о них. При этом они отдают предпочтение тем словам Корана и Сунны, которые направлены против следования примеру первосвященников и монахов, например, словам Всевышнего Аллаха: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов…». Коран сура «Покаяние», 31.

Вместе с тем меньшинству иногда бывает необходимо следовать примеру большинства и подражать тем, кто составляет большинство [Здесь имеются в виду такие периоды , когда большинство придерживается правильных воззрений]. Однако даже усилия одного человека, возрождающего религию, могут пробудить других людей, и они восстанут словно феникс из пепла. Примером тому могут служить усилия Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса) и Мухаммада, направленные на почитание одного только Господа миров и занятие богоугодными делами, смысл которых состоит в том, чтобы поклоняться и подчиняться лишь Создателю земли и небес. Об этом говорится в хадисе, приводимом в обоих «Сахихах» со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, люди подобны сотне верблюдов, из которых найдётся едва ли один, пригодный для верховой езды*». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. *[Комментаторы по-разному толкуют этот хадис, но в целом его смысл таков: эти люди находятся в меньшинстве].

Кроме того, Абу Дауд приводит со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором передается, что сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в начале каждого столетия Аллах станет направлять к этой общине того, кто будет возрождать для неё её религию» Этот хадис приводит Абу Дауд.

Всевышний Аллах сказал: «И таким же образом поместили Мы в каждом селении грешников предводителями, чтобы они строили там козни…» Коран сура «Скот», 123.

Всевышний Аллах передал слова этих людей: «Неужели мы поверим тебе, если за тобой последовали самые презренные люди? [Подразумеваются бедные и незнатные люди]». Коран сура «Поэты», 111. Кроме того, Он поведал нам, что они говорили: «И мы видим, что за тобой последовали только презреннейшие из нас…». Коран сура «Худ», 27.

Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха». Коран сура «Покаяние», 34.

«И если ты будешь подчиняться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха». Коран сура «Скот», 116.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщается, что Абу Саид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всём. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними». Люди спросили: «О посланник Аллаха, это иудеи и христиане?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «А кто же еще?» Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим и Ахмад.

Аль-Бухари приводит хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не наступит Час этот, пока (члены) моей общины не последуют за теми, кто был прежде них, в точности подражая им во всём». Люди спросили: «О посланник Аллаха, это персы и византийцы?». Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «А кто же еще?» Этот хадис приводят аль-Бухари, Ибн Маджа и Ахмад.

Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором со слов Анаса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наступит для людей такое время, когда проявляющий терпение в своей религии будет подобен тому, кто держит в руке раскалённые угли» Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказав: «Одинокий хадис». Кроме того, этот и подобные ему хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, приводит имам Ахмад.

Ат-Тирмизи и Ибн Маджа приводят передаваемый со слов Абу Салябы аль-Хушни хадис, в конце которого сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, впереди вас такие дни, проявление терпения в которых подобно держанию в руках раскалённых углей, а совершающему (благие) дела в них (уготована) награда (, равная награде) пятидесяти человек, совершающих дела, подобные вашим» Часть длинного хадиса, который со слов Абу Саляби приводят ат-Тирмизи и Абу Дауд. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший одинокий хадис».

Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказл: «В начале ислам исповедовали немногие, и вернётся он к тому, что его будут исповедовать немногие, как это было в начале» Этот хадис приводит Муслим.

Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором со слов Ибн Умара сообщается, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обязательно постигнет мою умму то же самое, что постигло израильтян, и она последует по их стопам. (Дело дойдет до того, что) даже если среди них находились такие, которые открыто сожительствовали с собственными матерями, то и в моей общине найдутся такие, которые станут совершать подобное. Поистине, разделились израильтяне на семьдесят две общины (милля), а моя умма разделится на семьдесят три общины (милля), и все они, кроме одной общины (милля), окажутся в огне». (Люди) спросили: «Кто (составляют эту единственную общину), о посланник Аллаха?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Те, кто (придерживается того же,) чего придерживаюсь я и мои сподвижники» Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший одинокий хадис».

Аль-Хаким приводит хадис, названный им достоверным, в котором со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал: «И увидишь ты, как люди входят в религию Аллаха толпами» Коран сура «Помощь», 2, – после чего сказал: «И станут они покидать её толпами подобно тому, как они входили в нее толпами» Этот хадис ад-Дарими передаёт со слов Абу Хурайры, а имама Ахмад – со слов Джабира б. Абдуллаха.

Ибн Мардавайх приводит хадис, в котором сообщается, что Джабир б. Абдуллах сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, люди входили в религию Аллаха толпами и станут выходить из неё толпами”» Этот хадис, передаваемый со слов Джабира б. Абдуллаха, приводит Ахмад.

Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят хадис, переданный Саубаном, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я боюсь, что в моей общине появятся имамы, вводящие (людей) в заблуждение. Если же падёт меч на мою общину, то он уже не поднимется до Дня Воскресения. Не настанет Час этот [То есть День Воскресения], пока (отдельные) племена из моей общины не присоединятся к многобожникам и не станут поклоняться идолам, однако (одна) группа из моей общины все время будет придерживаться истины и не повредят ей те, кто станет выступать против нее». [Этот хадис, передаваемый со слов Саубана, но без слов: «Если же падёт меч на мою общину, то он уже не поднимется до Дня Воскресения. Не настанет Час этот, пока (отдельные) племена из моей общины не присоединятся к многобожникам и не станут поклоняться идолам», – приводят Муслим, ат -Тирмизи (2155) и Абу Дауд. Этот хадис со словами: «Если же падёт меч на мою общину, то он уже не поднимется до Дня Воскресени», передаваемый со слов Саубана, приводит ат-Тирмизи (2128), который сказал: «Хороший достоверный хадис». Что же касается слов: «Не настанет Час этот, пока (отдельные) племена из общины моей не присоединятся к многобожникам и не станут поклоняться идолам», - то они передаются в другом хадисе, приводимом ат-Тирмизи (2145), который сказал: «Хороший достоверный хадис»].

Прочтя вышеизложенное, у многих людей могут возникнуть следующие вопросы. Если победу одерживают приверженцы Сунны и твёрдой веры, неужели может быть один богослов, который знал бы истину? Как (к людям) может быть направлен один человек, возрождающий религию, по прошествии долгого времени и смены многих поколений? Как могут предводители селений быть преступниками и неверными, а презреннейшие из их обитателей – знающими истину? Как могут многие из них не по праву присваивать имущество людей и отвращать других от пути Аллаха? Как может религия быть чуждой, когда многие заявляют о своей приверженности ей? Как может спасшаяся группа находиться в одиночестве среди многочисленных групп, которые погибнут, если в ее большинстве находятся ученые, которые спасутся? Как может проявляющий терпение в своей религии быть подобным тому, кто способен проявлять терпение, держа в руках раскалённые угли, если есть множество тех, кто побеждает? Как люди станут выходить из этой религии толпами, если есть толпы людей, исповедующих её? Как могут одни племена, относящиеся к (мусульманской) общине, присоединиться к многобожникам и поклоняться идолам? Разве может остаться среди них одна группа, исповедующая единобожие и приверженная истине, если большинство групп не будет исповедовать единобожие и придерживаться истины? Отвечая на эти вопросы, следует сказать, что все это соответствует тому, что бывало и прежде, ибо ученые мусульманской общины подобны пророкам израильтян в том, что касается возрождения религиозного закона. Всякий раз, когда первосвященники из числа израильтян подменяли закон Мусы, к ним являлся посланник, который снова вменял им в обязанность следовать законам Торы. При этом сами первосвященники не желали того, с чем приходили посланники, и превозносились над ними, без права убивая пророков, среди которых были Закарийа, Шуайб, Йахйа и другие. В пророков же этих уверовали лишь немногие люди. И когда к этим первосвященникам пришёл Иса, с ним согласились лишь наиболее презираемые из них, составлявшие ничтожное меньшинство, в то время как основная масса первосвященников и монахов обвинила его во лжи, оклеветала его мать и хотела его убить. Затем к ним пришёл Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и из множества этих первосвященников и монахов в него не уверовал никто, за исключением лишь немногих из них наподобие Абдуллаха б. Саляма. То же самое касается и монахов, из числа которых в пророка не уверовала даже десятая часть. Так можно ли было придавать значение их словам: «Если бы послания Исы и Мухаммада были правдивы, то в них уверовало бы большинство первосвященников и монахов»? Известно, что принимать во внимание следует слова лишь тех людей, которые придерживаются истины, даже если найдётся лишь один такой человек, а не множеству лживых измышлений и тем, кто их распространяет. Можно задать встречный вопрос: «Надо ли было апостолам, Абдуллаху б. Саляму и подобным им людям следовать большинству, которое составляли первосвященники и монахи, обвинявшие Ису и Мухаммада во лжи, лишь на основании того, что этих людей было больше?» Можно спросить и по-другому: «Если согласиться с утверждениями безбожников, то тогда получается, что представители единственной спасшейся группы из 73 групп должны следовать за представителями остальных погибших групп лишь на основании того, что их много и они составляют подавляющее большинство, не обращая при этом внимание на Коран, Сунну и религиозные нововведения?!»

Беда в том, что если появляются люди, придерживающиеся единобожия и стремящиеся к нему, говорящие правду и отрекающиеся от мира этого в надежде на благоволение Аллаха, и если Аллах направляет их в малом количестве, чтобы они возродили Его доводы против отклонящихся, «дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности» Коран сура «Добыча», 42, - многобожники говорят: «Тех групп, которые погибнут, множество, целых семьдесят две, а вы составляете собой одну группу, так следуйте же большинству, а иначе это будет означать, что вы не придерживаетесь ислама». Однако большинство, о котором они говорят, как раз и впало в наихудшее многобожие. Они не знают, что мы освободились от власти идолов и не верим в поклонение тагуту*, ибо наша вера состоит в том, что Господь наш, да умножится величие Его, един. *[Имам Малик сказал: «Тагут – это все, чему поклоняются помимо Аллаха»].

Хвала Тому, Кто запечатал сердца врагов Своих, и сказал: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное». Коран сура «Семейство Имрана», 104.

Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Муавийа б. Курра со слов своего отца, да будет доволен ими обоими Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не перестанет в моей общине существовать победоносная группа, которой не повредят те, кто оставит ее без помощи, пока не наступит (Судный) Час» [Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»].

Ат-Тирмизи сказал: «Мухаммад бин Исмаил передал, что Али бин аль-Мадини сказал: “Ими (т.е. этой победоносной группой – прим. редактора) являются знатоки хадисов”».

В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщается, что Муавийа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не перестанет в моей общине существовать группа, действующая по велению Аллаха, которой не повредят те, кто оставит ее без помощи и будет выступать против нее. Когда же придёт повеление* Аллаха, то они всё ещё будут в подобном положении”» Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. *[Шейх Абдуррахман ибн Хасан в «Фатх аль-Маджид» указал: «Под повелением Аллаха имеется в виду прекрасный ветер, который заберёт души оставшихся в живых верующих, и появление великих признаков Дня Воскресения. Ужас наступления Часа будут вкушать только самые неправедные из всех творений Аллаха. Абдуллах ибн Умар сказал: “Не наступит Час до тех пор, пока не останутся (на Земле) злейшие из творений. Они будут худшими людьми эпохи джахилиййи. Тогда Аллах пошлёт ветер с запахом мускуса, прикосновение которого подобно прикосновению шёлка. Он не оставит ни одного человека, в сердце которого есть хотя бы частица веры, незахваченным. После этого останутся злейшие люди, и при них наступит (Судный) Час” . (Аль-Хаким 4/456 и 457. Аз-Захаби назвал этот хадис достоверным)»].

Абу Дауд приводит хадис, в котором сообщается, что Имран б. Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не перестанет в моей общине существовать группа, которая будет придерживаться истины и одерживать верх над теми, кто станет противодействовать ей, до тех пор, пока последний из них не сразится с Даджалем (Антихристом)”». Этот хадис приводят Абу Дауд и Ахмад.

Аль-Хаким приводит хадис, в котором сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не перестанет в моей общине существовать группа, которая будет придерживаться истины и одерживать верх до тех пор, пока не наступит (Судный) Час”». [Этот хадис приводит аль-Хаким, который в первом случае называет его достоверным, с чем соглашается аз-Захаби, однако в иснаде этого хадиса упоминается неизвестный передатчик по имени ар-Раби б. Сулайман аль-Адави. Во втором случае он также называет данный хадис достоверным, однако приводит его через другую цепочку передатчиков, соответствующую условиям Муслима. Что же касается аз-Захаби, то он сказал: «Этот хадис соответствует условиям аль-Бухари и Муслима»].

Может ли мусульманин предположить, что в этих достоверных хадисах, ясно указывающих на то, что определённая группа из мусульманской общины будет неуклонно придерживаться истины, речь идёт о большинстве, а не о меньшинстве? Сделать такое предположение может лишь тот человек, сердце которого запечатал Аллах. О, Аллах, лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя просим о помощи! Если Твое решение соответствует тому, о чём говорится в достоверных хадисах и ясных сообщениях, приводимых выдающимися имамами, – что к этой группе будут относиться люди, знающие истину, которые станут неуклонно придерживаться того же, чего придерживались сподвижники и их последователи (табиины), – то будет понятно, почему религию исповедуют лишь немногие, и тогда многочисленности погибших придавать значение не следует. В этом отношении Коран и Сунна являются точными весами, на которых следует взвешивать слова и дела людей. Если эти весы покажут, что слова и дела людей являются правильными, то это и будет истиной, ведь что может быть после истины, кроме заблуждения? Имам исламского призыва в Неджде, да помилует его Аллах, и его последователи уверены, что во всех мусульманских странах есть люди, которые неуклонно придерживаются поклонения одному лишь Аллаху и призывают к Господу миров других. Именно с этим Аллах и направлял к людям посланников. При этом эти люди порицают и выступают против всего того, что имеет отношение к многобожию и религиозным нововведениям. В их трудах много пишется об этом, однако они не в состоянии устранить эти неподобающие явления или изменить что-либо, ибо находятся в меньшинстве.

Салих ибн Мухаммад аш-Шасри (умер в 1309 г.)

Почему люди следуют за толпой

Почему на нас так сильно влияют другие люди? Может показаться, что мы контролируем свои мысли и поведение. Но социальная психология говорит о другом.

Социальная психология определяется как «Научное исследование того, как мы думаем, влияем и относимся друг к другу». Мы социальные существа. Большинство из нас общаются с другими каждый день, мы тратим много времени на общение в той или иной форме.

Одно направление социальной психологии - это влияние на нас других людей. Исследования показывают, что у нас нет такого контроля над своими мыслями и поведением, как мы думаем. Мы получаем подсказки от нашего окружения, от других людей, о том, как нам действовать.

Как группы влияют на нас

Рассмотрим концепцию групповой поляризации. Идея состоит в том, что единомышленники в группе укрепляют точки зрения друг друга. Групповая поляризация усиливает мнение каждого человека в группе.

В исследовании французские психологи Серж Московичь и Марис Заваллони задали участникам несколько вопросов. Сначала исследователи спросили мнение о французском президенте. Второй вопрос - об их отношении к американцам. Затем исследователи попросили участников обсудить каждую тему в группе.

После обсуждения группы, которые пришли к предварительному консенсусу, стали более радикальными в своих мнениях. Например, отношение участников к президенту Франции было несколько благоприятным. Но их отношение усиливалось, когда члены группы разговаривали друг с другом. Они относились к американцам немного отрицательно. Но их отношение усиливалось, когда каждый участник узнал, что другие разделяют их взгляды на своих зарубежных союзников. Исследователи пришли к выводу: «Групповой консенсус, по-видимому, вызывает изменение отношения, в котором испытуемые могут занимать более крайние позиции». Когда мы видим, что наши неуверенные мнения поддерживаются кем-то еще, наши убеждения укрепляются.

Если это делают другие люди значит, это правильно. Правильно?

Существует эвристика, которую большинство из нас использует, чтобы определить, что делать, думать, говорить и покупать: принцип социального доказательства. Чтобы узнать, что правильно, мы смотрим на то, что делают другие люди. В бестселлере «Влияние: психология убеждения» психолог Роберт Чалдини пишет: «Вопрос в том, что делать с пустой коробкой из-под попкорна в кинотеатре, с какой скоростью ехать на определенном участке шоссе или как съесть курицу на званом обеде, - действия окружающих людей, будет иметь важное значение для определения ответа».

Социальное доказательство - это кратчайший путь к действиям.

Исследователи также использовали принцип социального доказательства, чтобы помочь людям преодолеть свои страхи. В одном исследовании Альберт Бандура и его коллеги работали с группой маленьких детей, которые боялись собак. Дети наблюдали, как четырехлетний мальчик радостно играл с собакой по 20 минут в день в течение четырех дней. После четырехдневного периода 67 процентов детей, которые наблюдали, как мальчик играет с собакой, были готовы войти в манеж с собакой. Когда через месяц исследователи провели повторное исследование, они обнаружили, что те же дети готовы играть с собакой. Наблюдение за тем, как маленький мальчик веселится с собакой, снижает страх у детей. Они использовали поведение мальчика, играющего с собакой, как модель, чтобы изменить свое поведение.

Почему на нас так сильно влияют другие люди?

Очевидно, что на наше поведение влияют другие люди. Одна из причин этого в том, что мы живем в сложном мире. Мы используем решения общества как эвристический или мысленный путь, чтобы ориентироваться в своей жизни. Английский философ и математик Альфред Норт Уайтхед однажды сказал: «Цивилизация прогрессирует, увеличивая количество операций, которые мы можем выполнять, не задумываясь о них».
В своей книге «Влияние» Чалдини использует пример рекламодателей, сообщающих нам, что продукт является «самым быстрорастущим» или «самым продаваемым». Рекламодателям не нужно убеждать нас в том, что продукт хорош, им нужно только сказать, что так думают многие.

Чалдини отмечает, что потребители часто прибегают к простой эвристике: популярность - это хорошо. Следование за толпой позволяет нам работать в сложной среде. У большинства из нас нет времени углублять свои знания обо всех товарах и изучать каждый рекламируемый товар, чтобы оценить его полезность.

Вместо этого мы полагаемся на такие сигналы, как популярность. Если все остальные что-то покупают, то есть большая вероятность, что этот предмет заслуживает нашего внимания.

Вторая причина, по которой на нас влияют другие, заключается в том, что люди социальны. Мы выжили благодаря нашей способности объединяться. Ранние люди, которые формировали группы, имели больше шансов выжить. Это повлияло на нашу психологию.

По словам Джулии Култас, исследователя из Университета Эссекса: «Для человека, присоединяющегося к группе, копирование поведения большинства было бы разумным, адаптивным поведением. Конформистская тенденция облегчила бы принятие в группу и, вероятно, привела бы к выживанию, если бы она включала решение, например, выбрать между питательной или ядовитой пищей, основанное на копировании поведения большинства».

В нашем эволюционном прошлом, наши предки находились под постоянной угрозой. Знание других помогло нашим предкам выжить в опасном и неопределенном мире. Современные люди унаследовали такое адаптивное поведение.

Данные поведения включают объединение и продвижение социальной гармонии, это включает в себя отсутствие несогласия с группой. В группе охотников-собирателей изгнание могло быть смертным приговором.

Вдумчивое размышление о социальном влиянии может привести нас к большему осознанию самих себя и наших отношений с обществом.