Скрытые мусульмане и недоправедники

Скрытые мусульмане и недоправедники

Они признают единство Творца. Они знают, что Он направлял людям писания и пророков, от первого человека Адама до пророка Мухаммада. Они искренни и рациональны. Но они не назовут себя мусульманами. 

В своей вере они предпочитают быть наедине со Всевышним, они выбирают следовать Его воле так, чтобы не отчитываться перед другим людьми и не делать это напоказ. Они знают, что если они публично объявят о своей вере, их вера подвергнется нападкам. В их общение с Творцом будут постоянно вторгаться. Те, кто называют себя приверженцами ислама, сделают их жизнь невозможной.

Сколько таких скрытых мусульман среди людей? Многие рациональные люди, познавшие мусульман раньше, чем они познакомились с исламом, сделают выбор в пользу умалчивания информации о своей вере. Давайте поразмыслим, почему.

Представьте себе человека, который выходит в открытое информационное поле с самым заветным и сокровенным в своем сердце - с осознанием веры в Бога. С верой в истину Писания. Как его встретят? В лучшем случае в первую пору это будут восторженные отзывы и поздравления. А затем? Затем последуют постоянные и многочисленные коррективы в его образ жизни, в его веру, в его слова и поступки. 

Не имея знаний первоисточника, не имея понимания истории ислама, не обладая знаниями многочисленных трудов исламских ученых былых веков и современности, новичок в вопросах ислама будет искренне думать, что сказанное в его адрес - верно, что все замечания - правильные, что любой встретившийся его на пути мусульманин (при условии отсутствия явных грехов) - образец для подражания. Именно поэтому зачастую первые мусульмане, которых встречает молодой человек принявший веру, оставляют неизгладимый след на его образе жизни и вере. По молодой девушке, принявшей ислам, по ее внешнему виду, по ее словам и привычкам можно часто определить, кто был ее путеводителем в ислам - кавказцы, татары, арабы или другие люди.

Даже имея религиозное образования и будучи подкованной во многих вопросах, я периодически встречаюсь с попытками повлиять на мою веру, на мой образ жизни. В одной из мечетей Марокко после молитвы незнакомая девушка, которая молилась по соседству, сказала мне: «Ты не правильно молишься». Что-то внутри меня подсказало, что я должна ее выслушать. Первый аргумент был в пользу движения пальцем во время сидения. «На этот счет есть разные мнения среди ученых», - спокойно ответила я. Понимая, что у нее нет аргументов, она привела следующее замечание, касающееся положения локтей во время земного поклона. Я ее поблагодарила за внимание и заботу. Уж не помню, ответила ли я что-то конкретное. Но был ли смысл говорить арабской девушке о том, что существуют фарды (обязательные части) молитвы, все что за пределами которых - дополнительное.

Подобных вопросов религиозной практики, в которых очень многие мусульмане стремятся быть проводниками других, очень много. Вопрос молитвы, к сожалению, один из самых безобидных. Наиболее остро обсуждаемые и муссируемые - это вопросы внешнего вида, косметики, путешествий (если говорить о женщинах). Руководитель одной из организаций недавно сказал мне, что его сотрудница, мусульманка, отказывается от командировок по причине того, что это запрещено исламом. Помню недавно на апрельской конференции AAOIFI шариатских советов, один из выступающих привел пример относительно путешествий женщин. «Ранее женщинам было запрещено одним отправляться в путь. Почему? Потому что любое путешествие в то время было опасным. Сейчас же мы можем посадить жену / сестру / дочь в самолет и знать, что через 3-4 часа она уже будет в другой стране и там ее встретят, и это путешествие уже совершенно не таит в себе даже близко тех опасностей, которые были ранее, при путешествиях через пустыню». Даже предположить боюсь, сколько девушек отказалось от ношения головного убора, от путешествий, от тех возможностей, которые ей открыл Всевышний, именно по причине постоянного давления со стороны. Ладно, если от головного убора, а если это приводит к отказу от веры?

Не могу не вспомнить случай в метро. Девушка, абсолютно не знакомая мне, которую я вижу в течение 1 минуты от станции до станции, говорит мне о том, что я неправильно одета. Что-то в духе того, что брюки носить нельзя, подбородок и сережки надо спрятать. Конечно, мои отсылки к словам ученых ханафитского мазхаба вызвали лишь недоумение «при чем здесь мазхаб!». В таких случаях нужно просто благодарить и идти дальше своим путем, иначе себе дороже выйдет.

Или совершенно незнакомый человек, который, подойдя ко мне на станции метро, начал задавать вопросы типа «Назови мне виды единобожия». Понимая, что он имеет ввиду, я уточнила, хочет ли он услышать ответ со ссылкой на Коран, на что я получила «рациональный» ответ: «При чем здесь Коран?!».

Знаю людей, которые по этой причине, видя все это многообразие мнений и людей с пеной у рта доказывающих свое превосходство в вопросах знания религии, долгое время вообще отказываются от общения с кем-либо из мусульман. «Я читала форумы, бывала в группах и отчетливо видела что если опрометчиво вляпаюсь в общение вот с такими поборниками морали - они отобъют у меня всё желание, всё намерение и все вдохновение которое пришло ко мне.» - поделился со мной одна мусульманка. Общение с невежественной толпой (уж простите именно такие ассоциации приходят на ум) может стереть то волшебство, которое ты только недавно обрел, придя к вере: «Именно так я себя и чувствовала: у меня есть некая ценность. Она только только мною обретена, ещё даже толком не сформирована и не осознана мной и есть люди среди мусульман, которые могут сделать это моё приобретение ещё до того как я его полностью осознаю прочувствую и открою все грани, они сделают его для меня непосильной ношей, взвалив на меня груз того негатива и агрессии, который они несут, обозначая это "правильным путём".»

За годы общения с разными людьми, у меня даже сложилось некая внутрення классификация «любимых тем нравоучений», выбираемых теми или иными людьми в зависимости от национальности, региона, возраста и уровня образования». Для кого-то это - хиджаб, для вторых - важность никогда и ни притих обстоятельствах не соприкасаться с мужчинами / женщинами, для третьих - важность во что бы то ни стало поскорее выйти замуж (потом правда за этим часто следуют развод, дети, трудности жизни), для четвертых - обязательность многоженства, для пятых - поиск во всех и вся признаков куфра / лицемерия / греховности и их обличение.

Если же многие «праведники» считают своим долгом «исправлять порицаемое», как они часто именуют свои нотации и нравоучения, то почему же мы видим так мало людей, призывающих облагораживать нашу землю, страну в которой мы живем, защищать права тех, кто может быть несправедливо оклеветан такими же «братьями в исламе», проверять любые слухи и домыслы на истинность, соблюдать договоры и обещания, соблюдать чистоту вокруг себя и места, где мы находимся, уважать права других людей в конце концов?

Да, проблема в том, что многие мусульмане сами недоучились, недочитали, недопоняли что-то. И очень часто недопрактикуют. К сожалению именно среди таких «недо»-праведников больше всего любителей читать нравоучения. Может быть, человек действительно что-то делает не так, чего-то не знает в религии. Постепенно он придет к понимаю этого, дайте ему время самостоятельно сделать это. Подождите, пока человек сам созреет спросить о чем-то, не пытайтесь навязать свою точку зрения, ведь истинные ученые и знающие люди никогда не навязывают никакую точку зрения, они лишь дают пищу для размышлений. Почему бы не начать вашу «помощь» такому человеку с общих нравственных постулатов ислама, с общих моральных ценностей, которые будут выражаться прежде всего в вашей нравственности и ваших поступках? Иначе увы, количество едва ли начнет переходить в качество, а скрытых мусульман будет становиться все больше.

Мадина Калимуллина