Сколько испытаний прошли великие женщины Ислама и проходят наши сёстры мусульманки!

Сколько испытаний прошли великие женщины Ислама и проходят наши сёстры мусульманки!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Хвала Аллаху, в исламе множество великих женщин, которыми можно восхищаться и с которых стоит брать пример. Это женщины, которые были благословлены крепкой верой, великим знанием и огромным терпением. Их пример выдержал испытание временем, и современные мусульманские женщины (да и мужчины) продолжают узнавать об их манерах и поступках в надежде на то, что смогут воплотить их в свою жизнь. 

Когда мы говорим о пророке Аллаха, Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха) и тех, кто его окружал, мы чаще упоминаем его сподвижников мужского пола. Хотя в исламской истории очень много великолепных женщин, и я хочу рассказать о мусульманках, которые достойны нашего внимания. 

Асия бинт Музахим (да будет доволен ею Аллах)

Анас ибн Малик передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Достаточны вам из числа женщин Марьям бинт Имран, Хадиджа бинт Хувайлид, Фатима бинт Мухаммад и Асия, жена фараона». 

Несмотря на то что жила она очень роскошно, Асия оставалась стойкой в своей вере в Аллаха, при этом страдая от притеснений мужа. Аллах привел Асию в Коране в качестве примера для верующих: «Аллах привел в качестве примера о верующих жену Фараона. Вот она сказала: "Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!"» (Коран, 66:11). 

Именно Асия спасла и вырастила пророка Мусу (мир ему), заботясь о нем, в то время как его родная мать была вынуждена положить его в колыбельку и отправить по водам реки Нил из страха, что люди фараона убьют его.

Какими же качествами обладала Асия, которые повлияли на Мусу (мир ему)?

Прежде всего, это была ее непоколебимая вера в Аллаха и полное доверие Ему. Будучи женой самого могущественного и высокомерного человека во всем Египте, Асия была окружена роскошью, богатством и красотой, но она смогла признать, что без Бога жизнь людей неполная и лишена всякого смысла. 

«Многие мужчины достигли уровня совершенства, но ни одна женщина не достигла такого уровня, кроме Мариям, дочери Имрана, и Асии, жены фараона» (Аль-Бухари). 

Когда родился пророк Муса (мир ему), обстоятельства вынудили его безутешную мать положить своего крошечного новорожденного ребенка в корзину и пустить ее по водам Нила. Но Аллах — лучший из планирующих. Служанка Асии вытащила Мусу (мир ему) из реки и принесла жене фараона.

Асия, в отличие от своего высокомерного, гордого мужа, была праведной, милосердной женщиной. Аллах открыл ее сердце, и она посмотрела на крошечного ребенка и почувствовала к нему большую любовь. Она попросила своего мужа принять его в семью. «Жена Фараона сказала: "Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесет нам пользу, или же мы усыновим его". Они ни о чем не подозревали». (Коран 28:9).

Коран очень мало рассказывает об Асии и ее отношениях с приемным сыном Мусой (мир ему). Однако как женщина веры она, должно быть, оказала глубокое влияние на своего приемного сына. Муса (мир ему) был откровенен и честен; он смело высказывал свое мнение и становился на сторону более слабых членов общества. Всякий раз, когда ему приходилось быть свидетелем угнетения или жестокости, он не мог остановить себя от вмешательства. Сегодня психология утверждает, что чувство справедливости и способность к сочувствию появляются в очень раннем возрасте. Это навыки, которые часто уже не могут быть приобретены в дальнейшей жизни. Асия, должно быть, воспитала эти качества у своего приемного сына.

Когда Муса (мир ему) вырос, его считали мудрым молодым человеком; и во всех отношениях он считался сыном фараона. Однако из Священного Корана мы знаем, что родная мать Мусы (мир ему) была его кормилицей. Ибн Касир полагает, что родная мать Мусы (мир ему) жила во дворце, когда кормила его грудью, и что, когда он вырос, ей разрешалось посещать его. Ее влияние также должно было сыграть немалую роль в формировании характера пророка Мусы (мир ему). «Так Мы вернули его матери, чтобы утешились ее глаза, чтобы она не печалилась и знала, что обещание Аллаха истинно. Но большинство их не ведает этого». (Коран 28:13).

Мусу (мир ему) любили как его родная мать, так и приемная, Асия. Скорее всего, еще до того, как Муса (мир ему) стал взрослым, он узнал о детях Израиля и политической ситуации в Египте. Ряд обстоятельств, подробности которых можно найти в Коране, заставили Мусу (мир ему) бежать из Египта. Как должна была себя чувствовать Асия, когда ее приемный ребенок прошел путь он сына фараона до обычного «преступника»?

В конце концов, фараон обнаружил, что его жена тайно поклонялась Богу Мусы (мир ему). Он был возмущен и бушевал от гнева. Фараон угрожал и уговаривал свою жену Асию, но теперь ее сердце принадлежало Аллаху.

Фараон предложил своей жене выбор: принять его как своего бога или продолжать поклоняться Богу Мусы (мир ему) и подвергаться пыткам до смерти. Асия выбрала пытку и смерть, и в последние минуты ее агонии можно было услышать, как она обращалась к Богу. «Аллах привел в качестве примера о верующих жену Фараона. Вот она сказала: "Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!"» (Коран, 66:13).

У матери, как у опекуна и учителя своих детей, много обязанностей. И самой важной из них является воспитание детей. Именно мать первая учит своих детей тому, как знать и любить Бога. И лучший способ обучить их — это пример, потому что с того момента, как они могут взаимодействовать со своим окружением, они учатся. Будучи матерями, Мариям и Асия учили своих сыновей полностью верить и доверять Единому, достойному доверия — Богу.

Хадис о парикмахере дочери Фараона

Передается, что Ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сказал, что Пророк (салаллаху алейхи уа салям) сказал: “В ночь, в которую я был вознесен, я почувствовал приятный запах и сказал: “О, Джибрил! Что это за приятный запах?” Он ответил: “Это запах парикмахера дочери Фараона и ее детей”".

Почему Пророк (салаллаху алейхи уа салям) в Ночь вознесения почувствовал запах?

Хотели ли вы услышать историю этой женщины и матери? Ее звали Машит Фараона. Она была парикмахером дочери Фараона, который говорил: “Я не знаю для вас другого бога, кроме себя”.

Эта служанка приняла ислам в тайне. Когда она расчесывала волосы дочери Фараона, расческа упала на пол. Затем она на автомате подсознательно, поднимая расческу, сказала: “Бисмиллях” (во имя Аллаха).

У этой служанки было 5 детей, один из которых был ещё грудным. Затем дочь Фараона сказала: “Аллах аби?” (Аллах мой отец?) Служанка ответила: “Нет! Аллах – это Бог твоего отца, твой Бог и мой”. Дочь Фараона разозлилась, пошла к своему отцу и сказала: “Отец, эта женщина поклоняется другому Богу вместо тебя”.

Он сказал: “Что?! У неё есть ещё Бог кроме меня? Кто он?… Приведите её”.

И она пришла. Женщина перед этим великим (до определённого предела) Фараоном.

Он сказал ей: “Кто твой бог?”

Она ответила: “Аллах(Бог) есть мой бог”

Он сказал: “Кто такой Аллах?”

Она ответила: “Аллах – Рабби ва Раббук” (Аллах – мой Господь и твой Господь).

Она сказала: “Аллах – мой Господь и твой”

Он сказал: “Принесите цепи!”

Они принесли цепи и стали избивать её

“Кто твой Господь?” “Аллах – Рабби ва Раббук!”

Затем он приказал принести большой котёл. И он залил в этот котёл кипящее масло. Затем он приказал: “Приведите всех её детей”. Он сказал: “Поклоняйся мне: я твой бог”.

Она ответила: “Никогда”.

Он взял её первого сына и бросил в кипящий котёл. Перед её глазами его мясо и плоть отделяются от костей. Затем привели её следующего сына, но она держалась стойко. Аллаху Акбар!

Его сожгли. Она не могла остановить их. Затем третий, затем четвертый… И вот пришёл черёд пятого ребёнка, который был у неё на руках. Она уже готова была отказаться от своих слов перед всеми этими людьми. И это хадис Пророка (салаллаху алейхи уа салям)…

Он (салаллаху алейхи уа салям) сказал: “Аллах с высоты семи небес заставил говорить её младенца”.

Младенец сказал: “Терпи, моя мать! Терпи, моя мать! Поистине, ты стоишь на Истине”. “Аллах обещал тебе Рай! не останавливайся”. Затем они бросили её сына в кипящее масло, и она была следующей.

Она понимала, что погибнет, и затем начала плакать. Фараон спросил: “почему ты плачешь?”

“Я плакала, потому что хочу попросить тебя кое о чём и не знаю, выполнишь ли ты это”. Он сказала: “Проси меня, о чём захочешь”. Она сказала: “После того, как ты бросишь меня в котёл, я хочу, чтобы ты похоронил наши останки в одной могиле, потому что я хочу воскреснуть со своими детьми и я хочу попасть в Джанна вместе со своими детьми”. Хадис можно найти: Имам Ахмад приводит в своём Муснаде (Книга Хадиса 1/310). Такая же передача у Ибн Маджа (4020).

Марьям бинт Имран (да будет доволен ею Аллах)

Эта величайшая женщина в исламской истории упомянута в Священном Коране: «Вот сказали ангелы: "О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров"». (Коран, 3:42).

Марьям провела свою жизнь в поклонении. Она – мать Исы мир ему), которая родила его чудесным образом, будучи незамужней и невинной девушкой. Народ обвинил девушку в прелюбодеянии, но Аллах возвысил ее, заставив Ису (мир ему) заговорить, когда он еще был в колыбели, и защитить честь своей матери. Таковым был ее статус в исламе. Она – единственная женщина, в честь которой названа целая сура в Коране – 19 сура «Марьям».

Возвращение на родину

Очистившись после родов, Марьям возвратилась в родное селение с ребёнком на руках. Увидев это, местные жители начали наговаривать на неё, но та ничего не отвечала и лишь указывала на младенца. Тогда народ спросил: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» 19:29.

Но новорождённый, на удивление всех, произнёс: «Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне писание и сделал меня пророком...» 19:30. Люди были шокированы произошедшим и осознали, что они оказались свидетелями чуда. В этот период на Марьям была возложена очень важная миссия – а именно, воспитание пророка Исы (мир им обоим).

Однако, несмотря на увиденное своими глазами чудо, многие не поверили в пророческую миссию Исы (мир ему) и начали высказывать своё недовольство Марьям и её ребёнком. В этой ситуация она принимает решение перебраться в Египет, чтобы обезопасить своего сына.

Марьям всегда была рядом с ним, служила ему опорой и переносила все тяготы пророческой миссии, в том числе и издевательства со стороны местных жителей.

Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах)

Хадиджа была богатой и процветающей предпринимательницей в Мекке. При этом она была умной и образованной женщиной. Она сама предложила пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) жениться на ней, узнав о его честном и прямолинейном характере. Она была его первой женой, и ее называют Матерью правоверных.

Хадиджа оказала поддержку Мухаммаду, когда народ критиковал и высмеивал его. Она была его правой рукой до самой смерти на 10-м году после начала откровения, в год, известный как Год скорби.

Ей был обещан рай, когда ангел Джибриль сказал Пророку: «О, посланник Аллаха, вот идет Хадиджа и у неё сосуд с едой или водой, когда она придет, передай ей приветствие от её Господа и от меня. И обрадуй её тем, что у неё будет дом из нанизанного жемчуга в раю, в котором не будет шума и утомления».

Родословная Пророка (мир ему и благословение) продолжается до сих пор от его общей с Хадиджей дочери, Фатимы.

Фатима бинт Мухаммад (да будет доволен ею Аллах)

Фатима – это дочь Пророка и его первой жены Хадиджи. Она оказывала огромную поддержку своему отцу и была прекрасным примером набожности и благочестия. Аиша, любимая жена Пророка Аллаха (мир ему и благословение) сказала: «Я никогда не видела никого, кто бы больше походил на Пророка в речах и поведении, чем его дочь Фатима». Когда Фатима посещала отца, он вставал, приветствовал ее, целовал, брал ее за руку и усаживал на свое место.

Аиша бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах)

После смерти Хадиджи Аиша была любимой женой Пророка (мир ему и благословение). Абу Усман передал, что Амр ибн Аль Ас сказал: «Я пришел к Пророку и спросил: "Кого из людей ты любишь больше всех?" Он ответил: "Аишу". Я спросил: "А из мужчин?" Он ответил: "Ее отца"» (Аль-Бухари).

Одно из достоинств Аиши (да будет доволен ею Аллах) ниспослание из-за неё 16 аятов из суры ан-Нур. Причина ниспослание этих аятов история, приключившаяся во время похода на бану ал- мусталик в 6 г.х. Выступая в поход из Медины, посланник ﷺ взял с собой госпожу Аишу (да будет доволен ею Аллах). Когда войско сделало привал среди ночи, она (да будет доволен ею Аллах) вышла из паланкина и удалилась от места стоянки. Справив нужду она вернулась, и обнаружила, что войско уже выступило в путь. Она (да будет доволен ею Аллах) была худенькой девушкой, и носильщики не почувствовали её отсутствия. Аиша (да будет доволен ею Аллах) поняла, что люди вернутся за ней к месту стоянки, и решила прилечь. Её разбудило появление Сафвана ибн ал- Му’аттала (да будет доволен им Аллах), который шёл в охранении позади войска. Увидев жену посланника Аллаха ﷺ он воскликнул: Поистине, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, мы вернёмся к Нему. Он усадил свою верблюдицу на колени, а сам отошёл в сторону, чтобы Аиша (да будет доволен ею Аллах) села верхом. Потом он взял верблюдицу за поводья и продолжил путь. Они догнали войско, когда оно остановилось на полуденный отдых, и тогда лицемер по имени Абдуллах ибн Убайй ибн Салул начал распространять слухи о том что Аиша (да будет доволен ею Аллах) согрешила с Сафваном. Он говорил, клянусь Аллахом, он не уберегся от неё, и она не убереглась от него. Жена вашего пророка ﷺ провела ночь с мужчиной.

Слухи об Аише (да будет доволен ею Аллах) быстро расползались и дошли до пророка ﷺ. У клеветников не было доказательств, но пророк ﷺ решил не принимать решения, пока не узнает правду или не получит откровение. В течение целого месяца Аиша (да будет доволен ею Аллах) находилась под подозрением, и это стало настоящим испытанием не только для неё, но и для остальных мусульман. А через месяц были ниспосланы 11-26 аяты суры ан-Нур, в которых Великий Аллах оправдал мать правоверных Аишу (да будет доволен ею Аллах) и ниспослал целый ряд важных предписаний. В последнем из этих аятов было подчёркнуто превосходство всех матерей правоверных: «Скверные женщины для скверных мужчин, а скверные мужчины для скверных женщин, и хорошие женщины для хороших мужчин, а хорошие мужчины для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят (клеветники). Им уготованы прощение щедрый удел.» (Cура 24 ан-Нур аят 26).

Хадисы, описывающие эту историю, приводятся во многих сборниках, в том числе в Сахихах имама Бухари и имама Муслима. После того события мусульмане стали говорить что Аиша(да будет доволен ею Аллах) была оправдана из-за семи небес. Аиша (да будет доволен ею Аллах) стала причиной ниспослания ещё одного коранического откровения, узаконившего очищение песком (таяммум) в отсутствие воды и тем самым облегчившего религиозные повинности мусульман.

Имам Бухари передал со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды она взяла ожерелье взаймы у Асмы (да будет доволен ею Аллах) и потеряла его. Посланник Аллаха ﷺ послал людей найти его, и когда их застало время намаза (саля), они совершили его без омовения (аль-уду). Придя к пророку ﷺ, они пожаловались ему, а после этого был ниспослан аят о (таяммуме). А Усайд ибн Худайр (да будет доволен им Аллах), сказал Аише (да будет доволен ею Аллах), Да вознаградит Аллах тебя добром! Клянусь Аллахом, что бы ни приключалось с тобой, Он обязательно создавал для тебя выход из положения и делал это благодатью для мусульман.

Есть немало других хадисов о достоинствах матери правоверных Аише (да будет доволен ею Аллах). Из всех людей посланник Аллаха ﷺ любил Аишу (да будет доволен ею Аллах).

Жёны посланника ﷺ знали это и ревновали его. В Сахихах имама Бухари и имама Муслима, а также в Сунане имам Насаи приводятся хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что как-то, раз жёны пророка ﷺ послали к нему его дочь Фатиму (да будет доволен ею Аллах). Она спросила разрешения войти, когда посланник Аллаха ﷺ лежал рядом с Аишей (да будет доволен ею Аллах), и сказала: Посланник Аллаха, твои жёны послали меня к тебе и просят тебя справедливо относиться к ним и к внучке Абу Кухафы. Аиша (да будет доволен ею Аллах) смолчала, а посланник Аллаха ﷺ сказал: Дочка, разве ты не любишь то, что люблю я? Она ответила: Конечно, люблю. Тогда он ﷺ сказал: Полюби же её. Услышав слова посланника Аллаха ﷺ Фатима (да будет доволен ею Аллах) встала и вернулась к его жёнам.

Она передала им, что она сказала и что посланник Аллаха ﷺ ответил ей, и те сказали: Нам кажется, что ты ничем не помогла нам. Вернись к нему и скажи: Твои жёны заклинают тебя справедливо относиться к ним и к внучке Абу Кухафы. Тогда Фатима (да будет доволен ею Аллах) сказала: Клянусь Аллахом, я никогда не стану просить его относительно неё. Это часть длинного хадиса.

Она была великим ученым; у нее была прекрасная память, а также критическое понимание исламской юриспруденции. Она передала около 2200 хадисов и является четвертой в списке передатчиков самого большого числа хадисов после Анаса ибн Малика, Абдуллы ибн Умара и Абу Хурайры (да будет доволен Аллах ими всеми). Пророк (мир ему и благословение) умер на ее руках.

Когда посланник Аллаха ﷺ покинул этот мир, Аише (да будет доволен ею Аллах) было восемнадцать лет. А она скончалась в ночь на 17 рамадана 58 г. х. Заупокойной молитвой (джаназа) по ней руководил Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), после чего она была похоронено на кладбище Баки в Медине. Да будет Всевышний Аллаха доволен ею и всеми матерями правоверных!

Первая мученица в Исламе — Сумайя бинт Хуббат

Сумайя бинт Хуббат (да будет доволен ей Аллах) была одной из семи человек, которые первыми приняли Ислам и присягнули на верность Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Она была одной из великих сподвижниц. Язычники Мекки не могли вредить самому Пророку ﷺ из-за высокого положения его дяди Абу Талиба, а также поскольку среди его друзей были такие влиятельные и богатые люди, как Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Однако, те из сподвижников, которые были простыми и бедными людьми, не были избавлены от гонений и мучений.

Одними из таких людей были Сумайя бинт Хуббат, ее муж Ясир и их сын Аммар (да будет доволен ими Аллах), которые часто подвергались преследованиям и мучениям от неверующих. Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение) шел через рынок, он видел, как неверующие мучили всех трех членов этой семьи. Будучи сам беспомощным в то время, Пророк ﷺ не смог ничем помочь им. Он лишь утешил их, сказав: «Будьте терпеливыми, о, семья Ясира! Ваше последнее прибежище Рай!»

Усман (да будет доволен им Аллах) также передал, что слышал подобные слова от Посланника Аллаха ﷺ, которыми тот утешал этих людей. После того, как Аммару удалось бежать от мучителей, он пришел к Пророку ﷺ и спросил его – когда кончатся преследования невинных мусульман, Посланник Аллаха ﷺ утешил его, сделав дуа за его семью, прося Аллаха избавить их от мучений Ада.

Хишам ибн Амр был одним из злейших врагов Пророка ﷺ, который больше всех старался навредить ему и другим мусульманам, так что Посланник Аллаха ﷺ за все это дал ему прозвище Абу Джахль (отец невежества). Абу Джахль подверг Сумайю (да будет доволен ей Аллах) мучениям и пыткам, пытаясь заставить ее отказаться от Ислама, но она не дрогнула ни на секунду и оставалась твердой как скала. Ее стойкость и упорство так сильно разозлили его, что он в ярости вонзил копье ей в сердце, от чего она скончалась. Сумайе бинт Хуббат (да будет доволен ей Аллах) выпала честь стать первой мученицей за Ислам. Это событие произошло за семь лет до хиджры. Ее муж Ясир (да будет доволен им Аллах) также пал жертвой пыток курайшитов и был убит. После этого Аммар (да будет доволен им Аллах), потерявший обоих родителей, занял особое место в сердце Посланника Аллаха ﷺ, который часто называл его не иначе как Ибн Сумайя. Пророк ﷺ часто с большой похвалой отзывался о семье Ясира.

Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передавал, что Посланник Аллаха ﷺ однажды предсказал, что, когда между его последователями начнутся распри и ссоры, Ибн Сумайя всегда будет стоять на стороне истины и справедливости.

Да будет Аллах доволен ими всеми!

Испытания мусульманок в наше время… Где запрещено носить хиджаб?

В некоторых странах мира последовала череда запретов на ношение традиционных мусульманских женских нарядов в публичных местах. Особенно, в образовательных учреждениях. Так, в марте 2017 года Европейский суд юстиции подтвердил право работодателей вводить правила, запрещающие служащим носить на работе хиджабы и другие "видимые символы религиозной принадлежности".

Во Франции, к примеру, еще с 2004 года запрещены все заметные религиозные символы. А теперь запретят носить в школах абайи. Об этом заявил министр образования Франции Габриэль Атталь в конце августа текущего года. В Швейцарии недавно парламент принял закон, запрещающий носить одежду, закрывающую лицо, в том числе никаб и хиджаб — традиционные мусульманские головные уборы для женщин. В мусульманской Албании тоже не комфортно нашим сёстрам.

В Узбекистане власти продолжают кампанию по борьбе с религией: людям запрещают носить бороды и хиджабы. Как пишет Озодлик (Узбекская редакция Радио Свобода), исповедующих ислам мужчин заставляют сбривать бороды, а женщин – снимать хиджабы.

Что далеко ходить – в Таджикистане ношение мусульманских облачений тоже не приветствуется государством. На законодательном уровне тот же хиджаб не запрещён, хотя президент Эмомали Рахмон неоднократно в своих выступлениях отмечал, что «облачение в черные одежды, сатр, хиджаб и отращивание бороды чуждо нашей культуре». Запрещено их ношение только в госучреждениях, школах и вузах. Такая же ситуация в Казахстане.

В России тоже хиджаб под запретом, в школах, учебных заведениях и некоторых предприятиях. Сестры которые одели хиджабы подвергаются притеснению не только на улице, работе, близкие и друзья отрекаются от них. Много историй есть на этот случай. В Санкт-Петербурге, гид работающая в Эрмитаже пришла к Исламу и надела хиджаб. Все родственники и знакомые отреклись и ушли от неё. Но она альхамдулиллях выдержала такое испытание и сломалась. Да поможет ей Аллах.

Можно есть свинину и не носить хиджаб

Албанцы основали свое исламское течение. В чем суть одного из течения религии — бекташизма (религиозный лидер – Эдмонд Брахимай). По статистике, 70% албанцев называют себя мусульманами. Но если сравнивать со строгими мусульманскими законами, то в Албании к религии относятся по-другому. Албанки свободно гуляют и встречаются с подругами, албанские мужчины тоже могут не соблюдать заповеди ислама. Они спокойно могут выпить бокал пива и закусить свиной колбаской. Местные говорят, что их основная религия – албанство. Их называют "недоразумением на карте исламского мира", но сами албанцы называют себя modern Muslims – "современные мусульмане". Албанцев постоянно заставляли менять веру. То им принесли православие, то обращали в ислам.

Руководители мусульманской общины Албании сделали заявление в защиту ношения женщинами исламской одежды (хиджаба) в этой балканской стране. Мусульманские лидеры передали свой протест министру образования Албании. Правительство Албании объявило о планах введения запрета на ношение хиджаба в школах страны, оправдывая его тем, что это необходимо для скорейшего сближения с Евросоюзом, членом которого надеется стать Албания. Запрет на мусульманскую женскую одежду намечается включить в «Закон об образовании», передаёт «АБНА».

Мусульмане составляют 2/3 из 3,2 миллионного населения Албании. Религия была полностью запрещена в этой стране в 1967-1990 гг. под страхом смертной казни, в период коммунистической диктатуры Энвера Ходжи.

До 1912 года Албания была вилайетом (губернией) Османской державы, а из числа албанцев вышло немало известных политических и военных лидеров исламского государства. В современной Албании многие мусульмане исполняют религиозные обязанности, однако ношение женщинами мусульманской одежды пока не является широко распространённым.

Для посткоммунистической Албании характерен один культурный феномен, приводивший и к проявлением исламофобии. С подачи авторитетных представителей национальной интеллигенции умами общества начала активно овладевать идея о необходимости возвращения албанцев к «европейско-христианским» первоосновам. Ислам при этом рассматривается как нечто внешнее, привнесенное, как орудие духовной колонизации албанцев. Апогеем стало официальное выступление президента страны Альфреда Мойсиу (2002-2007), когда он, первый «православный» президент страны, без обиняков заявил, что «Албания – страна православная!». Естественно, что в такой атмосфере мусульманская община маргинализовалась, сошла с общественной авансцены. Но нынче положение меняется: суннитская умма страны набирает все больше сил, организационных и информационных ресурсов. В 2011 году в стране был открыт первый исламский университет.