Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты...

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Часто можно видеть людей, которых вы на самом деле считали умными, как они внезапно говорят всякую чушь и шутят. Некоторые из них так сильно изменились и «отупели» до такой степени, что от них больше ничего не осталось. Затем вы смотрите на их окружение и понимаете, что произошло.

Шуъайб ибн Харб сказал: «Шуъба сказал мне»: «Наш интеллект низок, и если мы будем сидеть с теми, у кого меньше интеллекта, то то немногое, что у нас есть, также будет потеряно».

Как говорится в пословице «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты», человек который хочет сформировать в себе хорошие качества, должен думать о том, с кем он дружит. Потому что ваш круг общения обязательно повлияет на ваше поведение, характер и мировоззрение.

Достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) привел прекрасный пример, которому можно уподобить хорошего и плохого друга: «Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». (Бухари и Муслим).

Здесь нужно учесть следующий момент: В хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) использовал профессию кузнеца не с целью опорочить это ремесло, а в качестве примера, поэтому нужно воспринимать его как прототип из примера.

В повседневной жизни мы встречаем много примеров из жизни, когда под влиянием неблагополучных друзей человек становится на путь зла и сбивается с истинной пути, и в итоге сталкивается с невосполнимой печалью и раскаянием. А сколько тех, кто по вине друга совершил такие тяжкие преступление как изнасилование, ограбление или воровство и оказался в тюрьме? После они раскаиваются в содеянном преступлении, но уже поздно, от горького раскаяния нет пользы.

Творец предостерегает нас от плохих друзей следующими аятами для того, чтобы мы не познали горечь раскаяния:

وَيَوْمَ يَعَضُّ الظَّالِمُ عَلَىٰ يَدَيْهِ يَقُولُ يَا لَيْتَنِي اتَّخَذْتُ مَعَ الرَّسُولِ سَبِيلًا ﴿٢٧﴾ يَا وَيْلَتَىٰ لَيْتَنِي لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلًا ﴿٢٨﴾لَّقَدْ أَضَلَّنِي عَنِ الذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءَنِي ۗ وَكَانَ الشَّيْطَانُ لِلْإِنسَانِ خَذُولًا ﴿٢٩

« В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: "Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня". Воистину, сатана оставляет человека без поддержки»
. Сура 25 - «Аль-Фуркан (Различение)» 28-29 аяты.

حَتَّىٰ إِذَا جَاءَنَا قَالَ يَا لَيْتَ بَيْنِي وَبَيْنَكَ بُعْدَ الْمَشْرِقَيْنِ فَبِئْسَ الْقَرِينُ ﴿٣٨﴾ وَلَن يَنفَعَكُمُ الْيَوْمَ إِذ ظَّلَمْتُمْ أَنَّكُمْ فِي الْعَذَابِ مُشْتَرِكُونَ

«Когда же он (неверующий) явится к Нам, он скажет дьяволу: "Лучше бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Какой же ты плохой товарищ! Им будет сказано: "Вы поступали несправедливо, и сегодня вам не поможет то, что вы разделяете мучения». Сура 43 - «Аз-Зухруф» (Украшение) 38-39 аяты

Если так, то, каких людей мы называем плохими друзьями, как можно их распознать? А теперь, прислушаемся к тому, что повелел нам Всевышний Аллах:

إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ ﴿٧﴾ فَلَا تُطِعِ الْمُكَذِّبِينَ ﴿٨﴾ وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُونَ ﴿٩﴾ وَلَا تُطِعْ كُلَّ حَلَّافٍ مَّهِينٍ ﴿١٠﴾ هَمَّازٍ مَّشَّاءٍ بِنَمِيمٍ ﴿١١﴾ مَّنَّاعٍ لِّلْخَيْرِ مُعْتَدٍ أَثِيمٍ ﴿١٢﴾ عُتُلٍّ بَعْدَ ذَٰلِكَ زَنِيمٍ ﴿١٣﴾ أَن كَانَ ذَا مَالٍ وَبَنِينَ ﴿١٤﴾ إِذَا تُتْلَىٰ عَلَيْهِ آيَاتُنَا قَالَ أَسَاطِيرُ الْأَوَّلِينَ ﴿١٥

«Твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем. Посему не повинуйся обвиняющим во лжи! Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу, даже если он будет богат и будет иметь сыновей. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: "Сказки древних народов!». Сура 68 - «Аль-Калам» (Тростниковое перо) 7-15 аяты.

Еще в одном аяте говорится следующее:

مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ ﴿٤٢﴾ قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ ﴿٤٣﴾وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ الْمِسْكِينَ ﴿٤٤﴾ وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ الْخَائِضِينَ﴿٤٥﴾ وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ الدِّينِ ﴿٤٦﴾ حَتَّىٰ أَتَانَا الْيَقِينُ

«Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: "Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)». Сура 74 - Аль-Муддасир (Завернувшийся) 42-47 аяты.

А, в суре «Аль-Кахф» говорится следующее:

وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ ۖ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا ۖ وَلَا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُ٢٨

«… Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными». Сура 18 - «Аль-Кахф» (Пещера )28 аят.

Из вышеприведенных аятов мы узнали, что если человек хочет жить по законам религии и строить свои дела в соответствии с этим, он должен выбирать друга, который бы способствовал ему в этом, и он должен сторониться тех, кто отличается плохим нравом. Всевышний Аллах напоминает нам, последствия этой пагубной компаний.

Людей с плохими качествами из вышеприведённых аятов можно перечислить следующим образом:

Лгун
Человек, который не держит слово (обещание), (человек, который много клянётся)
Презренному (или придирчивый человек, особенно критичный человек)
Хулителю
Сплетник
Человек, препятствующий совершению благого дела (скупящемуся на добро)
Грешник
Жестокий - злодей
Невоспитанный
Человек, не совершающий намаз
Хулиган (сорвиголова)
Человек, который не верит в существование Судного дня.
Человек, не признающий Бога
Человек, потакающий своим желаниям
Человек, не признающий Коран
Скупой

Итак, поддерживать дружеские отношения с хорошими людьми это верное решение, о котором мы не пожалеем в итоге. Многоуважаемый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он собирается водить дружбу». (Абу Дауд)

Поэтому каждый из нас должен быть осмотрительным в выборе друзей. Но, в то же время, мы не должны забывать, наставлять на пути истины тех, кто идет по неверному пути.

У человека есть три больших врага: Шайтан, нафс и плохой друг. Плохой друг вредит больше шайтана и нафса. В хадис шарифе сказано: «Вера человека, такова как вера его друга. Отнеситесь внимательно к выбору друзей». (Хаким)

Шайтан и нафс, с помощью плохого друга, приводят нас к страданьям. Плохого товарища надо сторониться как ядовитой змеи или льва. В двух хадисах сказано: «О Аллах, прибегаю к тебе от друга который смотрит только на внешность, следит за мной, скрывает мои хорошие стороны, раскрывает мои плохие стороны». (Наджар). «Плохой друг как кузнечные меха. Когда поддувает то, огонь тебя не обожжет, но запах будет стоять невыносимый». (Бухари).

В хадис шарифах сказано: «Самый лучший друг тот, кто поможет вспомнить Аллаха, напомнит когда забудешь». (Хаким). «Самый лучший друг тот, чьи слова помножают твои знания, деяния которого заставляют задуматься об ахирате». (Хаким). «Хороший друг как продавец духов. Даже если не намажет тебя духами, но тебя будет окружать приятный аромат пока ты рядом». (Муслим).

Для себя надо искать хорошего друга, а найдя нужно понять что такая дружба и служение ему это огромное благо. Если пользуешься знаниями и нравственностью такого благочестивого друга, то ему нужно оказывать должное уважение! Считать его более важным себя! Не искать его недостатки и даже если они есть то, сделать вид что не видишь их и никому о них не говорить, даже стараться не думать о его недостатках а лучше забыть о них! Не возражать ему, лучше всего не вступать с ним в перепалку. Не втягивать себя в су-и зан (плохое мнение), предположить что его проступок связан с забывчивостью или рассеянностью. Т.е. найти основание невиновности, потому что человек обладающий хорошим характером ищет для людей оправдание, не выводит в наружу их просчеты.

Друзей может быть много, но среди них могут оказаться люди не правильного пути, имеющие привязанность к другой общине. Вам надо быть на том же пути на каком находится человек, которого отметил ваш наставник. Т.е. эти слова могут означать, «Выбери его в качестве друга, будь на его пути». Хадис где сказано: «Вера человека такова же как вера его друга. Будьте внимательны в выборе друга» говорит следующее, ′′Ты на пути своего друга, ты исповедуешь его веру, ты похож на него′′. То же самое говорится и в хадис шарифе: «Человек с тем, кого он любит».

Чтобы быть хорошим, надо быть с хорошими! И в наставлениях ученых ислама было сказано: «Неважно кто ты, важно с кем ты». Что означает надо быть с тем, кого рекомендовали наши наставники, брать с него пример. Ученые не говорили о мирской пользе или вреде, они скажут о пользе и вреде для ахирата. Их речи только о том что пригодится в ахирате. Внимание надо обратить на это.

Как много зависит от тех, с кем мы ведем каждодневное общение, с кем делимся радостями и печалями. Ведь общение с недостойным человеком может изменить хорошего человека. И стоит избегать подобной дружбы, даже если она началась с малых лет или с дружбы ваших родителей. И объясняется это тем, что человек склонен брать пример с того, с кем он дружит. Например, если ваш друг стремится получать знания и ведет подобающий образ жизни, общение с таким человеком подталкивает вас к изучению религии и приобретению знаний. Общение с иными приведёт к тому, что вы начнёте халатно относиться к канонам ислама и станете зависимы от мирских благ. И даже если вам кажется, что вера ваша настолько сильна, что ее не надломить общением с неверными, вы глубоко заблуждаетесь. Вы, сами того не замечая, начнёте меняться и увы, в отрицательную сторону.

Когда нам задают вопрос: «Много ли у тебя друзей?», многие говорят, что им повезло и друзей у них более чем достаточно. Если это так, то замечательно, но порой, когда нам нужна помощь или дельный совет, мы не можем вспомнить, к кому обратиться, просто понимая, что в окружении нашем много интересных и хороших людей, но друзей, проверенных временем и ситуациями, раз-два и обчёлся. Иметь большой круг знакомых и при этом иметь разные интересы, идти разной дорогой – это не есть хорошо. Окружая себя такими людьми, вы тратите своё время, если, конечно, у вас нет цели изменить вашего друга.

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашёл его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: “Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!”». (Дайлями, Ибн ‘Асакир)

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знаний, сказал: «Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервет с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факихи говорили: “Легче предотвратить, нежели прекратить”». («Тазкираас-сами’»).

Мы стараемся жить по Сунне нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Он нёс своим окружающим только благо и совершенно искренне желал своим соплеменникам того же, чего желал себе. В сложный период жизни его окружали верные и любящие его сподвижники. В период притеснения, в период скитания и голода, в боях они всегда были рядом с ним. У них была одна цель – помочь Любимцу Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на пути проповедования. Разве не это проявление самой чистой, крепкой любви?

Каждый мусульманин должен стремиться обладать такими качествами, которые внушали бы желание дружить с ним. Задумайтесь и вновь посмотрите со стороны на свое окружение и к чему вы идёте. Взгляните и на себя со стороны, может, и вы стали вести себя иначе, раз вас окружают мнимые друзья.

Дай Аллах нам встречать в своей жизни только искренних и богобоязненных друзей!