Скандальные отголоски грозненской "фетвы"

Скандальные отголоски грозненской

В России набирает обороты конфликт между главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином и муфтием Чечни Салахом Межиевым по поводу, так называемой, «грозненской фетвы», неоднозначно воспринятой мусульманами страны.

Причем интерес к данной напряженной дискуссии вызван теперь уже не только содержанием взаимных заявлений и претензий сторон, но и теми неожиданными фигурами, которые подключаются к этому обмену мнениями между муфтиями.

Муфтий Чечни предельно жестко ответил муфтию Равилю Гайнутдину за критику и упрекнул его Саидом Бурятским

В мой адрес был направлен ответ на моё предложение председателю Совета муфтиев России уважаемого Равиля Гайнутдина, обосновать его позицию по Фетве, что явилась итогом работы Международной исламской конференции в Грозном "Кто они - последователи Сунны".

Моя просьба определялась рамками искреннего желания получить ясный довод по Фетве. К сожалению, шейх Равиль Гайнутдин не смог привести соответствующее богословское обоснование своим высказываниям, что вызывает тревогу.

Хотел бы ответить по пунктам, в виде которых был представлен мне ответ от шейха Равиля Гайнутдина, председателя заседания Шуры Совета муфтиев России (далее - Шура).

1. В своих словах, ссылаясь на представителей Шуры Совета муфтиев России, шейхом Равилем Гайнутдином бросается тень недоверия на зарубежных участников ВИК (Всемирная Исламская конференция, далее - ВИК), авторитетных улемов исламской уммы, увязывая политическую ситуацию в некоторых странах, откуда прибыли участники форума с их уровнем компетентности.

Также, Вы обвиняете нас в том, что Фетва носит характер двухстороннего обсуждения, хотя его подписали все муфтии РФ, кроме Вас и двух сопредседателей СМР.

Список улемов известен и, по требованию его можно предоставить. В этой связи не ясно, кто именно вызывает сомнения у Шуры. Высокий уровень ВИК принижается не по праву, а обвинения в адрес улемов беспочвенны.

2. По второму пункту следует сказать, что Шура фактически противопоставила суть Фетвы, указанной им Программой социализации мусульман, выдвинутой в 2013 году В. Путиным. Фетва нацелена на противодействие радикализации, и в какой части она противоречит Программе не указывается.

3. По третьему пункту надо уточнить, что указанное Шурой восстановление российского богословия, по воле Аллаха идёт поступательными шагами, как по всей России, так и в Чечне в частности. Действует в Грозном Исламский университет им. Кунта-Хаджи, десятки медресе и школ хафизов по всей республике. Наработан целый комплекс мер по профилактике экстремизма и терроризма, есть методологическая база по противодействию пропаганде сектанства.

К сожалению, активных действий в этой сфере не видно со стороны Совета муфтиев. Проблема псевдорелигиозного экстремизма является закоренелой проблемой различных регионов России, требующей более активного проявления гражданской позиции и совместных усилий.

Ошибочно представляется Шурой, что, как сказано в их письме, «суфизм объявлен в ней как высшее путеводное основание, как возведённый по существу в абсолют, решающий критерий принадлежности к Ахлю-Сунна валь-Джама`а».

Хотелось бы узнать, откуда такой вывод: или ошиблись в изучении Фетвы, или это открытая клевета? Ведь в Фетве, ясно сказано, что ученые едины в том, что Ахлю-Сунна валь-Джама а – это верующие, представляющие религию в трех ее основах: Иман, Ислам и Ихсан.

Заявляю, что Фетва не является способом разделения уммы и такфира, но ясным уточнением сути веры, опираясь на всем известный хадис от Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, об Исламе, Имане и Ихсане.

Также она не закрепляет религию только за указанными в Фетве улемами-суфиями: "В основе Ихсана суннитами являются те, кто следует по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев Абу аль-Касимом Аль-Джунайди бин Мухаммад аль-Багдади, Абдуль-Кадиром аль-Джиляни, Мухаммадом Хаваджи Бахауддином ан-Накшбанди", так как содержит фразу "и подобными им праведными наставниками". То есть, указываются улемы, следующие Корану и Сунне.

Соответственно, и речи не может идти о том, что ошибочно представляется Шуре, якобы суфизм возведён в абсолют. Вызывает недоумение факт предвзятого отношения к Фетве.

4. В четвёртом пункте шейх Шура упоминает джадидизм. Надо уточнить, что это явление является проявлением степени знаний. Так, шейх аль-Марджани-муджаддид, был ханафитом, матуридитом и последователем накшбандийского тариката, чья книга по исламскому мировоззрению была представлена на ВИК.

5. Пятый пункт письма Шуры вынуждает делать вывод не в пользу правильного восприятия текста Фетвы. Ими открыто заявляется о том, что Фетва отражает лишь реалии отдельных областей Северного Кавказа. Данное суждение оторвано от самой реалии и формирует неверный фон вокруг Фетвы.

Если собрание улемов требовало отражения локальности вопроса, то зачем на конференцию были приглашены религиозные деятели из-за рубежа и, вообще она имела статус международного собрания?

Ведь вопрос в виду его российского проявления можно было решить на региональном уровне. Но ситуация такова, что потребность в Фетве имеет больше общероссийский характер, если говорить о нашей стране в целом.

Обвиняются авторы Фетвы в отсутствии джадидизма в ней. Поясню, что ясные основы, упомянутые в Фетве двух видов исламского мировоззрения, не требуют по существу этого.

6. По шестому пункту Шура не осознаёт того, что переходит границы в своих утверждениях. Они заявляют о том, что Фетва носит "характер заключительного прокурорского обвинения в адрес ряда (заметим: далеко не полного!) хорошо всем известных радикальных, экстремистских и террористических течений и сект современного Исламского мира".

Данная позиция свидетельствует о том, что текст Фетвы не изучен. При этом ими говорится, что Фетва была подвергнута детальнейшему анализу. Но надо пояснить, что Фетва не содержит подобного, так как не несёт в себе им указанных свойств!

И нет необходимости упоминать каждую раскольническую группу или движение в виду того, что суть их идеологии носит характер сектанства, в их случае, так называемого салафизма, на деле – псевдосалафизма.

Здесь следует упомянуть, что под влиянием этого раскольнического течения немало молодых людей из Центральной России, (в частности, из Мордовии) Поволжья уходят, якобы на джихад в Сирию и Ирак. Это является свидетельством слабой работы Совета муфтиев России с молодежью и отсутствие какой-либо внятной программы противодействия радикалам и террористам.

Поэтому, мы вынуждены называть своими именами те или иные негативные явления в современном российском обществе, чтобы активнее велась работа по противодействию деструктивным силам, подрывающим изнутри, в первую очередь, российскую умму.

Сам шейх Равиль Гайнутдин был приглашен, как и другие муфтии и известные богословы со всего мира на эту конференцию, к сожалению, он не присутствовал, хотя должен был участвовать, если так сильно болел за мусульман России, и умму в целом.

На ВИК в Грозном присутствовала внушительная и авторитетная делегация современного духовенства исламской уммы, чья работа отразилась в концепции Фетвы.

Именно той концепции и сущности, что высказываниями «о самом широком всероссийском обсуждении в научных богословских изданиях и специализированных религиозных СМИ».

Хотелось бы получить разъяснения по поводу данного подхода в издании Фетв. Как известно, методология Фетв не предполагает этого в процессе её издания. Фетва издаётся авторитетными духовными лицами.

Шурой говорится, с одной стороны об отсутствии должного уровня ВИК, с другой стороны толкает её организаторов к применению неприемлемых методов её издания, что, в свою очередь, вызывает сомнения в компетентности некоторых участников Шуры.

От лица улемов Чечни и всех участников ВИК говорю, что мы готовы на то, чтобы пояснить основные моменты Фетвы, и уверен, что встреча с членами Шуры прояснит ситуацию. Мы готовы к сотрудничеству, так как улемы России должны стоять на позициях сохранения религии и мира в нашей стране.

Категорично отвергаем попытки разногласий, о чем мечтают сектанты и радикалы. Со своей стороны, просим собрать Шуру, и сесть с нами (с улемами, участниками ВИК) за один стол, чтобы разъяснить вопросы, вызываемые сомнения у Вас, определив при этом место и время нашей встречи.

Обращаясь к уважаемому шейху Равилю Гайнутдину, председателю Совета муфтиев России, скажу, если Вы душой болеете за общее благое дело для мусульман, то могли бы принять активное участие в работе прошедшей конференции и услышать доклады известнейших улемов. На основании их и научных трудов и была принята Фетва.

Напомню один факт – некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрёк, а констатация факта того, что Совет, фактически, мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма.

И невольно создаётся впечатление, что Вы и возглавляемый Вами Совет муфтиев России, занимается потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране.

Чтобы больше не появлялось в нашей стране таких, как Саид Бурятский и ему подобные, давайте без политики и философствований, на языке научных диспутов, организуем нашу встречу в удобном для Вас формате и, выработаем механизм для противодействия экстремистской идеологии, попытаемся обезопасить молодежь России от её разрушительного влияния.

Да поможет нам Аллах!

Равиль Гайнутдин в конфликте с муфтием Чечни Салахом Межиевым бросил в дело "чеченского Рембо"

В заочную дискуссию муфтиев вступил полковник спецслужб из знаменитой чеченской фамилии

Начало заочной дискуссии

Напомним, что 27 августа в Грозном по итогам Богословской конференции "Кто они – последователи сунны?" была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфизма.

Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами, - отмечает «Кавказский узел». Об итогах данной конференции, и о том, что они были неоднозначно восприняты мусульманами России мы писали ранее подробно.

«Авторы фетвы объявляют, что истинными мусульманами являются только те, кто в теологии придерживается школы калама (ашариты и матуридиты), следуют одному из четырех мазхабов, а также идут "по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев".

Остальные же мусульмане признаются заблудшими. В фетве говорится, что ее обязаны принять все мусульмане России. С критикой итоговых документов конференции выступили известные религиозные деятели России и арабского мира», - пишет по этому поводу ресурс «Кавказский узел».

Со стороны Совета муфтиев России одним из первых свое неоднозначное восприятие этой фетвы высказал сопредседатель данной организации, председатель Духовного управления мусульман Саратовской области, муфтий Мукаддас Бибарсов.

С его слов, «грозненская фетва не решит, но может усугубить проблемы мусульман России, поскольку кавказские рецепты решения ключевых вопросов мусульманской общины не подходят другим регионам страны».

Полемика Равиля Гайнутдина и Салаха Межиева

В конце сентября Совет муфтиев России заявил, что итоговый документ прошедшей в Грозном Богословской конференции отражает лишь реалии отдельных республик Северного Кавказа, не может быть навязан мусульманам всей России, а для одобрения фетвы требуется ее всероссийское обсуждение.

Глава СМР выразил обеспокоенность попыткой абсолютизации одного из течений ислама в данной фетве. «Суфизм объявлен в ней, как высшее путеводное основание, как возведенный по существу в абсолют решающий критерий принадлежности к Ахлю-Сунна ва ль-джама'а.

К великому сожалению, составители фетвы из-за вольного или невольного стремления безапелляционно делить мусульман на своих и не своих, оказались в ряду тех, "кто расчленяет религию и разделяется на партии», - приводит цитаты из заявления «Кавказский узел».

На что муфтий Чечни Салах Межиев опубликовал ответное обращение к председателю Совета муфтиев России, в котором обвинил Равиля Гайнутдина «в потворстве радикализму и ваххабизму в нашей стране».

Надо заметить, что накал взаимного напряжения в заочной дискуссии между Равилем Гайнутдином и Салахом Межиевым вышел уже тревожный уровень. И дальнейшим обменом ответными обвинениями не может быть преодолен.

Тем более, в самом Совете муфтиев России, несмотря на его влиятельность, понимают, что развивать далее открытое противостояние с муфтиятом Чечни чревато переходом конфликта уже в политическое поле с подключением федеральных структур.

Неожиданный ход

Тем более опасно, если данный заочный богословский диспут двух муфтиев начнет подаваться в СМИ и восприниматься аудиторией, как татаро-чеченское противостояние, грозящее расколом мусульманского поля России.

Как вдруг в данном заочном диспуте со стороны Совета муфтиев России был сделан неожиданный ход, поскольку в полемику вступила фигура, способная несколько обезоружить чеченскую сторону.

Речь идет о главе Комитета безопасности Экспертного совета при Совете муфтиев России Саид-Магомеде Эсамбаеве. Его имя большинству россиян мало, что скажет, в силу закрытости его прежней работы. Оттого стоит открыть здесь некоторые эпизоды его жизни.

Саид-Магомед Эсамбаев и Равиль Гайнутдин

Саид-Магомед Эсамбаев и Равиль Гайнутдин

Итак, Саид-Магомед Эсамбаев – это племянник знаменитого чеченского танцора Махмуда Эсамбаева, полковник российских спецслужб, не раз раненный ветеран боевых действий, командир спецподразделения, почетный сотрудник органов безопасности.

Кроме того, он 11-кратный чемпион мира и 8-кратный чемпион СССР по боям без правил, создатель уникальной школы всестилевых единоборств, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, поэт и философ. Награжден именным оружием, многими наградами, среди которых "Золотая звезда за верность России".

Из его закрытой профессиональной биографии многие российские сайты перепечатывают один яркий эпизод, который дает понимание о характере и стиле работы данного человека. Далее приведем данный эпизод без изменений:

Пропасть, кома и возвращение

«Операция проходила в горах. Спецгруппа уже выполнила задание – в лагере боевиков был оперативно ликвидирован главарь, десятки его «подчиненных», уничтожена взрывчатка.

Во время отхода группы Эсамбаева обнаружилось, что их преследуют. Преследователей было намного больше. Саид принял решение: отвлечь их на себя. Он был ранен, пробирался в зарослях по круче, надеясь выйти к пологому месту.

Но не вышло. В результате полковник Эсамбаев на глазах у изумленных преследователей прыгнул в неглубокую горную реку с 80-метровой высоты. Гранаты преследователей взрывались в воздухе, не долетая до земли.

Саида тоже в результате спецоперации вытащили свои – спустя шесть часов. Он был без сознания. Это было в 2011 году. Потом больница – год в коме. Из комы вышел в 2012. По выходе из комы – весил всего 53 килограмма – вместо прежних 130.

Заново учился ходить, говорить, читать и писать. И теперь вновь в строю – тренирует бойцов спецгрупп по своей уникальной методике. За этот эпизод из его жизни Саид-Магомеда Эсамбаева называют «чеченским Рембо»»

Духовная стезя

При этом, как пишут о нем многочисленный сайты, Саид-Магомеж Эсамбаев - глубоко верующий человек. Он читает Священный Коран на арабском. Совершать намаз его научил отец еще в детстве, а тетя привила знания основ веры.

«Саид Эсамбаев с глубоким уважением относится к христианам. За оказание содействия в восстановлении православных церквей на Северном Кавказе и укрепление связей между православием и исламом, Указом Патриарха Всея Руси Алексия II он удостоен высшей награды за веру и верность России», - пишут о нем сайты. 

Сам Эсамбаев комментирует этот момент так: «Я живу в России, это мое Отечество, которому я служу, и потому с уважением отношусь к православию. По мере сил помогаю в восстановлении храмов и монастырей. К тому же ислам не отвергает другую веру. Просто каждый идет к Богу собственным путем».

Кроме того, как выяснилось, Саид-Магомед Эсамбаев пишет стихи, которые высоко оценил поэт Вознесенский, прекрасно играет на гитаре, скрипке, фортепиано. «Человек должен развиваться духовно. Физическое развитие будет проходить параллельно», - считает он.

Ответ полковника чеченскому муфтияту

И вот на пике напряжения заочной дискуссии между главой СМР Равилем Гайнутдином и главой чеченского муфтията Салахом Межиевым со своим словом выступил и Саид-Магомед Эсамбаев, представляющий Экспертный совет при Совете муфтиев России.

Так, в своем заявлении он выступил с критикой того, что в итоговом документе грозненской конференции «предполагается ужесточение законодательства в области религии и усиление репрессий в отношении неопределенного числа религиозных групп, зачастую не представляющих угрозу безопасности государства и общества».

Кроме того, он отмечает, что ДУМ Чечни входит в другую централизованную структуру мусульман, в Координационный центр мусульман Северного Кавказа. С его слов, Совету муфтиев России ни КЦМСК, ни ДУМ Чечни не подчиняется. 

А Совет муфтиев России является одной из самых авторитетных централизованных, религиозных организаций страны. Подавляющее большинство мусульманских организаций России входит в ее состав, в том числе ДУМ РФ, ДУМ Азиатской части России, ДУМ Башкирии, ДУМ Поволжья, ДУМ Москвы, ДУМ Московской области, а также ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

«Без нашего участия подобные документы не будут считаться обязательными для исполнения подавляющим большинством мусульман России. Принятая фетва рекомендательна к исполнению, а если говорить об обязательности - то не более, чем для общин Чеченской Республики», - заявляет он.

При этом добавляет, что «изменение выстроенной со времен российской империи структуры мусульманских организаций угрожает межнациональным и межконфессиональным отношениям в стране».

P.S.

Включение в дискуссию заслуженного чеченского полковника из спецслужб с безупречной для самого Грозного репутацией и послужным списком – достаточно сильный и неожиданный ход со стороны Совета муфтиев России.

Читающая часть мусульманской общины России, а также наблюдающие за этой дискуссией эксперты и журналисты с интересом ждут, каким будет ее развитие. Однако, ответа со стороны ДУМ Чечни на заявление Эсамбаева пока еще не поступало.

Азамат Дадаев

onkavkaz