Шариат и азартные игры

Запрещая азартные игры, шариат, который представляет собой свод правил поведения мусульманина, не оговаривает определенную форму. Целью критики являются содержание и результаты игры. Вне зависимости от инструмента и правил (метода), по шариату, игра становится азартной, если по окончанию игры, при получении неизвестного ранее результата, человек или группа людей получают какую-либо прибыль или, наоборот, теряют деньги. Если обе стороны ставят на кон по 100 рублей, а по результату, одна из сторон посредством получения большего числа на костях или козырей на картах, становится хозяином 200 рублей, а другая сторона теряет свои деньги, значит, мы имеем дело с азартной игрой. Если группа людей собрала совместно деньги, а потом одна часть этой группы, посредством соревнования или лотереи получает всю сумму, значит, это азартная игра. Некоторые ученые говорят, что основным критерием определения азартности игры является “случай, дело случая”. Например, какая выпадет цифра на рулетке или карта при игре в карты.
В 90 и 91 аятах суры «аль-Маида» Аллах Всевышний, обращаясь к верующим говорит, что алкоголь, азартные игры и гадание, без сомнения, козни шайтана, которые не помогут достичь счастья. Несомненно, алкоголем и азартными играми сатана хочет вселить в верующих враждебность и ненависть друг к другу и отвратить их от Аллаха и намаза. Эти аяты служат причиной запрета шариатом азартных игр и подтверждают следующее:
1. Жизнь и доход мусульманина не должны зависеть от удачи и случайностей, а только от принимаемых им мер и затраченных усилий.
2. Шариат запрещает желать чужое, получить чужое можно только обменом или как пожертвование, азартная игра – это неправедный путь получения дохода.
3. Даже если проигравший согласен с потерей, без сомнения, в сердце своем он не согласен и держит зло, враждебность на выигравшего.
4. Проигравший всегда хочет сыграть еще, чтобы отыграться, а выигравший – чтобы еще раз почувствовать вкус победы, поэтому это постепенно становится привычкой и ставит человека в зависимость.
5. Азартная игра препятствует молитвам.
6. Вред от азартной игры сказывается не только на отдельных личностях, но и на всем обществе; увеличится количество людей, не созидающих, а лентяев, убивающих время за азартными играми.
И особенное внимание нужно уделить детям. Нужно хорошо знать, что все шариатом Всевышнего – это грех для людей, и даже если дети играют в невинные игры, но при этом на деньги, то, как говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), ответственность за это ложится на родителей. Например, если дети играют на деньги, и если родители не сделают им замечания, то у них в течение 40 дней не примется намаз.
Нарды
К игре, известной в период Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), относятся нарды, которые шариат запретил. Известны по этому поводу достоверные хадисы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
«Рука человека, играющего в нарды, подобна руке, оскверненной мясом и кровью свиньи» (Муслим, "K. Аш-Ши'р", 15; Ибн Маджа, "K. аль-Адаб". 43). «Играющий в нарды непослушен повелениям Аллаха и Его Пророка»(Абу Давуд, "K. аль - Адаб", 56). Опираясь на эти хадисы, ученые вынесли решение о запрете на эту игру. Некоторые религиозные мыслители, одним из которых является и Саид б. аль-Мусайаб, придерживаются точки зрения, что эти хадисы говорят о запрете на азартные игры, поэтому можно считать допустимой игру в нарды на «просто так». Это можно применить и к карточным и другим играм. При этом условие для разрешения, не превращать их в азартные игры, не играть на деньги (Не запрещается играть в карточные игры на компьютере (например, в пасьянс), так как подобные игры проводятся не с настоящими картами, а с компьютерной программой. Также в карточных играх на компьютере противоположенной стороной не является человек, поэтому в них нет запрещенного выигрыша и проигрыша. Однако это игра занимает много времени, которое расходуется попусту). По преданию Наафи, сын халифа Умара (радыяллаху анху), если видел, что кто-то из членов его семьи играет в нарды, то ломал инструменты, а игрока строго наказывал. Благочестивый Али (радыяллаху анху) играющих в нарды посадил за решетку, и запретил им до определенного времени давать салям.
Шахматы
Шахматы пришли в мусульманский мир только в период раннего Ислама и сразу же стали причиной споров. По мнению Али ибн Умара (радыяллаху анху), представителей мазхабов ханафи и ханбали, игра в шахматы расценивается как харам. По мнению ибн Аббаса, Абу Хурайры, ибн Сирина, Саида б. Аль-Мусайаба и ибн Джубайра — знатоков исламского законоведения из сахабов и табиин, шахматы считаются «мубах» — то есть, это игра не есть польза и не есть вред, однако пустое времяпровождение. По мазхабам шафии и малики, шахматы — «макрух» —нежелательное и неодобрительное действие. Согласно трактовке Навави, игра в шахматы – «танзихан макрух», то есть действие, близкое к одобряемому, но не несущее явной пользы для жизни человека и его благочестивого образа жизни. Поэтому, даже если и допускается, все равно остается нежелательной. (Шавкани, "Найлуль-Автар", том VIII, стр. 98; ибн Аль-Хумам, "Фатхуль -Кадир", том VI, стр. 39). Нет точного доказательства запретности игры в шахматы (ни в Коране, ни в хадисах), однако начинать игру в шахматы следует, зная о трех необходимых для этого условиях:
1. Игра в шахматы не должна отвлекать человека от тех или иных обязательных и важных дел, самое главное из которых своевременное выполнение фард – намазов.
2. Игра не должна быть на деньги или иное вознаграждение, получаемое выигравшим.
3. Игроки должны соблюдать этику поведения, строго следить за своей речью, быть далеки от грубости и оскорблений. Мусульмане того периода умели ценить и дорожить своим временем, поэтому были едины во мнении, что игра в шахматы все же не есть благое дело.
Лотерея, лото и ставки на футбольные матчи
По шариату, такие игры, как ставки на футбольные матчи, лотерея и спортлото, заключение пари тоже входят в разряд азартных игр. Шариат однозначно расценивает их как харам. Отличие только в том, что играет в них большее количество людей, а правила такие же, как и других азартных играх.
Автор: Тахир Фаттахов
Постоянному Комитету был задан вопрос об игре в карты, не отвлекающей людей от молитвы (салята) и в которую не вовлечены деньги
Ответ: Игра в карты запрещается, если даже в игре не используются деньги, ибо она отвлекает людей от поминания Аллаха и от молитвы. Даже если они утверждают, что дело обстоит не так, то это - все еще средство, которое может привести к азартной игре, которая явно запрещается в Коране. Аллах говорит: «О вы, которые уверовали в Аллаха, Его Писания и Его посланников и которые повинуются Его Истине! Вино (всё, что пьянит и отравляет ум), майсир (азартные игры), камни для приношения жертв идолам и стрелы для гадания, и гадание на камнях и картах - всё это - мерзость из деяний шайтана. Воздерживайтесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье в ближайшей жизни и блаженство рая в будущей жизни!» (5:90)
Эта игра оказывает большое влияние на общество. Взаимоотношения здорового общества достигаются посредством двух вещей: подчинении приказам Аллаха и отстранении от всего запрещенного Им. Ибо общество приходит в упадок, когда люди пренебрегают чем-либо из обязанностей или совершают что-либо, являющееся запретным. Эта игра является одним из факторов , оказывающим воздействие на общество и являющаяся причиной оставления людьми молитвы. Отсюда возникает отдаленность людей друг от друга, разрыв отношений, ненависть, халатность, моральное ослабление, подобно тому как она порождает лень. «Исламские фетвы» (4/436)
Что же касается происхождения игры в карты, то не установлено, кто ее изобрел, а также где и когда она была изобретена. Говорят, что это игра возникла в Китае или же в Индии и т.п. Однако, историки единогласны в том, что она проникла в Европу из Среднего Востока во второй половине средних веков. Специалисты также утверждают, что начиная с этого времени игра в карты стала постепенно совершенствоваться. На европейском континенте игра в карты появилась прежде всего в Андалузии, откуда в 11 веке она была привнесена в северную Испанию. В Испании традиционная колода карт состояла из 40 карт, включая числа от одного до семи, вдобавок имелись три карты по разряду находящиеся выше них. Это – правитель, т.е. знатное лицо, заместитель его и далее секретарь или же рыцарь его. В 16 веке французы видоизменили карты, заменив правителя - королем, заместителя - дамой, а рыцаря - вальтом. Также они добавили три новых числа, так,что колода карт теперь состояла из 52 карт. В 17 веке немцы добавили четвертую карту, которой явился «джокер».
Выше была приведена фетва об игре в карты. Добавим лишь, что игра в карты уничтожает исламские преставления об отдыхе и развлечениях, ибо в процессе игры не приобретаются ни какие-либо навыки, необходимые при джихаде, ни научного опыта или общественной пользы. Она также не приносит отдыха человеку, во время которого успокаиваются нервы, и радуется душа. Поистине, эта игра лишена всего полезного. Она порождает волнения, споры, и является пустым времяпровождением. Эта игра основывается на предположениях и догадках и уподобляется нардам. И подобно вину и азартным играм порождает ссору и вражду.
Основываясь на выше изложенном, не будет преувеличением сказать, что игра в карты является скорее харамом, чем порицаемым занятием, по аналогии с нардами. Ибо обе они опираются на предположении и введут к спорам.
Эта точка зрения была одобрена Шейхом Ибн Хаджар аль-Хайсами. Этого мнения также придерживаются и современные ученные – знатоки фикха в Неджде, в том числе Шейх Мухаммед Ибн Салих аль-Усеиймин, который передал его от своих наставников. Это решение основано на факте , что игра в карты приводит к вражде и ненависти. Так же она является большой потерей времени и отвлекает людей от поминания Аллаха, отдаляя их от поклонения и подчинения приказам Его.
Это мнение нашло свое отражение и в том факте, что еще один из французских королей издал указ, запрещающий в течение дня играть в карты, под страхом ареста и наказания. Данный указ является свидетельством того, на сколько французы увлеклись этой игрой. И это увлечение доходило до такой степени, что они пренебрегали даже своей работой ради игры в карты. Наказание, установленное французским королем не являлось лишь кратковременным заключением в тюрьму. К этому было добавлено также жестокое избиение, в качестве предупреждения для остальных. Однако, эти приказы не искоренили обычай игры в карты. Результатом их являлось лишь то, что люди стали тайно играть в эту игру. Из книг Маадуна Рашида «Аль-Гадая аль-ляхь валь- тарфих» (стр. 185-187)
Шейх Мухаммед Салих аль-Мунаджид