Шаг в сторону дунья - это шаг от ахирата, шаг в сторону ахирата - это отход от дунья

Шаг в сторону дунья - это шаг от ахирата, шаг в сторону ахирата - это отход от дунья

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:

Абу Хазим аль-А'радж رحمه الله: сказал: «Кого ты желаешь видеть рядом с собой в следующей жизни — приблизь его к себе уже сейчас. - Кого ты не желаешь видеть рядом с собой в следующей жизни — оставь его уже сейчас». См. Аль-Байхакъи "Зухд аль-Кабир" 265.

Передаётся несколько хадисов, в которых передаётся, что человек в Судный день будет с тем, кого он полюбил.

От Али (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ثلاث هن حق: لا يجعل الله من له سهم في الإسلام كمن لا سهم له، ولا يتولى اللهَ عبدٌ فيوليه غيره، ولا يحب رجل قوماً إلا حشر معهم

«Есть три вещи, и они являются истиной: Аллах не уподобит того, у кого есть доля в Исламе, тому, у кого её нет. И если раб примет Аллаха своим покровителем, Аллах не отдаст его под покровительство другого. И человек будет воскрешён в День суда с теми, кого он полюбил». (Табари, «Муъджам авсат», 6/293)

Также от Анаса Ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ السَّاعَةِ ، فَقَالَ : مَتَى السَّاعَةُ ؟ قَالَ : وَمَاذَا أَعْدَدْتَ لَهَا ؟ قَالَ : لاَ شَيْءَ ، إِلَّا أَنِّي أُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَقَالَ : أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ

«Один человек подошёл к Пророку и спросил его о Судном дне: «Когда наступит Час?». «А что ты приготовил для этого дня?» – спросил Пророк ﷺ. Он ответил: «Я не приготовил ничего, но я люблю Аллаха и Его Посланника ﷺ». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Ты будешь с тем, кого ты полюбил».

Впоследствии Анас (да будет доволен им Аллах) говорил:

فَمَا فَرِحْنَا بِشَيْءٍ فَرَحَنَا بِقَوْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ

«И ничему не радовались мы так сильно, как словам Посланника Аллаха ﷺ: "Ты будешь с тем, кого ты полюбил"».

А потом Анас (да будет доволен им Аллах) добавил:

فَأَنَا أُحِبُّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ ، وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ مَعَهُمْ بِحُبِّي إِيَّاهُمْ وَإِنْ لَمْ أَعْمَلْ بِمِثْلِ أَعْمَالِهِمْ

«Ведь я люблю Мухаммада ﷺ, Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) и надеюсь, что буду вместе с ними в Раю по причине моей любви к ним, хотя я и не совершил такие деяния, какие они совершали». (Бухари).

Также сообщается, что Абдуллах Ибн Мас’уд (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:

جاء رجلٌ إلى رَسُولِ الله صلى الله عليه وسلم ، فَقَالَ : يَا رَسُول الله ، كَيْفَ تَقُولُ في رَجُلٍ أَحَبَّ قَوْماً وَلَمْ يَلْحَقْ بِهِمْ ؟ فَقَالَ رَسُول الله صلى الله عليه وسلم: المَرْءُ مَعَ مَنْ أحَبَّ

«Как-то раз к Посланнику Аллаха ﷺ пришёл один человек, который спросил его: "О Посланник Аллаха, что скажешь ты о том человеке, который любит (других) людей, но он ещё не достигает их уровня перед Аллахом»?" На это Пророк сказал: "Этот человек будет с теми, кого он любит"». (Бухари, 6169; Муслим, 2640).

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис, пишет следующее: «Во всех версиях (риваятах) хадисов, где говорится, что человек будет с теми, кого он любит, перечисляются достоинства любви к Всевышнему Аллаху, Его Посланнику, праведникам и хорошим людям вне зависимости от того, живы они или нет.

А достоинствами любви к Всевышнему Аллаху и Его Посланнику является следование их предписаниям, отказ от того, что они запретили, и воспитание в себе адабов, соответствующих шариату.

Для того, чтобы человек получил пользу от этой любви к праведникам, ему необязательно самому совершать такие же деяния, как у праведников, которых он любит. Ведь если бы он совершал такие же деяния, он сам стал бы одним из них и был бы таким же праведником, как они.

Об этом однозначно говорится в хадисе: "… который любит других людей, но он ещё не достигает их уровня перед Аллахом". Поэтому из пребывания этого человека вместе с праведниками не вытекает в обязательном порядке, что он должен достичь их уровня и будет получать такое же вознаграждение, как и они». («Шарх Сахих Муслим», 16/186)

Однако не стоит надеяться на то, что достаточно просто полюбить праведников, чтобы оказаться вместе с ними в Раю. Эта любовь должна быть настолько искренней, чтобы побуждать человека следовать их примеру и совершать такие же хорошие деяния, как и они.

«Сказал Хасан Аль-Басри: «О сын Адама! Пусть тебя не обманывают слова тех, кто цитирует хадис: «Человек будет с теми, кого он любит». Поистине, ты не присоединишься к праведным людям, не совершая такие же деяния, как и они. Ведь иудеи и христиане любят своих пророков (мир им), однако они не будут вместе с ними».

Эти слова Хасана Аль-Басри указывают на то, что одной лишь любви к праведникам без соответствия им хотя бы в некоторых делах (поступках) или во всех делах не приносит человеку пользу». («Ихья ʻулюм ад-дин», 2/160)

Таким образом, получается, что любовь к праведникам – это фактически форма поклонения, потому что это любовь ради Аллаха. Именно поэтому сказано, что человек будет в Раю с теми людьми, кого он любил такой любовью (ради Аллаха).

В этом хадисе не имеется в виду естественную любовь к членам семьи, жёнам/мужьям, детям. Так что если родственники какого-то человека окажутся в числе несчастных, которые не попадут в Рай, это не значит, что он будет вместе с ними. А Аллах знает лучше.

Имам аль-Бухари передал от Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллаh, который сказал: "(Однажды) Пророк, мир ему и благословение Аллаha, начертил четырехугольник, и начертил в середине линию, выходящую за его пределы, затем он начертил маленькие черточки, с той стороны линии, которая в середине, после чего сказал (указав на линию внутри четырехугольника): “Это – человек, (затем указал на четырехугольник окружающий его, и сказал) а это – его аджаль – срок (его жизни), а то что выходит за пределы четырехугольника, это его надежды, а эти маленькие чёрточки – это испытания (как болезни, беды, трудности, голод, жажда, которые его постигают), и если минует его одно, то ужалит другое, если же минует его другое, то ужалит иное".

Дунья - временная и быстротечная. Все, что имели - исчезнет, все, что дорого - уйдет. Рано или поздно все радости этой жизни исчезнут и не принесут пользы в вечной жизни, которая несомненно настанет! Она уже идет нам навстречу, приближаясь с каждым мгновеньем. Мечты и надежды человека огромны, но наступает смерть, а с ней конец этой жизни. Человек умер, и его надежды на богатство, власть, удовольствия этой жизни т.п. уже не исполнятся. Неразумно делать ставки на эту жизнь и погружаться в ее обустройство.

Один человек 30 лет строил себе дом, а умер так ни разу там и не переночевав.

Бывает, что из-за каких-то жизненных проблем или достижения своих желаний, человек оставляет соблюдение Законов Аллаhа, говоря себе, что это "на время", и ты видишь как его все дальше и дальше уносит водоворот жизни. Небрежность в выполнении религиозных обязанностей приводит к тому, что человек, следуя своим желаниям и пренебрегая ответственностью, начинает совершать грехи и поступать, как невежественные люди.

Многие люди "спят" и в своем так называемом сне, из-за своей слабости или отсутствия знаний, постоянно ходят по краю пропасти, в которую могут сорваться в любое мгновение.

"Дунья и Ахират отдалены друг от друга, как восток от запада - приближаясь к одной, отдаляешься от другой."

Это значит, что шаг в сторону дунья - это шаг от ахирата, шаг в сторону ахирата - это отход от дунья.

Если человек сделает выбор в пользу дунья, то она не отдаст так просто свои богатства. Он постоянно будет тонуть в мирской суете. Когда человек бежит за благополучием в этой жизни, то она убегает от него: исполнилось одно желание, появится новое, потом еще одно и так далее. Шайтан будет убеждать человека, что все в порядке, и у него еще много времени, что соблюдать и работать для ахирата он еще успеет. Многие так и говорят: "Я начну соблюдать, когда выйду на пенсию, когда бизнес наладится, когда дети вырастут и т.д."

Но есть ли у них гарантия, что они доживут до того времени?!

Есть ли у них уверенность, что когда решатся одни вопросы, не появятся новые проблемы и желания, которые снова отвлекут от работы для ахирата?