Сегодня затмение луны, жители Кузбасса увидят его, иншааллах

Сегодня затмение луны, жители Кузбасса увидят его, иншааллах

4 апреля жители Земли будут наблюдать полное лунное затмение. Это астрономическое явление станет третьим в серии четырёх лунных затмений. Предыдущие состоялись 15 апреля и 8 октября прошлого года. Следующее будет осенью этого года – 28 сентября.

Полное затмение увидят в Европе, на Западе Азии, в Африке, Гренландии, в Северной и Южной Америке. В этих странах Луна полностью станет «кровавой» на несколько минут. В России затмение будет частным, и увидеть его смогут не во всех регионах.

В Кемеровской области при условии, что будет подходящая погода и хорошая видимость, частное лунное затмение видно будет. Момент наибольшего частного затмения в Кузбассе придётся на 19.00 по местному времени, закончится оно в 20.45, сообщили novokuznetsk.su в новокузнецком планетарии.

По данным rp5.ru, в Прокопьевске восход Луны 4 апреля произойдёт в 19.47. Соответственно, у жителей города есть возможность попасть на последнюю стадию лунного затмения – в красный цвет будет окрашен правый краешек Луны. Наблюдать явление получится, конечно, если позволит погода. Пока ожидается, что в этот вечер будет малооблачным. 

Поль­зу­ясь слу­ча­ем, при­зываю сво­их еди­новер­цев, ко­торых зас­та­нет лунное зат­ме­ние, не упо­доб­лять­ся не­веж­дам, от­прав­ля­ющим­ся на наб­лю­дение это­го зна­мения Ал­ла­ха, как на раз­вле­чение, зах­ва­тывая с со­бой фо­то- и ви­де­оап­па­рату­ру. По Муд­рости Все­выш­не­го Ал­ла­ха при жиз­ни про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, про­изош­ло од­но пол­ное сол­нечное зат­ме­ние. Од­на­ко это­го бы­ло дос­та­точ­но, что­бы му­суль­ма­нам бы­ли разъ­яс­не­ны пра­вила по­веде­ния во вре­мя это­го яв­ле­ния, пос­коль­ку в Ша­ри­ате нет ни­каких упу­щений. А бо­лее под­робно об этих пра­вилах чи­тай­те в дан­ной статье.

Намаз по при­чине зат­ме­ния солнца или луны

Оп­ре­деле­ние сло­ва «ку­суф» (зат­ме­ние) и муд­рость в его нас­тупле­нииАраб­ское сло­во «ку­суф» бук­валь­но оз­на­ча­ет «по­тем­не­ние». Ара­бы, нап­ри­мер, го­ворят: «Его ли­цо ста­ло мрач­ным (ка­сафа)». Что ка­са­ет­ся Сол­нца, то это сло­во оз­на­ча­ет «по­тем­не­ние и ис­чезно­вение его лу­чей» («Фатх аль-Ба­ри»).Ве­ликий и Все­могу­щий Ал­лах сот­во­рил это при­род­ное яв­ле­ние для ус­тра­шения Сво­их ра­бов, да­бы они по­ка­ялись пе­ред Ним, о чём по­ведал про­рок, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ска­зав: «По­ис­ти­не, ни смерть, ни рож­де­ние ни­кого (из лю­дей) не яв­ля­ют­ся при­чиной сол­нечных и лун­ных зат­ме­ний. Эти зат­ме­ния от­но­сят­ся к чис­лу зна­мений Ал­ла­ха, ко­торы­ми Он ус­тра­ша­ет Сво­их ра­бов» (Аль-Бу­хари и Мус­лим).

Ша­ри­ат­ское за­коно­поло­жение о мо­лит­ве по при­чине зат­ме­ния и до­вод на неёМо­лит­ва по при­чине зат­ме­ния яв­ля­ет­ся обя­затель­ной, как разъ­яс­нил Абу Ава­на в сво­ём «Са­хихе». О та­ком же суж­де­нии пе­реда­ёт­ся со слов Абу Ха­нифы. Имам Ма­лик при­рав­ни­вал её к пят­ничной мо­лит­ве. Ибн аль-Кай­йим счи­тал силь­ным мне­ние об обя­затель­нос­ти мо­лит­вы по при­чине зат­ме­ния, и его мне­ние под­держа­ли шейх Ибн аль-Усей­мин и шейх аль-Ал­ба­ни. Все ис­лам­ские учё­ные, по­лагав­шие, что эта мо­лит­ва обя­затель­на, ос­но­выва­ли свой вы­вод на том, что про­рок, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, при­казал со­вер­шать её, в силь­ном стра­хе вы­шел для её про­веде­ния и ска­зал, что зат­ме­ние — это зна­мение Ал­ла­ха, ко­торым Он ус­тра­ша­ет Сво­их ра­бов.

Вре­мя про­веде­ния мо­лит­вы по при­чине зат­ме­нияВре­мя этой мо­лит­вы на­чина­ет­ся с то­го мо­мен­та, ког­да нас­ту­па­ет зат­ме­ние, и длит­ся до его за­вер­ше­ния. Этот вы­вод сле­ду­ет из слов про­рока, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха: «Ког­да же вы уви­дите их (т.е. сол­нечное или лун­ное зат­ме­ние), то об­ра­щай­тесь к Ал­ла­ху с моль­ба­ми и мо­литесь, по­ка зат­ме­ние не за­кон­чится» (Мус­лим).

Спо­соб со­вер­ше­ния мо­лит­вы по при­чине зат­ме­ния и су­ры, ко­торые в ней чи­та­ют­сяМо­лит­ва по при­чине зат­ме­ния сос­то­ит из двух ра­катов. В пер­вом ра­кате чи­та­ет­ся вслух су­ра «аль-Фа­тиха» и ещё од­на длин­ная су­ра, а за­тем со­вер­ша­ет­ся дол­гий по­яс­ной пок­лон. Пос­ле это­го мо­лящий­ся вып­рямля­ет­ся из не­го, про­из­но­сит сло­ва «Са­миъа-Лла­ху ли­ман ха­мидах» («Да ус­лы­шит Ал­лах то­го, кто Его вос­хва­лил!») и вос­хва­ля­ет Ал­ла­ха, од­на­ко не со­вер­ша­ет зем­ной пок­лон. На­обо­рот, он сно­ва чи­та­ет «аль-Фа­тиху» и дру­гую длин­ную су­ру, пос­ле че­го со­вер­ша­ет по­яс­ной пок­лон, вып­рямля­ет­ся из не­го, а за­тем со­вер­ша­ет два дол­гих зем­ных пок­ло­на. За­кон­чив та­ким об­ра­зом пер­вый ра­кат, мо­лящий­ся прис­ту­па­ет к со­вер­ше­нию вто­рого ра­ката, од­на­ко де­ла­ет его ко­роче. Пос­ле это­го он чи­та­ет та­шах­худ и про­из­но­сит сло­ва при­ветс­твия, за­вер­ша­ющие мо­лит­ву. О спо­собе со­вер­ше­ния мо­лит­вы по при­чине зат­ме­ния рас­ска­зал Джа­бир ибн Аб­дуллах: «В один очень жар­кий день при жиз­ни пос­ланни­ка Ал­ла­ха, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, про­изош­ло сол­нечное зат­ме­ние. На­чав мо­лить­ся вмес­те со сво­ими спод­вижни­ками, пос­ланник Ал­ла­ха, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, сто­ял так дол­го, что не­кото­рые из них ста­ли па­дать [или са­дить­ся на зем­лю]. По­том он, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, на­дол­го скло­нил­ся в по­яс­ном пок­ло­не, по­том вып­ря­мил­ся и дол­го сто­ял так, по­том сно­ва со­вер­шил дол­гий по­яс­ной пок­лон, по­том вып­ря­мил­ся и дол­го сто­ял так, а по­том дваж­ды со­вер­шил зем­ной пок­лон. За­тем он встал и со­вер­шил при­мер­но та­кие же дей­ствия, что и во вре­мя пер­во­го ра­ката, все­го же им бы­ло со­вер­ше­но че­тыре по­яс­ных и че­тыре зем­ных пок­ло­на» (Мус­лим).

Же­латель­но, что­бы пос­ле этой мо­лит­вы имам об­ра­тил­ся к лю­дям с уве­щева­ни­ем, пре­дос­те­регая их от бес­печнос­ти и об­манчи­вых пре­лес­тей зем­ной жиз­ни, а так­же ве­лев им по­чаще взы­вать к Ал­ла­ху с моль­ба­ми и про­сить Его о про­щении. Так пос­ту­пил про­рок, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ко­торый, об­ра­ща­ясь к лю­дям с хут­бой пос­ле мо­лит­вы по при­чине зат­ме­ния, ска­зал: «По­ис­ти­не, ни смерть, ни рож­де­ние ни­кого (из лю­дей) не яв­ля­ют­ся при­чиной сол­нечных и лун­ных зат­ме­ний. Эти зат­ме­ния от­но­сят­ся к чис­лу зна­мений Ал­ла­ха. По­это­му ког­да вы уви­дите их (т.е. сол­нечное или лун­ное зат­ме­ние), то об­ра­щай­тесь к Ал­ла­ху с моль­ба­ми, воз­ве­личи­вай­те Его, мо­литесь и раз­да­вай­те ми­лос­ты­ню» (Аль-Бу­хари).

Ес­ли мо­лит­ва по при­чине зат­ме­ния за­кон­чится рань­ше зат­ме­ния, то её не нуж­но пов­то­рять. На­обо­рот, сле­ду­ет ос­та­вать­ся на мес­те, по­минать Ал­ла­ха, раз­да­вать ми­лос­ты­ню и по­боль­ше об­ра­щать­ся к Не­му с моль­ба­ми, ибо про­рок, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ска­зал: «…мо­литесь, взы­вай­те к Ал­ла­ху, по­ка зат­ме­ние не за­кон­чится». Этот ха­дис ука­зыва­ет на то, что ес­ли мо­лит­ва за­вер­шится до то­го, как за­кон­чится зат­ме­ние, то сле­ду­ет за­нять­ся об­ра­щени­ем с моль­ба­ми к Ал­ла­ху. Ес­ли же зат­ме­ние за­кон­чится во вре­мя мо­лит­вы, то има­му сле­ду­ет уко­ротить её, до­ведя до кон­ца, а не пре­рывать.

В «Сахихе» Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что при жизни посланника, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение. Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Стоя на этом месте, я увидел всё, что было обещано вам. В тот момент, когда вы увидели, что я двинулся вперёд, я хотел взять из рая кисть винограда. Когда же вы увидели, что я попятился назад, я увидел огонь, который сокрушает сам себя».

Солнечное затмение, произошедшее при жизни посланника, мир ему и благословение Аллаха, описано и в хадисе ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, переданном в обоих «Сахихах». В нём говорится, что люди сказали: «Посланник Аллаха, мы увидели, что ты протянул руку к чему-то во время намаза. А потом мы увидели, как ты попятился назад». Он ответил: «Поистине, я увидел рай и протянул руку к кисти винограда, и если бы я взял его, то вы ели бы его, пока существует этот мир. Потом я увидел огонь, и я никогда не видел более страшного зрелища. Я увидел, что большая часть его обитателей — женщины». Его спросили: «Из-за чего, посланник Аллаха?» Он сказал: «Из-за их неблагодарности». Его спросили: «Они неблагодарны Аллаху?» Он ответил: «Они неблагодарны своим мужьям, неблагодарны за доброе отношение. Ты можешь делать кому-либо из них добро всю жизнь, но стоит ей увидеть нечто [неприятное], как она говорит: “Я никогда не видела [от тебя] добра”». В такой форме его передал ал-Бухари.

В «Сахихе» Муслима приведён хадис Анаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы вы увидели то, что видел я, то стали бы мало смеяться и много плакать». Его спросили: «Что же ты видел, посланник Аллаха?» Он ответил: «Я видел рай и ад».

В «Муватте» и «Сунанах» встречается хадис Ка‘ба ибн Малика о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, душа мусульманина питается от райских деревьев в образе птицы, пока Аллах не вернёт её в его тело в день воскресения». Это ясное свидетельство того, что души попадают в рай до дня воскресения.