Сегодня затмение луны, жители Кузбасса увидят его, иншааллах
4 апреля жители Земли будут наблюдать полное лунное затмение. Это астрономическое явление станет третьим в серии четырёх лунных затмений. Предыдущие состоялись 15 апреля и 8 октября прошлого года. Следующее будет осенью этого года – 28 сентября.
Полное затмение увидят в Европе, на Западе Азии, в Африке, Гренландии, в Северной и Южной Америке. В этих странах Луна полностью станет «кровавой» на несколько минут. В России затмение будет частным, и увидеть его смогут не во всех регионах.
В Кемеровской области при условии, что будет подходящая погода и хорошая видимость, частное лунное затмение видно будет. Момент наибольшего частного затмения в Кузбассе придётся на 19.00 по местному времени, закончится оно в 20.45, сообщили novokuznetsk.su в новокузнецком планетарии.
По данным rp5.ru, в Прокопьевске восход Луны 4 апреля произойдёт в 19.47. Соответственно, у жителей города есть возможность попасть на последнюю стадию лунного затмения – в красный цвет будет окрашен правый краешек Луны. Наблюдать явление получится, конечно, если позволит погода. Пока ожидается, что в этот вечер будет малооблачным.
Пользуясь случаем, призываю своих единоверцев, которых застанет лунное затмение, не уподобляться невеждам, отправляющимся на наблюдение этого знамения Аллаха, как на развлечение, захватывая с собой фото- и видеоаппаратуру. По Мудрости Всевышнего Аллаха при жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха, произошло одно полное солнечное затмение. Однако этого было достаточно, чтобы мусульманам были разъяснены правила поведения во время этого явления, поскольку в Шариате нет никаких упущений. А более подробно об этих правилах читайте в данной статье.
Намаз по причине затмения солнца или луны
Определение слова «кусуф» (затмение) и мудрость в его наступленииАрабское слово «кусуф» буквально означает «потемнение». Арабы, например, говорят: «Его лицо стало мрачным (касафа)». Что касается Солнца, то это слово означает «потемнение и исчезновение его лучей» («Фатх аль-Бари»).Великий и Всемогущий Аллах сотворил это природное явление для устрашения Своих рабов, дабы они покаялись перед Ним, о чём поведал пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказав: «Поистине, ни смерть, ни рождение никого (из людей) не являются причиной солнечных и лунных затмений. Эти затмения относятся к числу знамений Аллаха, которыми Он устрашает Своих рабов» (Аль-Бухари и Муслим).
Шариатское законоположение о молитве по причине затмения и довод на неёМолитва по причине затмения является обязательной, как разъяснил Абу Авана в своём «Сахихе». О таком же суждении передаётся со слов Абу Ханифы. Имам Малик приравнивал её к пятничной молитве. Ибн аль-Каййим считал сильным мнение об обязательности молитвы по причине затмения, и его мнение поддержали шейх Ибн аль-Усеймин и шейх аль-Албани. Все исламские учёные, полагавшие, что эта молитва обязательна, основывали свой вывод на том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал совершать её, в сильном страхе вышел для её проведения и сказал, что затмение — это знамение Аллаха, которым Он устрашает Своих рабов.
Время проведения молитвы по причине затменияВремя этой молитвы начинается с того момента, когда наступает затмение, и длится до его завершения. Этот вывод следует из слов пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда же вы увидите их (т.е. солнечное или лунное затмение), то обращайтесь к Аллаху с мольбами и молитесь, пока затмение не закончится» (Муслим).
Способ совершения молитвы по причине затмения и суры, которые в ней читаютсяМолитва по причине затмения состоит из двух ракатов. В первом ракате читается вслух сура «аль-Фатиха» и ещё одна длинная сура, а затем совершается долгий поясной поклон. После этого молящийся выпрямляется из него, произносит слова «Самиъа-Ллаху лиман хамидах» («Да услышит Аллах того, кто Его восхвалил!») и восхваляет Аллаха, однако не совершает земной поклон. Наоборот, он снова читает «аль-Фатиху» и другую длинную суру, после чего совершает поясной поклон, выпрямляется из него, а затем совершает два долгих земных поклона. Закончив таким образом первый ракат, молящийся приступает к совершению второго раката, однако делает его короче. После этого он читает ташаххуд и произносит слова приветствия, завершающие молитву. О способе совершения молитвы по причине затмения рассказал Джабир ибн Абдуллах: «В один очень жаркий день при жизни посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение. Начав молиться вместе со своими сподвижниками, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял так долго, что некоторые из них стали падать [или садиться на землю]. Потом он, мир ему и благословение Аллаха, надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и долго стоял так, потом снова совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился и долго стоял так, а потом дважды совершил земной поклон. Затем он встал и совершил примерно такие же действия, что и во время первого раката, всего же им было совершено четыре поясных и четыре земных поклона» (Муслим).
Желательно, чтобы после этой молитвы имам обратился к людям с увещеванием, предостерегая их от беспечности и обманчивых прелестей земной жизни, а также велев им почаще взывать к Аллаху с мольбами и просить Его о прощении. Так поступил пророк, мир ему и благословение Аллаха, который, обращаясь к людям с хутбой после молитвы по причине затмения, сказал: «Поистине, ни смерть, ни рождение никого (из людей) не являются причиной солнечных и лунных затмений. Эти затмения относятся к числу знамений Аллаха. Поэтому когда вы увидите их (т.е. солнечное или лунное затмение), то обращайтесь к Аллаху с мольбами, возвеличивайте Его, молитесь и раздавайте милостыню» (Аль-Бухари).
Если молитва по причине затмения закончится раньше затмения, то её не нужно повторять. Наоборот, следует оставаться на месте, поминать Аллаха, раздавать милостыню и побольше обращаться к Нему с мольбами, ибо пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…молитесь, взывайте к Аллаху, пока затмение не закончится». Этот хадис указывает на то, что если молитва завершится до того, как закончится затмение, то следует заняться обращением с мольбами к Аллаху. Если же затмение закончится во время молитвы, то имаму следует укоротить её, доведя до конца, а не прерывать.
В «Сахихе» Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что при жизни посланника, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение. Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Стоя на этом месте, я увидел всё, что было обещано вам. В тот момент, когда вы увидели, что я двинулся вперёд, я хотел взять из рая кисть винограда. Когда же вы увидели, что я попятился назад, я увидел огонь, который сокрушает сам себя».
Солнечное затмение, произошедшее при жизни посланника, мир ему и благословение Аллаха, описано и в хадисе ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, переданном в обоих «Сахихах». В нём говорится, что люди сказали: «Посланник Аллаха, мы увидели, что ты протянул руку к чему-то во время намаза. А потом мы увидели, как ты попятился назад». Он ответил: «Поистине, я увидел рай и протянул руку к кисти винограда, и если бы я взял его, то вы ели бы его, пока существует этот мир. Потом я увидел огонь, и я никогда не видел более страшного зрелища. Я увидел, что большая часть его обитателей — женщины». Его спросили: «Из-за чего, посланник Аллаха?» Он сказал: «Из-за их неблагодарности». Его спросили: «Они неблагодарны Аллаху?» Он ответил: «Они неблагодарны своим мужьям, неблагодарны за доброе отношение. Ты можешь делать кому-либо из них добро всю жизнь, но стоит ей увидеть нечто [неприятное], как она говорит: “Я никогда не видела [от тебя] добра”». В такой форме его передал ал-Бухари.
В «Сахихе» Муслима приведён хадис Анаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы вы увидели то, что видел я, то стали бы мало смеяться и много плакать». Его спросили: «Что же ты видел, посланник Аллаха?» Он ответил: «Я видел рай и ад».
В «Муватте» и «Сунанах» встречается хадис Ка‘ба ибн Малика о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, душа мусульманина питается от райских деревьев в образе птицы, пока Аллах не вернёт её в его тело в день воскресения». Это ясное свидетельство того, что души попадают в рай до дня воскресения.