Счастливы верующие, которые смиренны в своих намазах...

Счастливы верующие, которые смиренны в своих намазах...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

О рабы Аллаха, что вы скажете по поводу намаза, в котором нет смирения, считается ли такой намаз или нет?

Если говорить о награде, то за намаз, в котором нет смирения, не будет награды. Награда за намаз будет настолько, насколько ты совершал его осознанно. Ты получишь награду лишь за ту часть, которую совершил со смирением. Ибн Аббас говорил: "Из намаза ты получишь только то, что ты совершал осознанно."

Пророк ﷺ сказал: "Человек совершает намаз, а ему записывается из этого намаза только половина, или треть, или четвёртая часть, пока не дошёл до десятой части."

Аллах связал счастье молящихся со смирением в намазе. Это указывает на то, что человек, совершивший намаз без смирения, не из получивших успех. Если бы за такой намаз, совершенный без смирения, полагалась награда, тогда Аллах посчитал бы того, кто молится без смирения, тоже из счастливых, но сказано:

قَدۡ أَفۡلَحَ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ ٱلَّذِینَ هُمۡ فِی صَلَاتِهِمۡ خَـٰشِعُونَ

"Счастливы верующие, которые смиренны в своих намазах." Сура Аль-Му'минун, 1-2 аяты.

Таким образом, ты получаешь награду за намаз ровно настолько, насколько совершал его смиренно, осознанно.

А что касается того, считается ли твой намаз действительным или нет, требуется ли переделать его, рассмотрим два мнения.

Если при совершении намаза преобладает смирение и осознанное его совершение, все единодушны в том, что такой намаз действительный. Поскольку большая часть намаза совершена со смирением, намаз действительный, не нужно переделывать, однако необходимо исправлять недочёты этого намаза при помощи дополнительных намазов сунны или поминаний Аллаха (зикр), которые совершаются после намаза.

А если в намазе преобладает отсутствие смирения и осознанности, в этом ученые разошлись во мнениях, нужно ли переделывать такой намаз или нет.

Одни ученые считают обязательным переделывать такой намаз, приводя в довод, что за него человек не получает награду и ему не гарантируется счастье. Значит, не спадает с человека ответственность за этот намаз и ему надлежит переделать его. Как и человеку, совершившему намаз напоказ людям. Доводом в пользу этого мнения также приводят следующее: "Смирение, осмысленность при совершении намаза - это дух намаза, это цель намаза, это сердцевина намаза. И как можно засчитывать намаз, который потерял свою суть и дух, осталась лишь внешняя оболочка!"

Если человек преднамеренно оставит одно из обязательных действий намаза, то его намаз будет недействительным. Наподобие того, если человек хочет освободить раба для искупления. Мы знаем, что некоторые грехи требуют искупления в виде освобождения раба. Как он освободит раба, если отсутствуют какие-то части этого раба, как руки или ноги, будет ли действительным такое искупление? Так же и намаз, если он потерял свою сердцевину, свою цель, стал подобен мёртвому рабу. Раба, который лишился какого-то органа, не дают в качестве искупления за грех. И намаз, в котором не соблюдено какое-то обязательное из действий, подобен такому рабу. Один из предшественников говорил такие слова:

"Намаз - это как рабыня, которую дарят Царю."

Что ты скажешь, если подарят царю парализованную, косую, кривую или слепую рабыню? Или рабыню, у которой нет руки или оторвана нога, или больную, или уродливую? А что скажешь, если подарят царю вовсе мертвую рабыню, без жизни в этом теле? А что тогда говорить о намазе, который дарит раб Господу миров и пытается приблизиться к Нему посредством своего намаза? Аллах Благой и принимает только благое. А намаз, в котором нет духа, то есть смирения, не является благим деянием. Точно так же, как не является благим деянием освобождение умершего раба, в котором нет духа.

Также это мнение подкрепляют доводом, что органы следуют за сердцем. Иными словами, они подчинены сердцу. Если сердце в порядке, тогда в порядке и органы; если испорчено сердце, то испорчены и органы. Если сердце не выполняет свою долю поклонения Аллаху, тогда тем более нельзя считаться с теми действиями, которые выполняют органы. Пророк ﷺ сказал: "Аллах не принимает дуа, исходящее из беспечного сердца."

Дуа - это не просто просьба к Аллаху, дуа - это поклонение. А поклонение, в котором отсутствует смирение и преобладает беспечность, рассеянность, как правило, не бывает искренним, поскольку ихлас присутствует тогда, когда есть смирение. У беспечного человека, соответственно, нет намерения. А если нет намерения, значит, нет поклонения.

Йа Аллах не делай нас беспечными к намазу. Аминь!