Самый большой баракат

Замечали, что когда ваши родители довольны вами, все в вашей жизни идет гладко?
Может потому, что ваша мама совершает постоянное дуа за вас. От довольства родителей нисходит большой баракат.
Но не всегда выстраивание идеальных отношений с родителями кажется таким легким. Тем не менее, эти отношения стоят того, чтобы за них бороться.
Как укрепить отношения с родителями? После поклонения Себе Аллах Всевышний предписал послушание родителям. «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (17:23).
Послушание родителям – это акт поклонения Аллаху. Чтобы понять, как мы действительно должны вести себя по отношению к своим родителям, мы должны осознавать, что Аллах Всевышний даровал отцу и матери высокий статус.
Нам запрещено осуждать и судить своих родителей, даже несмотря на их недостатки. Будучи верующими, мы не можем оспаривать статус, который дарован им Аллахом.
Когда отношения становятся сложными, следует напомнить себе, что в конечном счете наша цель заключается в обретении довольства Всевышнего Аллаха. Аллах сказал, что человек может ослушаться своих родителей только тогда, когда они призывают к греху, и даже в этом случае нужно относиться к ним хорошо.
«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили» (31:15).
Терпение является главным ключом верующего в повседневной жизни и в моменты трудностей. Оно необходимо и в отношениях с родителями. Аллах предписал относиться к родителям с ихсаном – совершенным образом в каждом аспекте. Совершенно в терпении, в доброте, милосердии и т.д. Каждая сложность в отношении с родителями должна рассматриваться как испытание, и мы должны быть благодарны за веру, которая направляет нас по правильному пути.
О терпении к родителям в Коране Аллах сказал: «… не говори им: «Тьфу!», не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (17:23).
Иногда в голову приходит мысль, что наши родители не правы, мы заслуживаем лучшего отношения. Такое мышление только ухудшает ситуацию. Будьте дипломатичны и избегайте ссор.
Говоря о родителях Аллах Всевышний имел ввиду любого родителя, в том числе и вашего. Неужели вы думаете, что Аллах Всевышний не знал, что будут хорошие и плохие родители? Разве Аллах не знает, что и у родителей есть свои недостатки и они тоже могут быть не правы. Аллах Всевышний знает все трудности, с которыми мы сталкиваемся и знает каждое усердие, которое мы прилагаем в стремлении к Его предписанию. Стремитесь к тому, чтобы сделать своих родителей счастливыми, ведь даже их состояние души и довольство вами является дуа для вас.
В довольстве родителей находится множество наград, бараката и довольство Всевышнего Аллаха. Родители несовершенны, как и все остальные люди, они также совершают ошибки, могут быть неправы по отношению к нам, но баракат, который нисходит нам от должного отношения к родителям, не сравним ни с чем.
Доброе отношение к родителям
Хвала Аллаху, который сотворил человека из ничего, и наделил его многочисленными дарами. Мир и благословения почтеннейшему из пророков, лучшему в словах, в делах, в поддерживании родственных связей и в проявлении доброты.
Аллах, Свят Он и Велик, приказал нам хорошо обходиться с родителями и проявлять к ним искреннюю заботу.
Всевышний сказал: (Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 23-24).
Ибн Касир, в комментариях к словам Всевышнего: (не говори им: «Тьфу!») сказал: «Это означает: не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов».
Аллах, Свят Он и Велик, воспитывает нас с помощью специальных молитв. Он говорит в Коране: (… и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»), чтобы помнил раб все те тяготы и усталость, которые испытывают родители при воспитании своих детей. И тогда его сердце наполняется любовью и состраданием к ним.
Аллах Всевышний напомнил нам в Коране о правах родителей, сказав: (Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам …) (Корова 83).
Доброе отношение к родителям — это лучшее из дел, лучшее из способов приближения к Аллаху и величайшее из видов поклонения.
Сообщается, что Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: -(Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха».( Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).
Доброе отношение к родителям — это причина, по которой человек может войти в Рай, и это один из путей, приводящих к нему.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в Рай!»[1] (Сахих Муслим).
Аль Хасан сказал: «Доброе отношение к родителям — это когда ты слушаешься их во всем, что бы они тебе ни приказали, а ослушание — это оставление их и лишение их своей заботы».
О мусульманин! Это великий месяц. Он распростер для тебя свое покрывало, и дни его уже наступили, и благо его приблизилось к тебе. Задумайся над положением человека, который пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и просит его разрешить ему участвовать в джихаде. Ведь джихад — это одно из лучших дел. В нем много тягот и лишений, переездов и остановок, риска для жизни и т.д. На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «А живы ли твои родители?» Этот человек ответил: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Так отдавай все свои силы[2] им!» (Сахих аль-Бухари).
Приказ хорошо относиться к родителям общий и абсолютный. В него входят вещи, которые по душе ребенку, и вещи, которые ему неприятны. Эти приказы не приемлют обсуждений и споров. И это очень важный момент, который требует особого внимания, ведь многие дети забывают о нем. Они думают, что проявление доброты и искренности должно быть в тех делах, которые им нравятся, и которые не противоречат их желаниям. На самом же деле все как раз наоборот. Истинное проявление доброты бывает лишь в тех делах, которые не соответствуют нашим желаниям. А если бы соответствовали нашим желаниям, то не назывались бы добром и искренностью.
Аллах Всевышний побуждает нас в Коране к добру в отношениях с родителями и указывает на их высокое положение.
Всевышний сказал: (Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 24).
О мусульманин! Не иди к родителям медленным шагом, а будь подобен быстрой птице отвечая на их зов, когда им что-нибудь понадобится. Тогда ты заслужишь их довольство. Затем дополни эту службу молитвой за них, попросив у Аллаха для них милости и прощения.
И не думаю, что после этого ты воздал перед ними свой долг сполна, но Аллах вознаграждает даже за малое дело и благословляет его.
Вместе с этим благородным призывом Аллаха, Свят Он и Велик, хорошо относиться к родителям, мы замечаем у некоторых людей ошибочное взвешивание дел и недостаточное понимание. Мы видим, что некоторые ставят своих друзей выше родителей. Многие оставляют лучшие из дел, такие, как доброе отношение к родителям, для того, чтобы заняться менее важными делами.
Если мы посмотрим на отношения детей с их родителями, то что мы увидим?
Многие оставляют своих родителей, когда те достигают преклонного возраста. Навещают их только изредка, только для того, чтобы поинтересоваться их состоянием. Одни оставляют их в домах престарелых, другие же позволяют себе упреки и порицания в их адрес, повышают на них голос и бранят, будто бы они спорят со своими врагами. Есть и такие, которые в отношениях с неверующими тактичны и культурны, в то время как со своими родителями они грубы и невоспитанны.
Немалая часть молодежи сегодня уважает и почитает своих друзей больше, чем родителей.
Также подчинение мужей женам и превознесение их над родителями стало характерной чертой нашего общества. Это происходит по причине слабости веры и духа.
Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) завещал мне никогда не ослушиваться своих родителей, даже если они прикажут оставить свою семью и имущество». (аль-Муснад имама Ахмада).
И нет блага в женщине, которая подталкивает своего мужа на ослушание родителей и порывание родственных связей.
Сообщается, что ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(В своё время) у меня была жена, которую я любил, но которая не нравилась Умару[3]( да будет доволен им Аллах). В конце концов он сказал мне: «Разведись с ней!» Я отказался, и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), рассказал ему обо всём, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайся своего отца!» (Этот хадис приводят Абу Дауд и Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис»).
Подчиняться в этом случае необходимо, если имеется уважительная с точки зрения шариата причина для развода, и если это не приводит к нежелательным последствиям.
Абу Дарда` передавал, что как-то раз к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» На это Абу-д-Дарда` сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Родитель — это срединные[4] врата Рая, и если ты захочешь, то можешь лишиться этих врат или сохранить их».[5] (Этот хадис приводит Тирмизи, сказавший: «Достоверный хадис»).
В этом хадисе ясное доказательство того, что, ослушавшись родителей, можно лишиться серединных врат Рая, то есть лучших врат, а подчиняясь им, сохранить эти врата. И кто ищет счастья, тот будет беречь их, даже если он лишится из-за этого отдыха и веселья. А тот, кто продал свою последнюю жизнь за ближайшую и предпочел вечной жизни временную, того нисколько не беспокоит сохранность этих врат.
Этот хадис рассказывает о ситуации с верующей, праведной мусульманкой, а если же она неправедная и отличается плохим нравом, то развод с ней будет только благом.
Праведная мусульманка, которая боится Всевышнего Аллаха, получит свой удел за помощь, оказанную мужу в добром отношении к его родителям, за то, что побуждала его с любовью к ним относиться, заботиться о них и терпеливо ожидать за это награды у Аллаха. Ведь любовь к родителям мужа и забота о них является проявлением дружественного отношения к нему, а также признаком хорошего нрава.
Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот его бьет. Тот, кто смотрит в глаза своим родителям, тот неуважительно к ним относится. А тот, кто обидел своих родителей, то их ослушался».
Остерегайтесь же ослушаться своих родителей.
Сообщается, что Абу Бакра Нуфай` бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах) сказал: — (Однажды) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», — (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «(Это ) многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) полулежал опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лжесвидетельство!», — и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!»[6] ( Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).
Сообщается, что Муауия бин Джахима бин аль-Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Джахима (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О посланник Аллаха, я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой». Он спросил: «Жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами». (Муснад имама Ахмада).
Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О посланник Аллаха, я пришел, чтобы присягнуть тебе и совершить переселение, и оставил своих родителей в слезах». Он сказал: «Вернись и обрадуй их так же, как ты опечалил их».
В другой версии этого хадиса говорится, что он сказал: «Я не приму твоей присяги, пока ты не вернешься и не обрадуешь их, так же, как ты огорчил их». ( Сахих аль- Бухари).
Бишр бин аль-Харис сказал: «Сын, который находится возле своей матери, слышит ее дыхание, лучше, чем сражающийся на пути Аллаха Всевышнего. А смотреть на родителей — лучше всего остального».
Ата (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если твоя мать настаивает на том, чтобы ты не совершал добровольных молитв, кроме обязательных, и не постился дополнительно, кроме обязательного поста, то ты должен послушаться ее, ведь подчинение ей важнее, чем добровольные молитвы и посты».
Хишам бин Хассан сказал однажды Аль-Хусейну: «Я изучаю Коран, а моя мать ждет меня с ужином». Тот сказал: «Для меня будет более предпочтительно, если ты поужинаешь со своей матерью и порадуешься ей, чем совершишь добровольный хадж».
Однажды Ибн Умар увидел, как кто-то совершает обход вокруг Каабы, неся свою мать на спине. Подойдя к Ибн Умару, этот человек спросил его: «Как ты думаешь, возместил ли я ей то, что она сделала для меня?» Он ответил: «Нет, ты не возместил ей даже одну из родовых схваток. Однако то, что ты сделал — это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».
О мусульманин! Если кто-нибудь сделает тебе добро, один раз или дважды, ты непременно будешь хвалить и благодарить его за это, многократно упоминая только хорошие его качества. Так почему же твои родители не получают от тебя ничего, кроме неблагодарности, упреков и проблем?
Многие годы они ухаживали за тобой, давая тебе еду и питье, одежду и лекарства. Они щедро дарили тебе свою любовь, заботу и воспитание. И после всего этого, после всего добра, которое они тебе сделали, ты их оставляешь?!
Преславен Аллах! До чего же грубыми и далекими от благого бывают сердца! Мы не видим ребенка, оставленного родителями, когда он болеет. Вспомни Якуба (мир ему) как он переживал утрату своего сына Юсуфа (мир ему).
Всевышний упомянул об этом в Коране, сказав: (И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал) (Юсуф 84).
Распространенным видом ослушания родителей также стало то, что дети часто обижают своих родителей, становясь причиной их слез. Навещают их только изредка и не заботятся об их здоровье и материальном положении.
Причиной горести родителей становится также равнодушное отношение их детей к религии.
Отсутствие уважения к родителям стало распространенным явлением в нашем обществе. Дети перестали вставать, когда те входят в дом, перестали выполнять их просьбы. А некоторые из детей настолько возгордились, что стесняются своего родства с родителями, особенно, когда они бывают в знатном обществе или в общественных местах.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать» (Человек снова) спросил: «А кто потом?», — (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец». ( Сахих аль- Бухари, Сахих Муслим).
Ибн Батталь сказал: «Есть три вещи, которые имеют отношение только к матери: это трудность вынашивания ребенка, трудность его рождения и трудность его кормления».
Большая мудрость заключается в преимуществе матери перед отцом. Она тратит больше усилий на своего ребенка, чем отец, и она сама нуждается в помощи и доброте. Женщина слабая, и не может, как мужчина, зарабатывать на пропитание. Она нуждается в сочувствии и нежности. И первым, кто должен ей давать все это — ее сын.
О мусульманин! Даже после смерти родителей дети должны проявлять свою внимание к ним. Они должны просить Аллаха, чтобы Он простил их родителей и наделил Своей милостью. Могут выплатить милостыню за них. Могут поддерживать связи с друзьями родителей.
Сообщается, что Абу Усайд Малик бин Раби`а ас-Са`иди (да будет доволен им Аллах) сказал: – (Однажды), когда мы находились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему пришёл какой-то человек из (племени) бану Салама и спросил (его): «О посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?» Он сказал: «Да, (если будешь) молиться за них,[7] просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через (своих родителей), и оказывать уважение их друзьям». (Привел Абу дДаууд. Албани счел его слабым хадисом.).
О юноша! Завет Аллаха тебе свыше, с семи небес, и завет книги Аллаха, и завет посланника Аллаха.
Вот они оба перед тобой, уже коснулась их седина, и спины их уже сгорбились, и руки их трясутся. Они с тяжестью встают и садятся с трудом, ведь болезни ослабили их.
Будь к ним добр и милосерден. Не жалей для них своего имущества и своих сил. Будь к ним кроток и мягок.
О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.
О,Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.
О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду.
Абдуль-Малик аль-Касим, “40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
- [1] — Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит Рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание.
- [2] — “Джахид” — этот глагол образован от того же корня, что и слово “джихад”.
- [3] — То есть: его отцу, опасавшемуся, что под влиянием этой женщины его сын станет пренебрегать исполнением своих религиозных обязанностей.
- [4] — То есть: наилучшие.
- [5] — Иначе говоря, ты можешь либо войти в Рай через эти врата, если будешь относиться к родителям с должным почтением и повиноваться им, либо сам лишить себя этой возможности.
- [6] — Указывая людям на эти тягчайшие грехи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл в волнение, прилагая все силы для того, чтобы они запомнили его слова и воздерживались от совершения подобного, что часто бывало с ним, когда он говорил об особо важных вещах, но на сей раз это волнение было столь сильным, что людям стало жалко его.
- [7] — Имеются в виду обращения к Аллаху с мольбами за родителей.
Ослушание родителей — взгляд Ислама
Во имя Аллаха Всемилостивого и Милостивейшего
Обязанность оказания благочестия по отношению к родителям и запрет на их ослушание.
Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир нашему пророку Мухаммаду, печати всех пророков и посланников, и его сподвижникам.
Всевышний Аллах сказал в священном Коране: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (17:23,24).
Каково место родителей в Исламе?
Создание и творение человека принадлежит Всевышнему Аллаху, который дарует родителям: матери и отцу последующее поколение. Став причиной появления на свет своих детей, на них возлагаются определенные обязанности по отношению к своим чадам, как, например, мать рожает детей, проявляет к ним свою ласку; на отце лежит их защита, материальное содержание и т.д. Известный сподвижник, толкователь Корана ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «В Коране есть три аята, связывающие две вещи между собой таким образом, что не принимается одна из них без другой – это, во-первых, слова Всевышнего: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику» (64:12). Так, кто будет повиноваться Аллаху без повиновения посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), то это не будет принято. Во-вторых, Аллах сказал: «Совершайте намаз, выплачивайте закят» (2:43), поэтому тот, кто совершает намаз, но не выплачивает закят, у того это не будет принято. В-третьих, Всевышний Аллах сказал: «Благодари Меня и своих родителей» (31:14), и тот, кто был благодарен Аллаху, но не благодарил родителей, это не будет принято.
Именно поэтому в Коране очень часто повторяются заповеди и предписания проявления благочестия по отношению к родителям, а также предостережение и запрет на ослушание родителей и проявление неуважения по отношению к ним.
Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям» (4:36). «Мы заповедали человеку быть добрым к родителям» (29:8). «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (31:14).
Данные коранические аяты ясно излагают нам великое достоинство родителей перед детьми, особенно достойное положение матери, которая испытывала трудности, невзгоды и усталость во время беременности, после чего ей предстояли схватки и роды, во время которых у нее появлялись мысли о смерти. О том, как это тяжело, знает только женщина, прошедшая через это.
Что касается пречистой Сунны, то она подтверждает обязанность проявления благочестия по отношению к родителям, призывает к этому, и запрещает ослушание родителей. Так, в достоверном хадисе пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Довольство Господа в довольстве родителей, а Его гнев в их гневе» (привёл ат-Табрани в книге «аль-Кабир», шейх Альбани назвал этот хадис достоверным). Привели также Абу Дауд, ибн Маджа и ан-Насаи в своих сборниках с достоверной цепочкой от Абдуллы ибн Амр ибн Асс (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Пришёл человек к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Я пришёл дать тебе присягу, что совершу переселение «хиджру», однако я оставил своих родителей плачущими», на что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вернись к ним и обрадуй их так же, как ты заставил их плакать».
Также привёл имам Ахмад в «Муснаде» и ибн Маджа, текст хадиса от последнего, от Муавия ибн Джахима ас-Сальми, который попросил разрешения у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) выйти на джихад вместе с ним, однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел ему вернуться и слушаться свою мать, когда этот человек повторил свою просьбу, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Горе тебе, будь у её ног, там найдёшь Рай».
В двух сборниках достоверных хадисов сообщается, что Абу Хурайра, (да будет доволен им Аллах), сказал: «(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и спросил: “О, посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать”. (Этот человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек снова) спросил: “А кто потом?” — (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец”». Этот хадис указывает на то, что благочестие по отношению к матери необходимо проявлять в три раза больше, чем по отношении к отцу, т.к. мать испытывает трудности во время беременности, родов и вскармливания, которые не испытывает отец, затем уже они оба принимают участие в воспитании и формировании ребёнка. Об этом говорит следующий аят: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года» (31:14).
В другом достоверном хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный День Всевышний Аллах не посмотрит на троих: на того, который ослушается своих родителей, на уподобляющуюся мужчинам женщину, а также на того, у которого полностью отсутствует ревность «дайюс». И не войдут в Рай трое: который ослушается своих родителей, алкоголик и попрекающий за те вещи, которые даёт» (Привели имам Ахмад, ан-Насаи и аль-Хаким).
Также привёл имам Ахмад с хорошей цепочкой передатчиков от Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), который сказал: « Заповедовал мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) десять вещей: не придавать Аллаху сотоварищей (не совершать многобожие), если даже тебя будут убивать или сжигать, не ослушиваться своих родителей, если даже они велят тебе отказаться от твоей семьи и твоего имущества…».
Благочестивое отношение к родителям в словах и делах является примером нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как примером всех посланных Аллахом пророков (да благословит их Аллах и приветствует). Выше мы привели некоторые изречения пророка (да благословит его Аллах и приветствует), теперь приведём некоторые примеры проявления благочестия из жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однажды, в год Худайбии, проходя мимо могилы своей матери Амины бинт Вахб у местечка аль-Абва, что между Меккой и Мединой, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) несмотря на то, что с ним были сподвижники, армия состоящая из тысячи всадников, остановился и пошёл навестить могилу своей матери. У могилы он начал плакать так, что начали плакать находящиеся рядом с ним, затем сказал: «Я попросил разрешение у моего Господа просить за неё прощения, но мне было отказано, затем я попросил разрешения посещать её могилу, и мне было разрешено. Так посещайте же могилы, т.к. это напоминает вам о загробной жизни» (Привёл аль-Багави в комментарии к книге «ас-Сунна», основа же хадиса у Муслима).
Что касается других пророков, то можно привести в пример Ибрахима (библ. Авраам), мир ему, возлюбленный Аллаха, отец пророков и имам приверженцев единобожия. Призывая своего неверующего отца к единобожию, он обратился к нему со всей мягкостью и доброжелательностью, сказав: «Отец мой», на что тот в ответ пригрозил побить его и изгнать. Ибрахим ответил: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне» (19:47).
В другом аяте Всевышний Аллах восхвалил своего пророка Йахйю сына Закарийа (мир им обоим) (библейский Иоанн сын Захария) и сказал о нём: «Почтителен к родителям и не был гордецом и ослушником» (19:14). В Священном Коране приводится много других подобных примеров из жизни пророков.
Праведные предки этой общины также были самыми благочестивыми людьми по отношению к своим родителям. В качестве примера можно привести сподвижника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах). Когда он хотел выйти из дома, то становился у дверей комнаты матери и говорил: «Мир тебе, моя мама, милость и благословение Аллаха!», она отвечала: «И тебе мир, милость и благословение Аллаха, о, сыночек!». Далее он говорил: «Да смилуется над тобой Аллах за то, что ты воспитала и вырастила меня, когда я был маленьким», а она отвечала ему: «Да смилуется над тобой Аллах за то, что ты слушался меня, когда вырос».
Вот какая история произошла с Абдуллой ибн Масудом (да будет доволен им Аллах). Однажды глубокой ночью его мать попросила у него воды, он встал и пошёл искать воду. Найдя воду, он вернулся домой, однако мать его уже спала, он стал у её головы в ожидании, когда она проснётся. Так он простоял до самого утра, боясь разбудить её, причинив тем самым ей неудобство, и не ушёл, боясь, что она встанет и станет просить воды.
Другая история повествует об ибн аль-Хасан ат-Тамими (да смилуется над ним Аллах). Он попытался убить скорпиона, однако тат убежал и спрятался в своей норке в доме. Ат-Тамими засунул туда руку, чтобы вытащить его оттуда, и скорпион ужалил его. Когда его спросили, для чего он так сделал, он ответил, что его побудил к этому поступку страх, что этот скорпион выйдет и ужалит его мать.
Другой учённый ибн Аун аль Музани (да смилуется над ним Аллах) освободил двух рабов в качестве искупления за следующий поступок. Однажды его мать позвала его, и он ответил ей, но его голос превысил её голос, что и заставило его искупить свою вину. Мы привели только некоторые примеры из жизни праведных предков, чтобы показать их отношение к своим родителям.
Если мы посмотрим на наше отношение к родителям, то обнаружим, что очень часто пренебрегаем в этом вопросе и ослушиваемся их. Да помилует нас Аллах.
Примеров ослушания родителей множество и очень часто люди даже не подозревают, что те или иные действия являются непослушанием своих родителей.
Во-первых, сын или дочь может принизить достоинство своих родителей, ставя своё мнение выше их мнения по какой-либо причине, либо его достаток стал больше, или он получил определенное образование и социальный статус и т.д., что заставило его возгордиться.
Во-вторых, другим примером этого порока может являться оставление материальной поддержки родителей так, что они начинают просить помощи у посторонних людей.
В-третьих, ставить других людей (жену, друзей и самого себя) выше родителей, давать им приоритет.
В-четвёртых, звать их по имени по причине принижения их достоинства или неуважения к ним.
Однако некоторые люди игнорируют достоинство родителей, уклоняются от возложенных на них обязанностей. Разве не знает непослушный сын или непослушная дочь о том благочестии, которое оказали ему или ей мать и отец. Только неблагодарность жестокого деспота может подтолкнуть к непослушанию родителей после проявленных милостей к нему. Аллах закрывает все двери Своего содействия перед таким человеком, даже если он овладеет всеми богатствами этого мира.
Мать носила ребёнка в своем утробе, испытывая трудности за трудностями. С каждым днём беременности увеличивается вес ребёнка и слабость матери. Затем следуют тяжёлые роды, при которых женщина может умереть. Однако она преодолевает все эти трудности и проявляет терпение, возлагая на своего ребёнка надежды, видя в нём прелесть этой жизни. После родов она полностью посвящает свои дни и ночи кормлению, уходу, воспитанию ребенка, порой в ущерб своему здоровью, успокаивает его, испытывая при этом усталость. Его пропитанием является грудное молоко, колени матери являются его домом, он всё время на руках и крепко прижат к её груди, она нежно ухаживает за своим ребёнком. Матерям приходится иногда испытывать голод, чтобы сынок или дочь были сыты. Терпеливая мама не спит ночами, чтобы дитя её мог спокойно спать. Мать проявляет свою милость, сострадание и жалость, и поэтому, если она отлучится, ребёнок зовёт её, если с ним что-то случается, он просит помощи у мамы, думая, что всё благое исходит только от неё, и что зло не постигнет его, пока он у неё на руках прижат к груди.
Как же после всего этого он допускает ослушание и проявление гордости в отношениях с ней. О, Аллах смилуйся над нами.
Что касается отца, то он расходует на воспитание и достойное становление ребёнка огромные силы и средства. Он проявляет свои отцовские чувства: приходя домой, обнимает детей, вызывая у них радость. Ни в коем случае нельзя игнорировать всего этого. Да упасет нас от этого Аллах!
Родителей постигнет огромное разочарование, если все их усилия и старания окажутся тщетными, и ребёнок будет игнорировать и ослушиваться их. Ведь они возлагали на него большие надежды и надеялись воспитать достойного человека. Однако этот сын или эта дочь забывают всё то, что сделали для них родители, когда он или она были маленькими и беспомощными. Как удивительно! Обольщаясь своей образованностью или приобретенным социальным статусом, этот вчерашний беспомощный ребёнок начинает возноситься над своими родителями, испытывая недовольство и отвращение к ним, говоря нехорошие слова в их адрес, притесняя их. Родители желают жизни своему ребёнку, а он – смерти своим родителям.
Остерегайтесь же ослушания своих родителей, если вы обладаете разумом, т.к. последствия этого греха очень тяжёлые. Будьте благочестивыми к ним, т.к. скоро они могут покинуть этот мир, и тогда будете жалеть, что не делали этого при их жизни. Благочестие к родителям является качеством благородных и порядочных людей. Если бы исламский шариат не приказал проявлять благочестие и уважение к родителям, то это было бы врожденным достойным качеством по причине величия этого дела. Ислам призывает к проявлению наилучшего отношения к родителям, при этом обещано выполняющим данное предписание стирание грехов, это также будет являться причиной принятия просьб Всевышним Аллахом. Благочестие к родителям раскрывает грудь и улучшает жизнь, оставляя хороший след после смерти человека.
О, Аллах, прости нас и наших родителей! Смилуйся над ними. Ведь они воспитывали нас, когда мы были маленькими! Воздай им лучшим воздаянием, как Ты воздал Своим праведным рабам! Благословение и мир нашему пророку Мухаммаду и его сподвижникам.
Вахитов Мухаммад специально для сайта «Почему Ислам?»