Салах-ад-дин — освободитель Иерусалима из Азербайджана

Салах-ад-дин — освободитель Иерусалима из Азербайджана

Мало кто ныне помнит о том, что выходцем из Азербайджана был Салах-ад-дин — великий султан Египта и Сирии, талантливый полководец, мусульманский лидер XII века, освободивший Иерусалим от крестоносцев. Его полное имя Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб (1138-1193 гг.). В Европе его называют Саладин (это почетный псевдоним, означающий «благочестие веры»). Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб, и он являлся основателем династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом (Мекка и Медина) и Йеменом.

В истории Востока Салах-ад-дин остался героем, остановившим вторжение католической Европы и обратившим силы Ислама обратно на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели Ислама. Саладин проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Он прославился среди христиан, евреев и мусульман как истинный рыцарь.

Именно он отбил у крестоносцев Иерусалим в 1187 году и нанес затем поражение их объединенным войскам, возглавляемым талантливым полководцем, королем Ричардом I Английским (Ричард Львиное Сердце). Освобождение Иерусалима прославило Саладина в исламском мире и снискало ему уважение даже среди христианских правителей Европы. Дело в том, что христианское население Иерусалима ожидало мести со стороны мусульман, возглавляемых Салах-ад-Дином, поскольку у всех на памяти была ужасная расправа с мусульманским и еврейским населением Иерусалима при взятии его крестоносцами в 1099 году. Тогда ворвавшиеся в Священный город войска крестоносцев практически поголовно истребили почти всех мусульман от мала до велика и часть евреев, разграбили святыни и храмы Иерусалима, превратив его в выжженную пустыню. Однако войска Салах ад-Дина, заняв Иерусалим, не только не учинили резни христиан, но и сохранили за ними все привилегии и статусы, а также возможность поклоняться своим святыням в городе. Этот жест Салах ад-Дина снискал к нему огромное уважение как на Востоке, так и на Западе.

Салах ад-Дин родился в 1138 году в Тикрите (территория Ирака). Его дед Кард Айюб ибн Шади (Шази) был из местности недалеко от Двина в Азербайджане (ныне территория Республики Армения), где и родился Аййуб — отец Салах ад-Дина, являвшийся политическим и военным деятелем.

Отметим, что Двин или Довин (Дабиль), город на реке Араз, долгие века был столицей мусульманских правителей региона. Ныне это небольшое селение к югу от Иревана в Армении. То есть, согласно средневековым источникам, территория нынешней Республики Армения считалась частью Азербайджана.

Предки Салах-ад-дина принадлежали к династии Раввадидов, правивших в Южном Азербайджане и окрестных регионах в X-XII вв. А Северным Азербайджаном и окрестными регионами в этот период правила династия Шаддадидов. После свержения в 1130 г. династии Шаддадидов, столицей которой был город Двин, дед Салах ад-Дина перевез отсюда семью сначала в Багдад, а затем в Тикрит, где был назначен губернатором. После смерти деда Айюб (отец Салах ад-Дина) стал преемником на посту губернатора в Тикрите.

Государства Шаддадидов и Раввадидов сыграли важную роль в истории Азербайджана и укреплении ислама во всем регионе. Салах ад-Дин, защищавший исламский мир от крестоносцев, был выходцем из племени Раввади. Бахаеддин ибн Шеддад, личный секретарь великого полководца, писал, что отец Салах-ад-дина родился в Двине. Современник Салах-ад-дина Аййуби, известный средневековый историк Ибн аль Асир, который сражался в войсках Салах-ад-дина против крестоносцев, пишет: «Отец и деды Салах-ад-дина переселились из Двина, находившегося в Азербайджане, в Ирак».

Шараф-хан Бидлиси (1543-1603 гг.), историк XV-XVI вв., также отмечает, что предки Салах-ад-дина Айюби родом из Азербайджана.

О султанах Египта и Сирии, называемых Айюбидами

Властители Мисра преданий и попечители царства жизнеописаний покорили страну этого повествования рассказом о том, что родоначальник правителей Египта Шади б. Марван происходит из курдов [племени] раванд Довина в Азербайджане. Ныне то место пребывает в запустении и известно как деревня Гарни [района] Чохур-Саад».

Следует отметить, что ряд источников считает род Салах-ад-дина Айюби курдским, однако другие источники считают их тюрками-сельджуками. В частности, настоящее имя Шамс-ад- дина — старшего брата Салах-ад-дина, было Туран-шах.

Саллах-ад-Дин начинает военную карьеру под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, являвшегося в то время эмиром Дамаска и Алепо, членом тюркской династии Зангидов. Следует отметить, что огромная заслуга в объединении мусульманского Востока принадлежит тюркским военачальникам, в первую очередь, Нур ад-Дину Махмуд Занги — сельджукскому атабеку из династии Зангидов. В немецком журнале «Chronico. Geschichtsmagazin» дана четкая формулировка ситуации: «Именно Нур ад-Дин Занги превратил исламский мир в силу, способную победить крестоносцев, а его политический наследник Салах ад-Дин (Саладин) стал тем, кто сорвал плоды победы».

В вышедшем в 2013 году труде А.В.Владимирского отмечается: «У азиатских народов, особенно кочевых, к которым и принадлежал Саладин со своим тюркским войском, традиция была иная. Кочевники привыкли воевать на широких просторах, первоначально главный упор делая на легкую конницу, способную быстро перемещаться по степи <…> Саладин в своей империи также преимущественно опирался на тюркских воинов (хотя немалую роль в его войске играли и курды, впрочем, в значительной мере тюркизированные)». Значительные подробности о походах Салах-ад-дина, его тюркских корнях и окружении описаны в книге французского писателя Маалуф Амина «Крестовые походы глазами арабов».

Парадоксально, но события 1000-летней давности, борьба между Западом (католической Европой) и Востоком (мусульманским миром) за святые земли Шама (общее название стран восточной части Средиземного моря: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.), Хиджаза (священные Мекка и Медина) и всего Ближнего Востока, во многом схожи с тем, что происходит на этих территориях в наши дни. Ныне новым «крестовым походом» называют события «арабской весны» и проект «Большого Ближнего Востока», осуществляемый Западом (в первую очередь, США) на мусульманском Востоке. Опять ареной столкновений являются Египет, Сирия и весь Ближний Восток, в первую очередь, святые земли, которые играют ключевую роль в эсхатологии мусульман, христиан и иудеев.

Возвращаясь к родине предков Салах-ад-дина, отметим, что Двин и территорию нынешней Армении в течение долгого периода — с раннего средневековья и до XIX века, называли Азербайджаном, о чем было приведено в предыдущих главах большое количество источников. Вот еще несколько средне¬вековых источников по этой теме.

Мусульманский историк XII-XIII вв. Ибн аль-Асир: «О войне между мусульманами и курджами XI, 115-16. В этом, 557 [1161/2], году в ша’бане [июле], собравшись в большом количестве, до тридцати тысяч воинов, курджи вторглись в страны ислама и направились к городу Двин в Азербайджане, овладели им, ограбили его и убили около десяти тысяч человек из его жителей и из населения его округа; они взяли в плен многих...