Салафитские имамы Ингушетии обвинили муфтия в разжигании

Салафитские имамы Ингушетии обвинили муфтия в разжигании

Лидеры мечетей Ахлю с-Сунна выступили с разъяснением своей позиции в конфликте

На днях получила продолжение история с противостоянием главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и муфтия республики Исы Хамхоева. Данное противостояние разворачивается из-за нежелания Хамхоева учитывать в своей работе позиции ингушских мусульман других направлений.

Имамы ряда независимых от муфтията ингушских мечетей выступили с совместным заявлением в ответ на обвинения со стороны муфтия. Эти мечети в самом муфтияте называют «отделившимися», а эксперты-исламоведы называют салафитскими.

Сами представители этих мечетей именуют себя Ахлю с-Сунна, то есть приверженцами сунны, образа жизни пророка Мухаммада (мир ему). Таковых в республике около 14 мечетей, самой известной из которых является мечеть в Насыр-Корте.

Отличия ингушской и чеченской моделей

Духовное управление мусульман Ингушетии находится под контролем представителей суфийской общины республики, относящихся к кадирийскому тарикату. Также в Ингушетии существуют и представители накшбандийского тариката суфизма, которые оказались отстраненными от управления муфтиятом и религиозной жизнью республики.

Такая же ситуация в соседней Чечне, где муфтият находится под контролем представителей кадирийского тариката. Более того, глава Чечни Рамзан Кадыров открыто обвиняет всех несогласных с позицией чеченского муфтията в ваххабизме и утверждает, что им в республике не место.

Кроме того, власти и муфтият Чечни предельно болезненно воспринимают тот факт, что в Ингушетии представители накшбандийского тариката и, особенно, салафитской общины имеют свои мечети и не объявляются властями Ингушетии вне закона. Данный факт является одним из пунктов серьезного недопонимания между Кадыровым и Евкуровым.

В Ингушетии, как мы писали ранее, при Юнус-Беке Евкурове, в отличие от Чечни, сложилась своя уникальная практика. Будучи боевым генералом, Евкуров всегда выступал за жесткое силовое подавление всех группировок, ведущих вооруженную борьбу против властей.

Но при этом, Евкуров объявил, что в Ингушетии власти не будут влезать в богословские споры между суфиями и салафитами до тех пор, пока и те и другие не выходят за рамки закона.

Он требовал от мирных салафитских общин, не нарушающих законодательства, полной легализации своей активности, регистрации своих мечетей, тесного взаимодействия с органами власти.

От Духовного же управления он требовал взять на баланс муфтията все салафитские мечети республики, аттестации всех имамов этих мечетей, а также их включения в штат и в состав Совета алимов республики.

Именно с этим подходом связаны требования Евкурова к муфтияту перестать делить ингушских мусульман на своих и чужих, и начать работать на консолидацию и без того расколотого ингушского общества.

Как мы писали ранее, этот подход к преодолению разногласий между конфликтующими мусульманскими общинами в республике при исключении вмешательства властей в эти богословские распри, а также уравнивание всех общин верующих перед законом и позволил Ингушетии быстрее, чем в Дагестане преодолеть острую фазу религиозно-политического конфликта в республике.

Нежелание муфтия республики Исы Хамхоева следовать этим принципам и выстраивать официальные отношения с мирными законопослушными салафитскими общинами периодически приводило к недопониманию между ним и главой республики.

Предыстория конфликта

Напомним, что в конце 2015 года Юнус-Бек Евкуров выразил недовольство работой Духовного управления мусульман Ингушетии и выступил за отставку его руководителя Исы Хамхоева.

Глава республики настаивает на проведении выборов нового муфтия. Одной из причин недовольства Евкурова является роль муфтията в массовой потасовке, произошедшей летом 2015 года в Насыр-Кортской мечети Назрани, в ходе которой муфтий со своими сторонниками пытался отстранить имама этой мечети Хамзата Чумакова.

Глава Ингушетии критически оценил и позицию муфтията в том конфликте и в целом деятельность муфтията. По его словам, занимающий должность муфтия и в целом муфтият, должны выстраивать отношения с представителями всех религиозных направлений и не делить мусульманскую общину республики на своих и чужих.

Муфтий Ингушетии Иса Хамхоев и Юнус-Бек Евкуров

Муфтий Ингушетии Иса Хамхоев и Юнус-Бек Евкуров

«Мы должны общаться и работать со всеми верующими, только в таком случае можно говорить о согласии в умме и о стабильности в ингушском обществе. Я призываю вас, глав мусульманских общин и просто ученых-алимов, трудиться над единением и сплочением всей общины.

Только так мы сохраним республику в мире и благополучии, — заявил глава субъекта. – Никому нельзя необоснованно вешать ярлыки на других только из-за того, что они не разделяют их точку зрения и их подход к отправлению религиозных обрядов».

Юнус-Бек Евкуров довел до сведения участников встречи информацию о необходимости передачи функций по оказанию услуг по организации хаджа от Духовного управления мусульман в ведение структуры, подотчетной Правительству Ингушетии.

«Это в перспективе приведет к нивелированию стереотипа о том, что в организации хаджа применяются разные коррупционные схемы. Тем самым мы огородим муфтият от подобных наговоров», — сказал Юнус-Бек Евкуров.

Муфтият не согласен

На странице Духовного управления мусульман республики на Facebook сообщается, что имамы населенных пунктов не согласны с решением Евкурова об отставке муфтия.

Так, на этой странице сообщается, что муфтий республик Иса Хамхоев заявил, что у Духовного управления мусульман Ингушетии "есть устав, принятый в соответствии с шариатом и не противоречащий законам конституции, где выборы и отставку муфтия должны проводить имамы населенных пунктов республики".

"Если имамы освободят меня от занимаемой должности, я поблагодарю их и проведу хоть одну ночь спокойно, без проблем", - добавил Иса Хамхоев по сообщениям на официальной странице.

В свою очередь имамы населенных пунктов выразили несогласие с решением об отставке муфтия, переизбранного год назад их единогласным мнением. Присутствовавшие на встрече старейшины призвали главу региона и муфтия к единению и дальнейшей плодотворной работе во благо республики. По завершении встречи Юнус-бек Евкуров заявил, что остается при своем мнении.

Сразу после выдвинутых Евкуровым требований уйти в отставку Иса Хамхоев вполне предсказуемо решил найти поддержку в соседней Чечне. Добиться экстренной встречи с Рамзаном Кадыровым не смог и вынужден был ограничиться встречей с муфтием Чечни Салахом Межиевым.

Встреча состоялась прямо под занавес 2015 года в последние дни декабря. «В ходе встречи Межиев сказал, что религиозным деятелям необходимо тесно сотрудничать, а главным вопросом, вокруг которого мы должны сплотиться это проблема распространения идеологии ваххабизма»,- писали СМИ.

В частности, муфтий Чечни Салах Межиев высказал свое мнение о двух самых известных лидерах ингушских мусульман, известных в республике, как салафитских - Исе Цечоеве и Хамзате Чумакове, несмотря на то, что сам Евкуров старается включить их в процесс нормализации ситуации в республике.

В ответ на обвинения муфтия Ингушетии Исы Хамхоева в том, что имамы «отделившихся» мечетей сеют раздор в среде ингушских мусульман, обвиняют несогласных с ними в неверии и считают дозволенным их убийство, представители движения Ахлю с-Сунна собрались для подготовки своего коллективного заявления.

«Наш ответ такой, что мы ни к чему из выше перечисленного отношения не имеем. Мы те люди, которые исповедуют свою религию таким образом, как это делал посланник Аллаха Мухаммад (мир ему)», - заявил известный в республике проповедник Иса Цечоев.

Относительно муфтия Исы Хамхоева Цечоев заявил, что «муфтием может быть только тот человек, который знает шариат и может исчерпывающе ответить на соответствующий вопрос и имеющий возможность выносить фетву, муфтий Хамхоев таким человеком не является, он был моим учеником и я хорошо знаю уровень его знаний».

В самом тексте заявления имамов Ахлю с-Сунна высказывается тревога по поводу противостояния между главой республики Юнус-Беком Евкуровым и муфтием Исой Хамхоевым, «держащем все наше общество в напряжении».

«В этой связи мы, имамы и прихожане мечетей, которых муфтий называет раскольническими, считаем необходимым заявить следующее», - сообщается в тексте принятого в мечети Насыр-Корта обращения.

Согласно данного заявления, обвинения муфтия в адрес имамов независимых мечетей продиктованы желанием «любыми путями сохранить для себя должность муфтия, позиционирующего себя в глазах власти и общества в качестве защитника преобладающего в регионе суфийского течения».

Прояснение причин раскола

Далее в заявлении содержатся ответы со стороны независимых от муфтията имамов на конкретные обвинения со стороны муфтия Исы Хамхоева. Так, имамы Ахлю с-Сунна заявили, что неверно обвинять их в том, что они были инициаторами раскола и выхода из подчинения муфтията.

С их слов, «отчуждение многих верующих от муфтията и его имамов произошло намного ранее, чем это пытается представить муфтий, часто ссылающийся на то, что политика муфтията была всегда основана на мирном сосуществовании тарикатов».

«Так, в знак протеста против несправедливых действий муфтията первыми отошли ряд мечетей накшбандийского тариката и лишь затем остальные мечети», - отмечается в заявлении. Здесь речь идет о том, что костяк муфтията составляют представители кадирийского тариката, от которого еще в 90-е годы отошли мечети накшбандийского тариката.

Таким образом, имамы Ахлю с-Сунна указывают на то, что не они являются виновниками и инициаторами случившегося размежевания мусульманского сообщества республики в пост-советский период.

«Данный раскол во многом произошел по вине муфтията и его работников, которые запрещали молодым людям заходить в мечети без головных уборов, не давали выходить из мечети после обязательной пятничной молитвы…

Не давали алимам, обладающим высоким уровнем религиозного образования проводить проповеди, а прилежных в молитвах и поведении молодых людей объявляли «ваххабитами» и всячески травили их.

Тем самым, способствовали озлоблению многих людей против муфтията, против светской власти, выходу многих из них на путь религиозного радикализма и экстремизма», - отмечается в заявлении.

Обвинения в неверии и разжигание

Кроме того, имамы Ахлю с-Сунна отметили, что «ни один из имамов и религиозных деятелей из упомянутых мечетей не обвинял других мусульман в неверии, многобожии, не призывал к вражде и насилию».

«Наоборот, все они призывали к братству, мирному сосуществованию, толерантности, взаимному сотрудничеству, являясь патриотами своей республики и страны. Более того, они оставались на мнении, что существующие разногласия между имамами должны решаться исключительно в рамках духовно-богословского дискурса и не являться причиной пропаганды ненависти между различными религиозными общинами», - говорится в заявлении.

Проповедник Иса Цечоев и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров (в центре)

Проповедник Иса Цечоев и глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров

Также, имамы Ахлю с-Сунна отметили, что попытка муфтия республики Исы Хамхоева в конфликте с главой Ингушетии опереться на духовные и республиканские власти соседней Чечни приводит лишь к разжиганию недоверия и межнациональной вражды между братскими чеченским и ингушским народами.

Таким образом, имамы Ахлю с-Сунна обвинили муфтия в том, что «он не собирается останавливаться только на разжигании внутри религиозной розни и вражды между мирно сосуществующими религиозными общинами нашей республики, а намеренно провоцирует межнациональную ненависть между вайнахскими народами».

И в завершение своего обращения имамы Ахлю с-Сунна, призвав к примирению, заявляют: «Если в республике будет избран новый муфтий, обладающий достаточными знаниями, который будет отстаивать законные интересы всех групп верующих, стремясь консолидировать наше общество, то мы будем оказывать ему поддержку и помощь вне зависимости от его принадлежности к тому или иному течению».

onkavkaz