Рустам Батров: “Ваххабиты” решили вопрос мазхабного экстремизма

Рустам Батров: “Ваххабиты” решили вопрос мазхабного экстремизма

«Ваххабиты» преодолели раскол мазхабного экстремизма, в ходе которого последователи различных правовых школ ислама – главным образом ханафиты и шафииты – не только проводили отдельные друг от друга намазы, но и шли друг на друга войной. Об этом в очередной своей статье написал мусульманский публицист, в прошлом первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров. 

– Одной из мрачных сторон средневекового, во многом отошедшего от идеалов Св. Корана, ислама был мазхабический фанатизм, когда приверженцы различных толков/мазхабов в пылу дискуссии доходили до просто шокирующих крайностей. Так, например, поздние ханафиты запрещали своим мужчинам жениться на шафиитках, а о том, чтобы ханафитка вышла замуж за шафиита, речи даже вообще не шло. Шафииты отвечали им взаимностью. Таким образом, приверженцы мазхабов в Средневековье не считали друг друга мусульманами. 

Как следствие этого мазхабисты из-за блошиных различий в толковании обрядов шли друг на друга войной, причем не в метафорическом, а в буквальном смысле данного слова. «Ханафиты и шафииты фанатично следуют своим мазхабам, – писал об этом Риза Фахретдин в книге „Ибн Араби“, – и по этой причине можно увидеть, как они воюют друг с другом в неарабских провинциях, причем погибает очень много мусульман. Это противостояние доходит даже до того, что некоторые из них не постятся в месяц Рамадан с тем, чтобы их организм не слабел и они в любой момент были готовы к сражению».

Естественно, ни о какой совместной молитве в таких условиях речи быть не могло, поэтому в Заповедной мечети возле Каабы, равно как и в мечетях других крупных городов, где представители различных толков были вынуждены сталкиваться между собой, они совершали намаз отдельно друг от друга, разными джамаатами/группами. С этой целью для приверженцев каждого толка возле Каабы было отведено и соответствующим образом оформлено специальное место – макам. К слову, все это можно увидеть на старинных фотографиях Каабы. Данное новшество появилось приблизительно во второй половине пятого века по хиджре. Салих Юсуф Матук, автор книги «Хадисоведение в Мекке», опираясь на средневековые источники, в которых приводилось описание Заповедной мечети и фиксировались происходившие в ней с течением времени изменения, указывает, что мазхабический раскол отразился на облике храмового пространства вокруг Каабы в промежуток между 442 и как пишет Батров преодолеть мазхабный экстремизм удалось лишь в результате Мекканского конгресса, в котором приняли участие известные татарские богословы.

– Согласно арабским авторам, отказ от практики раздельной молитвы произошел в том же 1926 году. Зная об этом, трудно удержаться от мысли, что именно Мекканский конгресс и стал тому причиной. К тому же Ибн-Сауд в приветственном слове к его делегатам вкратце коснулся этого вопроса, отметив, что «мусульман погубили разногласия между толками (мазахиб) и школами (машариб)», и призвав «не делать различия между толками (мазахиб) и группами (аджнас) причиной для вражды среди мусульман».

Согласно арабским исследователям, обсуждаемые изменения были инициированы не на Мекканском конгрессе, а уже после него и без какой бы то ни было привязки к прошедшему форуму. Конгресс проходил с 7 июня по 5 июля 1926 года, а в октябре того же года две группы аравийских богословов из Неджда и Хиджаза собрались для того, чтобы обсудить многовековую практику молитвенного раскола, и пришли к общему решению, что в Заповедной мечети молитва должна вершиться одним джамаатом, неважно, по правилам какого мазхаба. С этим вопросом они обратились к королю Ибн-Сауду — и он их поддержал. С тех пор в Мекке мусульмане молятся вместе.

Автор отмечает, что так называемые «ваххабиты» стали первыми, кто положил конец экстремистским проявлениям со стороны сторонников мазхабов.

– Вслед за ваххабитами мазхабический раскол в намазе со временем преодолели и в других частях исламского мира. Не соверши они в свое время богословскую революцию, ханафиты, шафииты и представители прочих толков так бы и молились по сей день отдельно друг от друга, – заключает Рустам Батров.

islamnews