Ритуалы и обряды Хаджа и Умры. Состояние Ихрама

Ритуалы и обряды Хаджа и Умры. Состояние Ихрама

Хвала Аллаху Господу миров!

Меньше месяца остаётся до наступления хаджа – ежегодного большого паломничества в Мекку. Хадж – пятый столп Ислама. Совершение хаджа – это намеренная поездка к Каабе для выполнения обрядов паломничества в строго определенное время с целью поклонения Аллаху. Хадж объединяет в себе как материальное (для тех, кто не живет в Мекке), так и физическое (выполнение обрядов) поклонение Аллаху. Каждый совершеннолетний мусульманин, который не совершил хадж, должен поспешить выполнить эту обязанность при первой же возможности. Как единодушно отмечают ученые, если у мусульманина есть возможность совершить хадж, но он откладывает его, то по меньшей мере он берет на себя тяжкий грех. Более того, если он скончается, так и не выполнив эту обязанность без уважительной причины, то совершение хаджа другим человеком за умершего не принесет пользы покойному.

Для того, чтобы любое поклонение было принято Аллахом, оно должно отвечать двум условиям: искренность пред Аллахом и соответствие Шариату. Искренность пред Аллахом состоит в том, что деяние должно быть совершено только ради Аллаха, а соответствие Шариату заключается в следовании за тем, чего придерживался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Когда верующему предстоит совершить какое-либо поклонение (намаз, пост, хадж и т.д.) либо мирское дело (торговая сделка, брак, развод и т.д.) знание об этой вещи становится для него индивидуальной обязанностью (фард ‘айн). Если же какой-либо вопрос его напрямую не касается, то шариатское знание остается коллективной обязанностью (фард кифайя). Поэтому не относитесь к умре или хаджу как к туристической поездке и не полагайтесь на руководителя вашей группы, который разъяснит вам все обряды на месте. Функции вашего гида — организационные, а за правильность совершения обрядов вы несете ответственность перед Аллахом сами. Помните, что, быть может, это окажется единственный хадж или умра в вашей жизни!

Залог успеха любого дела — заблаговременная подготовка к нему. Особенно это касается таких дел, которые человек выполняет нечасто. Поэтому для того, чтобы помочь верующему выполнить свою обязанность перед Всевышним Аллахом в соответствии с Шариатом, в преддверии очередного сезона хаджа мы подготовили статью по совершению паломничества, в которой изложены все основные моменты данного обряда. 

Поскольку паломнику необходимо заранее узнать о пятом столпе Ислама, позвольте вам предложить программу подготовки к умре и хаджу:

Внимательно прочитайте и изучите обряды паломничества. Получите общее представление об основных моментах Умры и Хаджа, мысленно представите себе предстоящие обряды, ознакомитесь с новыми понятиями и терминами. 

Прочтите книгу «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует», которая послужила первоисточником для книги «Обряды хаджа и умры согласно Корану, Сунне и преданиям праведных предшественников». Перед чтением этой книги перенеситесь мысленно во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Помните, что это был единственный хадж в жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и о нем сквозь века рассказывают нам его участники. Присоединитесь к 120 тысячам сподвижников, да будет доволен ими Аллах, которые отправились вместе с последним пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в тот прощальный хадж. Помимо пользы, содержащейся в тексте книги, в ее предисловии и примечаниях к хадисам даются ответы на многие вопросы, в том числе: в чем различие между тремя видами хаджа? Какова должна быть одежда паломника? Что дозволено и запрещено в состоянии ихрама? Где паломник входит в состояние ихрама? Что делать женщине, если во время хаджа у нее наступили месячные? Кроме того, в конце книги приведен перечень религиозных нововведений, которых следует избегать во время умры и хаджа, а также при посещении Мекки, Медины и Мечети аль-Акса в Иерусалиме.

Вся книга «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует»... Прочитать полностью...

Как совершать хадж Таматту’

Вся хвала Аллаху, пославшему Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с верным руководством, истинной религией и милостью для миров, а также примером для действия и доказательством для всех рабов.

Вся хвала Аллаху, заложившему в основу религии поклонение Ему, Господу миров, сделавшему её облегчённой, чистой и лёгкой, без трудностей, стеснений и осложнений. Я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник, добрый вестник и предостерегающий увещеватель, похвала и благополучие ему, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ними (сподвижниками) в их праведных убеждениях, словах и деяниях вплоть до Судного дня.

О люди, в эти дни вы собираетесь к дому Аллаха [Каабе], надеясь на прощение грехов и проступков, желая обрести рай и награду за приложенные усилия и потраченные средства.

О мусульмане, вы направляетесь к дому Аллаха и заповедной территории — к этим превосходным местам, выполняя одно из самых славных поклонений и не желая этим бахвальства и показухи. Напротив, вы возжелали поклонение, приближающее вас к Аллаху, и проявили благоговение перед величием вашего Господа. Так исполните же эти обряды поклонения как вам приказано — без проявления чрезмерности, но и не допуская халатности и нерадивости. Придерживайтесь приказанных вам чистоты (т.е. очищения и омовения) и намазов, а также других явных постановлений религии.

Направляясь к этим местам, необходимо осознавать, что вы совершаете это ради поклонения Аллаху, покоряясь Его повелениям. Соответственно, находясь в пути, соблюдайте приказанную вам чистоту (очищение и омовение) и коллективные намазы. Известно, что многие небрежно относятся к омовению (вуду’) и совершают очищение песком (таяммум), имея возможность приобрести воду. Ведь при наличии воды не дозволено совершать очищение песком.

Некоторые же пренебрегают коллективными намазами, занимаясь делами, которыми можно было бы заняться и после намаза. Сокращайте намазы, состоящие из четырёх ракятов, и совершайте их в два ракята, пока не вернётесь домой (на родину). Исключением являются случаи, когда вы совершаете намаз за [местным] имамом, который не сокращает намаз. В таком случае совершайте их полностью, следуя имаму и выполняя полностью четыре ракята, независимо от того, в каком ракяте вы присоединились к нему.

Что же касается объединения намазов, то это является сунной (желательным) для путника, непосредственно находящегося в дороге. Если же путник поселился где-то [или остановился на привал], то сунной (желательным) для него является не объединять намазы.

Касательно желательных намазов (раватиб), привязанных к обязательным намазам (фард), то предпочтительнее их не совершать, кроме двух желательных ракятов перед рассветным обязательным намазом. Что же касается намаза-витр и остальных дополнительных намазов, то их совершают как путники, так и местные жители.

Необходимо также придерживаться хорошего нрава: быть великодушным и благонравным, проявлять приветливость [улыбчивость] и терпение к бедам и трудностям, которые причиняют вам другие люди, ибо эти сложности в пути временные, а награда за проявление терпения великая.

Как достигните миката (территориальной границы, где берётся намерение для вхождения в состояние ихрама), то полностью искупайтесь (гусль) и надушите приятным ароматом тело, голову и бороду. Затем входите в состояние ихрама с намерением совершить умру для “хаджа-таматту’”, и со словами тальбии[1] направляйтесь в Мекку.

mikat

Микаты

Достигнув Заповедной Мечети, вы должны исполнить семикратный обход вокруг Каабы (таваф), совершая умру. Знайте, что вся мечеть является местом, где разрешается делать обход — независимо от того, близко или далеко от Каабы. Однако, предпочтительнее быть на близком расстоянии при условии, что ты не причинишь никому неудобства. Если же будет давка, то лучше сделать таваф в отдаленном месте. В общем, поступайте как удобнее (по ситуации), и хвала Аллаху. После обхода соверши два ракята позади места стояния (макама) Ибрахима как можно ближе к нему. Если же это не представляется возможным, разрешается совершить их подальше. Самое главное, чтобы макам Ибрахима находился между тобой и Каабой.

maqam

Макам Ибрахима

После этого надлежит отправиться для совершения обхода между Сафой и Марвой для исполнения умры, причём начать следует с Сафы. По завершении седьмого круга, следует постричь волосы по всей площади головы. Не дозволено постригать волосы только с одной стороны, и пусть вас не обольщает большое количество людей, которые так делают.

safa

Между Сафой и Марвой

С наступлением восьмого дня зуль-хиджы полностью искупайтесь (гусль), умаститесь благовониями и войдите в состояние ихрама для совершения хаджа с того места, в котором вы поселились (проживаете). После этого направляйтесь в Мину и совершите там намазы зухр, аср, магриб, иша и фаджр, сокращая, но не объединяя их, т.к. Пророк (мир ему и благословение) сокращал намазы в Мине и Мекке, но не объединял их.

mina

Мина

С восходом солнца в день Арафата направляйтесь к [горе] Арафат, будучи смиренными [благоговейными] перед Аллахом и произнося слова тальбии. Совершите там намазы зухр и аср, сократив (по два ракята) и объединив их во время зухра. После этого посвятите себя мольбам (дуа) Аллаху. Старайтесь быть в состоянии тахарата (очищения и омовения) и стоять лицом к кибле, даже если гора (Арафат) будет находиться сзади вас, потому что поворачиваться к кибле является узаконенным действием. Внимательно следите за соблюдением границ Арафата, т.к. многие паломники стоят за его пределами. Хадж находящегося вне Арафата является недействительным. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Хадж — это Арафат (стояние на Арафате)”.

arafat

Арафат

Территория всего Арафата: ее восточная и западная часть, северная и южная часть — все это считается местом стояния для паломников. Исключением является долина У́рана[2]. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Я остановился здесь, хотя весь Арафат является местом стояния”

Когда закатится солнце и вы удостоверитесь в этом, отправляйтесь к Муздалифе, произнося слова тальбии и проявляя смирение и благоговение. Соблюдайте максимальное спокойствие, как это приказал вам ваш Пророк ﷺ. Он отправился из Арафата и затянул настолько крепко поводья верблюдицы (чтобы она не разгонялась и не причиняла вреда другим паломникам. — Примеч. ред.), что её голова склонилась почти до уровня стремени на седле. При этом он говорил, подавая жест своей благородной рукой: “Спокойствие, о люди, спокойствие”.

muzadalifa

Муздалифа

По прибытии в Муздалифу, совершите намазы магриб и иша, затем заночуйте там до фаджра. Пророк ﷺ не разрешал никому покидать Муздалифу до фаджра, кроме как слабым, которым он дозволил покинуть Муздалифу в конце ночи. После совершения намаза фаджр устремите ваши лица в сторону киблы, и возвеличивайте Аллаха, произнося “Аллаху акбар”, восхваляйте Его, произнося “аль-хамду ли-Ллях” и взывайте к Нему с мольбами (дуа), пока совсем не рассветёт. После этого — до восхода солнца — отправляйтесь в Мину. Затем соберите семь небольших камешков и идите к месту бросания [джамрат] Акаба. Джамрат-акаба — это самая последняя из них, которая располагается ближе к стороне Мекки. Бросьте эти камешки после восхода солнца, произнося слова “Аллаху акбар” (Аллах величайший) при каждом брошенном камешке, тем самым возвеличивая и проявляя смиренность перед Ним. Знайте, что главная цель в этом (бросании камешков) — возвеличивание Аллаха и Его поминание.

jamrat

Джамрат
Обязательно, чтобы камешки упали в бассейн, а попадание в столб не является условием[3]. Завершив бросание камешков, заколите ваши жертвенные животные (хади). На хадже следует закалывать тех же животных [с такими же параметрами, как возраст и т.д.], которых закалывают мусульмане (которые не в хадже) во время Курбан-айта. Дозволенным будет, если ты поручишь кому-то заколоть животное от твоего имени.

После обряда жертвоприношения побрейте свои головы, при этом не разрешается сбривать только часть головы, а другую часть оставлять. Женщины подкорачивают концы волос головы на величину, примерно равную кончику пальца. После этого считается, что вы совершили первый (частичный) выход из состояния ихрама, поэтому вы можете одеть обычную одежду, подстричь ногти, умаститься благовониями. Однако половая близость по-прежнему является запретной для вас.

Затем вам надлежит отправиться в Мекку до намаза зухр. Совершите таваф для хаджа и бег между Сафой и Марвой, а затем возвращайтесь в Мину. И таким образом посредством:

    тавафа и бега между Сафой и Марвой,

    бросания камешков,

    бритья головы[4].

    Вы пройдете второй (окончательный) выход из состояния ихрама и тем самым вам станет дозволено всё, в т.ч. и половая близость.

    О люди, в праздничный день (10-е зуль-хиджы) паломник должен совершить четыре вида обряда:

      сначала бросание камешков,

      затем закалывание жертвенного животного,

      затем бритье головы[5],

      затем семикратный обход Каабы и обход между Сафой и Марвой.

      Совершение их в такой последовательности является более предпочтительным. Однако, если кто-то изменит последовательность — побреет голову до того, как принесёт жертву, например, то нет на нём греха. Если вы отложите таваф и хождение между Сафой и Марвой до того дня, когда вы покинете Мину, то нет на вас греха. Или же если вы совершите жертвоприношение на тринадцатый день, то нет на вас греха. Особенно если вы делали это из-за нужды или из-за определенных обстоятельств.

      Проведите одиннадцатую ночь в Мине, а после полудня отправляйтесь кидать камешки, начав с первого джамарата (места бросания камешков), затем срединного и закончив последним Акаба. Бросать в каждый столб надо семь камней, возвеличивая Аллаха (произнося “Аллаху акбар”) при каждом броске. Кидать камни в день праздника разрешается с восхода солнца для тех, кто способен. Для слабых разрешается сделать это [раньше] — с конца ночи (т.е. задолго до восхода). Время бросания камней заканчивается вечером с заходом солнца.

      В остальные же дни после праздника кидать камешки разрешается с полудня до захода солнца. При этом, не разрешено кидать камешки до полудня. Однако, в случае сильного столпотворения днём дозволяется совершить обряд бросания камешков ночью.

      Тому, кто не может самостоятельно совершить обряд бросания камешков по причине маленького возраста, старости или болезни, следует поручить это кому-то другому. Нет никаких проблем, если тот, кому поручено бросить камешки, бросит их с одного и того же места как за себя, так и за того, кто ему поручил. Однако, при этом ему надлежит сначала бросить камешки за самого себя, а затем за того, кто ему поручил. По завершении обряда кидания камешков на двенадцатый день хадж считается завершённым. Теперь выбор за вами: вы можете покинуть Мину, а также можете провести тринадцатую ночь в Мине и бросить камешки во все три джамарата после полудня. Это (оставание на 13-й день) предпочтительнее, потому что так поступил Пророк ﷺ.

      Если вы вознамерились покинуть Мекку, совершите прощальный таваф (таваф-вада’). Женщины, имеющие менструацию или послеродовое кровотечение, не совершают прощальный таваф. При этом, не является узаконенным для них приходить к дверям мечети и стоять там.

      О мусульмане, это является описанием хаджа. Так бойтесь же Аллаха, на сколько можете, при выполнении хаджа, а также слушайтесь и повинуйтесь Ему.

      Прибегаю к Аллаху от побиваемого камнями шайтана:

      وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِنْ كُلِّ

      فَجٍّ عَمِيقٍ — لِيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ

      عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِنْ بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ

      ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ

      “Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка! Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)” (Св. Коран 22:27-29).

      Пусть Аллах даст благодать мне и всем вам.

      Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах)

      Источник: Книга шейха Усаймина «Сборник пятничных проповедей в соборных мечетях» — «ад-Дыя ал-лями мин ал-хутаби ал-джауами»

      SunnaPortal

      [1] Тальбия — это специальный зикр (поминание Аллаха), произнося который мусульманин проявляет отзывчивость и искреннюю готовность перед Аллахом исполнять Его приказы и обряды. — Примеч. SunnaPortal.com

      [2] Долина У́рана находится между Арафатом и Муздалифой и не являются частью ни одной из них. — Примеч. SunnaPortal.com

      [3] Сегодня уже не существует столба. Вместо него выстроена стена, а бассейн был расширен, что сильно облегчило попадание камня в бассейн. — Примеч. SunnaPortal.com

      [4] Также дозволяется минимальная стрижка волос на голове вместо её бритья. Однако бритье более любимо Аллахом, нежели стрижка. При этом следует отметить, что как бритье, так и стрижка должны происходить по всей площади головы, а не только в нескольких отдельных местах, как это ошибочно делают некоторые неграмотные паломники. — Примеч. SunnaPortal.com

      [5] Также дозволяется стрижка волос на голове, вместо её бритья. Однако бритье более любимо Аллаху нежели стрижка. При этом следует отметить, что как бритье, так и стрижка должны происходить по всей площади головы, а не только в нескольких отдельных местах, как это ошибочно делают некоторые неграмотные паломники. — Примеч. SunnaPortal.com


      Состояние Ихрама

      “Ихрам” в языковом значении - Запрет.

      “Ихрам” в шариатском значении. Намерение человека приступить к совершению обрядов хаджа.

      Желательные действия во время вступления в ихрам

      1. Купание. Передают, что Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что “перед вступлением в ихрам пророк, мир ему и благословение Аллаха, разделся и искупался.” [Приводится ат-Тирмизи].

      2. Очищение (личная гигиена). Подстригание усов и ногтей, сбривание волос подмышками и на лобке и т.д.

      3. Парфюмерия и ароматические вещества. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Я умащала посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, благовониями перед тем, как он вступал в ихрам”. [Хадис согласован]. Входящий в ихрам не должен умащать свою одежду. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не надевайте одежду, которая была умащена желтым деревом (уарс) либо шафраном”. [Хадис согласован].

      4. Переодеться в одежду для ихрама (два куска белой материи: одним обтянуть пояс, а другой накинуть сверху) и надеть соответствующую для ихрама обувь (босоножки, сандалии и т.д.). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Входящий в ихрам должен надеть изар (нижняя часть ихрама), рида (верхняя часть ихрама) и сандалии. Если же (паломник) не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток”. [Приводится у Ахмада].

      Что касается женщин в состоянии ихрама, то для них нет ограничений в одежде и обуви, как нет и в цвете одежды, однако женщины должны избегать подражания мужчинам, и им нельзя пользоваться украшениями. Также женщины в состоянии ихрама не надевают никаб и перчатки.

      Запрещенные действия в состоянии ихрама

      1. Надевать на голову что-либо. Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Что должен надевать на себя (паломник, желающий) облачиться в ихрам?” Он ответил: “Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни плащ с капюшоном...”. [Хадис согласован]. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал про того, который умер в состоянии ихрама: “Не накрывайте ему голову, потому что в Судный день он будет воскрешен, произнося тальбию (т.е. будет воскрешен паломником)”. [Приводится у аль-Бухари]. Исключением является то, что не надевается непосредственно на голову, но укрывает ее (зонтик, палатка, крыша дома, автомобиль и т.д.) и это все разрешено в состоянии ихрама.

      2. Надевать любой материал, который сшит и скроен под одежду (для мужчин). Имеется в виду все то, что сшито по форме всего тела или некоторых его частей (одежда, брюки, рубашка, носки, перчатки и т.д.). Также нельзя надевать обувь, которая целиком покрывает ступни ног (туфли, ботинки и т.д.).

      Как упоминается в вышеприведенном хадисе от ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нельзя надевать рубашку, чалму, брюки, любую одежду, покрывающую тело вместе с головой, и обувь, целиком покрывающую ноги (ступни ног)”. [Хадис согласован].

      Человеку, который хочет войти в состояние ихрама, но не может найти куска материи для этого, разрешается надеть брюки, а если он не смог найти сандалии, босоножки или тапочки, то он может надеть туфли (это до тех пор, пока он не найдет все соответствующее для ихрама). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если же (паломник) не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток”. [Приводится у ибн Хузеймы].

      3. Убивать диких животных или охота на них. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме” (Трапеза, 95). “…в ихраме” : т.е. при совершении большого (хаджа) или малого паломничества (умры). “…охотничью добычу…” : т.е. запрещается убивать или охотиться на диких животных и птиц, мясо которых разрешено для пищи, а что касается домашних животных и птиц, то закалывание их разрешено.

      Также разрешается ловить рыбу и все, что находится в море. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “…вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме” (Трапеза, 96).

      Что же касается тех животных, мясо которых не разрешено для употребления (змеи, скорпионы и т.д.), то убивать их разрешается. Также разрешается убивать любое животное, которое нападает на тебя, если никак нельзя от него защититься, кроме как убить его. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Вам дозволены морская добыча и еда” (Трапеза, 96). Разрешается убой сельскохозяйственных животных.

      4. Подстригание ногтей, удаление или подстригание волос. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания” (Корова, 196). Запрет касается волос всего тела по аналогии с запретом на удаление и подстригание волос на голове.

      5. Подстригание ногтей. Подстригание ногтей как на руках, так и на ногах.

      6. Использование парфюмерии или любого ароматизированного вещества, наносимого на тело или на одежду. Не разрешено использовать после вступления в состояние ихрама парфюмерию или благовония, даже если это наносится не на тело, а на одежду. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не надевайте одежду, которая была умащена желтым деревом (уарс) либо шафраном”. [Хадис согласован]. Как упоминается в хадисе про того, который умер в состоянии ихрама, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не умащайте его благовониями”. [Приводится у аль-Бухари].

      7. Заключать браки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Находящимся в состоянии ихрама нельзя заключать браки и нельзя свататься”. [Приводится у Муслима].

      8. Половая близость. Половая близость, т.е. половой контакт. Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость…” (Корова, 197). Ибн Аббас, доволен Аллах ими обоими, сказал: “Это половой контакт”. И это является самым сильным запретом в состоянии ихрама.

      9. Супружеская близость без полового контакта. Поцелуи, объятия и т.п., так как это может стать причиной полового контакта.

      Запрещенные действия для мужчин в состоянии ихрама касаются и женщин, но есть несколько различий и особенностей, которые касаются только женщин:

      1. Женщинам разрешается одевать сшитую и скроенную одежду.

      2. Женщины должны покрывать голову.

      3. Женщины не надевают никаб и перчатки.

      Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщина, находящаяся в состоянии ихрама не надевает никаб и не надевает перчатки”. [Приводится у аль-Бухари]. Однако женщина покрывает голову при присутствии неродных для нее мужчин (т.е. тех, которые не являются для нее махрамом), но покрывает себя не никабом, а некроенным куском материи. Также женщинам в состоянии ихрама разрешается носить изделия из золота (учитывая при этом условия Шариата).

      Важные пояснения

      1. Нет шариатского основания для совершения так называемой молитвы ихрама в два раката, как нет и определенной мольбы перед вступлением в ихрам.

      2. Разрешается паломнику, который находясь в самолете не может облачиться в одежду для ихрама или же боится опоздать с этим, надевать ее в аэропорту или у себя дома, но намерение нужно закреплять исключительно при пересечении миката (территориальной границы священных территорий).

      3. Многие паломники, совершающие хадж оголяют правое плечо сразу же после вступления в состояние ихрама, что является ошибкой, а оголять правое плечо нужно только во время совершения приветственного тауафа (тауаф аль-кудум), что касается других случаев, то правое плечо оголять не нужно.

      Нет греха, если...

      - у паломника или паломницы выпадет несколько волос при расчесывании или во время омовения, или отпадет кусок ногтя, если это было непреднамеренно.

      - паломник использует специальный пояс, либо обычный ремень, чтобы поддерживать свой изар (нижнюю часть одежды для ихрама).

      Если паломник опасается того, что какая-либо причина может помешать ему совершить хадж до конца, как болезнь или что-либо другое, то при вхождении в состоянии ихрама он обусловливает свой хадж пред Всевышним Господом, сказав: “Ляббайка-Ллахумма би-умратин (в зависимости от вида совершаемого паломничества) фа-ин хабасаний хабис фа-махиллий хайсу хабастаний”. (“Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру, а если меня что-либо (кто-либо) остановит, то мое место вхождения в ихрам там, где Тебе угодно было меня задержать”).

      Поэтому, если паломник поступит таким образом, а потом его что-то задержит или же он заболеет, то ему разрешено выйти из состояния ихрама при совершении хаджа или ‘умры, и ему не надо будет приносить в жертву животное в качестве искупления и снова совершать хадж (если же это был его первый хадж, являющийся обязательным, то в таком случае хадж нужно будет совершить заново).

      Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что “посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел к Дуба’е бинт Аз-Зубейр (двоюродная сестра пророка) да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Наверное, ты хочешь совершить хадж (не желаешь ли ты совершить с нами хадж)?” Она ответила: “Клянусь Аллахом, я не здорова (не знаю, смогу ли я совершить хадж или нет)” Он сказал ей: “Совершай хадж и обусловливай, скажи: “О, Аллах, мое место вхождения в ихрам там, где Тебе угодно было меня задержать”. [Хадис согласован].

      Порядок совершения хаджа... Изучить полностью...