Решение о никяхе мусульманина и немусульманки, и мусульманки и немусульманина...

Решение о никяхе мусульманина и немусульманки, и мусульманки и немусульманина...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Может ли тот, кто исповедует ислам как религию, жениться на той, кто не исповедует ислам и не примет его даже после никяха?

Мусульманину разрешается жениться на немусульманке, если она христианка или иудейка. Однако ему не дозволено жениться на женщине, которая не является мусульманкой и принадлежит к другой религии, кроме иудаизма и христианства.

Доказательство этого можно найти в словах Всевышнего Аллаха:

اليوم أحل لكم الطيبات وطعام الذين أوتوا الكتاب حل لكم وطعامكم حل لهم والمحصنات من المؤمنات والمحصنات من الذين أوتوا الكتاب من قبلكم إذا آتيتموهن أجورهن محصنين غير مسافحين ولا متخذي أخدان ..

«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги…». Сура «Трапеза» 5:5.

Имам Ат-Табари в толковании этого аята сказал: «Слова „…и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас“ указывают на свободных женщин из числа тех, кому было дано Писание, а именно иудеев и христиан, которые придерживались Торы (Ветхого Завета) и Евангелия (Нового Завета) и которые уже жили до вас, о верующие в Мухаммада, независимо от того из числа арабов они или других народов. Слова „если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар)“ означают, если вы дадите им брачный дар /махр/, когда целомудренные из вас женятся на целомудренных из них». Ат-Табари. Тафсир-т-Табари. Т. 6. С. 104.

Однако не разрешается жениться ни на последовательнице зороастризма (огнепоклонства), ни на коммунистке, ни на идолопоклоннице, ни на иных.

Доказательством этого является слова Всевышнего Аллаха:

ولا تنكحوا المشركات حتى يؤمنّ ولأمة مؤمنة خير من مشركة ولو أعجبتكم ..

«Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам…». Сура «Корова» 2:221.

Язычница — это та, кто поклоняется камням (статуям), из арабов или других народов.

Мусульманке не разрешается выходить замуж за немусульманина из других религий: будь то иудей, христианин или иной. Она не может быть замужем за иудеем, христианином, зороастрийцем, коммунистом или идолопоклонником/многобожником.

Доводом этому являются слова Всевышнего Аллаха:

ولا تنكحوا المشركين حتى يؤمنوا ولعبد مؤمن خير من مشرك ولو أعجبكم أولئك يدعون إلى النار والله يدعو إلى الجنة والمغفرة بإذنه وبيين آياته للناس لعلهم يتذكرون

«Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, - быть может, они помянут назидание». (Аль-Бакара 2:221).

Имам Ат-Табари сказал: «„Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам“, то есть Аллах запретил верующим женщинам выходить замуж за идолопоклонников (многобожников), независимо от того, к какой ветви многобожия они принадлежат. Так что вы, верующие, не должны выдавать их замуж за них, потому что это запрещено вам (харам). Выдать замуж за верующего невольника, который верует в Аллаха и Его Посланника и в то, с чем он пришел от Аллаха, лучше для вас, чем выдать замуж за свободного многобожника, даже если он хорошего происхождения, благородного рода, даже если вам нравится его род и происхождение…

От Катады и аз-Зухри передаются следующие слова об аяте „Не выдавайте мусульманок замуж за язычников“: „Не дозволено выдавать их замуж ни за иудея, ни за христианина, ни за многобожника — ни за кого, кроме того, кто придерживается твоей религии“». Ат-Табари. Тафсир-т-Табари. Т. 2. С. 379.

А Аллах знает лучше.

islamqa.info

Можно ли жить в браке без шариатского обряда никаха?

Обряд никаха по своей сути является объявлением близким родственникам и окружению о принятом совместном решении жениха и невесты создать семью. Годы, прожитые в прошлом, считаются периодом джахилии - невежеством, и человеку, принесшему покаяние в связи с этим, нет повода для беспокойства.

Доводом в пользу этой установки служит и то, что никто из сподвижников Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), приняв ислам, не стал повторно совершать обряд никаха. Здесь стоит напомнить, что нормы Шариата удивительно гибки и органичны. Аллах Субхана ва Та’аля создал его каноны такими, какие они есть: несложными, легко выполнимыми и четкими и не стоит загромождать их и усложнять какими-то непонятными фетвами.

И все же, следует ясно осознавать, что это было допустимо в прошлом, во времена джахилии. А сегодня не следует обманывать себя и ограничиваться лишь походом в ЗАГС, ведь теперь, Слава Аллаху, имеются все возможности для совершения полноценного мусульманского обряда никах. И если кто-либо из наших соплеменников, посчитает что совершение никаха излишне, посещение мечети необязательно или найдет тысячу причин не совершать обряд и создаст семью без никаха, то его семейная жизнь будет создана недозволенным путем, то есть харамом, а его дети будут рождены во грехе – «зина». 

Оба супруга приняли ислам одновременно

Если муж и жена становятся мусульманами одновременно, то, по мнению большинства учёных, их брак будет действительным автоматически и после принятия религии Аллаха, вне зависимости от того, какой веры они придерживались до этого или вообще считали себя неверующими, а также были ли соблюдены условия исламского никаха.

Впрочем, существует также мнение, что действительными в данном случае признаются лишь те браки, которые были заключены в соответствии с требованиями религии, которую исповедовали супруги до этого. Например, если мужчина и женщина были христианами и венчались в церкви, то их семейный союз будет признан и в исламе.

Особо следует выделить ситуации, когда брак у пары после принятия ислама становится запретным. Например, если супруги были кровными либо молочными родственниками, то став мусульманами они должны развестись.

Муж принял ислам, а жена осталась христианкой/иудейкой

В таком случае их брак так же остаётся действительным, поскольку в целом брак между мужчиной-мусульманином и женщиной из числа людей Писания допустим, хотя не все в умме одобряют подобную практику. 

Муж принял ислам, а жена осталась атеисткой или язычницей и наоборот. По этому вопросу мнения учёных разделились

Одни считают, что по причине запретности таких союзов Шариатом брак должен быть расторгнут. Но не сразу. С момента принятия ислама одним из супругов начинается период выжидания (идда), который, как правило, длится 3 месяца. На этот срок брак приостанавливается. Если второй супруг в течение этого времени тоже перейдёт в религию Аллаха, то их брак вновь возобновится. Причём, в данном случае не играет особой роли, искренне ли второй супруг стал мусульманином или же пошёл на этот шаг только ради сохранения семьи.

Если же период выжидания прошёл, а второй супруг так и не принял ислам, то их брак становится недействительным. При этом если после аннулирования брака второй супруг всё-таки станет мусульманином, и бывшие супруги решат сойтись вновь, то здесь опять встаёт вопрос о том, нужно ли заново совершать никах. Одни богословы утверждают, что он необходим, так как их прежний брак стал недействительным. Другие же говорят, что процедура никаха в данном случае излишняя, и бывшие супруги могут сойтись без проведения церемонии. В качестве доказательства они приводят хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) вернул свою дочь Зайнаб её мужу Абу аль-Асу, который принял ислам через 8 лет после своей супруги. (Абу Дауд).

Другие учёные полагают, что брак не расторгается, даже если один из супругов станет мусульманином, а второй останется неверующим на срок больший, чем период выжидания. Сторонники этого мнения утверждают, что во времена Пророка (мир ему и благословения Аллаха) было немало подобных случаев, но Милость миров Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) не принуждал их к разрыву брачных уз. То есть семья сохраняется, но, в отличие от классического брачного союза, она лишается своей прочности. И если мусульманка, которая замужем за правоверным, не может просто так взять и уйти от своего супруга, то в случае, когда мусульманка живёт с атеистом или христианином, она вправе самовольно развестись. Если же супруг рано или поздно примет ислам, то их брак вновь обретёт свою прочность и станет классическим семейным союзом с позиции Шариата.

Один из супругов вышел из ислама – что делать?

В заключении рассмотрим обратную ситуацию, когда мусульманин и мусульманка заключили брак, но затем один из них впал в неверие - куфр.

По единогласному мнению алимов, никах признаётся недействительным, если один из супругов становится вероотступником, но есть разногласия относительно того, с какого момента аннулируется брак. Согласно одной точке зрения, развод наступает сразу после акта куфра. 

Другие богословы поддерживают такой подход, но только в том случае, если между супругами не было интимной близости. Иначе они должны сначала выдержать период идда. Если за этот срок вероотступник вновь станет мусульманином, то их брак будет автоматически возобновлён, если же нет – наступает окончательный развод. Аналогичная ситуация и в случаях, когда оба супруга впадают в куфр. В то же время среди учёных распространено мнение, что если муж с женой потом одновременно вернутся в ислам, то их брак останется действительным.

Пусть Аллах Та’аля убережет всех нас и наших потомков от подобного греха!