Религиозно-правовое решение /хукм/ о собраниях для мольбы /дуа/ и чтения Корана

Религиозно-правовое решение /хукм/ о собраниях для мольбы /дуа/ и чтения Корана

В молельной комнате нашего университета возникло разногласие по поводу собрания для мольбы и чтения Корана: каждому из присутствующих в молельной комнате раздается какая-то часть Корана, и каждый начинает читать свою часть, чтобы в итоге получилось, чтобы Коран был прочтен полностью, а после все присутствующие молят Аллаха о чем-то определенном, например, об успешной сдаче экзаменов. Приводится ли мольба подобным образом в Шариате? Прошу подкрепить ответ доказательствами из Корана, Сунны и единодушного мнения предшественников.

Хвала Аллаху Господу миров.

Вопрос затрагивает два предмета:

Первый: хукм собрания для чтения Корана, когда каждый присутствующий берет определенную часть Корана и в одно время каждый начинает свою часть.

Ответ на этот вопрос упоминается в фетвах Постоянного Комитета:

«Во-первых, собрание для чтения Корана и изучения его, когда кто-то читает, а другие слушают, совместно изучают и понимают значение аятов, установлено в Шариате и является деянием, которое любо Аллаху и которое приближает к Нему. За подобное деяние человек получит большую награду. Муслим в своем сборнике ас-Сахих и Абу Дауд приводят хадис, который передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Когда люди собираются в одном из домов Аллаха (мечети), где совместно читают и изучают Книгу Аллаха, то на них обязательно нисходит сакина[1], и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится пред Ним".

Мольба после полного прочтения Корана также узаконена по Шариату, однако это не должно совершаться постоянно, и мольба не должна быть в определенной форме, чтобы не превращать ее в желательное действие /сунна/, которое совершается после прочтения Корана, так как это действие не передается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но подобным образом поступали некоторые сподвижники (да будет доволен ими Аллах).

И в приглашении присутствующих при чтении Корана к столу также нет ничего плохого, пока это не превратится в обычай, который совершается после чтения Корана постоянно.

Во-вторых, раздача каждому присутствующему части Корана и последующее чтение определенной части каждым из них, не считается прочтением полностью Корана для каждого присутствующего.

Они намереваются читать Коран только для получения благодати, и в этом есть недостаток. Потому что Коран читается для приближения к Аллаху, для его заучивания, для размышления над его аятами, понимания его установлений, для назидания, для получения награды и воздаяния, для тренировки языка к чтению и других полезных целей. Просим Аллаха о помощи»[2].

Второй: убежденность, что это действие, а именно собрание для чтения Корана упомянутым в вопросе способом, имеет влияние на принятие мольбы. Доказательства этому нет, и это Шариатом не установлено. Причины принятия мольбы многочисленны и известны, как известны и преграды, препятствующие ответу на мольбу. А посему человек, обращающийся к Аллаху с мольбой, должен совершать причины принятия мольбы и сторониться того, что мешает этому, а также быть хорошего предположения об Аллахе и надеяться на Его ответ, ведь Аллах обязательно одарит Своего раба тем, о чем он предполагает.

Обратите внимание! Доказательства требуются от того, кто утверждает о верности/предписании какого-либо деяния в Шариате. Основой в делах поклонения является запрещенность, пока не будет приведено доказательство верности этого деяния по Шариату, как это сказали ученые. Таким образом, доказательством несостоятельности этого убеждения по Шариату является отсутствие доказательства, подтверждающего его дозволенность.

А Всевышний Аллах знает лучше.


[1] Сакина, наиболее предпочтительному толкованию, это одно из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, и после чего мирские дела перестают волновать его. См. аль-Азкар ан-Науауи – прим. пер.

[2] Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 2. С. 480.

islamqa.info