Ректор Исламского университета о «Сахихе» Бухари и нелепостях запретительного правосудия

Ректор Исламского университета о «Сахихе» Бухари и нелепостях запретительного правосудия

На днях райсуд в Татарстане признал экстремистским материалом перевод 52-й книги хадисов «Сахих» аль-Бухари, обнаруженный некими ретивыми прокурорами на каком-то непонравившемся им сайте и запретил его (перевод хадисов) к распространению.

Это далеко не первый казус в правовом поле России, когда под запрет попадают основные источники (пусть даже в переводе и интерпретации) религии Ислам. Уже была попытка райсуда в Новороссийске запретить перевод смыслов Корана. К счастью для мусульман, решение суда отменила вышестоящая инстанция.

Почему такое весьма странное, предубежденное отношение существует именно к исламской литературе? Можно ли предотвратить каким-либо образом своеобразный «самосуд» над мусульманским богословием?

С этими и другими вопросами «Кавказская политика» обратилась к видному исламоведу из Татарстана, ректору Исламского университета в Казани Рафику Мухаметшину.

- Рафик Мухаметшович, вы, как ученый, специалист в исламоведении, глава ведущего исламского вуза в России, каким образом оцениваете решение о запрете какой-то части основополагающего для мусульман труда с изложением хадисов пророка Мухаммада «Сахих» аль-Бухари, пусть даже и в переводе?

- Что здесь можно сказать? Остается только развести руками. История повторяется, как и в случае с запретом одного из переводов Корана.

Безусловно, прокурор, комментируя ситуацию, говорит, что, мол, запрещаем не хадисы, а какой-то неприемлемый перевод, гуляющий по Интернету. Но все равно и многие религиозные деятели, и простые мусульмане возмущены.

Естественно, в восприятии мусульман «Сахих» аль-Бухари — древняя книга, очень известный источник, очень важный для верующих, а суд её запретил. И власть вновь оказывается не в очень удобном положении в связи с этим.

- Имеется ли выход из столь неудобного положения, и как найти управу на суд?

- Найти управу в данной ситуации можно только создав государственный орган, дающий рекомендации для решения судов по запрету религиозной литературы. Об этом только ленивый сейчас не говорит.

Необходимо создать некое экспертное сообщество, а лучше структуру, облеченную полномочиями, с которой бы в обязательном порядке согласовывались решения о запрете исламской литературы.

Чтобы данная структура, прежде чем дело дошло до суда, выдавала свое компетентное мнение о сути той или иной книги, публикации, документа и так далее.

А то теперь даже невозможно понять, что было запрещено. Может это текст, вовсе не имеющий никакого отношения к «Сахиху» Бухари.

- Так запрещен «Сахих» Бухари или что-то другое?

- Возможно, тот текст к оригиналу и не имеет никакого отношения. Но тем самым ситуация еще больше усугубляется.

Я зашел в Интернет, чтобы провести свое собственное исследование по этому поводу и наткнулся на один сайт, где перевод «Сахиха» имама Бухари выставлен в электронном виде.

Но там, действительно, во-первых, корявый перевод (скорее всего, с английского), во-вторых, что угодно можно найти.

Поэтому, когда во время мониторинга правоохранительные органы наталкиваются на такие переводы, где находят, например – убей того-то, то делают нехорошие выводы, подают в суд и запрещают.

Их в принципе не интересует, что запрещать, и является ли это вообще книгой под редакцией Бухари.

Кстати, книга 52 у Бухари называется «Освобождение раблов», и вряд ли в ней есть хадисы о войне с теми или иными общинами. Вот книга 55 действительно о джихаде.

Из всего этого видно, что все-таки основная проблема – отсутствие экспертной структуры. Другая проблема, что в Интернет-пространстве гуляет очень много вещей, которые потом приписывают, в том числе, Бухари.

Вот мы не знаем, что именно запретили. Имеет ли это отношение к «Сахиху» Бухари. Ситуация тем самым еще больше осложняется.

Отсутствие экспертного органа «подставляет» нас, мусульман, возможно из-за того, что кто-то, даже не сами мусульмане, под видом классической литературы подсовывает совершенно неправильные вещи.

Экспертное сообщество должно провести интеллектуальное расследование, сравнить, сопоставить первоисточники. Только тогда можно что-либо говорить.

- Существуют ли полноценные переводы Бухари на сегодня?

- Насколько я знаю, значительную часть хадисов перевел на русский язык Владимир Абдулла Нирша. Но я не припомню, переводилась ли им 52-я книга. Вероятнее всего, никакой речи о запрете именно его переводов не идёт. Потому что, как я уже отметил, в оригинале 52-й книги Бухари скорее всего нет хадиса, о котором намекнул прокурор, растолковывая то, отчего постановили запретить материалы.

- А тот текст, что был запрещен, в настоящее время даже ученые не имеют право увидеть?

- Да, действительно, мы не знаем имеет ли текст какое-нибудь отношенияе к «Сахих» Бухари, но поскольку в Интернете указана ссылка на него, то правоохранители и решили, что надо его запретить. Хотя они сразу оговариваются, извините, перевод не нравится, а никакой претензии к оригиналу вроде бы и нет.

- Скажите, что мусульманское сообщество в целом готово предпринимать для исправления ситуации с запретом исламской литературы?

- Я полагаю, что представители исламской общины будут вести соответствующую работу, которая все же приведет к отмене запрета на «Сахих» Бухари. Пусть правоохранители обратят свое внимание на тот сайт, где опубликован непонравившийся своим экстремизмом текст. Пусть разбираются с Интернет-ресурсом, а имама Бухари отставят в покое.

- Возникает вопрос у мусульман: а почему только их столь ревностно мониторят? Редко можно услышать, чтобы суды рассматривали вопросы о запрете библейских или иных священных для кого-то текстов?

- Дело в том, что для мусульман обстановка усложняется тем, что не существует общепринятых переводов тех или иных источников религии. Да к тому же, утверждается не запрет источника как такового, а некий никому не известный перевод. Опять же, требуется компетентное экспертное мнение.

- А министерство юстиции России разве не представляет экспертное мнение? При Минюсте существует такой совет?

- Минюст в принципе не должен выполнять этих функций. Если им будут давать такие полномочия, возможно, они смогут проводить экспертизы. Но пока такого нет. Не отрегулирована система.

Рустам Джалилов  

kavpolit