Разъяснение вопроса выведения человека из Ислама (такфира)

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
«Если сделает что-то из этого, то ты обязан вывести его из Ислама». То есть совершил намаз не Аллаху (Пречист Он и Возвышен), или принёс жертву не ради Аллаха (Пречист Он и Возвышен), или совершил какое-то поклонение не Аллаху (Пречист Он и Возвышен) и т. д.
В общем иметь убеждение, что человек, который что-либо из поклонения посвящает не Аллаху (Пречист Он и Возвышен) или отвергает что-то из Корана и достоверной Сунны, неверующий (кафир), что это большое неверие (куфр), выводящее из Ислама, потому что Аллах (Пречист Он и Возвышен) называет это большим неверием (куфром) и многобожием (ширком), Пророк (ﷺ) называет это куфром. Если ты не будешь считать, что это куфр, тем самым ты опровергаешь Коран и Сунну. Если кто-то называется нечестивцем (фасикъом) совершающим большой грех, это называется большим грехом, но меньше ширка, ты должен считать это так.
Что касается конкретных личностей, это второй вопрос. Это не значит, что ты обязан вывести из Ислама всякого, относительно кого тебе кажется, что что-то в нём есть. Есть ряд условий и препятствующих обстоятельств для обвинения в неверии (такфира). Этим занимаются твёрдые в знаниях люди (расихуна фи ль-'ильм), судьи (къудъа). Простой человек или начинающий искатель знания (тъалибу ль-'ильм) не должен с этими вопросами спешить, потому что это очень опасные вопросы.
Ты обязан считать неверующим (кафиром), если учёные ('уляма) единодушны (у них есть иджма'), что этот конкретный человек является неверующим и вышел из Ислама. Пусть нет иджма' среди 'уляма, есть разногласие, но у кого-то из крупных 'уляма есть решение (фетва), что это неверующий, и ты видишь, что все условия для такфира здесь есть, и ты не видишь никаких уважительных обстоятельств, и перед тобой довод, тоже обязан делать такфир.
«Если он ничего из этого [из вещей, которые нарушают Ислам] не сделал, то он верующий (муъмин), мусульманин (муслим) по названию [как мы судим по нему внешне], но не по сути [его сердце принадлежит Аллаху (Пречист Он и Возвышен)]». Мы не выводим никого из Ислама, если только человек не делает нечто, что выводит человека из Ислама (мукаффир).
Автор перечислил отрицание чего-то из Книги Аллаха (Пречист Он и Возвышен), как, например, человек отрицает аят аль-истива.
ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ «Потом вознёсся (поднялся) (совершил аль-истиву) на Престол». Сура «Различение», 25:59.
Человек не просто делает другое толкование (таъвиль), а именно отрицает — в таком случае это куфр, выводящий из религии. Если же делает таъвиль, то в таком случае это ослушник, еретик (мубтади'), но он не становится кафиром, потому что у него есть убеждение, что это действительно аят из Книги Аллаха (Пречист Он и Возвышен). Джахид и мутаъаввиль – две вещи. Джахид – это тот, кто делает отрицание (джухуд), говорит: «Нет такого аята в Коране», это большой куфр. Если говорит: «Аят есть, но "истава" — это не "вознёсся над Престолом", а "иставля" — "завладел Престолом"», то в таком случае про него говорится, что это еретик (мубтади').
«...отрицает что-то из Корана или асаров [хадисов Пророка (ﷺ)]», т. е. достоверный, прочный, особенно если это хадис, переданный многочисленными путями (мутаватир).