Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха

Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Что важнее для человека в поиске Истины и выборе верного пути: доводы разума или чувства сердца? Представители многих религий ответят, что важнее всего вера, исходящая из сердца. Однако Аллах в Коране даёт иной ответ: на первом месте всегда должны стоять доводы разума.

«Поистине, в сотворении небес и земли и в смене ночи и дня – знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и лёжа на боках и размышляют над созданием небес и земли: “Господь наш! Не создал Ты этого понапрасну. Ты безупречен! Защити же нас от наказания Огнём”». (Коран, 3:190-191);

«Неужели они не задумаются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нём много противоречий». (Коран, 4:82);

«Они (адские мученики) скажут: “О, если бы мы слушали или были здравомыслящими, мы бы не оказались среди обитателей Пламени!”» (Коран, 67:10).

В последнем аяте Аллах употребил союз «или» [ау], отделив таким образом тех людей, которые застали Его пророков (мир им всем) и слышали их слова собственными ушами, от тех, которые никогда не сталкивались с пророками. У вторых есть возможность постичь Истину, читая священные писания Аллаха и анализируя их смысл.

Итак, первое и главное, на чём основана религия Аллаха, – это здравый смысл и логика. Всевышний Творец наградил людей разумом с тем, чтобы они в конечном итоге познали Его и Его законы. И в Своих священных аятах Он делает упор на объективные, рациональные доказательства Его бытия и единственности, а также того, что Коран – это речь Аллаха.

Именно поэтому исламское мировоззрение ни в коей мере не противоречит разуму нормальных, дееспособных людей – тех, кого Аллах назвал «обладателями рассудка». Например, нас не должны удивлять те «фантастические» события прошлого и будущего, о которых поведали Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха), потому что для Него нет ничего невозможного:

«Поистине, таков Его приказ: когда Он пожелает что-то, то говорит: “Будь!”, и оно тотчас же сбывается». (Коран, 36:82).

И главным симптомом любой душевной болезни мусульмане (вернее, исламские учёные-богословы) считают то, что человек в принципе не может понять смысл коранического текста.

Но это вовсе не значит, что «дела сердца» – чувства не играют в Исламе никакой роли. У правоверных мусульман чувства подкрепляют доводы их разума и подвигают на те или иные действия (или удерживают от них). Если разум, опирающийся на исламские знания – Коран и Сунну, указывает, как маяк, верный путь к Аллаху, то сердце, наполненное «исламскими» чувствами (любовь к Аллаху, смиренность перед Ним и др.), – это двигатель, необходимый нам для того, чтобы преодолеть этот путь.

Основными, наиболее важными чувствами в Исламе принято считать любовь к Аллаху, страх перед Его гневом и надежду на Его милость и прощение:

«…но те, кто уверовал, любят Аллаха сильнее (всего остального)». (Коран, 2:165);

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из единой души (т.е. из одного человека), сотворил из неё пару ей и расселил много мужчин и женщин, (произошедших) от них обоих. И бойтесь Аллаха, именем Которого вы упрашиваете друг друга, и (бойтесь разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах за вами наблюдает». (Коран, 4:1);

«Мне (Мухаммаду,) внушено Откровение о том, что ваш (подлинный) Бог – Бог единственный. И пусть тот, кто надеется на встречу со своим Господом, творит благие дела и не приобщает к своему Господу в поклонении ничего». (Коран, 18:110).

Заметим ещё, что, говоря о страхе, Аллах призывает нас бояться не только и не столько Его, сколько самих себя – т.е. наших многочисленных грехов, навлекающих Его гнев, а также помнить о том, что мы никуда не сможем укрыться от Его взора и слуха. Тех же, кого Аллах помилует и заведёт в Рай, будут навеки свободны от любого страха; точно так же отпадёт и потребность в надежде.

«Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в будущей жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это – великое преуспеяние». (Коран, 10:62-64).

Отсюда мы понимаем, что центральное чувство, побуждающее нас к поклонению Ему, – это любовь. Любовь к Аллаху означает, что мы желаем увидеть Его бесподобный Лик в Раю (точнее, над Раем, ибо Аллах находится вовне Своих творений) и услышать от Него слова довольства:

«Их лица в тот День будут сиять и на Господа их глядеть». (Коран, 75:22-23);

«Они раздают пищу беднякам, сиротам и пленникам, хотя она желанна и для них самих, (и говорят:) “Мы кормим вас только ради лика Аллаха (т.е. из желания узреть Его лик) и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!”». (Коран, 76:8-9);

«Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им. Это – для того, кто страшился своего Господа». (Коран, 98:8);

«От Милосердного Господа (они в Раю услышат приветствие) словом: “Мир!”». (Коран, 36:58).

Поняв это, мы поймём и то, почему далеко не все люди веруют в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и в чём состоит принципиальная разница между верующими и неверными. Верующий не только понимает Истину разумом, но и тянется к ней сердцем. Неверные тоже могут иметь эти знания и понимать их суть – но они не желают повернуться к Истине лицом по вине своих греховных сердец:

«Горе в тот День тем, кто считает (Истину ложью), кто считает ложью День воздаяния! Его считает ложью только преступник и грешник. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: “Это — легенды древних народов!” Но нет! Напротив, их сердца окутаны теми (грехами), которые они накопили. Но нет! В тот День они будут отделены от своего Господа завесой (не увидят Аллаха), а потом попадут в Ад, после чего им скажут: “Вот то, что вы считали ложью”». (Коран, 83:10-17);

«Воистину, неверующим безразлично, предостерёг ты их или не предостерёг. Они всё равно не уверуют. Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них — покрывало. Им уготованы великие мучения». (Коран, 2:6-7).

В их сердцах доминируют те чувства, которые Аллах назвал страстями, или прихотями («хауа́», мн. ч. – «ахуа́»):

«Если они не ответят тебе (т.е. не внимут пророческому призыву), то знай, что они лишь потакают своим страстям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто идёт на поводу у своей страсти без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей». (Коран, 28:50);

«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страсти, пристанищем будет Рай». (Коран, 79:40-41).

Страсть – это такая привязанность человека к кому-то или чему-то помимо Аллаха, которая побуждает его преступать или вовсе отрицать законы Всевышнего. Любая страсть всегда иррациональна; она находится в конфликте не только с теми чувствами сердца, о которых мы уже сказали, но и с самим рассудком, помрачая его:

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Но разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих? Ни один человек не уверует без дозволения Аллаха (т.е. без Его помощи). Он обрушивает ярость на тех, кто не разумеет. Скажи: “Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле”. Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!». (Коран, 10:99-101);

«…и не потакай страсти, ибо она собьёт тебя с пути Аллаха. Для сбившихся с пути из-за своих пристрастий уготовано жестокое наказание в День расчёта, о котором они забыли». (Коран, 38:26);

«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, но они ещё больше сбились с пути». (Коран, 25:43-44);

«У них есть сердца, которые не разумеют, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудшими. Они беспечны (относительно их судьбы в загробной жизни)». (Коран, 7:179).

Именно поэтому великий мусульманский учёный Мухаммад Ибн Абди-ль-Барр сказал, обсуждая одного из имамов: «Ибн Таймийю ненавидят лишь невежды и пристрастные натуры: невежда не ведает, что говорит, а пристрастного отдаляет от истины, после того, как она стала ему ведома, его страсть». Похожие слова принадлежат и Бахау-д-Дину ас-Субки, да смилуется над ним Аллах: «…Клянусь Аллахом, “о такой-то”, не относится презрительно к Ибн Таймийе никто, кроме невежды или следующего за страстью. Невежда не знает, что говорит, а последователю страсти закрывает его страсть путь к правде (об Ибн Таймийе), после того как он узнал её».

Приверженцы страстей не могут отрицать религию Аллаха иначе, как с помощью лжи или разных глупых доводов, например:

Ислам – это религия средневековой Аравии, которая нам не подходит (а христианство, зародившееся в древнем Шаме, или буддизм, пришедший из древней Индии, почему-то подходит).

Религию придумали те люди, которые хотят власти и денег (можно подумать, что все безбожники – сплошь строгие аскеты, которые ни о чём подобном и не помышляют).

У мусульман много недостатков (надо думать, что адепты других религий и идеологий свободны от недостатков – в их странах нет преступности, и они никогда не участвовали в войнах).

Ислам отдаляет человека от людей других вероисповеданий и взглядов (вы хотите сказать, что ради всеобщих мира и дружбы мы обязаны соглашаться с любой ложью, вплоть до того, что Луна сделана из гамбургского сыра?).

Но самый «убедительный» в их глазах довод – то, что Ислам «не отвечает потребностям и запросам современного человека», который есть прямое доказательство того, что эти люди боготворят свои страсти (хотя и не любят признаваться в этом открыто).

Аллах в Коране часто повторяет, что Он не ведёт верным путём нечестивых и несправедливых людей, иначе говоря, не помогает получить и запомнить исламские знания и/или не даёт им сил и воли для поклонения. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал:

«Не уверует (полностью) ни один из вас до тех пор, пока его страсть не последует за тем, с чем я пришёл». (передал Наср аль-Макдиси от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса). То есть: до тех пор, пока он не подавит в себе эту страсть так, что она перестанет затемнять его разум и удерживать от благих дел (равно как и толкать на грехи). Поэтому настоящий Ислам невозможен без очищения сердца от греховных желаний и наполнения его благими чувствами, о чём мы и просим Всевышнего Аллаха.