Разница между мечетью и молитвенной комнатой

Разница между мечетью и молитвенной комнатой

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Что именно следует понимать под мечетью? Есть ли разница между понятиями мечеть, мусалля, джамаат хана и т. д.? Эти вопросы требуют детального разбора.

В наши дни (в частности, на Западе) в исламских центрах, помимо всего прочего, есть молитвенный зал, мусалля или джамаат хана. Некоторые общины снимают в аренду помещение в промышленном комплексе, дом или квартиру, где члены мусульманского сообщества могут собираться для совершения коллективной молитвы (а во многих случаях также и для других целей). Многие общины даже выкупили помещения и считают их своими мечетями.

Что из вышеперечисленного можно в действительности считаться мечетью, и какие правила существуют на этот счет?

Есть разница между понятиями мечеть (араб. масджид) и мусалля (или джамаат хана). «Мусалля» (или джамаат хана) буквально означает место, где совершается намаз или проводятся собрания, другими словами, это любое место, которое верующие временно используют для совершения коллективного намаза. Мусалля — это также место, которое не было передано в вакф или еще не было отведено, чтобы навсегда стать мечетью до Судного Дня. Обычно такое помещение используется временно, и община может сменить его, как только найдется более подходящий, удобный и уже постоянный вариант. Мусульмане сегодня часто говорят вместо «мусалля» «мечеть», и буквальное значение арабского слова «масджид» (место, где совершаются земные поклоны) позволяет это. Тем не менее, с точки зрения фикха, мусалля не является шариатской мечетью. И награда за молитву в мусалле не такая, как за молитву в мечети.

Мечеть (масджид)

Мечеть — это священное место, награда за молитву в котором возрастает в 25-27 раз, место, куда нисходит милость Аллаха. Посланник Аллах (саллаллаху 'алейхи уа саллям) считал мечеть лучшим из мест. Ибн Аббас (саллаллаху 'алейхи уа саллям) передает: «Мечети — это дома Аллаха на земле. Они светят обитателям небес подобно тому, как звезды в небе светят обитателям земли». (Табарани).

Истинная мечеть в шариатском смысле представляет собой место, которое навечно было посвящено Аллаху — для проведения молитв, чтения Корана и Его поминания. Любой клочок земли, который навечно отведен для проведения коллективных молитв, также становится, в шариатском смысле, мечетью. Ханафитский ученый Египта алляма Тахтави сказал:  «Знай, чтобы место (участок земли) считалось мечетью, наличие здания (постройки) необязательно». (Тахтави, Китаб аль-вакф, Ахкям аль-масджид; Кади Хан, 4:712).

Мечеть обычно передается в вакф или становится общественным имуществом (иногда в зависимости от местных законов сделать это бывает проблематично). Тем не менее, как только мечеть возведена, она всегда будет мечетью и собственностью Аллаха. Она не может вернуться в собственность какого-то человека или общины, даже если они потратили свои средства на ее строительство. Алляма Хаскафи пишет: «Если жизнь в поселении вокруг мечети угаснет и мечеть останется безлюдной, она всё равно останется мечетью, по мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, до Судного Дня, и фетва за этим мнением (Хави аль-Кудси)». (Ад-Дурр аль-Мухтар, 3:371)

Посланник Аллаха (саллаллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Вся земля исчезнет в День Суда за исключением мечетей, которые соединятся друг с другом». (Суюти, Джами’ аш-Шагир).

Выделение места под мечеть

Мечеть (чтобы стать мечетью) должна быть официально определена членами специальной комиссией или группой ответственных лиц. Они определяют площадь, которую будет занимать мечеть, и ее границы. Кроме того, они могут установить, что прилегающие к мечети площади будут использоваться как ванные/туалеты, складские помещения, холлы и т. п. Что касается второго пункта, то эти площади будут лишь дополнением к мечети, хотя они и являются частью вакфа, частью «мечети», определенной комиссией, они не будут. Поэтому можно узаконить в качестве «мечети» только переднюю часть большого зала (т. е. первые десять рядов), а оставшаяся часть при этом будет иметь статус мусалли. Если передняя часть зала была выделена под мечеть, всё это место, включая то, что над и под ним, становится шариатской мечетью. Это означает, что пространство непосредственно над территорией мечети и под ней на любом этаже может использоваться только как мечеть, но не в каких бы то ни было других целях. Все правила, касающиеся мечети, распространяются на все расположенные над и под мечетью этажи (включая цокольный этаж), сколько бы много их ни было. Располагать туалеты, ванные комнаты, а также совершать любые неподобающие действия над или под территорией мечети запрещено. Но дозволено построить туалет и ванную комнату на любом этаже за границей отведенного под мечеть участка, так как, с точки зрения Шариата, это будет прилегающая к мечети территория, а не непосредственно сама мечеть. Алляма Хаскафи в общепризнанном труде «Ад-Дурр аль-Мухтар» пишет: «Является близким к запретному (макрух тахрим) действием совершать половой акт над территорией мечети. То же касается справления малой и большой нужды над территорией мечети, потому что мечеть является мечетью до вершины небес (Ибн Абидин добавляет: „А также вглубь земли“) ...нежелательно, чтобы туда попадало что-то нечистое... [Хотя] над комнатой, которая просто используется в качестве мечети [в доме], или в самой этой комнате совершение данных действий не является порицаемым, так как эти места не являются по Шариату мечетью... Человеку в состоянии большого осквернения и женщине в период менструации дозволено входить туда (т. е. в молитвенную комнату (мусалля) или место, которое приготовлено для совершения праздничной или погребальной молитвы) точно так же, как дозволено входить в прилегающий к мечети двор [не являющийся частью мечети]...». («Ад-Дурр аль-Мухтар» и «Радд аль-Мухтар», 1:441-442)

Следовательно, если границы мечети установлены, уже нельзя сделать так, чтобы какая-либо часть помещения для молитвы перестала быть мечетью. Но, до того как план утвержден и та или иная территория отведена в качестве мечети, можно выделить участки на любом из этажей выше или ниже того, где будет располагаться мечеть, для каких-то других целей, имеющих к мечети отношение, например, под хранилище, кабинет имама, цоколь для нужд мечети, магазин, приносящий доход мечети, и т. п. Ибн Абидин пишет в «Радд аль-Мухтар»: «Если они разместят над ней комнату имама, то в этом нет ничего предосудительного, потому что это относится к обустройству мечети. Но, если устройство [определение границ] мечети уже завершено и люди хотят добавить туда комнату, запрещено делать это [изменять утвержденные границы мечети и размещать там комнату, предназначенную для чего-то другого]. Если члены комиссии заявляют утверждают, что раньше имели намерение сделать это, их заявление не будет принято [в суде]». (Радд аль-Мухтар, 3:371)

То же говорит египетский знаток фикха Ибн Нуджайм: «В „Муджтаба“ сказано, что попечителю мечети запрещено строить магазины в мечети или ее внутреннем дворе [имеется в виду двор, в котором совершается намаз в летнее время в теплых странах, его еще называют уличной частью мечети]». (Аль-Бахр ар-ра'ик, 5:249)

Складские помещения и хранилища для воды над/под мечетью

В мечети может быть складское помещение непосредственно над или под территорией молитвенного зала. Но складское помещение под молитвенным залом должно использоваться исключительно для обустройства мечети, а его расположение должно быть оговорено заранее на первой стадии проектирования. Также дозволено установить резервуар для воды под мечетью (как делают в некоторых мусульманских странах). В «Ад-Дурр аль-Мухтар» говорится: «Если под мечетью сделан цокольный этаж для нужд мечети [но алляма Ибн Абидин добавляет, что он должен иметь ограниченные размеры], это дозволено, как сделано в мечети в Иерусалиме». (Ад-Дурр аль-Мухтар ма’а ‘р-Радд аль-Мухтар, 3:370)

Жилая зона и туалеты над/под территорией мечети

Хотя при проектировке мечети дозволено отвести ее часть под комнату имама, а также для других целей, не следует планировать строительство туалетов или квартиры имама непосредственно над территорией мечети, даже если это делается на подготовительном этапе строительства, потому что запрещено справлять нужду, совершать половой акт и т. п. над или под мечетью. И ни при каких обстоятельствах нельзя отводить место под жилое помещение или кабинет в мечети, границы которой уже были определены. Алляма Ибн Абидин пишет: «И требует решения вопрос о том, дозволено ли человеку, передающему имущества в вакф, отвести место под туалеты [бейт лиль-халя’] непосредственно над мечетью, как в мечети Масджид Махаллят аш-Шахм в Дамаске. Я не встречал особого шариатского решения на этот счет. Да, в главе, посвященной вопросам вакфа [в „Ад-Дурр аль-Мухтар“], сказано: „Если под мечетью сделан цокольный этаж для нужд мечети, это дозволено“, размышляйте». (Радд аль-Мухтар, 1:441)

Тем не менее, Ибн Абидин лишь к слову упоминает о возможности провести аналогию между хранилищем в подвале и туалетами, указывая на то, что этот вопрос нуждается в более детальном рассмотрении. Эта аналогия не есть строгое суждение.

Исламские центры и мусалли в наши дни

Что касается современных исламских центров с молельным залом, то помещение, отведенное в них для молитвы, может считаться шариатской мечетью, если оно было отведено в качестве мечети. Что касается примыкающих к мечети комнат, таких, как холл, столовая, детская комната, спортзал, кабинеты, то они считаются дополнительными или пристройками к мечети, следовательно, не являются частью шариатской мечети, даже если они тоже входят в вакф (т. е. относятся к имуществу, которое не может перейти в чью-либо собственность), и правила относительно мечети и примыкающих к ней помещений будут отличаться, о чем пойдет речь далее.

Женщины в период менструации

Женщина в период менструации и послеродового кровотечения, а также человек в состоянии большого осквернения по причине выделения семени, не имеют права входить в мечеть. Пророк (саллаллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Я не сделал мечеть дозволенной для женщины в период менструции, а также для той, которая переживает послеродовое кровотечение». (Абу Дауд, Ибн Маджа, Табарани, Зайля‘и посчитали этот хадис хорошим (хасан), 1:193-194)

Маленькие дети в мечети

Запрещено (харам) приходить в мечеть вместе с младенцами или маленькими детьми, если существует вероятность, что они могут испачкать территорию мечети. Если они в подгузниках и вероятность того, что они испачкают какую-либо часть мечети меньше, приводить их в мечеть нежелательно (макрух танзих), потому что в подгузниках они могут принести с собой в мечеть нечистоты. (Радд аль-Мухтар ’аля ‘ль-Дурр, 1:441, Аль-Ашбах ван-Наза’ир, аль-Кауль фи ахкам аль-масджид, 407)

Посланник Аллаха (саллаллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Держите младенцев и умалишенных в стороне от ваших мечетей». (Сунан Ибн Маджа, бабу ма юкраху филь-масджид)

Сон и прием пищи в мечети

Нежелательно спать или принимать пищу в мечети, кроме как с намерением итикафа или будучи в путешествии. (Аль-Ашбах ван-Наза’ир, 407)

Ежедневно собираться на пять обязательных намазов в мечети — это коллективная обязанность

В мечети должно быть организовано ежедневное совершение пяти обязательных молитв джамаатом, в противном случае на местных жителей ложится грех за их небрежение, так как совершение молитвы джамаатом в мечети для местных жителей является ваджибом (обязанностью). Алляма Ибн Абидин пишет о молитве таравих, которая является сильной сунной, а не ваджибом, следующее: «Явный смысл их [факихов] суждения заключается в том, что собираться для совершения его [намаза таравих] в мечети является сунной для общины насколько, что, если они будут совершать намаз таравих в джамаате у себя дома, а в мечети джамаата не будет, на них ложится грех». (Радд аль-Мухтар, 1:473).

Следовательно, если таково решение относительно признанной сунны, совершать обязательные молитвы джамаатом в мечети в каждой местности еще более важно. Посланник Аллаха (саллаллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Для того, кто живет рядом с мечетью, нет молитвы, кроме как в мечети». (Даракутни, Хаким от Кашф аль-Хафа’).

Разговоры в мечети

Нежелательно (макрух) обсуждать мирские дела в мечети. Например, Умар (радиаЛлаху анху) отвел специальное место за пределами мечети, куда люди могли выйти поговорить. Ибн Абидин пишет: «(Нежелательно разговаривать в мечети,) имеется в виду разговор дозволенного характера, а не греховного, который повлечет за собой гораздо больший грех (если будет иметь место в мечети)». (Радд аль-Мухтар, 5:269)

Мусалля и временное место для молитвы

Все перечисленные выше ограничения (что нельзя разговаривать на мирские темы в мечети и т. д.), с точки зрения фикха, не относятся к мусалле, потому что это временное место для поклонения. Следовательно, над или под ее территорией может располагаться квартира, уборная и т. п., более того, мусалля может сама использоваться как квартира, когда ее перестанут использовать как место для молитвы. Тем не менее, рекомендуется относится к мусалле так же, как к мечети, потому что она используется для тех же целей.

Мусалля на втором этаже торгового комплекса, на других этажах которого (включая цоколь) располагаются различные учреждения и конторы, не может считаться мечетью в шариатском смысле, но попадает под определение мусалли. Алляма Хаскафи пишет: «Если цокольный этаж был отведен для каких-то других целей [т. е. не под мечеть] или он [владелец] построил над ней комнату и сделал дверь из мечети на улицу [то есть отделил мечеть], мечетью этот не считается. Следовательно, он может продать это помещение... [если пожелает, так как оно не переходит в вакф] точно так же, как если бы он превратил часть своего дома в мечеть и разрешил бы оглашать там азан — это место не стало бы мечетью».

Алляма Ибн Абидин дает следующий комментарий: «Причина того, что место не считается мечетью в том, что дополнительные комнаты не предназначены для использования во благо мечети. Об этом явно сказано в «Ис‘аф»: «Если подвальное помещение или этаж над мечетью переданы для использования во благо мечети или были должным образом переданы в собственность для такой цели, место становится мечетью (Шурунбулялийя). В „Аль-Бахр [ар-ра’ик]“ сказано, что суть этого [вопроса] в том, условием законности мечети является тот факт, что этажи под и над ней тоже должны быть мечетью, так что люди больше не имеют права владеть этим, как сказал Аллах: „Воистину, мечети принадлежат Аллаху...“». (Радд аль-Мухтар, 3:370)

Соблюдать относительно мусалли те же правила, что относятся к мечети, с законной точки зрения, не обязательно, однако следует делать это, так как молитвенная комната подобна мечети по своим функциям. 

Выводы:

Женщине во время менструации дозволено входить в помещение для молитвы, не являющееся мечетью (мусалля), а также приходить туда на уроки или лекции.

Награда за молитву в мусалле не столь велика, как за молитву в мечети, но больше, чем за молитву дома. В хадисе, который приводит Ибн Хаджар аль-Аскаляни от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса, сказано, что награда за молитву в джамаате со своей семьей (вне мечети) в 15 раз превосходит награду за молитву в одиночестве, а за молитву с джамаатом в мечети полагается награда больше в 25 раз. Ибн Хаджар аль-Аскаляни делает вывод, что награда в 25-кратном размере относится к совершению молитвы с джамаатом в мечети, а не дома. (См. Фатх аль-Бари, 106, Миркат аль-мафатих, 3:145; Аль-Бахр ар-ра’ик, 1:346)

Дозволено есть и пить в молитвенной комнате без намерения на итикаф, но, чтобы спать и есть в мечети, намерение на итикаф необходимо.

Совершать намаз приветствия мечети можно и в мусалле.

Женское помещение для молитвы удобно было бы сделать из двух комнат: одна позади мужского молельного зала как часть шариатской мечети, а вторая позади первой в качестве мусалли или нейтральной комнаты, где могут находится женщины в период менструации и женщины с детьми.

Автор: Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера

Может ли человек, вышедший на праздничную молитву, совершить два ракаата молитвы приветствия мечети в месте совершения праздничной молитвы (не в мечети)?

Достоверно известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для совершения праздничной молитвы выходил на место, подготовленное для этого /мусалля/. С ним выходили мужчины и женщины. После этого так же поступали и сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Может ли человек, вышедший к месту совершения праздничной молитвы, совершить в этом месте молитву приветствия мечети или нет?

Человек, пришедший на место для совершения праздничной молитвы /мусалля/ не совершает молитву приветствия мечети в два ракаата до того, как сядет, потому что совершение подобной молитвы в мусалле противоречит тому, что делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники после него, да будет доволен ими Аллах.

Просим Всевышнего Аллаха о помощи. Да благословит Аллах и приветствует Пророка нашего Мухаммада, его род и сподвижников.

При каких же обстоятельствах та или иная мечеть будет попадать под положение мечети фитны, посещать которые нельзя?

Приведу несколько высказываний ученых в отношении этого вопроса, а затем с позволения Аллаха сделаем вывод. Сказал ибн Кайим в отношении польз, извлекаемых из газаута на Табук: "В этом также сжигание и разрушение мест, где совершаются грехи, в которых происходит ослушание Аллаха и Его Посланника. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжег мечеть дирар (зла) и приказал разрушить ее, несмотря на то, что это была мечеть, в которой поминалось имя Аллаха, и совершались молитвы, однако в постройке этой мечети был вред и разделение среди верующих, это было прибежищем для лицемеров. И любое подобное этому месту является обязательным для имама сделать его непосещаемым, заброшенным либо через разрушение или сжигание, либо изменением его формы и изменением его первоначального состояния, в котором он был установлен". См. Зади аль-Маад 500/3.

Говорит также имам ибн Кайим: "Должна быть разрушена мечеть, построенная на могиле, также если человек будет захоронен в мечети, его могила вскрывается (и должна быть перенесена в другое место). Об этом ясно сказал имам Ахмад и другие (ученые). Поэтому не собирается в религии Ислам мечеть и могила. Однако если что-то одно, будет последующим за другим, то последующее должно быть запрещено и первоначальное положение будет закреплено за предшествующим". См. Зади аль-Маад 500/3.

Говорит ибн Хазм: "Нельзя совершать молитву в мечети, построенной для показухи или для нанесения вреда другой мечети, если посетители этой первой мечети слышат ее азан, и не является затруднительным для них ходить в нее. В этом случае вторую мечеть необходимо разрушить, а также необходимо разрушить любую мечеть, построенную для того, чтобы группа людей там уединилась как монахи или к ней направляются невежественные люди, полагая ее превосходство". См. Аль-Мухалля 44/4.

Сказал аль-Бухути: "Является запрещенным строить мечеть рядом с другой мечетью, кроме как по нужде, как теснота первой или страха перед фитной в случае соединения молящихся в одной мечети. И очевидно, что это будет запрещено, даже если нет намерения на причинение вреда". См. Шарх аль-Икна 545/1.

Сказал имам аль-Куртуби: "Сказали наши ученые (маликиты): "Любая мечеть, построенная для причинения вреда или показухи и для славы, то эта мечеть будет на положении мечети дирар (зла), в которой нельзя совершать молитву". См. Тафсир аль-Куртуби 254/8

Сказал аль-Газали: "Что касается мечети, которая построена на украденной земле или украденным из другой мечети материалом или от какого-то конкретного владельца, то туда вообще нельзя входить даже для совершения джума. Если же она была построена на деньги, владелец которых неизвестен, то предосторожность будет в том, чтобы пойти в другую мечеть, если есть. Если же нет, то нельзя оставлять молитву в джамаате и джумъа, так как есть хоть и далекое предположение, что эта мечеть построена на средства того, кто это сделал". См. Ихъя улюми ад-Дин114/2.

Сказал ибн Хаджар аль-Хайтами известный шафиитский ученый: "Является обязательным спешить в разрушении мечетей и куполов над могилами, так как это вреднее, чем мечеть дирара (зла). Таккак все это основано на ослушании Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который запретил это". См. Зауажир ан иртикаби аль-Кабаир 386/1.

Сказал имам аль-Джасас в тафсире аятов о мечети фитны: "В этом указание на то, что мечеть, построенная для причинения вреда верующим, совершения грехов. В ней нельзя совершать намаз и является обязательным разрушить ее. Так как Аллах запретил Своему пророку совершать молитву в мечети, построенной на вреде и нечестии… и это в противоположность мечети, которая была основана на богобоязненности. И это указывает на то, что некоторые места, совершать в них молитву лучше, чем в других и то, что молитва может быть запрещена в некоторых из них. И та основа, на которой мечеть была построена изначально, будет определением превосходства мечети". См. Ахкам аль-Коран.

Если это стало ясно, то мечеть становится мечетью фитны при двух основных положениях:

1. Когда становится предельно ясным намерение строящего эту мечеть, а это то, что если было сделано не ради Аллаха, однако из-за показухи или других каких-то корыстных целей.

2. Когда эта мечеть, ее деятельность, проводимая в ней будет тем, что запретил Аллах и Его Посланник, причиной раскола среди мусульман. Сюда входит призывы ко всем идеям, противоречащим правильным убеждениям и т.д. Однако следует знать о некоторых очень важных моментах. А это то, что в соответствие с той основой, которая была установлена в начале, мечети которые строятся мусульманами – то они не являются мечетями фитны, а как известно основа не оставляется кроме как по причине уверенности. К тому же если принимать (а это необходимо принимать во внимание) ситуацию в той или иной конкретной местности, например, степень вероятности принуждения администрации той или иной мечети к тому или иному действию, из-за которого эта мечеть может стать мечетью фитны, то становится ясно, что вынесение решение о том, что та или иная мечеть стала мечетью фитны, это решение нуждается в шариатских знаниях, и знании ситуации. Однако в любом случае, те или иные отдельные ошибки или те или иные действия, которые могут происходить в мечети не должны быть причиной для полного оставления этой мечети, так как имеет значение основное положение, большая и основная сторона, таким образом, что эти деятельность или действия приобретут основной и общий характер.

«Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами». Коран, сура «Покаяние», аят 107. Среди жителей местечка Куба были лицемеры, которые построили рядом с мечетью Куба еще одну мечеть. Они намеревались причинить вред правоверным мусульманам и внести раскол в их ряды. Они также обещали некоторым из неверующих, которые воспротивились Аллаху и Его посланнику, что эта мечеть при необходимости может послужить для них бастионом. Однако Всевышний Аллах опозорил этих нечестивцев и раскрыл их заговор.

Аллах сообщил, что лицемеры построили эту мечеть для того, чтобы нанести вред верующим и мечети, в которой они собираются. Они намеревались поддержать неверие, в то время как другие стремились поддержать правую веру. Они также намеревались посеять смуту и разногласия между мусульманами и помочь неверующим, воюющим против Аллаха и Его посланника и питающим к мусульманам лютую ненависть. Одним из таких неверующих был монах Абу Амир. Он был жителем Медины, и когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил переселение в Медину, он отказался уверовать в него. Во времена невежества он был одним из тех, кто поклонялся Аллаху, но впоследствии он примкнул к многобожникам в надежде, что они окажут ему поддержку в борьбе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Убедившись, что они не способны оказать ему такой поддержки, он отправился к императору Византии, полагая, что у того хватит сил одолеть Пророка Мухаммада. В дороге этот проклятый неверующий скончался, а лицемеры, поддержкой которых он заручился, построили для него мечеть вреда. Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, получил откровение по этому поводу, он велел нескольким мусульманам разрушить и спалить эту мечеть. Они выполнили его приказ, и впоследствии она превратилась в свалку для мусора.

Сообщив о дурных намерениях лицемеров, Всевышний Аллах сказал, что они станут клясться, что не хотели никому причинять зла и собирались оказывать помощь слабым, беспомощным и нуждающимся людям. Однако Аллах засвидетельствовал, что они являются лжецами, и свидетельство Аллаха правдивее их лживых клятв. «Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся». Коран, сура «Покаяние», аят 108. Никогда не совершай намаз в мечети, которая построена для того, чтобы нанести вред мусульманам. Мечеть, которая с первого дня основана на богобоязненности и благочестии, больше заслуживает того, чтобы ты совершал в ней намаз. Когда был ниспослан этот аят, в котором Аллах похвалил прихожан мечети Куба за их любовь к очищению, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их о том, как они очищаются. Они сообщили ему, что после отправления естественной нужды они вначале очищаются камнями, а затем подмываются водой. И тогда он похвалил их за такой поступок. Воистину, Аллах любит тех, кто духовно очищается от многобожия и порочных нравов, а также очищается от нечистот и осквернения.

«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». Коран, сура «Покаяние», аят 109. Различия между мечетями заключаются в различии между намерениями их прихожан и соответствии этих намерений тому, что угодно Аллаху. Если мечеть построена с добрыми намерениями и в строгом соответствии с Его предписаниями, если ее устроители поступали искренне ради Аллаха и руководствовались дорогой Пророка Мухаммада, то она будет превосходить мечеть, которая построена на самомо краю обрыва, готового обрушиться вместе с этим строением прямо в огненную преисподнюю. Воистину, Аллах не помогает беззаконникам узнать, что может принести им пользу в мирских и религиозных вопросах.

«Строение, которое они построили, всегда будет порождать сомнения в их сердцах, пока их сердца не разорвутся. Аллах – Знающий, Мудрый». Коран, сура «Покаяние», аят 110. Строение, которое они построили, всегда будет терзать их сомнениями, если только они не пожалеют о содеянном, не раскаются перед своим Господом и не устрашатся последствий своих злодеяний. Если такое произойдет, то Аллах простит им грехи. Если же нет, то с каждым днем их строение будет усиливать их сомнение и лицемерие.

Среди прекрасных имен Аллаха – аль-Алим (Знающий), аль-Хаким (Мудрый). Он ведает обо всем явном и сокровенном, обо всем, что рабы утаивают или обнародуют. Он совершает, создает, повелевает и запрещает только то, что соответствует Его божественной мудрости. И хвала за это надлежит только Ему одному.

Из этих коранических откровений можно сделать следующие полезные выводы:

- Запрещается возводить мечеть рядом с другой мечетью с намерением причинить ей вред. И если мусульманам становится известно о подлинных намерениях устроителей мечети вреда, то она должна быть разрушена.

- Намерение отражается на любом деянии, и поэтому даже самое достойное деяние может оказаться запрещенным. Именно дурное намерение привело к тому, что для устроителей мечети вреда все закончилось так плохо.

- Любой поступок, который может внести раскол в ряды мусульман, является грехом, и правоверные обязаны избегать таких грехов и искоренять их. А любой поступок, который способствует единению мусульман, является обязательным, и правоверные должны призывать к таким поступкам и вдохновлять людей на них. Аллах сообщил, что устроители мечети вреда преследовали именно намерение посеять раздор между мусульманами, и поэтому их поступок был грехом. Также греховными являются любые поступки с намерением поддержать неверие или воспротивиться Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

- Запрещается совершать намаз в местах, где люди ослушаются Аллаха. Мусульмане должны сторониться таких мест и не приближаться к ним.

- Грехи оказывают влияние на место, в котором они совершаются. Греховный поступок лицемеров также повлиял на построенную ими мечеть, и мусульманам было запрещено молиться в ней. Праведные деяния также оказывают влияние на места, в которых они совершаются. И поэтому Аллах сказал о мечети Куба: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней» (Коран, 9:108).

Мечеть Куба была отмечена особенностями, которыми не обладали многие другие мечети. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посещал эту мечеть каждую субботу, совершал в ней намаз и призвал мусульман молиться в ней.

- Из причин, упомянутых Всевышним Аллахом, вытекают четыре важных религиозных принципа, согласно которым любой поступок, который наносит вред мусульманам, или является ослушанием Аллаха и порождением неверия, или вносит раскол в ряды правоверных, или помогает грешникам, которые враждуют с Аллахом и Его посланником, является запрещенным, и наоборот.

- Если мечеть Куба является мечетью, которая была основана на богобоязненности и благочестии, то мечеть Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, основание которой он заложил своей благородной рукой и в которой он трудился, в еще большей степени заслуживает такого эпитета.

- Любой праведный поступок зиждется на искренности перед Аллахом и строгом соответствии дороге Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Основанием таких поступков являются богобоязненность и благочестие, и они приводят человека в райские сады блаженства. Если же человек имеет дурные намерения и совершает ересь и заблуждение, то он закладывает фундамент своих поступков на самом краю обрыва, который непременно обвалится вместе с ним в огненную преисподнюю, ведь Аллах не наставляет на прямой путь несправедливых людей.

Из Тафсира Абд ар-Рахмана ас-Саади

А Аллах знает лучше

Источник