Размышляй над своим поклонением

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Размышление (тафаккур) – это мысли человека о делах, которые приводят к определенному результату. Аллах Всевышний в Своей Книге велит верующим размышлять. Посредством размышления человек достигает высоких степеней, укрепляет свою веру и убежденность.
Аллах Всевышний сказал: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь» (Сура Саба, аят 46)
«То есть: О Мухаммад, скажи, обращаясь ко всем людям: «Я призываю вас только к одному, а вы, ответив на этот призыв, обретете желаемое и спасетесь от того, чего опасаетесь».
«Встаньте ради Аллаха» ― то есть: встаньте, покорившись Ему, совершая то, что Он вам повелел, будучи искренними. После этого призадумайтесь.
В этом аяте указание на то, что человек, совершая какое-то деяние, должен задумываться о том, что он делает. Сделал ли он это как следует, или допустил упущения? Достиг ли он посредством этого деяния чистоты своего сердца и души?
Не уподобляйся тому, для кого поклонение превратилось в простой обычай! Наоборот, размышляй над своим поклонением.
Например, ты совершаешь намаз. Аллах Всевышний сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу» (2:45). А также: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45). Поразмысли! Добавила ли тебе молитва стремления к совершению праведных деяний? Стал ли намаз действительно помощью для тебя?
В действительности, за редким исключением, мало кто задумывается об этом. Задумываются среди людей лишь единицы. Рассказывают о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, что когда какое-то дело виделось ему тяжелым, он обращался за помощью к намазу (См. «Сахих аль-Джами‘», 4703).
Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45). Посмотри на свой намаз! Почувствовал ли ты после намаза отвращение к мерзости и порицаемым поступкам?
Также, например, человек выдает закят, следуя приказу Аллаха. Аллах Всевышний разъяснил пользы, которые несет в себе закят. Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (9:103). Если человек дает закят, пусть посмотрит, очистил ли закят его душу от скверных нравов, от грехов? Многие люди отдают закят подобно какому-то налогу, не чувствуя, что он их очищает.
Задумайся подобным образом над всеми остальными видами поклонения!»
См. «Шарх Рийад ас-салихин», глава 9