Различия между пылом ради Аллаха и пылом ради собственной души

Различия между пылом ради Аллаха и пылом ради собственной души

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«Проявление силы в том, что касается велений Аллаха, является следствием возвеличивания Аллаха и возвеличивания Его велений и прав, и стремления к тому, чтобы веления Его исполнялись, а права соблюдались.

А превознесение на земле – это следствие самовозвеличивания и стремления человека к безраздельному главенству и к тому, чтобы слово его было законом, и при этом ему нет дела до велений Аллаха. Более того, если веление Аллаха, Его права и Его довольство противоречат его стремлению возвыситься, он не обращает на них внимания, пренебрегает ими и предает это забвению в своем превознесении.

Так же и пыл, проявляемый ради Аллаха, и пыл, проявляемый ради самого себя. Первый становится следствием возвеличивания велений и Того, от Кого они исходят, тогда как второй – следствие самовозвеличивания и гнева, вызванного упущением мирских благ. Пыл, проявляемый ради Аллаха, - это когда сердце пылает, исполненное возвеличивания прав Его. Это положение раба, сердце которого озарено светом владычества Аллаха и наполнено этим светом. И когда он гневается, то гневается он ради света этого владычества, озарившего его сердце. Когда Посланник Аллаха ﷺ гневался, его щеки краснели, и между глаз его гневно вздувалась жила, и ничто не могло погасить его гнев, пока он не воздаст (за нарушение запрета) Аллаха…

Это противоположность обычному людскому пылу, который представляет собой жар, поднимающийся в душе человека из-за упущенных мирских благ или неисполнившегося желания. Искушение также возникает в душе и представляет собой пламя: душа горит в пламени страстей и гнева. Это два пыла, влияющие на органы тела. Это пыл души успокоившейся, вызванный возвеличиванием прав Аллаха, и пыл души, побуждающей к скверному, вызванный осознанием упущения чего-то из мирских благ».

См. «ар-Рух»; «Избранное», 2/493-494