Разговоры вокруг Грозненской фетвы. Оставим свои амбиции в благородном деле

Разговоры вокруг Грозненской фетвы. Оставим свои амбиции в благородном деле

Как отмечено мусульманскими богословами, «исламская мысль подвергалась трансформации не только с течением времени и с изменением ситуации, а также менялась вместе с переменами в суждениях ученых в отношении тех или иных вещей, например в отношении понимания аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему).

Благодаря подобным изменениям возникли различные мазхабы, толки, языковые школы, суфийские тарикаты. В этом заключается богатство арабской исламской мысли, не говоря уже об огромном количестве источников»[1].

Конечно, каждый из них претендует на большую или полную правоту. Но вместе с этим одни (кто имеет обширные знания и глубокую рассудительность) оставляют за собой и другими также иметь такое же право, и уважительно относятся к мнениям своих оппонентов, даже ведя с ними спор.

Аш–Шафии говорил: "Дискутируя с кем–либо, я, как правило, считаю себя правым, а оппонента — ошибающимся, но при этом я допускаю, что могу ошибаться сам, в то время как мой оппонент может быть прав". Не обладая и тысячной долей знаний этого великого учёного, мы никогда ничего не "допускаем"[2]. Ведь такое «допущение» – есть тонкая грань в душе благочестивых, она нарушается часто из-за наших амбиций. Когда амбиции в людях захлестывают и к этому еще у них есть стремление к первенству и к власти, они готовы использовать грубую силу для решения своих задач, что и было не раз в истории.

А вторые, которых больше встречаются в жизни, пытаются быть последней инстанцией истины, что недопустимо и вызывает серьезные проблемы. «Самая большая трагедия современного мусульманского общества — это требование со стороны каждого, имеющего свое мнение, права на провозглашение своей точки зрения, на свободное распространение ее, а впоследствии запрет по отношению к остальным пользоваться этим правом»[3].

Узаконенная инквизиция в светском государстве

Как было отмечено президентом страны: Россия – светское государство, соответственно оно не должно проявлять симпатию определенному религиозному сообществу.

Не следует привлекать власть для разрешения вопросов богословия внутри какой-либо религии, иначе мы повторим те же ошибки истории средневековья, когда в Европе католическое христианство, создав орган «Святая инквизиция» («Святой отдел расследований еретической греховности») начало преследование любое инакомыслие в своем пространстве.

Поэтому, неправильно обязывать, как говориться в резолюции конференции, всех имамов, преподавателей ислама и проповедников руководствоваться данной фетвой, говоря, что оно было достигнута с «согласия учёных» («иджмаа улема»). Как можно дать такой уровень – «согласия ученых» этой фетве, когда внутри страны два крупнейших религиозные организации ЦДУМ и СМР не согласились с данной позиции. Разве это не игнорирование их мнений?! Если изначально был дан курс – «Мы примем и обязуем других принять это», то это похоже на дела муътазилитов во времена Дамасских и Багдадских халифов, когда те, склонив в свою сторону правителей начали насаждать свою идеологию всем остальным, к каким трагедиям все это привело нам известно.

Скорее наличие некой экспертной комиссии, которая будет разносторонне исследовать вопросы и проблемы религиозной жизни людей и предлагать некие рекомендации, нужно для нашего сообщества. Однако, у них не должно быть полномочия принимать «окончательный приговор» не подлежащий обжалованию.

В свое время было отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на пресс-конференции 1 февраля 2007 г.: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться — и сегодня, и в будущем — и к тому, и к другому».

Если стало очевидно, что Грозненская конференция на данном этапе вызвала негодование у определенных последователей традиционной конфессий, а также многих богословов арабского мира, то, что же будет, если ее резолюции дадут ход для исполнения в стране. А это бесспорно приведет не только к некой напряженности внутри страны, но также и к охлаждению и ухудшению отношений между Россией и рядом мусульманских стран.

У какого региона есть опыт подходящий и для других?!

Если у наших братьев из Чечни есть навыки для борьбы с терроризмом и радикализацией, и они хотят поделиться опытом, то это не плохо. Однако, такие навыки должны пройти серьезные испытание временем, принести желаемый результат, которого увы мы не видим ни в одном регионе. Если такое удастся кому-либо, затем возникнет другой закономерный запрос – подойдет ли данный опыт для каждой местности?

Нет ваххабизма, есть только невежество и радикализм, а они среди всех слоев и групп населения

Радикально настроенные люди, особенно молодежь, всегда, во всех обществах были и будут. А что касается так называемого ваххабизма, многим тем, которые были и жили в арабских странах известно, что данная проблема под названием ваххабизм как таковой нет.

Есть группы, течения, радикально настроенные под разными другими названиями. Конечно, суть не в названии, а в нас самих, в нашей компетенции и методах борьбы. В конце концов, невозможно победить какую-либо идеологию только «полицейским методом» - запретом, запрет только усилит влечения к ней.

Надо признать, что в таком сложном деле – во влиянии на умы и сердца людей у нас не хватает знаний, опыта, мудрости и главное благородного сердечного отношения к другим. Всевышний Аллах в Своем Вечном назидании для всех времен говорит Своему Посланнику, мир ему, а через него нам всем:

«По милости Аллаха ты стал мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах». (Св. Коран 3:159) Как же подходит это и сейчас для всех нас!

И было отмечено в своих трудах покойным шейхом Мухаммад Садык Мухаммад Юсуфом, что на основе мазхаба «Ахлю с-Сунна-валь-джамаа» лежит стремление к чистой сунне и умеренному, срединному Исламу. Их путь – это распространение исламского просвещения, дух терпимости и братства, следуя во всем этом великим предкам «саляфам». Только так можно положить конец разногласиям и раскольничеству, устранить фанатизм, ересь и суеверия.

Теперь уже организаторам конференции должно быть понятно, когда вольно-невольно, страсти усилились, дальше нельзя продолжать в таком же настрое – обязывать остальных в подписании резолюции. Иначе дальнейшие попытки будут только усугублять обстановку и отношения между мусульманами нашей страны.

И в итоге, предположим, что каким-то путем или давлением духовные управления страны подписали ее вынужденно, принесет ли такое положения вещей нашей стране желаемого результата?


[1]Мухаммед аль-Авва. Интеллектуальный плюрализм – это врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Ислам в современном мире. Ежеквартальный научный альманах. Выпуск № 1-2 (25-26) 2012. Изд. «Медина».

[2]http://ikrima.livejournal.com/30852.html

[3]Мухаммед аль-Авва. Интеллектуальный плюрализм – это врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Ислам в современном мире. Ежеквартальный научный альманах. Выпуск № 1-2 (25-26) 2012. Изд. «Медина».

Равшан Турсунходжаев

onkavkaz