Раби-уль-авваль — третий месяц мусульманского лунного календаря

Раби-уль-авваль — третий месяц мусульманского лунного календаря

ربيع الأوّل‎ - Раби-уль-авваль — это третий месяц мусульманского лунного календаря

От предрассудков к свету Истины

Раби-уль-Авваль — наиболее значимый месяц в истории Ислама, так как в этот месяц человечеству была оказана милость в виде рождения Достопочтенного Пророка Мухаммада, салляллаху ‘алейхи уа саллям. До рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, не только Аравийский полуостров, но и так называемые цивилизованные народы Рима и Персии утопали во тьме невежества, предрассудков, тирании и беспорядков. Достопочтенный Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, пришёл с непреложной истиной Таухида (Единственности Аллаха), единственной верой, дающей твёрдую основу истинным знаниям, справедливости и миру. Эта была та самая вера, которая вывела человечество из невежества и предрассудков и распространила свет истинного знания по всему миру.

Исламские праздники

Таким образом, рождение Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, было наиболее важным и значительным событием в истории человечества. Если бы в Исламе было место празднованию дней рождения и годовщин, то день рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, несомненно заслуживал бы этого больше, чем день рождения кого бы то ни было еще. Однако это противоречит сути исламского учения. Поэтому, в отличие от иудаизма, христианства и индуизма, в Исламе существует очень небольшое количество праздников, которые представлены лишь двумя ежегодными Идами (Ид-уль-Фитр и Ид-уль-Адха). Даты двух Идов никак не связаны с днем рождения кого бы то ни было из выдающихся личностей исламской истории. Происхождение дат Идов также не связано ни с каким из исторических событий, произошедших в эти дни.

Оба Ида были предписаны для выражения благодарности Аллаху за счастливые события, происходящие ежегодно, из года в год. Первое такое событие — это исполнение и завершение поста в Рамадан, а второе событие — это исполнение и завершение хаджа, который также является видом богослужения, относящимся к пяти столпам Ислама.

Само празднование этих двух Идов также отличается от празднования неисламских праздников. Здесь нет никаких формальных процессий, особой иллюминации или каких-то иных действий, которыми выражают формальную радость. Вместо этого проводятся коллективные молитвы, люди в неформальной обстановке ходят друг к другу в гости, это то, что действительно может принести настоящее счастье, а не его формальное обозначение.

Без дней рождения

С другой стороны, Исламом не предписано празднование никаких дней рождения, независимо от того, насколько велик человек, родившийся в тот или иной день. Пророки Аллаха обладают самым высоким статусом среди всех людей. Но ни Достопочтенный Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, ни его благородные сподвижники никогда не отмечали дни рождения и годовщины. Даже рождение Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, явившееся самым счастливым днем для всего человечества, никогда не праздновалось ни самим Достопочтенным Пророком, салляллаху ‘алейхи уа саллям, ни его великими сподвижниками.

Поколение сподвижников Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, жило еще около века после него, но несмотря на их несравненную, глубокую любовь к Достопочтенному Пророку, салляллаху ‘алейхи уа саллям, они никогда не праздновали ни его день рождения, ни годовщину со дня его смерти. Вместо всего этого, они посвящали свои жизни продвижению Ислама, внедрению его учения в реальные дела, донесению его послания до всех уголков Земли и установлению исламского порядка во всех слоях общества.

Происхождение Рождества Христова

На самом деле, ни одна религия, считавшая, что имеет отношение к божественному откровению, никогда не предписывала празднование дней рождения выдающихся личностей. Этот обычай был распространён только у язычников. Даже Рождество, знаменитый христианский праздник посвящённый дню рождения Иисуса Христа, никак не упоминается ни в Библии, ни в раннехристианской литературе. Лишь в четвертом веке после вознесения Иисуса Христа Рождество было признано постоянным христианским праздником.

Ниже приведена цитата из энциклопедии Кольера:

«Точную дату рождения Христа определить невозможно. Ни Евангелия, ни какие бы то ни было надёжные источники данную информацию не приводят. Первые три века христианской эры, в Церкви были категорически против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются некоторые указания на то, что исключительно религиозное поминовение дня рождения Христа было включено в праздник Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании праздника в Египте приблизительно в 200 году н.э., и мы имеем определённые основания полагать, что он отмечался в различные даты в разных местах. После победы Константина Римская Церковь определила датой проведения праздника 25 декабря. Это случилось приблизительно в 320 или 353 гг. н.э. К концу IV века весь христианский мир праздновал Рождество в этот день, за исключением Восточных Церквей, которые праздновали его 6 января. Выбор 25 декабря в качестве дня праздника был вероятно обусловлен тем, что в этот день римляне отмечали митраический праздник бога Солнца, и тем, что Сатурналии также проводились в это время». (Энциклопедия Кольера. — Т.6, стр. 403. — 1984)

Похожее, но при этом несколько более подробное описание истоков Рождества, может быть найдено в энциклопедии «Британника»:

«Рождество не входило в число раннехристианских церковных праздников, и вплоть до V века не существовало единого мнения о его дате, о том, приходится ли оно на 6 января, 25 марта или 25 декабря. Наиболее раннее определение - 25 декабря, в качестве дня рождения Христа, находим в сообщении (без него об этой дате ничего неизвестно, и она бы считалась вероятно подложной) Феофила Антиохийского (ок. 180 г. н.э.), сохраненном на латыни в Магдебургских центуриях (I, 3, 118), в котором говорится, что галлы утверждали, что поскольку они праздновали день рождения Господа 25 декабря, то празднование Воскресения нужно проводить 25 марта. В почти наверняка подложном, вставленном позднее отрывке толкования Ипполита (ок. 202 г.) на Даниила (IV, 23) утверждается, что Иисус был рождён в Вифлееме в среду, 25 декабря в 42-ой год правления Августа, но он не упоминает о праздновании этой даты и, в действительности, подобный праздник противоречил бы общепринятым, в то время, воззрениям. И даже в 245 году Ориген (в гомилиях на Левит, VIII) отвергал идею о том, чтобы отмечать день рождения Христа, «будто он был царём-фараоном». (Британника. — Т.5, стр. 642. — 1953)

Эти две выдержки более чем достаточны для того, чтобы доказать следующее:

Празднование дней рождения изначально было языческим обычаем, который никогда не признавался ни Священными Писаниями, ни пророческими учениями.

Точная дата рождения саидны Исы неизвестна, и не может быть установлена.

В первые века христианства, празднование дня рождения Иисуса Христа не было признанной практикой.

Лишь в IV и V веке оно было признано в качестве религиозного праздника, и это также произошло под влиянием язычников, поклонявшихся богу Солнца.

Раннехристианские учёные (Ориген и др.) категорически отвергали поминовение дня рождения на основании того, что оно происходит от обычая язычников и идолопоклонников.

Исламские первоисточники

В исламских первоисточниках также нет никаких предписаний по празднованию дней рождения или годовщин со дня смерти. Многие сподвижники Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, умерли еще при его жизни. Его любимая жена, саида Хадиджа (радиаллаху анха) ушла из жизни в Мекке. Его любимый дядя, саидна Хамза (радиаллаху анху) был жестоко убит в битве при Ухуде. Однако Достопочтенный Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, никогда не отмечал их дни рождения и годовщины со дня их смерти, и никогда не говорил своим последователям праздновать свой собственный день рождения в Раби-уль-Авваль.

Что не так в этих празднованиях?

Причиной для отказа от подобных празднований является то, что они отвлекают людей от истинной сути исламского учения и направляют мусульман к исполнению лишь формальных обрядов. Поначалу подобные празднования могут проводиться с величайшим благочестием и исключительно ради проявления почтения к праведному человеку. Однако опыт показывает, что в подобных празднованиях в конечном итоге появляются элементы увеселения и ликования и, как правило, их начинают путать со светскими праздниками. Постепенно в такие празднования проникают светские и, как правило, греховные действия и обряды.

Преобразование Рождества

И снова будет уместно привести пример Рождества. Христианский праздник был введен для поминовения рождения Иисуса Христа и, несомненно, напоминания о его учении. Однако, как только данное событие признали праздником, в нем начинают появляться все более светские составляющие обычных праздников.

Достойна внимания следующая выдержка из энциклопедии «Британника»:

«В течение нескольких веков Рождество было исключительно церковным праздником, проводимым в виде религиозных богослужений. Но так как христианство распространилось среди людей на языческих территориях, к нему примешалось множество обычаев из зимнего солнцестояния, благодаря либеральной позиции Григория I и при участии миссионеров. Таким образом, Рождество приобрело как религиозный, так и светский оттенок в своем праздновании, стало временами благочестивым, а временами увеселительным».

В следующих абзацах «Британника» перечисляет те действия, которые были приняты в качестве обычаев празднования Рождества. Оттуда уместно будет привести следующую выдержку:

«Общенародное увлечение привело к тому, что увеселение стало частью празднования Рождества, несмотря на то, что упор был на его религиозную сторону… В специально разукрашенных огромных залах замков феодалов, чьё гостеприимство распространялось на всех их друзей, арендаторов и придворных, проходили пиршества, распевание песен, игры, танцы, маскарады, и все это, включая театр масок и пантомимы в исполнении лицедеев, было частью празднеств» (Британника. — Т.5, стр. 643. — 1953).

Этого достаточно, чтобы показать, как с виду невинный праздник почитания был превращён в светское празднество, в котором увеселение и получение удовольствия какими бы то ни было способами вышло на первый план, затмив все религиозные и духовные действия.

Полностью понимая данную сторону человеческой психологии, Ислам никогда не предписывал и не поощрял празднование дней рождения и годовщин, и в случае, когда подобные празднования рассматриваются как часть религии, они становятся полностью запрещёнными.

Завершенная религия

Во время прощального хаджа Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, были ниспосланы аяты Корана, в которых четко говорится (смысл): «Сегодня Я завершил для вас вашу религию» (Благородный Коран, 5:3).

Это означает, что всё учение Ислама было передано мусульманам посредством Священного Корана и Сунны Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Никто не может добавить к нему ничего в качестве части религии. То, что не было частью религии во время жизни Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, никогда не сможет стать частью религии. Подобные дополнения определены Достопочтенным Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, как бидгат.

Таким образом, соблюдение 12 раби-уль-авваля в качестве религиозного праздника не подтверждено ни одним из аятов Священного Корана и никаким из наставлений Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Если бы это было частью религии, то это бы было бы ясно предписано или же практиковалось Достопочтенным Пророком, салляллаху ‘алейхи уа саллям, и его благословенными сподвижниками, или, по крайней мере, их непосредственными учениками. Однако в первые века исламской истории не было ни единого примера празднования данного события. Лишь спустя множество веков [по мнению мауланы Юсуфа Людинави – в 604 г.х. Прим. Al-Balagh] некоторые цари начали отмечать двенадцатого раби-уль-авваля день рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, не имея на то достоверных религиозных доводов, и стали проводиться собрания под названием мавлид (или милад) на которых рассказывалась история о рождении Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям.

Разногласия по поводу даты

Почитание 12-го числа данного месяца как дня рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, — это не просто нововведение, не имеющее никакой основы в исламском учении. Даже соответствие этой даты настоящему дню рождения Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, тоже находится под большим сомнением. В различных хадисах приводятся различные даты, и большинство авторитетных учёных склонны считать, что Достопочтенный Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, родился 9 раби-уль-авваля. Это разногласие является ещё одним доказательством того, что почитание дня рождения не является частью религии, в противном случае эта дата была бы сохранена с абсолютной точностью.

Жизнь Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, несомненно является наиболее важным источником руководства для всех мусульман, и каждый мусульманин обязан познавать и изучать события его жизни, и следовать примеру, установленному им в каждом аспекте жизни. Рассказ о его праведной биографии (Сира) сам по себе является праведным делом, навлекающим на себя божественное благословение, однако, ни Священный Коран, ни Сунна не предписывают никакого особого времени или способа для этого. Это праведное дело должно осуществляться во все месяцы и во все времена. Месяц Раби-уль-Авваль не был выделен шариатом в качестве особого месяца для проведения таких собраний с целью поминовения рождения или жизни Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Таким образом, ограничивать собрания по изучению Сиры исключительно месяцем Раби-уль-Авваль, а также верить в то, что собрания, проводимые в этот месяц, достойны большей награды нежели подобные собрания в иное время года — это бидгат. В действительности, сподвижники Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, почитали память о жизни Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, в течение всего года и делали это не только изучая и донося его послание до других, но и следуя его образу жизни и поступая согласно его учению в каждом аспекте своей жизни — и это именно то, что требуется и ожидается от мусульман.

Однако мы ни в коем случае не подразумеваем, что собрания по изучению Сиры не должны проводиться в месяц Раби-уль-Авваль. Смысл заключается лишь в том, что они не должны ограничиваться лишь этим месяцем, и не должно быть убеждений, что шариат каким бы то ни было образом выделил важность проведения подобных собраний именно в этот месяц.

Проводя собрания, нужно также всегда помнить, что они должны быть в полном соответствии с нормами шариата. Мусульмане должны соблюдать шариат во всех своих делах. И, по крайней мере, в собраниях, проводимых в память о Достопочтенном Пророке, салляллаху ‘алейхи уа саллям, не должно быть ничего из того, что запрещёно шариатом.

Шариат и современные собрания по изучению Сиры

Как часто отмечается, в особенности в западных странах, люди проводят собрания по изучению Сиры, на которых мужчины и женщины сидят вместе, не учитывая требований хиджаба, предписанных шариатом. Очевидно, что подобные собрания противоречат учению Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Разве может собрание по изучению Сиры принести пользу, если в нем открыто нарушаются базовые правила шариата?

На некоторых собраниях нааты (поэмы) в память о Достопочтенном Пророке, салляллаху ‘алейхи уа саллям, декламируются женщинами перед мужской аудиторией, иногда даже с использованием музыки, что полностью противоречит предписаниям Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Проведение и участие в подобных собраниях однозначно запрещено шариатом, так как это не просто нарушение норм шариата, но и оскорбление святости Сиры Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям.

Все другие действия, зачастую практикуемые двенадцатого раби-уль-авваля, как например проведение шествий, сооружение имитационных гробниц Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, подсветка зданий и дорог, не предписаны никаким нормами Шариата. Напротив, такие действия основаны на осознанном или неосознанном подражании другим религиям. Никаких примеров подобных действий не было в раннеисламской эпохе.

Истинное послание Сиры

То, что по-настоящему важно в отношении Достопочтенного Пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, — это, в первую очередь, следование его учению, а во-вторых, донесение его праведной Сиры до каждого мусульманина, сохранение её в сердцах мусульман с раннего детства, обучение членов семьи с тем, чтобы они вели свою жизнь в соответствии с ней и почитали её как самый выдающийся пример человеческого поведения во всём мире за всю его историю — и всё это должно сопровождаться самой большой любовью и почтением, которые выражаются не какими-то формальными обрядами, а посредством настоящего следования Сунне. Это не может быть достигнуто посредством каких-то формальных процессий или освещения стен. Это требует постоянных и последовательных усилий и целенаправленной программы обучения и подготовки.

Муфтий Мухаммад Таки Усмани

darulfikr

Месяц Раби-уль-ауваль. Что мы знаем о нем?

В своей статье мне хотелось бы привести вам важные и интересные факты произошедшие в этом месяце. Все последующие события, так или иначе, тесно связаны с мусульманами и их историей. Не удивляйтесь тому, что все известные даты я буду привязывать к смерти той или иной личности. Обычно в мусульманских энциклопедиях указывая данные человека, в скобках обязательно пишут дату смерти, а не дату рождения. Связано это со словами пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!»

В истории Ислама были тысячи сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) и ученых, теперь их нет с нами рядом. Смерть обычного верующего является горем для семьи и родных. Но смерть ученого-богослова, верующего отдавшего себя целиком религии и народу – трагедия для всей Уммы. Давайте поближе узнаем имена достойных верующих, которых Создатель забрал к себе в месяц Раби-уль-авваль. Очень сложно написать обо всех ученых, приведу имена всего лишь десятерых рабов Аллаха, чьи знания принесли пользу всем разумеющим людям. Во главе списка стоит наш благословенный пророк (алейхиссалям).

1. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)

В 11 году по хиджре, 12-го числа месяца Раби-уль-авваль, в Лучезарной Медине скончался наилучший из творений Всевышнего Аллаха – пророк Мухаммад (Мир ему и благословения Аллаха).

Посланник Аллаха (алейхиссалям) родился в Мекке, сиротой, т.к. его отца Абдуллаха уже не было в живых. Согласно большинству мнению ученых, Амина, - мать пророка (алейхиссалям) родила будущего увещевателя 12-го числа месяца Раби-уль-авваль, т.е. в тот же день, в котором он умер. Опекуном младенца стал его дедушка по имени Абд уль-Муталлиб. После смерти дедушки, на воспитание пророка (алейхиссалям) взял родной дядя Абу Талиб – сын Абд уль-Муталлиба. Он был для Мухаммада (алейхиссалям) опорой во всех мирских делах.

Пророк (алейхиссалям) впервые получил Откровение в сорокалетнем возрасте. Через тринадцать лет после первого Откровения, Он (алейхиссалям) совершил переселение Хиджру из Мекки в Медину. Только так верующие могли основать первую полноценную исламскую общину в мире и сохранить веру. 20 числа месяца Рамадан, в восьмом году после Хиджры мусульмане смогли вернуться в Мекку и подчинить ее себе. Пророк (алейхиссалям) простил многим своим врагам и собственноручно разрушил каменные идолы. С тех пор, Ислам стал стремительно распространяться по всем уголкам света.

Все дети Пророка (алейхиссалям), кроме дочери Фатимы (да будет доволен ею Аллах) умерли при его жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прожил 62 года и умер в том же месяце, в котором родился, в месяц Рабиу аль-Авваль. Он захоронен в своем доме в Медине.

Ислам положил конец неравенству между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами. Ислам поставил точку межплеменным воинам, он объединил все народы и племена, все мусульмане стали братьями и сестрами по вере.

Ислам озарил средневековый мир светом справедливости и знаний. В мусульманских странах открывались университеты, ученые мужи совершали открытия в области химии, астрономии, медицины и математики. Христианские и иудейские общины проживающие в мусульманских странах могли свободно исповедовать свои религии, заниматься торговлей и участвовать общественной жизни.

Пришествие пророка Мухаммеда (алейхиссалям) изменило мир в сторону прогресса и взаимоуважения. Все мусульмане любят Посланника Аллаха больше всего, они стремятся следовать его созидательному учению. Ислам – это прежде всего мир, мир по отношению к себе, близким и окружающим.

2. Аль-Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах)

В 49 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался глава правоверных аль-Хасан ибн Али – внук пророка Мухаммеда (алейхиссалям). Он (да будет доволен им Аллах) был сыном дочери Посланника (алейхиссалям) Фатимы. Верующие присягнули ему в верности в день, когда умер его отец Али (да будет доволен им Аллах). В целях примирения между мусульманами он отказался от правления. После смерти, Хасана похоронили на кладбище «аль-Бакыйг» в Медине, рядом с его матерью Фатимой (да будет доволен ею Аллах).

3. Сулейман аль-Агмаш

В 148 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался Абу Мухаммад Сулейман ибн Михран аль-Кахили аль-Асади аль-Куфи. Из-за слабого зрения и постоянно слезящиеся глаза, он получил прозвище аль-Агмаш. С детства он обладал лучшей памятью и был надежным передатчиком хадисов, так им передано более 1300 хадисов. Абу Мухаммад встречался со сподвижником Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах) и известными табиинами (те кто видели пророка,алейхиссалям и скончались будучи мусульманами). От него пересказывали хадисы Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Суфьян ибн Уйайна Шуба ибн ал-Хаджжадж и многие другие.

- Абу Мухаммад в течение 70 лет в течение семидесяти лет не опаздывал к началу обязательной молитвы в мечети!

4. Абдуррахман аль - Аузаи

4. В 157 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался имам Абу Амр Абдуррахман ибн Амр аль-Аузаи. Этот ученый был известным мусульманским факихом и богословом. В ту пору на территории Шама не было более знающего человека чем Абу Амр. Говорят, что он смог дать аргументированные ответы на 70 000 богословских вопросов. Аль-Аузаи обучался у Аты ибн Абу Рабаха, Абу Джафара аль-Бакира, Амра ибн Шуайба, Макхула, Катады, аз-Зухри и многих других табиинов. От его имени знания передавали следующие улемы: Абдуллах ибн аль-Мубарак, Суфьян ас-Саури, Шугба ибн ал-Хаджадж, Малик ибн Анас, Абу Исхак аль-Фазари и Исмаил ибн Айяш и др.

Аль-Аузаи был настолько богобоязненным верующим, что ежедневно до молитвы «Зухр» совершал несколько сот ракаатов дополнительных намазов. Незадолго до своей смерти он раздал личное имущество бедным. Аль-Аузаи умер недалеко от Бейрута, его похоронили в районе под названием «Хантус». На похоронах учёного собралось несколько тысяч верующих. В знак признательности проводить его в последний путь также вышли христиане, иудеи и копты Бейрута.

5. Малик ибн Анас

В 179 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался основатель «Маликитской» богословской школы Абу Абдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи.Малик с детства обучался религиозным знаниям. Его родной дядя Абу Сухайль Нафи считался знатоком Священного Корана, а дедушка передатчиком хадисов. Учителей у Малик было множество, известные из них Рабиг ибн Абд ар-Рахман, Абу Хазим и Ибн Шихаб аз-Зухри. Он также обучался у Джафара ас-Садика. Вскоре он превратился в крупнейшего улема в Лучезарной Медине. В мечети Посланника Аллаха он проводил лекции для сотен учеников, имамы Аш-Шафии и Мухаммад аш-Шайбани относятся к их числу.

Малик ибн Анас автор более десяти книг. На составление и структурирование сборника с хадисами «аль-Муватта» он потратил около 40 лет. Маликитский мазхаб распространился в Андалусии и Северной Африке. Имам похоронен в Медине.

6. Абу Юсуф аль-Куфи

В 182 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался известнейший имам и «кади» Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари аль-Куфи. Абу Юсуф в течении 15 лет обучался религии у основателя богословской школы Абу Ханифы. Этот ученый был верховным судьей в Багдаде при трех халифах: аль-Махди, аль-Хади и Харун ар-Рашиде. Абу Юсуф известен своими богословскими трудами по мусульманскому праву (фикху) и основам фикха (усуль аль-Фикх). Из всех четырех школ ханафитская школа нашла большее распространение, во многом благодаря трудам Абу Юсуфа. Его блестящая книга по мусульманской экономике и налогам «Китаб аль-Харрадж» признан всеми улемами и изучается во многих исламских учебных заведениях. Абу Юсуф умер в Багдаде.

7. Аббас ибн Сурайдж аль-Багдади

В 235 г.х. Раби-уль-авваль скончался ученый шафиитской школы Абуль Аббас Ахмад ибн Умар ибн Сурайдж аль-Багдади. Его еще называют обновителем третьего столетия «мужаддидом». Он являлся судьей Шираза и написал более 400 трудов по богословию. Абуль Аббас похоронен в Багдаде.

8. Ахмад ибн Ханбаль

В 241 г.х. в месяце Раби-уль-авваль в возрасте 77 лет скончался основатель «Ханбалитской» богословской школы Абу Абдалла Ахмад ибн Ханбаль. Еще в детстве у него умер отец, его воспитанием занималась мать. Несмотря на материальные лишения, она побуждала ребенка проявлять усердие в учебе. Он с детства изучал фикх и хадисы, встречался с кадием Абу Юсуфом и имамом Аш-Шафии. Через несколько лет его авторитет вырос настолько, что ученые-хадисоведы того времени стали говорить: «Хадис, который не знает имам Ахмед, не является хадисом». Халиф аль-Мамун вместе с придворными улемами стал насильно насаждать в государстве ложные мугтазилитские идеи, например догмат о сотворенности Корана. Ахмад ибн Ханбал выступил против еретических взглядов халифа, за что в дальнейшем оказался в тюрьме. Вскоре у власти оказался другой халиф - аль-Мугтасым. Именно он дал добро на бичевание Ахмада. В течении двух лет его избивали и уговаривали отказаться от вероубеждений. Имам проявлял терпение и не отказывался от своих слов. Затем имама выпустили на свободу. Халиф запретил ему покидать пределы дома и преподавать хадисы. Наконец к власти пришел халиф аль-Мутаваккиль, он стал искоренять идеи мугтазилизма.

Ахмад ибн Ханбаль автор известного и многотомного сборника изречений пророка (алейхиссалям). Сборник носит название «Муснад» и включает в себя более 30 000 хадисов. Известный мухаддис аль-Бухари является его учеником. Имам Ахмад похоронен в Багдаде.

9. Абдул – Карим аль-Кушари

В 376 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался ученый, один из классиков суфизма Абуль-Касим Абдул-Карим ибн Хавазан аль-Кушайри. Он обучался у известных богословов, среди которых были Абу Исхак аль-Исфараини, Абу Бакр ат-Туси, Аби Бакра бин Фурак итд. Преподавал фикх, тафсир и хадис. Написал около тридцати трудов по богословию, его трактат «ар-Рисала фи ильм ат-тасаввуф» до сих пор служит пособием для суфиев. Он скончался 465 году в Нишапуре.

10. Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби

В 388 г.х. в месяце Рабиу аль-Авваль скончался Абу Сулейман Хамд ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Хаттаб аль-Хаттаби. С раннего детства Хамд стремился к богословским знаниям. Он учился в Багдаде, в Басре и в Мекке, уделял большое внимание хадисам и арабскому языку, написал множество трудов. К известным его трудам можно перечислить книги: «Аглямуль хадис» – толкование сборника достоверных хадисов имам аль-Бухари, «Маалиму ссунан фи сунани Аби Дауд» – книга толкования сборника хадисов Абу Дауда. Имам аз-Захаби перечислил Хамда к хафизам. Ученый умер в городе Буст.

Мои размышления

Раби-уль-авваль месяц, в котором родился и умер пророк Мухаммед (алейхиссалям). Лично меня одолевает грусть, ибо пророк (алейхиссалям) умер именно в Раби-уль-аввале. Вспоминаю слова одного устаза: - «Если было бы возможным сейчас оказаться рядом с пророком, за это мы отдали бы все богатство!». Хвала Аллаху, Он не оставил нас беспомощными! У нас много книг, которые содержать тысячи назиданий и наставлений пророка (алейхиссалям)! Когда читаете его слова – хадисы, представьте, что он сидит рядом с вами! Мы имеем достоверные знания от пророка (алейхиссалям), их нужно изучать и радоваться! Я помню, как 10 летний мальчик, - сын моего учителя по фикху выучил наизусть сборник хадисов имама Муслима. Отец в честь этого события устроил меджлис, накрыл трапезный стол, собрал родных и близких. Вот она настоящая, искренняя любовь по отношению к пророку Мухаммеду (алейхиссалям)! Пусть Всевышний Аллах сделает нас из числа тех, кто любит Его пророка (алейхиссалям)!

В конце воздаю всю хвалу Всемогущему Аллаху, воистину Он - знающий, мудрый!

Мунир Беюсов

dumrf

Люди по-разному понимают слово «маулид» и вкладывают в него разный смысл

Тот «маулид», о котором пойдет речь, означает совершение особенных религиозных обрядов в течение ночи на 12 число лунного месяца Раби-аль-авваль. Среди этих обрядов наиболее распространено поверье, что нужно собраться после ночного намаза в мечети или в доме одного из мусульман, затем всю ночь совершать молитвы, всем вместе читать специальные мольбы или избранные аяты из Корана, слушать песни, стихи и салаваты, посвященные Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

Действительно, ничего из указанных мероприятий мусульмане не должны совершать ни в 12-ую, ни в любую другую ночь месяца Раби аль-авваль. Объясним, почему.

Во-первых, о праздновании маулида ничего не сказано в Коране и ничего в Сунне. Кроме того, ни от одного сподвижника, а также их учеников-табиев не рассказывается ничего, что указывало бы на то, что они праздновали в месяце Раби-аль-авваль день рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или каким-либо образом отмечали этот месяц. И здесь нужно вспомнить все то, что мы говорили ранее о необходимости следования Корану и Сунне, сверяя это с практикой ранних мусульман. Разве их религия не была права? Как могли они не знать о том, что маулид, оказывается, это величайший мусульманский праздник? Если бы в праздновании маулида действительно была награда-саваб, разве они не стремились бы участвовать в этом празднике? И если мы ответим на эти вопросы, что религия ранних мусульман была абсолютно права, что они лучше нас знали, когда и какие религиозные праздники нужно проводить, и если бы они знали о том, что в Исламе существует праздник под названием «Маулид», то опередили бы нас в стремлении заработать награду-саваб за его совершение, тогда мы должны сказать, что и у поздних мусульман не должно быть таких мероприятий. Правильно сказал имам Малик (основатель маликитского мазхаба): «Все, что для ранних мусульман не являлось частью религии, не должно считаться таковым и сегодня» («Аль-Игтисам», 1/64).

Во-вторых, что известно о празднике маулид в традиционном для России ханафитском мазхабе? Ответ прост: ничего. Ни имам Абу Ханифа, ни его ближайшие ученики ничего не сказали, что мусульманам следует проводить маулид. В наше время большинство книг ранних ханафитских имамов переизданы, а некоторые даже переведены на русский язык. В частности, в вопросах вероучения это книги «аль-Фикх аль-Акбар» и «Акида ат-Тахавийя», а в области религиозной практики это «Подарок факыхам» и работа нашего современника «Ханафитский фикх в новом обличье». В этих книгах, а также остальных источниках ханафитского мазхаба, мы узнаем, что в Исламе существует праздник Разговения (Ийд аль-Фитр), праздник Жертвоприношения (Ийд аль-Адха), то, что пятничную молитву иногда называют Праздником. Но ничего не говорится о том, что в Исламе есть праздник под названием Маулид.

В-третьих, откуда же повелось празднование дня рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха? Мусульманские историки единогласно утверждают, что первыми поступать так начали шииты во времена существования Убайдитского (Фатимидского) государства. В частности аль-Макризи в «Аль-Хутат» сказал: «Фатимидские правители ввели множество праздников, среди которых были и день рождения Пророка, и день рождения Али ибн Абу Талиба. Помимо них также отмечались дни Хасана и Хусейна, день Фатымы и т.д.». Затем, когда султан Салахуддин аль-Айюби (герой сражений с крестоносцами) разгромил фатимидов и изгнал их из Египта, все те праздники были отменены. Однако спустя некоторое время султан аль-Музаффар Абу Саид Кукабри, бывший наместником города Эрбиль (на территории Ирака), увидев, что некоторые люди продолжают тайно проводить этот праздник в своих домах, решил отменить запрет и сделать его общим праздником. Он велел поставить шатры, в которых в течение всего месяца Раби аль-авваль раздавали продукты и подарки. Так этот праздник стал отмечаться ежегодно, о чем свидетельствуют такие историки, как Ибн Касир (сконч. в 774 г.х.), аль-Калякшанди (821 г.х.), аль-Макризи (845 г.х.). Стоит отметить, что события эти произошли в 6-ом веке по хиджре, то есть через шесть столетий после Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Вот по этой причине мы не находим упоминания о маулиде ни в Коране, ни в Сунне, ни в практике ранних мусульман из числа сподвижников и имамов-основателей мазхабов.

В-четвертых, как отреагировали мусульманские ученые на появление этого ежегодного праздника? Нужно сказать, что некоторые великие ученые (среди которых Ибн Хаджар (852 г.х.), ас-Сахави (902 г.х.), ас-Суюти (911 г.х.)) одобрили это празднование. Однако их решение было основано на убеждении о том, что новшества в религии бывают двух видов – одобряемые и порицаемые. Эти ученые прямо указывали, что маулид – это новшество, которого не было у праведных предшественников, однако это новшество они по своему рассуждению считали одобряемым и потому разрешали его. Так, Ибн Хаджар сказал: «В основе мавлида Пророка — нововведение, так как в первые три века Ислама саляфы не праздновали его. Однако этот праздник вбирает в себя столь много позитивного, что мы относим его к одобряемому нововведению (бида хасана)».

И здесь следует несколько слов сказать о том, что является порицаемым новшеством. Таковым считается новшество, касающееся религии, ее вероучения или религиозных обрядов. Иными словами, такие современные новинки, как телефоны, автомобили и т.п. не считается по Исламу осуждаемым новшеством, потому что никак не затрагивает основ нашей религии. Все эти новинки считаются разрешенными. Но совсем другое дело – новшества, «покушающиеся» на целостность Ислама, его неизменность, пытающиеся исказить учение Ислама. К таким порицаемым новшествам относятся, к примеру, отрицание того, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, является последним пророком или вера в то, что Коран был искажен после смерти Пророка и т.д.

Увидев, что маулид все сильнее стал укореняться в религиозной обрядности мусульман, то есть, стал напрямую затрагивать религию и вероучение, а помимо позитивного на нем стало происходить и много негативного, некоторые ученые отказались считать его «одобряемым новшеством».

Так, например, Ибн аль-Хадж (737 г.х.), ученый из маликитского мазхаба, сказал: «В числе того, что было привнесено в религию из новшеств – это мероприятия маулида в месяце Раби аль-авваль, хотя его сторонники считают эти мероприятия наилучшим поклонением. На самом же деле, в них присутствует много нововведений и совершается много запретного» (Мадхаль, 1/480).

А вот что сказал по поводу маулида известный в свое время ученый из ханафитского мазхаба Мухаммад Анвар-шах аль-Кашмири (1352 г.х.) из Индии: «Упомянутый нами хафиз Ибн Дихья – это автор книги «Ат-Танвир…», написанной им в поддержку маулида. Но нужно сказать, что маулид распространился только около 600-го года в эпоху султана города Эрбиль. Однако этот маулид не имеет никакого основания в пречистом Шариате! Так что не гоже такому ученому, хафизу, знатоку хадисов писать книги об этом новшестве (бид’а)» (Аль-Урф аш-шазий шарх сунан ат-тирмизи, 2/37).

Обратите внимание, что ханафитский ученый оценил маулид как новшество (бид’а)

Кроме того, возвеличивать Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и проявлять свою любовь к нему можно и другими способами, а именно – изучать его Сунну и жизненный путь, знать его религию, как он поклонялся, как жил и т.д. То же самое касается и произнесения салаватов для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не следует ограничиваться только одной ночью, а нужно ежедневно совершать все положенные намазы, ведь в каждом намазе мы читаем салават для Пророка. Поэтому все мы знаем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, родился в месяце Раби аль-авваль, однако радоваться его рождению мы должны не лишь один день в году, а ежедневно. Очевидно, что последнее является более сильным доказательством нашей любви к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.