Пятничные богослужения дома из-за закрытых мечетях
بسم الله الرحمن الرحيم
Совершается ли пятничная молитва дома, если мечети закрыты?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
В связи с тем, что во многих странах, включая и исламские, по причине коронавируса мечети были закрыты, а пятничные молитвы в них не совершаются, мусульмане всё чаще стали задаваться вопросом: «Можно ли совершать пятничную молитву в домах со своей семьёй или друзьями, или же следует делать просто обеденную молитву в четыре рака’ата?»
По причине актуальности этого вопроса в наши дни хотелось бы ознакомить мусульман более подробно со словами учёных и их аргументами по данной теме, чтобы человек понимал, на что он опирается в том или ином своём поступке и тем самым следовал наставлению Всевышнего Аллаха, который сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них» (39: 17-18).
Кратко о величии, обязательности и достоинствах пятничной молитвы и пятницы
Воистину, пятничная молитва занимает великое положение в религии Ислам, и она является важнейшим из числа внешних проявлений обрядов Ислама (ша’аир). Она является обязательной согласно Корану, Сунне и единогласному мнению учёных: Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62: 9).
Со слов Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного». Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 4/483, «Фатхуль-Бари» 5/327, «Иршад аль-факъих» 1/190, «Сахих аль-Джами’» 3111.
Имамы Ибн аль-Мунзир, Абу Бакр ибн аль-‘Араби и Ибн Къудама сказали: "Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!" См. «аль-Иджма’» 8, «‘Аридатуль-ахуази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.
А за оставление пятничной молитвы без шариатской причины установлены суровые наказания:
Со слов Абу Хурайры и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что они слышали, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает их сердца, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)». Муслим 856.
Со слов Абу-ль-Джа’да ад-Дамри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению пропустит три пятничные молитвы!» Ахмад 3/424, Абу Дауд 1052, ат-Тирмизи 500, Ибн Маджах 1125. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 6143.
Со слов Усамы ибн Зейда и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани в "аль-Кабир" 422, аль-Байхакъи в "Шу’аб аль-иман" 3006. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 6144.
Что же касается великих достоинств, связанных с пятницей и пятничной молитвой, то их очень много, но достаточно в качестве примера процитировать лишь несколько хадисов:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший день, в который восходит солнце, это пятница! В этот день был сотворён Адам, в этот день он был низведён из Рая, в этот день было принято его покаяние, в этот день он умер, и Судный Час наступит в пятницу. Нет творения Аллаха, которое со страхом не ожидало бы наступления Часа в пятницу с восхода солнца, пока оно не взойдёт, кроме джиннов и людей. И в пятницу есть час, в который, если совпадёт мольба раба Аллаха, обращающегося к Аллаху во время молитвы со своей нуждой, Аллах обязательно дарует ему это». Малик 1/133, Ахмад 2/486, Абу Дауд 1046, ат-Тирмизи 491. Хадис достоверный. См. "Сахих Сунан Аби Дауд" 961.
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах в День воскрешения соберет дни, придав им образ. И Он явит пятничный день ярким и светящимся для тех, кто был его приверженцем (соблюдавшим установления пятничного дня). Люди соберутся вокруг него, подобно тому, как собираются вокруг невесты, которую ведут к её возлюбленному. Он будет освещать их, а они будут передвигаться, находясь в его свете. Цвет их будет подобен белому снегу, от них будет исходить приятный запах, словно мускус, и они будут переходить горы из камфора, а на них будут взирать люди и джинны, не моргая глазами от удивления, пока те не войдут в Рай. И не присоединится к ним никто, кроме муаззинов, которые (произносили азан), надеясь на награду (от Аллаха)». Ибн Хузайма 1635, аль-Хаким 1/277, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 3041. Имам аль-Къуртуби, хафиз аль-Мунзири, хафиз ад-Думьяты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. "ат-Тазкира" 1/500, "Матджару-ррабих" 418, "Сахих ат-таргъиб" 698.
Со слов Ауса ибн Ауса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто тщательно совершил полное омовение в пятницу, затем отправился на пятничную молитву пораньше, чтобы застать проповедь, и шёл в мечеть пешком, а не верхом; приблизился к имаму, слушал проповедь внимательно, не отвлекаясь, то запишется ему за каждый его шаг награда, как за совершение ночных молитв и соблюдение поста в течение года». Ахмад 4/8, ат-Тирмизи 496, Абу Дауд 435, Ибн Маджах 1087. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы аль-Ауза’и, ат-Тирмизи, аль-‘Укъайли, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, аль-Байхакъи, аль-Багъауи, ан-Науауи, аль-‘Иракъи, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. "аль-Кабир" 462, "аль-‘Иляль" 1/246, "" "Нейль аль-аутар" 1/296, "Тахридж Джами’ аль-усуль" 7106.
Хафиз Абу Зур’а аль-‘Иракъи сказал: "Я не знаю хадиса достоверней, в котором бы упоминалась многочисленная награда, несмотря на маленькое деяние, чем этот хадис". См. "Фатх аль-Мугъис" 3/189.
Мула ‘Али аль-Къари сказал: "Некоторые имамы говорили: «Мы не слышали в Шариате достоверного хадиса, который включал бы в себя подобную награду!» Это усиливает то, что следует опираться на этот хадис, чтобы заслужить такую надежду". См. "Тухфатуль-ахуази" 3/15.
Поэтому передаётся, что имам таби’инов – Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: "Пятничная молитва для меня любимей, чем добровольный Хадж". См. "Фатхуль-Бари" 1/175, "аль-Люм’а фи хасаис аль-джуму’а" 20.
О том, что пятничная молитва совершается как в исламской стране, так и в стране неверия; как при наличии халифа мусульман, так и при его отсутствии; как в соборной мечети, так и в любом месте; как в городах, так и в деревнях
Пятничную молитву следует совершать везде, где она совершается, в любое время и в любом месте, несмотря на разногласие среди факъихов по следующим вопросам:
- «Является ли пятничная молитва обязательной лишь при наличии на земле всеобщего халифа мусульман?»
- «Является ли условием пятничной молитвы исламская страна, и правомочно ли её совершение в стране неверных?»
- «Является ли соборная мечеть условием для пятничной молитвы и можно ли её совершать в местностях, где нет мечетей?»
- «Совершается ли пятничная молитва только в городе в общей соборной мечети и не совершается в деревнях?»
На все эти условия нет никаких указаний ни в Коране, ни в пророческой Сунне. Напротив, сподвижники совершали пятничную молитву в Медине ещё до переселения в неё Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и до того, как она стала впоследствии исламской землей; как и совершали пятничную молитву в Бахрейне ещё до того, как она стала исламской землёй.
‘Абду-р-Рахман ибн Ка’б рассказывал, что когда его отец – Ка’б ибн Малик слышал призыв на пятничную молитву, он просил у Аллаха милости для Ас’ада ибн Зурары (да будет доволен ими Аллах). Тогда он спросил отца: "О отец, почему каждый раз, как ты слышишь азан на пятничную молитву, ты обращаешься с мольбой за Ас’ада ибн Зурары?" На это он ответил: "Потому что он был первым, кто сделал с нами пятничную молитву до переселения Посланника Аллаха из Мекки (к нам в Медину), проведя её в долине Набит, в племени Бану Баяда в месте, именуемом «Накы’ аль-хадамат»". ‘Абду-р-Рахман спросил: "И сколько вас было человек в тот день?" Ка’б ибн Малик ответил: "Сорок". Абу Дауд 1069, Ибн Маджах 1082. Хафиз аль-Байхакъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим. См. "ас-Сунан аль-кубра" 3/177, "ат-Тальхыс" 2/56, "Сахих Сунан Аби Дауд" 980.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Поистине, первая пятничная молитва (в Исламе), которая была совершена после пятничной молитвы в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была пятничная молитва, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайса". аль-Бухари 892.
Сообщается, что когда Абу Хурайра был отправлен в Бахрейн во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен ими Аллах), они написали ‘Умару, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он ответил им: "Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были". Ибн Аби Шейба 1/204. Имам Ахмад, хафиз аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. "аль-Мугъни" 3/209, "Ма’рифа ас-Сунан" 4/323, "ас-Сильсля ад-да’ифа" 2/318.
Этот асар имам Ибн Аби Шейба привёл в главе, которую назвал следующим образом: "О том, кто считал, что пятничная молитва совершается в деревнях и иных местах". См. "аль-Мусаннаф" 1/204.
Имам Ибн Къудама сказал: "Пятничная молитва из числа обязанностей, возложенных на каждого дееспособного и совершеннолетнего мусульманина, и нет для её совершения такого условия, как дозволение правителя мусульман, подобно тому, как не требуется дозволение правителя для совершения обеденной молитвы, ибо пятничная молитва по своему положению подобна прочим обязательным молитвам. А что касается упомянутого единогласного мнения, что эта молитва всегда совершалась только с дозволения правителей, то это не является достоверным. Поистине, люди совершали пятничные молитвы в деревнях без чьего-либо одобрения. И потом, даже если это является достоверным, что пятничная молитва не совершалась без правителей, то это указание на то, что было именно так, а не то, что запрещено её совершать без этого. Это подобно совершению Хаджа под руководством правителей мусульман, однако подобное не является условием самого Хаджа". См. "аль-Мугъни" 2/32.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан, говоря о вопросе условия для пятничной молитвы, как наличие правителя мусульман, сказал: "Нет у этих слов никакой опоры на знание. Нет ни в Книге Аллаха Всевышнего, ни в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) даже одной буквы, указывающей на это условие". См. "ар-Раудату-ннадия" 1/135.
Спросили учёных Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Есть молодые ребята, которые не совершают пятничной молитвы, а совершают вместо неё обеденную молитву в четыре рака’ата, по причине того, что нет условия пятничной молитвы, а это – всеобщий правитель мусульман (халифа)». Они ответили: "Эти люди допустили ошибку, оставив пятничную молитву! Наличие халифы или же его разрешение, не является у ахлю-Сунна уаль-джама’а условием обязательности пятничной молитвы или же её принятия". См. "Фатауа аль-Ляджна" 8/187.
Также ученых Постоянного комитета спросили: «Является ли совершение пятничной молитвы обязательным в стране неверных?» Они ответили: "Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам, проживающим в городе или деревне, совершение пятничной молитвы. И нет в Шариате никакого достоверного довода на то, что совершение пятничной молитвы обязательно только в исламской стране, а не в стране неверных. Для всех мусульман, проживающих в странах неверных, обязательным является совершение пятничной молитвы, если есть условия для её совершения". См. "Фатауа аль-Ляджна" 8/186.
Шейх аль-Альбани говорил: "Когда я был в Британии во время Рамадана в 1396 году по хиджре, меня обрадовало то, как мусульмане Лондона совершают пятничные и праздничные молитвы. Некоторые из них совершают джуму’а в домах, которые они купили или же сняли в аренду, которые они превратили в молебны (мусалля). Они совершают в них пятикратные и пятничные молитвы. И я сказал себе: «Как прекрасно поступают эти люди, которые оберегают эти великие обряды поклонения в этой стране неверных!»" См. "ас-Сильсиля ад-да’ифа" 2/318.
Причины, которые снимают обязанность посещения пятничной и коллективной молитвы
Следует отметить, что среди причин, дозволяющих не посещать пятничные и коллективные молитвы, даже если человек проживает рядом с мечетью, есть такие, относительно которых были единогласны все учёные, а есть и такие в отношении которых они разногласили. Эти причины можно разделить на общие, и частные. Например, из числа общих причин, дозволяющих не посещать пятничную молитву – это сильный дождь, ветер и холод, а также и прочие стихийные бедствия.
‘Абдуллах ибн аль-Харис рассказывал: "В один из дождливых дней (в пятницу) Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал муаззину: "После того, как произнесёшь слова: «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах» (Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха), не говори: «Хайя ‘аля-ссаля» (Спешите на молитву), однако скажи: «Саллю фи буютикум» (Совершайте молитву в своих домах)". Когда же ему показалось, что люди не одобряют его поступок, он сказал: "Так поступил тот, кто был лучше меня (Пророк)! Поистине, пятничная молитва является обязательной, однако я не хотел вас обременять, так как вам пришлось бы ходить по грязи и слякоти". аль-Бухари 901, Муслим 699.
Что же касается частных причин, дозволяющих не посещать пятничную молитву, то среди них болезнь, уход за больным, и т.п., а также страх за себя, своё имущество и свою семью.
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто слышал призыв на молитву (азан) и не было у него причины, чтобы не отозваться на призыв, то не будет принята его молитва». Когда же его спросили: "А что является «причиной»?" Он ответил: «Страх или болезнь». Абу Дауд 551, ад-Даракъутни 1576, аль-Байхакъи 5249.
Учёные разногласили в достоверности этого хадиса, несмотря на то, что принимали его смысл.
Шейх аль-Альбани, посчитав слабым этот хадис, назвал достоверным другую его версию, в которой сказано в общем:
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто слышал призыв на молитву (азан) и не отозвался, то нет у него молитвы, если только у него нет оправдания». Ибн Маджах 793, Ибн Хиббан 426, аль-Хаким 1/245. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 6300.
Также некоторые имамы говорили, что в действительности эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, а не Пророку (мир ему и благословение Аллаха). См. "аль-Ахкам ас-сугъра" 172, "Иршад аль-факъих" 1/167, "Булюгъ аль-марам" 2/27.
В любом случае, учёные говорили о том, что оставление посещения пятничных и коллективных молитв в случае страха, является оправданием.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани в "аль-Кабир" 422, аль-Байхакъи в "Шу’аб аль-иман" 3006. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 6144.
Упомянув этот хадис, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: "Что касается его слов: «без причины», то причинами может быть всё, что препятствует посетить пятничную молитву, как то, что наносит ему вред, будь это страх перед врагом, или несправедливым правителем, сильный непрерывный дождь, постельная болезнь, и тому подобное". См. "ат-Тамхид" 16/243.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Обязательность совершения пятничной молитвы спадает по многим причинам, из числа которых страх за свою жизнь и имущество". См. "Фатхуль-Бари" 8/67.
Имам Ибн Къудама сказал: "Из числа причин, дозволяющих оставление пятничной и коллективной молитвы – это страх, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Причина – страх или болезнь». И страх бывает трёх видов: Страх за себя, страх за своё имущество и страх за свою семью". См. "аль-Мугъни" 2/252.
Имам аль-Мардауи сказал: "Больной человек имеет оправдание за оставление пятничной и коллективной молитвы без разногласий. Также имеет оправдания тот, кто оставил эти молитвы из-за страха заболеть". См. "аль-Инсаф" 2/291.
Следует отметить, что если человек не обязан идти на пятничную молитву из-за дождя и слякоти, как об этом упоминалось в хадисе Ибн ‘Аббаса, то он тем более не обязан идти на неё при страхе за себя и свою жизнь, испытывая опасения умереть или заразиться какой-либо болезнью.
Мнения учёных и их аргументы относительно совершения пятничной молитвы дома в случае закрытия мечетей или иных причин
Итак, после этого небольшого введения, усвоив то, что пятничная молитва является обязательной для мусульман, независимо от места их проживания, наличия халифа, соборной мечети и т.п., встаёт следующий вопрос: «Если в городах и деревнях, где мусульмане совершают пятничные молитвы в мечетях, произошли какие-либо события, повлекшие закрытие или оставление мечетей как, например:
- война, когда мусульмане вынуждены совершать молитву «страха» (салятуль-хауф);
- или какая-либо эпидемия, когда люди пребывают в изоляции дома, в больницах и т.п.;
- или когда группа мусульман находятся в тюрьмах;
- или правитель-тиран, который затягивает пятничную молитву так, что выходит её время, как это было во времена саляфов;
и прочие причины, ставшие препятствием для исполнения пятничной коллективной молитвы, то является ли правомочным делать пятничную молитву дома, скажем, с членами семьи, с соседями, друзьями и т.п.?»
Следует отметить, что по этому поводу понимание учёных разделилось. Некоторые учёные сказали, опираясь на то, что для совершения пятничной молитвы не требуется какого-то конкретного количества мусульман, мечети или халифа, что они должны делать в пятницу именно пятничную молитву, а не обеденную, если на это есть возможность. И в этом они опирались на общие тексты Корана и Сунны, которые повелевают совершать пятничную молитву и не делают каких-либо исключений для этого. Также они опирались на некоторые асары от саляфов:
‘Амир ибн Шакыкъ сказал: "Шакыкъ повелевал нам, чтобы мы совершали пятничную молитву в наших домах, а уже затем отправлялись в мечеть, потому что аль-Хадджадж затягивал время молитвы". ‘Абду-р-Раззакъ 2/386, Ибн ‘Абдуль-Барр в "ат-Тамхид" 5/355.
Салих – сын имама Ахмада сказал: "Я спросил отца о молитве в пятницу, если они (правители) будут выпускать её время, и он ответил: «Следует совершить её в своё время, а потом молиться за имамом»". См. "Масаиль Салих" 54.
Поэтому упомянув пророческий хадис: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву», Къады Абу Я’ля аль-Ханбали сказал: "И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сделал различия между пятничной молитвой и иными обязательными молитвами, и имам Ахмад взял внешнее понимание этого хадиса касательно пятничной молитвы". См. "ат-Та’ликъ аль-кабир" 3/282.
Говоря о совершении пятничной молитвы больным, Ибн Хазм сказал: "Пятничная молитва подобна прочим обязательным молитвам. И если человек, имеющий шариатскую причину (не пойти на пятничную молитву) совершит её с женой, то он делает её в два рака’ата подобно тому, как если бы пятничную молитву совершали бы женщины в мечети". См. "аль-Мухалля" 3/259.
Что же касается большинства учёных, то они сказали, что в таких случаях пятничная молитва спадает, ибо не узаконено совершать её отдельными группами по домам, поскольку это обрядовое коллективное поклонение! И если у мусульман той или иной местности нет возможности совершать коллективно пятничную молитву со всеми, как это происходит в наши дни из-за закрытия мечетей по причине коронавируса, то они совершают вместо неё обеденную молитву, а не пятничную в два рака’ата. В качестве аргумента они опирались на то, что учёные единогласны в том, что пятничная молитва не является узаконенной для мусульман, находящихся в тюрьмах, каковым бы ни было их количество. А раз пятничная молитва не узаконена для общины мусульман, находящихся в тюрьмах, то тем более она не узаконена для отдельных мусульман, совершающих её в домах маленькими группами.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Смысл пятничной молитвы в проявлении внешнего религиозного обряда Ислама, а подобное возможно (в полной мере) в исламской стране, и именно поэтому пятничная молитва не совершается в тюрьмах, даже если количество заключённых будет достигать сорока человек. И неизвестно относительно этого вопроса разногласия среди учёных. И из числа тех, кто говорил об этом: аль-Хасан (аль-Басри), Ибн Сирин, ан-Наха’и, ас-Саури, Малик, Ахмад, Исхакъ (Ибн Рахауейх) и другие". См. "Фатхуль-Бари" 8/67.
Къады ас-Субки сказал, отвечая на вопрос о совершении пятничной молитвы в тюрьме: "Не дозволяется им совершать пятничную молитву в тюрьме, напротив, они должны совершать обеденную молитву (зухр). Не дошло до нас ни от кого из саляфов, чтобы они совершали пятничную молитву в тюрьмах, несмотря на то, что в тюрьмы были заточены многие праведные учёные. А тонкость в недозволенности это в том, что суть пятничной молитвы – это открытое проявление обрядового поклонения. Поэтому по единодушному мнению для проведения пятничной молитвы избирается одно место в городе, если оно может охватить всех людей". См. "Фатауа ас-Субки" 1/169.
Однако следует отметить, что если в тюрьмах уже есть мечеть, где проводятся обязательные и пятничные молитвы, как это обстоит в большинстве арабских странах, тогда нет проблем в совершении пятничной молитвы. Шейх Ибн Баз сказал: "Однако, если есть возможность посетить пятничную молитву для её совершения в мечети при тюрьме, если в ней есть мечеть, в которой совершают пятничную молитву, то следует совершать её в месте с общиной мусульман. В противном случае она спадает, и он совершает вместо неё обеденную молитву". См. "Фатауа Ибн Баз" 12/345.
Что же касается сторонников первого мнения, то они ответили на упомянутое тем, что на самом деле не было среди учёных единогласного мнения относительно неправомочности пятничной молитвы для заключённых. Например, Ибн Хазм говорил: "Пятничную молитву совершают и заключённые и скрывающиеся, совершая её с группой в два рака’ата и хутбой подобно тому, как её совершают другие люди". См. "аль-Мухалля" 3/252.
И это не было мнением лишь захиритов, об этом также высказывались шафииты. Так, Ибн Хаджар аль-Хайтами, отвечая на вопрос: «Является ли для заключённых обязательным совершение пятничной молитвы?», сказал: "Аналогия указывает на то, что они обязаны делать пятничную молитву, если будут воплощены условия обязательности и действительности пятничной молитвы, и если в её совершении не будет опасения для них в заточении. Однако немало учёных говорило, что пятничная молитва однозначно не является обязательной для заключённых. А ас-Субки преувеличил и сказал: «Не дозволена для них пятничная молитва, даже если при необходимости можно совершать её в нескольких местах», и это далеко от истины несмотря на то, что он долго обсуждал этот вопрос в своих «Фатауах». В качестве аргумента он опирался на то, что было множество заточённых в темницах учёных из числа саляфов и поздних поколений, и ни от кого из них не передаётся, чтобы они совершали пятничную молитву в тюрьмах. Но на этот аргумент можно возразить тем, что должен быть установленным тот факт, что среди этих заключённых было сорок человек из числа шафиитов, поступкам которых можно подражать, которые при наличии упомянутых условий пятничной молитвы и отсутствия опасения смуты всё равно не совершали её. Кто сможет доказать этот факт, то ему станет ясно то, что для заключённых пятничная молитва не является обязательной, а кто не сможет этого установить, то он обязан сказать, что пятничная молитва для них обязательна. И это то, на что указывают слова наших сторонников (шафиитов)".. См. "аль-Фатауа аль-фикъхийя аль-кубра" 1/259.
Что же касается некоторых асаров от саляфов, которые говорили о том, что в случае затягивания пятничной молитвы правителем следует совершить её дома, то большинство учёных пояснили это тем, что под «пятничной молитвой» (джуму’а) они имели в виду именно «обеденную» (зухр).
Муса ибн Муслим рассказывал: "Я был вместе с Ибрахимом ат-Тейми, Ибрахимом ан-Наха’и, Зирром, Салямой ибн Кухайлем, когда они совершали пятничную молитву в четыре рака’ата, опасаясь (правителей, затягивавших молитву)". Ибн Аби Шейба 4/123.
По этой причине упомянув мнение Къады Абу Я’ли, который понял буквально слова имама Ахмада: «Следует совершить пятничную молитву в своё время, а потом молиться за имамом (затягивающим молитву)», хафиз Ибн Раджаб сказал: "Это мнение очень далеко от истины, поистине, смысл слов Ахмада в том, что они совершают обеденную молитву в своё время, а затем посещают пятничную с правителями. Именно так поступали праведные саляфы, когда правители Бану Умайя затягивали пятничные молитвы, пока не выходило их время. Среди саляфов были такие, кто делал молитву во время, лишь жестами сидя на такой пятничной молитве, пока не вышло время этой молитвы. И никто из них не совершал именно пятничную молитву в её время (самостоятельно). В этом есть множество вреда, и пятничная молитва спадает даже из-за опасения некоторых из них". См. "Фатхуль-Бари" 8/67.
И такое понимание Ибн Раджабом слов имама Ахмада подтверждает то, что передал сын Ахмада – ‘Абдуллах, сообщивший: "Я сказал отцу (Ахмаду): «Некоторые люди говорят, что если имам будет совершать пятничную молитву, и люди покинут его и не останется никого, кроме него одного, то он всё равно совершает пятничную молитву, даже если с ним останется всего один человек». На это Ахмад сказал: «Свят Аллах! Что может быть удивительнее этих слов! Совершает пятничную молитву с одним человеком в два рака’ата?!» После чего он сказал: «Я предпочитаю, чтобы пятничную молитву не совершали, пока количество людей не будет достигать сорока человек»". См. "Масаиль Абдуллах" 464.
В данном случае суть не в том, насколько это мнение Ахмада сильное или слабое, потому что, к примеру, имам Суфьян ас-Саури считал, что в такой ситуации, если с имамом останется всего один человек, они делают именно пятничную молитву, а не обеденную. См. "аш-Шарх аль-кабир" 2/177.
Однако суть в данном случае в том, что имам Ахмад никак не мог подразумевать совершение дома пятничной молитвы, как об этом говорит Ибн Раджаб.
Джамиль ат-Таи рассказывал: "Я видел Ийяса ибн Му’ауию, который был в то время судьёй в Басре, как он, придя на пятничную молитву и опоздав на неё, становился с нами и совершал четыре рака’ата (обеденной молитвы)". Ибн Аби Шейба 4/123.
Афлях рассказывал: "Когда муаззин в пятницу произнёс слова азана, мы были в месте ар-Рауха, а когда мы пришли, то они уже завершили молитву, и тогда аль-Къасим сделал молитву (обеденную) и не стал совершать пятничную молитву". Ибн Аби Шейба 4/123.
Также следует обратить внимание на хадис Ибн ‘Аббаса, который в пятницу в дождливый день велел муаззину произнести слова: «Совершайте молитву в своих домах», после чего сказал: "Поистине, пятничная молитва является обязательной, однако я не хотел вас обременять, так как вам пришлось бы ходить по грязи и слякоти". аль-Бухари 901, Муслим 699.
В нём не указывается, что оставшиеся дома и на своих местах делали пятничную молитву сами!
Имам аль-Джууейни сказал: "Основа, из-за которой была вменена в обязанность пятничная молитва – это объединение общин мусульман каждую неделю один раз". См. "Нихая аль-матляб" 2/630.
Именно по этой причине, когда у шейха Ибн ‘Усаймина спросили о закрытых военных лагерях в деревнях, по уставу которых нельзя покидать территорию: «Совершать ли им пятничную молитву в этих лагерях?», он ответил: "Им следует совершать обеденную молитву подобно тем, кто находится в тюрьмах в самих городах. Они не совершают пятничной молитвы, так как имеют оправдание". См. "ат-Та’ликъ ‘аля аль-Кафи" 2/192.
И если такое касается людей, которые пребывают в таком месте и без проблем могут совершать пятничные молитвы, то, что сказать о том, чтобы совершать пятничную молитву маленькими группами по домам в одной местности?
Имам ас-Сан’ани сказал: "Слова о том, что основой в пятничный день является именно пятничная молитва (джуму’а), а обеденная молитва (зухр) лишь замена (в случае не совершения пятничной), являются неправильными. Напротив, обеденная молитва – это и есть изначальная установленная обязанность, что было вменено в обязанность во время Ночного вознесения (аль-исра), а пятничная молитва стала обязательной позднее. И потом, если человек упускает совершение пятничной молитвы, то совершение обеденной молитвы становится обязательным в соответствии с единогласным мнением". См. "Субулю-с-Салям" 1/266.
Можно ли совершать праздничную молитву (аль-‘Ид) дома, если община мусульман не совершила её по тем или иным причинам?
Что же касается совершения праздничной молитвы (аль-‘Ид) дома в описанных ранее ситуациях, то с этим дело обстоит проще, чем с пятничной молитвой.
Если, скажем, человек упустил праздничную молитву, то большинство учёных считает желательным её совершение. Поэтому, если праздничная молитва была упущена или же в местности она не совершалась из-за эпидемий и прочих причин, то нет проблем в том, чтобы совершить её с членами своей семьи дома в два рака’ата, подобно тому, как её совершает имам, но без проповеди (хутба). В этом плане праздничная молитва отличается от пятничной молитвы, поскольку сподвижники, в случае упущения праздничной молитвы с имамом сами делали её с членами семьи, тогда как пятничная молитва не возмещается. Но это не является обязательным, однако просто дозволено или же в лучшем случае желательно.
‘Убайдуллах ибн Аби Бакр ибн Анас рассказывал: "Когда Анас упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Аби ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами". аль-Бухари 1/241.
Мухаммад ибн Сирин рассказывал: "Они (саляфы) считали желательным, если человек пропускал молитву двух праздников, отправиться в пустынное место и совершить эту молитву так, как её совершает имам". аль-Байхакъи 3/305.
Имам аш-Шафи’и сказал: "Мы говорим, что если кто-то будет возмещать молитву ‘Ид, то пусть делает её так, как делает имам, произнося семь такбиров в первом рака’ате, и пять во втором, до чтения Корана". См. "Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар" 5/103.
Имам Ибн Къудама говорил: "Тот, кто желает возместить молитву ‘Ид, то он делает как пожелает – хочет, делает её один, а хочет, делает её с джама’атом. Когда имама Ахмада спросили: «Где следует ему (упустившему ‘Ид) молиться?» Он ответил: «Где пожелает, хочет на месте проведения праздничной молитвы, или где пожелает»". См. "аль-Мугъни" 2/290.
Къады ас-Субки, упомянув о запрете находящимся в тюрьмах совершать пятничную молитву, несмотря на то, что их количество достигает сорока человек, сказал: "Что же касается праздничной молитвы (аль-‘Ид), то желательно им её совершать. А что касается произнесения проповеди для неё, то в желательности этого есть сомнение исходя из того, что я говорил об открытом проявлении религиозных обрядов". См. "Фатауа ас-Субки" 1/171.
Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили: "Кто упустил праздничную молитву и желает её возместить, тот совершает её так, как она совершается изначально, но без хутбы после неё. И это говорили имам Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, ан-Наха’и, и другие учёные. И основа в этом вопросе хадис: «Когда будете идти на молитву, то делайте это спокойно и с достоинством. И то, что вы застали – молитесь, а что упустили – возместите». А также то, что передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда он упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Аби ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами. А если кто пришел на праздничную молитву, когда имам дает хутбу (после завершения молитвы ‘Ид), то пусть послушает хутбу, а затем возместит молитву ‘Ид, чтобы собрать два блага (за хутбу и молитву ‘Ид)". См. "Фатауа аль-Ляджна" 8/306.
Заключение
Всё сказанное ранее является основным мнением и аргументами каждой из сторон учёных по данному вопросу. И пусть же каждый из мусульман стремится следовать в спорных вопросах за тем или иным мнением учёных, которое видится ему более аргументированным, однако опираясь на это без страсти и учитывая вопросы пользы и вреда. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них» (39: 17-18).
Данный вопрос, как и подобные спорные вопросы по фикъху, ни в коем случае не следует делать предметом споров и ссор среди мусульман, однако следует мягко и мудро обмениваться мнениями учёных с их аргументами, сохраняя братские отношения, и понимания правильно положение спорных вопросов в религии.
И хотелось бы завершить эту статью полезным и уместным ответом шейха ‘Абду-р-Рахмана аль-Баррака, как раз по обсуждаемой теме:
Спросили шейха ‘Абду-р-Рахмана аль-Баррака: «Уважаемый шейх, в связи с событием коронавируса, да избавит Аллах мусульман от неё, после закрытия мечетей и оставления коллективных и пятничных молитв в мечетях, мы хотели бы у вас спросить, да хранит вас Аллах: «Если братья будут собираться в доме у кого-либо из них, и станут совершать пятничную молитву, или же хозяин дома пожелает совершить пятничную молитву со своей семьёй, то является ли этот поступок правильным и узаконенным? Укажите нам на истину в этом вопросе».
Шейх аль-Баррак ответил: "Я считаю, что в таком положении не следует совершать пятничную молитву, однако следует совершать обеденную молитву в четыре рака’ата, и это по следующим причинам:
Во-первых, подобные пятничные молитвы не были дозволены со стороны уполномоченных шариатом комитетов.
Во-вторых, известно среди большинства учёных, что нельзя совершать множество пятничных молитв в одном городе, кроме как при приемлемой необходимости, как теснота мечети, многочисленности людей, вражды между ними, и т.п. См. "аль-Аусат" 4/116, "аль-Мугъни" 3/213, "аль-Инсаф" 5/254.
Следовательно, тем более следует запрещать совершать пятничные молитвы в каждом доме!
В-третьих, пятничная молитва – это открытое обрядовое поклонение, совершаемое в городах мусульман, и этот обряд не воплощается тем, что его будут совершать в домах и тому подобных местах, напротив, подобное противоречит этому полностью.
В-четвёртых, люди, имеющие оправдание, как заключённые, больные и им подобные, в отношении них не является пятничная молитва узаконенной в их местах, даже если будут воплощены условия её обязательности (в виде количества и т.п.), и это то, чего придерживается большинство учёных. См. "аль-Мадаууана" 1/238, "аль-Аусат" 4/15, "аль-Мугъни" 3/216.
Шейхуль-Ислям (Ибн Таймия), да смилуется над ним Аллах, провёл в тюрьме семь лет, и не передаётся, чтобы он совершал пятничную молитву с заключёнными. А он был имамом, за которым следуют. А до него имам Сунны – Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллах, провёл в темнице двадцать восемь месяцев, и было сказано, что ещё больше времени, но и от него не передаётся, чтобы он совершал пятничную молитву с заключёнными.
По этой причине я считаю, - также учитывая и то, что было сказано, что собрание людей в одном месте может стать причиной быстрого распространения этой эпидемии коронавируса, - что следует совершать обеденную молитву в своих домах.
Также в связи с этим уместным событием хотелось бы призвать наших братьев мусульман к возвращению к Аллаху с покаянием и просьбой Его о прощении, отстраниться от всяких грехов и ослушаний, ибо поистине, всё это из числа причин избавления от бедствий.
Всевышний Аллах сказал: «Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, о верующие – быть может, вы преуспеете!» (24: 31).
Также Аллах, Свят Он, сказал: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь» (39: 54).
Просим Аллаха Всевышнего оказать помощь и победу Его религии и возвысить Его Слово!
И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада!" См. "Фатауа аль-Баррак" /Хукм саля аль-джуму’а филь-буют би-сабаб уаба куруна/ № 7207.
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!