Актуально
Пятничная проповедь в редакции "Islamnews"

Одним из важнейших деяний сердца, характеризующих силу и чистоту веры, является упование на Аллаха. Благодаря ему человек по-настоящему ощущает себя рабом Творца небес и земли — рабом, не обладающим никакой властью и всецело зависящим от своего Покровителя. Упование украшает верующего, придаёт ему силу и уверенность, помогает ему связывать своё благополучие не с беспомощными творениями, а с Всемогущим Правителем. Он полагается на Него, верит в Его обещание, надеется на Его милость и поддержку. И тот, чья надежда велика и правдива, никогда не окажется обманутым. Аллах непременно возьмёт его под Свое покровительство, облегчит ему путь ко всему благому и защитит его от печали и страха. В 3-м аяте суры «ат-Талак» сказано: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его».
Разве может быть иначе, если никакая беда не способна поразить человека без ведома Аллаха? Разве может быть иначе, если любое благо выпадает на долю раба только с Его дозволения? Он оказывает милость и подвергает испытаниям, ниспосылает блага и лишает удела. Он возвышает одних и унижает других, дарует власть одним людям над другими, чтобы подвергнуть их испытанию друг другом. Он — Истинный Царь, и нет у людей иного Защитника и Покровителя. Он любит, когда рабы уповают на Него и взывают к Нему за помощью. Он не обманывает ожидания тех, кто искренен и правдив с Ним, и не лишает Своего покровительства тех, кто посвящает свою жизнь Ему одному. Но для того чтобы уповать на Аллаха должным образом, нужно пройти путём познания Его. Упование всецело связано с убеждённостью в милосердии и мудрости Аллаха, Его могуществе и величии, совершенстве и самодостаточности. Если человек познал безграничное могущество и власть своего Господа, если он уверовал в Его абсолютные качества и не терзается сомнениями, то он не может не полагаться на Него. Поэтому упование — одно из обязательных требований истинной веры. Во 2-м аяте суры «ал-Анфал» сказано: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа».
Верующие уповают на своего Господа, и чем сильнее их упование, тем совершеннее их вера. Поэтому если они оказываются в трудной ситуации, то в первую очередь обращаются с мольбой к Всевышнему. Их сердца устремляются к Нему с раскаянием и надеждой, и они не ищут для себя иных покровителей и помощников. Они задумываются над причинами постигшего их несчастья и понимают, что Любящий Создатель позволил ему случиться только для того, чтобы они опомнились и твёрже ухватились за Его вервь. После этого они принимаются за дела, которые помогут им пережить несчастье, преодолеть трудности и исправить положение. Упование на Аллаха не противоречит совершению поступков, необходимых для обретения блага и спасения от зла. Напротив, вера в поддержку Господа только тогда называется упованием, когда она сопровождается совершением деяний, необходимых для достижения желаемого результата.
Если же человек уповает на помощь Аллаха, не совершая необходимых деяний, то его состояние не называется упованием. В суре «Мухаммад» сказано: «О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (Мухаммад, 7). Это значит, что помощь Аллаха будет оказана тем рабам, которые совершают праведные деяния и помогают Его религии, а не тем, которые надеются на поддержку, не выполняя своих обязанностей. В другом аяте из суры «ан-Нур» сказано: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле» (ан-Нур, 55). Всевышний обещал одарить властью и могуществом на земле тех верующих, которые совершают праведные дела. Если же мусульмане не следуют путём Пророка, не стремятся к знаниям и не украшают себя праведным нравом, если они впадают в искушение и уступают соблазнам, распространяя на земле смуту и беспорядок, то их надежды на процветание и могущество окажутся тщетными и безосновательными.
Сегодня многие мусульмане обольщены упованием на Аллаха и надеждой на Его милость. Шайтан успокаивает их тем, что они исповедуют единобожие и не приобщают сотоварищей к Аллаху, а, следовательно, могут рассчитывать на прощение и высокие ступени перед Господом. Некоторые из таких мусульман настолько сбились с пути, что проявляют надменность и высокомерие по отношению к тем, кто еще не познал истины. Наиболее заблудшие из них взваливают на себя тяжёлое бремя ответственности и разбрасываются словами: «Этот неверующий, а тот попадёт в Ад!» Они забывают о том, что истинная вера побуждает к смирению и скромности, доброте и человеколюбию. Поистине, верующий не считает себя лучше других людей, а, наоборот, опасается того, что Справедливый Судия представит ему более суровый счёт из-за того, что он знал больше, чем остальные.
Надеяться на милость Аллаха может только тот, кто хорошо осведомлён о дороге, ведущей в Рай, обо всех стоянках, препятствиях и опасностях на этом пути и кто продвигается по нему вперёд, испрашивая помощь Господа. Уповать на поддержку Аллаха вправе только тот, кто принял меры предосторожности и сделал всё возможное для достижения искомой цели. И если после этого Аллаху будет угодно, чтобы он не достиг её, то он не впадает в отчаяние, поскольку знает, что таково решение Любящего и Милостивого Покровителя. Он надеется на Его награду в Последней жизни, проявляет терпение и твёрдо верит, что вместо упущенного земного удела ему будет уготовано нечто лучшее. Но надеяться на это можно только тогда, когда ты сделал всё возможное для достижения благого результата. Если же ты не приложил необходимых усилий и рассчитывал получить поддержку Аллаха, на которую у тебя не было права, то неудача не станет для тебя искуплением. Твои потери не будут возмещены ни в этом мире, ни в будущей жизни, и они не принесут тебе ничего, кроме сожаления и разочарования. Справедливое воздаяние тем, кто не познал своего Господа и избрал неверный путь приближения к Нему!
Упование приносит удивительные плоды и возвышает верующего до уровня аулийа, то есть приближённых Аллаха. Это те, которые уверовали в своего Господа, выполняют Его приказы и остерегаются запрещённых поступков. Они ни на мгновение не забывают о том, что их Господь наблюдает за ними. Они совершают добрые дела и вместе с тем испытывают страх перед Его наказанием. И в награду за это Аллах вознаграждает их щедрым уделом, который они получают оттуда, откуда его даже не ждут. Имам ат-Тирмизи передал со слов ‘Умара ибн ал-Хаттаба, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными».
Но как может человек надеяться на помощь Аллаха, если он не познал Его удивительных качеств и не стремится к встрече с Ним? Как может рассчитывать на Его чудесную поддержку тот, кто не признаёт Его законов и не стыдится грехов?
«Воистину, Аллах – с терпеливыми» (ал-Бакара, 153);
«Знайте, что Аллах – с богобоязненными» (ал-Бакара, 194);
«Воистину, Аллах – с верующими» (ал-Анфал, 19);
«Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (ан-Нахл, 128).
У нас есть величайшая из книг, которая несёт свет в душу каждого человека и содержит решение многих актуальных проблем человечества, но мы отбросили её за спины. Мы ухватились за букву закона и не желаем задумываться над его духом и смыслом. Мы притязаем на право наместников на земле, даже не задумываясь о тех качествах, которыми должен обладать наместник. Мы хотим, чтобы весь мир обучался у нас высшим истинам, в то время как сами пренебрегаем ими и не желаем двигаться вперёд. Многие мусульмане превратились в блеклое и кривое отражение некогда великой уммы и готовы свалить вину за свои неудачи на других, тогда как в Священном Коране сказано: «Все хорошее, что постигает тебя, — от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, — от тебя самого» (ан-Ниса, 79).
Чем раньше мы осознаем это и вернёмся к правильному пониманию смысла и предназначения нашей религии, чем скорее мы откажемся от самоуспокоения и станем правильно уповать на нашего Господа, тем больше пользы мы сможем принести себе и окружающим. Быть мусульманином непросто. Быть мусульманином — значит уметь любить и сопереживать, осознавать свою ответственность за близких и далёких, искренне желать добра всем людям, включая своих врагов. Самому человеку не под силу справиться с этим бременем, если только Аллах не окажет ему поддержки. И поэтому стать истинным мусульманином удаётся только тем, кто научился правильно уповать на Всевышнего. В этом и состоит главная особенность этого важнейшего из деяний наших сердец.
В наши дни, после выхода лжефильма "Невинность мусульман" проверилась умма верующих в Аллаха людей. Самое меньшее что должен был сделать мусульманин, хотя бы сердцем и мольбой быть в гневе против этого зла.
Позавчера в Москве в районе "Митино" сходка неверующих ни во что граждан митинговала против строительства культового здания мусульманской организации. Это был повод для Исламской общины Москвы и России объединиться в едином порыве для осуществления поставленной цели. Но к сожалению местные мусульмане не поддержали эту идею и власти запретили дальнейшее развитие этой идеи.
И сбываются слова пророка Мухаммада (с.а.в.): Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как-то сказал: «Придут времена, когда накинутся на вас народы как едоки на еду». О посланник Аллаха, это произойдет из-за нашей малочисленности? «Нет, вас будет много, но вы будете подобно морской пене». О наш любимый пророк, да благословит тебя Аллах и приветствует, ты в точности описал нынешнее положение мусульман, но ты также сказал: «Не прекратит сражаться группа из моей Уммы за дело Аллаха, побеждая своих врагов. И не причинят им вреда, кто ни был против них, и они пребудут на этом до тех пор, пока не наступит Час» передает Муслим.
Разве может быть иначе, если никакая беда не способна поразить человека без ведома Аллаха? Разве может быть иначе, если любое благо выпадает на долю раба только с Его дозволения? Он оказывает милость и подвергает испытаниям, ниспосылает блага и лишает удела. Он возвышает одних и унижает других, дарует власть одним людям над другими, чтобы подвергнуть их испытанию друг другом. Он — Истинный Царь, и нет у людей иного Защитника и Покровителя. Он любит, когда рабы уповают на Него и взывают к Нему за помощью. Он не обманывает ожидания тех, кто искренен и правдив с Ним, и не лишает Своего покровительства тех, кто посвящает свою жизнь Ему одному. Но для того чтобы уповать на Аллаха должным образом, нужно пройти путём познания Его. Упование всецело связано с убеждённостью в милосердии и мудрости Аллаха, Его могуществе и величии, совершенстве и самодостаточности. Если человек познал безграничное могущество и власть своего Господа, если он уверовал в Его абсолютные качества и не терзается сомнениями, то он не может не полагаться на Него. Поэтому упование — одно из обязательных требований истинной веры. Во 2-м аяте суры «ал-Анфал» сказано: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа».
Верующие уповают на своего Господа, и чем сильнее их упование, тем совершеннее их вера. Поэтому если они оказываются в трудной ситуации, то в первую очередь обращаются с мольбой к Всевышнему. Их сердца устремляются к Нему с раскаянием и надеждой, и они не ищут для себя иных покровителей и помощников. Они задумываются над причинами постигшего их несчастья и понимают, что Любящий Создатель позволил ему случиться только для того, чтобы они опомнились и твёрже ухватились за Его вервь. После этого они принимаются за дела, которые помогут им пережить несчастье, преодолеть трудности и исправить положение. Упование на Аллаха не противоречит совершению поступков, необходимых для обретения блага и спасения от зла. Напротив, вера в поддержку Господа только тогда называется упованием, когда она сопровождается совершением деяний, необходимых для достижения желаемого результата.
Если же человек уповает на помощь Аллаха, не совершая необходимых деяний, то его состояние не называется упованием. В суре «Мухаммад» сказано: «О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (Мухаммад, 7). Это значит, что помощь Аллаха будет оказана тем рабам, которые совершают праведные деяния и помогают Его религии, а не тем, которые надеются на поддержку, не выполняя своих обязанностей. В другом аяте из суры «ан-Нур» сказано: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле» (ан-Нур, 55). Всевышний обещал одарить властью и могуществом на земле тех верующих, которые совершают праведные дела. Если же мусульмане не следуют путём Пророка, не стремятся к знаниям и не украшают себя праведным нравом, если они впадают в искушение и уступают соблазнам, распространяя на земле смуту и беспорядок, то их надежды на процветание и могущество окажутся тщетными и безосновательными.
Сегодня многие мусульмане обольщены упованием на Аллаха и надеждой на Его милость. Шайтан успокаивает их тем, что они исповедуют единобожие и не приобщают сотоварищей к Аллаху, а, следовательно, могут рассчитывать на прощение и высокие ступени перед Господом. Некоторые из таких мусульман настолько сбились с пути, что проявляют надменность и высокомерие по отношению к тем, кто еще не познал истины. Наиболее заблудшие из них взваливают на себя тяжёлое бремя ответственности и разбрасываются словами: «Этот неверующий, а тот попадёт в Ад!» Они забывают о том, что истинная вера побуждает к смирению и скромности, доброте и человеколюбию. Поистине, верующий не считает себя лучше других людей, а, наоборот, опасается того, что Справедливый Судия представит ему более суровый счёт из-за того, что он знал больше, чем остальные.
Надеяться на милость Аллаха может только тот, кто хорошо осведомлён о дороге, ведущей в Рай, обо всех стоянках, препятствиях и опасностях на этом пути и кто продвигается по нему вперёд, испрашивая помощь Господа. Уповать на поддержку Аллаха вправе только тот, кто принял меры предосторожности и сделал всё возможное для достижения искомой цели. И если после этого Аллаху будет угодно, чтобы он не достиг её, то он не впадает в отчаяние, поскольку знает, что таково решение Любящего и Милостивого Покровителя. Он надеется на Его награду в Последней жизни, проявляет терпение и твёрдо верит, что вместо упущенного земного удела ему будет уготовано нечто лучшее. Но надеяться на это можно только тогда, когда ты сделал всё возможное для достижения благого результата. Если же ты не приложил необходимых усилий и рассчитывал получить поддержку Аллаха, на которую у тебя не было права, то неудача не станет для тебя искуплением. Твои потери не будут возмещены ни в этом мире, ни в будущей жизни, и они не принесут тебе ничего, кроме сожаления и разочарования. Справедливое воздаяние тем, кто не познал своего Господа и избрал неверный путь приближения к Нему!
Упование приносит удивительные плоды и возвышает верующего до уровня аулийа, то есть приближённых Аллаха. Это те, которые уверовали в своего Господа, выполняют Его приказы и остерегаются запрещённых поступков. Они ни на мгновение не забывают о том, что их Господь наблюдает за ними. Они совершают добрые дела и вместе с тем испытывают страх перед Его наказанием. И в награду за это Аллах вознаграждает их щедрым уделом, который они получают оттуда, откуда его даже не ждут. Имам ат-Тирмизи передал со слов ‘Умара ибн ал-Хаттаба, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными».
Но как может человек надеяться на помощь Аллаха, если он не познал Его удивительных качеств и не стремится к встрече с Ним? Как может рассчитывать на Его чудесную поддержку тот, кто не признаёт Его законов и не стыдится грехов?
«Воистину, Аллах – с терпеливыми» (ал-Бакара, 153);
«Знайте, что Аллах – с богобоязненными» (ал-Бакара, 194);
«Воистину, Аллах – с верующими» (ал-Анфал, 19);
«Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (ан-Нахл, 128).
У нас есть величайшая из книг, которая несёт свет в душу каждого человека и содержит решение многих актуальных проблем человечества, но мы отбросили её за спины. Мы ухватились за букву закона и не желаем задумываться над его духом и смыслом. Мы притязаем на право наместников на земле, даже не задумываясь о тех качествах, которыми должен обладать наместник. Мы хотим, чтобы весь мир обучался у нас высшим истинам, в то время как сами пренебрегаем ими и не желаем двигаться вперёд. Многие мусульмане превратились в блеклое и кривое отражение некогда великой уммы и готовы свалить вину за свои неудачи на других, тогда как в Священном Коране сказано: «Все хорошее, что постигает тебя, — от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, — от тебя самого» (ан-Ниса, 79).
Чем раньше мы осознаем это и вернёмся к правильному пониманию смысла и предназначения нашей религии, чем скорее мы откажемся от самоуспокоения и станем правильно уповать на нашего Господа, тем больше пользы мы сможем принести себе и окружающим. Быть мусульманином непросто. Быть мусульманином — значит уметь любить и сопереживать, осознавать свою ответственность за близких и далёких, искренне желать добра всем людям, включая своих врагов. Самому человеку не под силу справиться с этим бременем, если только Аллах не окажет ему поддержки. И поэтому стать истинным мусульманином удаётся только тем, кто научился правильно уповать на Всевышнего. В этом и состоит главная особенность этого важнейшего из деяний наших сердец.
В наши дни, после выхода лжефильма "Невинность мусульман" проверилась умма верующих в Аллаха людей. Самое меньшее что должен был сделать мусульманин, хотя бы сердцем и мольбой быть в гневе против этого зла.
Позавчера в Москве в районе "Митино" сходка неверующих ни во что граждан митинговала против строительства культового здания мусульманской организации. Это был повод для Исламской общины Москвы и России объединиться в едином порыве для осуществления поставленной цели. Но к сожалению местные мусульмане не поддержали эту идею и власти запретили дальнейшее развитие этой идеи.
И сбываются слова пророка Мухаммада (с.а.в.): Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как-то сказал: «Придут времена, когда накинутся на вас народы как едоки на еду». О посланник Аллаха, это произойдет из-за нашей малочисленности? «Нет, вас будет много, но вы будете подобно морской пене». О наш любимый пророк, да благословит тебя Аллах и приветствует, ты в точности описал нынешнее положение мусульман, но ты также сказал: «Не прекратит сражаться группа из моей Уммы за дело Аллаха, побеждая своих врагов. И не причинят им вреда, кто ни был против них, и они пребудут на этом до тех пор, пока не наступит Час» передает Муслим.