Актуально
Пятничная проповедь в прокопьевской мечети ( 20 Зуль - Хиджа )

Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, а также не отдает должное тем, кто обладает знанием». Отдавать должное ученым — одна из наших обязанностей, заключающаяся в том, чтобы мы их уважали, ценили, защищали и не порочили. В наше время мы стали свидетелями большого бедствия, заключающегося в очернительстве чистоты благословенного призыва — призыва к Корану и Сунне в соответствии с пониманием праведных предшественников мусульманской общины. Этим занимаются люди, главной заботой которых являются досужие разговоры об ученых этого призыва. Можно видеть, как подобные люди выискивают ошибки и недочеты ученых, а также порочат их намерения, опираясь на доводы, которые слабее, чем паутина. Они используют предания от праведных предшественников, порицающих приверженцев религиозных нововведений и предостерегающих от них, в отношении приверженцев Сунны, допустивших ошибку. Дело дошло до очернительства крупнейших ученых, а все потому, что мнение богословов не совпадает с мнением этих людей! Например, о членах Постоянного Комитета по фетвам они говорят: «Такой-то шейх запутался», «На него повлияло его окружение», «Он не знает о современном положении дел», «Он допускает послабления в религии» и т.д. Мы просим у Аллаха об избавлении и прощении!
Эти люди стали ограничивать призыв к Сунне, являющейся самой сутью и духом всеобъемлющего Ислама, строго определенными вопросами в понимании строго определенных людей, считая тех, кто противоречит этим самым вопросам, отклонившимися от пути праведных предшественников. Поэтому нередко можно наблюдать, как они восхваляют какого-нибудь человека, делая из него выдающуюся личность, в мгновенье ока превращающегося в лидера сбившейся с истины группировки (хизб), на которого затем со всех сторон сыплются стрелы критики. И все это происходит якобы во имя победы Сунны и предостережения от религиозных новшеств!
Одним из последствий этой беды является то, что стали распространяться сплетни об ученых. Распространяют же эти сплетни люди, до которых не дошло знание о том, как следует вести беседы о таких серьезных вещах. В результате они выносят суждения на основании слабых доводов и во всеуслышание говорят, что такой-то является хизбитом, второй — кутубитом, третий — джамитом, четвертый — мадхалитом и т.д. Они утверждают, что подобным образом поклоняются Аллаху, и верят, что поступая так, защищают Сунну. Как же прекрасно о таких людях сказал Ибн Асакир: «Удивительно, что он верит, будто выказанные им порицания являются приближением (к Аллаху), а произнесенные им ругательства — воздаянием. При этом он просит Великого и Всемогущего Аллаха сделать его искренним и даровать ему Свое довольство! Если же вы поразмыслите над сказанным им, то вам станет ясно, что разум его глуп, а слова — лживы. Когда мы поклоняемся Аллаху посредством оскорблений и брани?! Где Он велел нам посвящать себя клевете и упрекам?! Разве Аллах позволил нам предаваться проклятиям?! Или Он призвал нас заниматься сплетнями и очернительством?! Или же похвалил в Своем Писании хулителей?! Или, может, Он восхвалил выискивающих недостатки и злословящих?!
Если мы поразмыслим над великим Кораном, уразумеем аяты и мудрое Напоминание, то найдем в них запрет на все это и приказ избегать всего этого, будь то в малом либо в большом. Более того, Обладатель Величия и Щедрости запретил даже оскорблять идолов, которым поклоняются помимо Него, сказав: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству». Поэтому тот, кто занимается оскорблением рабов Аллаха, ослушался Аллаха по забывчивости и неразумению. Ведь если Аллах запретил оскорблять деревяшки и камни, то на каком основании вам позволено оскорблять наилучших ученых?!
Ибн аль-Каййим сказал: «Тот, кто обладает знанием о Шариате и реальном положении дел, точно знает, что достойный человек, который в Исламе обладает праведностью и добрыми деяниями, будучи из числа лучших мусульман, может сделать упущение и совершить ошибку. Однако при этом он будет оправдан и даже, более того, вознагражден, из-за своего иджтихада. Поэтому нельзя следовать за ним в этой ошибке и в то же время нельзя принижать его высокую степень, лидерство и положение в сердцах мусульман». Саид аль-Мусаййиб, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «Нет такого ученого, праведника или достойного человека, у которого не было бы недостатков. Однако есть среди людей такие, о недостатках которых не следует упоминать. Если достоинств в человеке больше, чем недостатков, то его достоинства устраняют его недостатки».
Имам аз-Захаби, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «Если у крупного знатока и имама религии больше правильного, он известен стремлением к истине и расширению своих знаний, видны проявления его ума, он отличается своей праведностью, набожностью и следованием (Сунне), то Аллах простит его ошибки. Мы не обвиняем такого ученого в заблуждениях, не отрекаемся от него и не забываем о его добродетелях. Да, мы не следуем за ним в его нововведении и ошибке и надеемся, что он покается в них». Имам аз-Захаби, да будет милостив к нему Аллах, также сказал: «Совершенство — редкая вещь. Поистине, ученого восхваляют за его достижения, состоящие из достоинств, и не погребаются добродетели из-за совершенной им неприятности, ведь возможно, он отказался от нее. Ему прощено из-за больших усилий, которые он приложил в поиске истины. И нет силы, кроме как с помощью Аллаха!» Аз-Захаби, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Если бы всякий раз, когда имам совершает ошибку в своем иджтихаде относительно какого-либо вопроса, за которую он будет прощен, нам приходилось выступать против него, обвинять его в нововведении и бойкотировать его, то не спаслись бы многие учёные, ни те, кто были выше них! Аллах приводит создания к истине, Он — Самый Милостивый из Милостивейших, и мы прибегаем к Аллаху от страстей и грубых ошибок».
‘Абдуль-Азиз ибн Баз, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «В наше время широко распространилось такое явление, когда многие люди, приписывающие себя к обладанию шариатским знанием и призывом к благу, злословят о чести своих братьев из числа известных проповедников. В своих разговорах они затрагивают честь стремящихся к исламским знаниям и современных проповедников. Они делают это тайно на своих собраниях, и даже, возможно, записывают свои разговоры на кассеты, которые распространяют среди народа. Иногда же они делают это прилюдно на публичных лекциях в мечетях. Этот путь во многом противоречит тому, что приказали Аллах и Его посланник. Вот лишь некоторые из таких противоречий:
Во-первых, попираются права мусульман, в особенности тех мусульман, которые относятся к числу ищущих шариатское знание и проповедников. А ведь они прилагают огромные усилия в просвещении людей, их наставлении, исправлении их вероубеждения и манхаджа. Они также усердствуют в составлении уроков, лекций и написании полезных книг.
Во-вторых, происходит раскол в единстве мусульман и разделение их рядов. А ведь мусульмане как никто другой нуждаются в том, чтобы быть сплоченными, избегая разобщенности и раскола. Множество же разговоров и пересудов о том, что происходит между ними, является их характерной чертой. А ведь проповедники, которых они порочат, относятся к приверженцам Сунны и единой мусульманской общины, известны своей борьбой с религиозными нововведениями, предрассудками, своей непримиримой борьбой с теми, кто призывает к религиозным новшествам и суевериям, изобличая их планы и порочные воззрения. Мы не видим никакой пользы от подобной деятельности (т.е. от разговоров, затрагивающих честь ищущих шариатское знание и проповедников, а затем распространении этого среди мусульман, которая играет лишь на руку притаившимся в засаде врагам из числа неверующих, лицемеров, приверженцев религиозных нововведений и заблуждений.
В-третьих, подобная деятельность оказывает помощь и поддержку секуляристам, «западникам» и прочим безбожникам, которые преследуют собственные корыстные интересы. Они уже прославились своими нападками на мусульманских проповедников, возведением лжи на них и подстрекательством против их книг и кассет. Не подобает для исламского братства, чтобы проявляющие спешку мусульмане помогали своим врагам против своих же братьев из числа ищущих шариатское знание, проповедников и прочих людей.
В-четвертых, подобная деятельность способствует порче сердец всех людей и отдельных лиц, приводит к распространению и пропаганде лжи и ложных слухов, становится причиной множества сплетен и поклепов, растворяет настежь двери зла из-за слабости человеческих душ. Занимающиеся подобной деятельностью усердно работают над тем, чтобы распространить сомнения и посеять смуту, стремясь к причинению вреда верующим, которые того не заслужили.
В-пятых, множество из того, что они говорят, не имеет под собой основы. Они представляют собой ничто иное, как подозрения и предположения, которые приукрасил для них шайтан, введя их тем самым в заблуждение. А ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом». Необходимо, чтобы верующий относил слова своего брата по религии к наилучшим предположениям. Так, некоторые праведные предшественники говорили: «Не думай, что в словах твоего брата, есть что-то плохое, если ты увидишь, что под ними можно понять что-то хорошее».
В-шестых, выискивание ошибок в иджтихаде некоторых ученых и ищущих шариатское знание относительно тех вопросов, где иджтихад разрешен. Однако тот, кто совершает иждтихад, не будет спрошен за свою ошибку и не подвергнется сильному порицанию за нее, если он относился к тем, кто имеет право заниматься иджтихадом. Если кто-то противоречит ему по какому-либо вопросу, то более подобающе, если он будет вести с ним спор тем, что лучше, стремясь к достижению истины кратчайшим путем, и ставя преграду наущениям шайтана и разжиганию им розни между верующими. Если же это нелегко и кто-то посчитает, что необходимо публично разъяснить противоречие (мнения муджтахида Шариату), то это следует делать в наилучших выражениях и самым деликатным образом. Нельзя нападать, оскорблять, впадать в крайность, говоря о мнении (муджтахида), противоречащего истине, либо отворачиваться от него, равно как нельзя затрагивать честь конкретных людей, обвинять их в каких-то дурных помыслах, либо говорить больше, чем дозволено. О подобных делах посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говорил: «Что случилось с людьми, которые говорят то-то и то-то?»
Слова шейха аль-Албани, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в которых он дает наставление некоторым молодым людям: «Смотри же, брат… Я даю добрый совет тебе и молодым людям, которые, как нам представляется, отклонились от прямого пути — а Аллах знает обо всём лучше… Не теряйте время, критикуя друг друга, и не говорите: такой-то сказал то-то, а такой-то сказал то-то. Потому что, во-первых, к знанию это не имеет никакого отношения, а во -вторых, потому что это занятие порождает злобу и ненависть в сердцах. Знание — вот что вам нужно. Именно знание даёт ответ на вопрос, справедливо ли порицают люди этого человека за то, что у него много ошибок, и имеем ли мы право назвать его приверженцем нововведений или совершающим нововведения… Зачем нам углубляться в это? Я не советую делать этого, потому что сегодня мы страдаем от разобщения, которое стало испытанием для последователей призыва Корана и Сунны. Это разобщение — а Аллах знает обо всём лучше — имеет главной причиной душу, побуждающую к дурному, и это вовсе не разногласия в некоторых вопросах фикха. В другом месте шейх аль-Албани сказал: «Если мусульманин увидел какое-то дело, в котором ошибся один из ученых или проповедников, то для него становится обязательным напомнить ошибающемуся об этом и дать ему искренний совет. Если ошибка происходит в ограниченном месте, то предупредить о ней следует в этом самом месте, не делая это во всеуслышание и публично, при чем необходимо приводить лучшие и сильные доводы. Если же ошибка публична и известна, то нет ничего страшного в том, чтобы во всеуслышание указать и разъяснить ее. Однако, как сказал Всевышний: „Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом“.
Нет ничего удивительного, что это происходит с нами, поздними поколениями мусульман, которые окутаны мраками смут. Вместе с тем подобные и даже более серьезные вещи происходили с посланником и некоторыми сподвижниками. Например, когда один из сподвижников сказал посланнику: «Что пожелал Аллах и ты!»,— посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху!». Или вспомним другой хадис. Когда один из проповедников сказал: «Кто подчинился Аллаху и Его посланнику, тот уже пошел по истинному пути, а кто ослушался их, тот сошел с него», пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил ему: «Ты плохой проповедник для людей!». Наш пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «О те, которые уверовали на языках, но не уверовали в сердцах! Не злословьте за спинами мусульман и не выискивайте их слабые места! Ведь, поистине, тот, кто станет выискивать их слабые места, его слабое место будет выискивать Аллах! А тот, чье слабое место станет выискивать Аллах, Он опозорит его в его же доме!».
По материалам Исламских СМИ
Эти люди стали ограничивать призыв к Сунне, являющейся самой сутью и духом всеобъемлющего Ислама, строго определенными вопросами в понимании строго определенных людей, считая тех, кто противоречит этим самым вопросам, отклонившимися от пути праведных предшественников. Поэтому нередко можно наблюдать, как они восхваляют какого-нибудь человека, делая из него выдающуюся личность, в мгновенье ока превращающегося в лидера сбившейся с истины группировки (хизб), на которого затем со всех сторон сыплются стрелы критики. И все это происходит якобы во имя победы Сунны и предостережения от религиозных новшеств!
Одним из последствий этой беды является то, что стали распространяться сплетни об ученых. Распространяют же эти сплетни люди, до которых не дошло знание о том, как следует вести беседы о таких серьезных вещах. В результате они выносят суждения на основании слабых доводов и во всеуслышание говорят, что такой-то является хизбитом, второй — кутубитом, третий — джамитом, четвертый — мадхалитом и т.д. Они утверждают, что подобным образом поклоняются Аллаху, и верят, что поступая так, защищают Сунну. Как же прекрасно о таких людях сказал Ибн Асакир: «Удивительно, что он верит, будто выказанные им порицания являются приближением (к Аллаху), а произнесенные им ругательства — воздаянием. При этом он просит Великого и Всемогущего Аллаха сделать его искренним и даровать ему Свое довольство! Если же вы поразмыслите над сказанным им, то вам станет ясно, что разум его глуп, а слова — лживы. Когда мы поклоняемся Аллаху посредством оскорблений и брани?! Где Он велел нам посвящать себя клевете и упрекам?! Разве Аллах позволил нам предаваться проклятиям?! Или Он призвал нас заниматься сплетнями и очернительством?! Или же похвалил в Своем Писании хулителей?! Или, может, Он восхвалил выискивающих недостатки и злословящих?!
Если мы поразмыслим над великим Кораном, уразумеем аяты и мудрое Напоминание, то найдем в них запрет на все это и приказ избегать всего этого, будь то в малом либо в большом. Более того, Обладатель Величия и Щедрости запретил даже оскорблять идолов, которым поклоняются помимо Него, сказав: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству». Поэтому тот, кто занимается оскорблением рабов Аллаха, ослушался Аллаха по забывчивости и неразумению. Ведь если Аллах запретил оскорблять деревяшки и камни, то на каком основании вам позволено оскорблять наилучших ученых?!
Ибн аль-Каййим сказал: «Тот, кто обладает знанием о Шариате и реальном положении дел, точно знает, что достойный человек, который в Исламе обладает праведностью и добрыми деяниями, будучи из числа лучших мусульман, может сделать упущение и совершить ошибку. Однако при этом он будет оправдан и даже, более того, вознагражден, из-за своего иджтихада. Поэтому нельзя следовать за ним в этой ошибке и в то же время нельзя принижать его высокую степень, лидерство и положение в сердцах мусульман». Саид аль-Мусаййиб, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «Нет такого ученого, праведника или достойного человека, у которого не было бы недостатков. Однако есть среди людей такие, о недостатках которых не следует упоминать. Если достоинств в человеке больше, чем недостатков, то его достоинства устраняют его недостатки».
Имам аз-Захаби, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «Если у крупного знатока и имама религии больше правильного, он известен стремлением к истине и расширению своих знаний, видны проявления его ума, он отличается своей праведностью, набожностью и следованием (Сунне), то Аллах простит его ошибки. Мы не обвиняем такого ученого в заблуждениях, не отрекаемся от него и не забываем о его добродетелях. Да, мы не следуем за ним в его нововведении и ошибке и надеемся, что он покается в них». Имам аз-Захаби, да будет милостив к нему Аллах, также сказал: «Совершенство — редкая вещь. Поистине, ученого восхваляют за его достижения, состоящие из достоинств, и не погребаются добродетели из-за совершенной им неприятности, ведь возможно, он отказался от нее. Ему прощено из-за больших усилий, которые он приложил в поиске истины. И нет силы, кроме как с помощью Аллаха!» Аз-Захаби, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Если бы всякий раз, когда имам совершает ошибку в своем иджтихаде относительно какого-либо вопроса, за которую он будет прощен, нам приходилось выступать против него, обвинять его в нововведении и бойкотировать его, то не спаслись бы многие учёные, ни те, кто были выше них! Аллах приводит создания к истине, Он — Самый Милостивый из Милостивейших, и мы прибегаем к Аллаху от страстей и грубых ошибок».
‘Абдуль-Азиз ибн Баз, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, сказал: «В наше время широко распространилось такое явление, когда многие люди, приписывающие себя к обладанию шариатским знанием и призывом к благу, злословят о чести своих братьев из числа известных проповедников. В своих разговорах они затрагивают честь стремящихся к исламским знаниям и современных проповедников. Они делают это тайно на своих собраниях, и даже, возможно, записывают свои разговоры на кассеты, которые распространяют среди народа. Иногда же они делают это прилюдно на публичных лекциях в мечетях. Этот путь во многом противоречит тому, что приказали Аллах и Его посланник. Вот лишь некоторые из таких противоречий:
Во-первых, попираются права мусульман, в особенности тех мусульман, которые относятся к числу ищущих шариатское знание и проповедников. А ведь они прилагают огромные усилия в просвещении людей, их наставлении, исправлении их вероубеждения и манхаджа. Они также усердствуют в составлении уроков, лекций и написании полезных книг.
Во-вторых, происходит раскол в единстве мусульман и разделение их рядов. А ведь мусульмане как никто другой нуждаются в том, чтобы быть сплоченными, избегая разобщенности и раскола. Множество же разговоров и пересудов о том, что происходит между ними, является их характерной чертой. А ведь проповедники, которых они порочат, относятся к приверженцам Сунны и единой мусульманской общины, известны своей борьбой с религиозными нововведениями, предрассудками, своей непримиримой борьбой с теми, кто призывает к религиозным новшествам и суевериям, изобличая их планы и порочные воззрения. Мы не видим никакой пользы от подобной деятельности (т.е. от разговоров, затрагивающих честь ищущих шариатское знание и проповедников, а затем распространении этого среди мусульман, которая играет лишь на руку притаившимся в засаде врагам из числа неверующих, лицемеров, приверженцев религиозных нововведений и заблуждений.
В-третьих, подобная деятельность оказывает помощь и поддержку секуляристам, «западникам» и прочим безбожникам, которые преследуют собственные корыстные интересы. Они уже прославились своими нападками на мусульманских проповедников, возведением лжи на них и подстрекательством против их книг и кассет. Не подобает для исламского братства, чтобы проявляющие спешку мусульмане помогали своим врагам против своих же братьев из числа ищущих шариатское знание, проповедников и прочих людей.
В-четвертых, подобная деятельность способствует порче сердец всех людей и отдельных лиц, приводит к распространению и пропаганде лжи и ложных слухов, становится причиной множества сплетен и поклепов, растворяет настежь двери зла из-за слабости человеческих душ. Занимающиеся подобной деятельностью усердно работают над тем, чтобы распространить сомнения и посеять смуту, стремясь к причинению вреда верующим, которые того не заслужили.
В-пятых, множество из того, что они говорят, не имеет под собой основы. Они представляют собой ничто иное, как подозрения и предположения, которые приукрасил для них шайтан, введя их тем самым в заблуждение. А ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом». Необходимо, чтобы верующий относил слова своего брата по религии к наилучшим предположениям. Так, некоторые праведные предшественники говорили: «Не думай, что в словах твоего брата, есть что-то плохое, если ты увидишь, что под ними можно понять что-то хорошее».
В-шестых, выискивание ошибок в иджтихаде некоторых ученых и ищущих шариатское знание относительно тех вопросов, где иджтихад разрешен. Однако тот, кто совершает иждтихад, не будет спрошен за свою ошибку и не подвергнется сильному порицанию за нее, если он относился к тем, кто имеет право заниматься иджтихадом. Если кто-то противоречит ему по какому-либо вопросу, то более подобающе, если он будет вести с ним спор тем, что лучше, стремясь к достижению истины кратчайшим путем, и ставя преграду наущениям шайтана и разжиганию им розни между верующими. Если же это нелегко и кто-то посчитает, что необходимо публично разъяснить противоречие (мнения муджтахида Шариату), то это следует делать в наилучших выражениях и самым деликатным образом. Нельзя нападать, оскорблять, впадать в крайность, говоря о мнении (муджтахида), противоречащего истине, либо отворачиваться от него, равно как нельзя затрагивать честь конкретных людей, обвинять их в каких-то дурных помыслах, либо говорить больше, чем дозволено. О подобных делах посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говорил: «Что случилось с людьми, которые говорят то-то и то-то?»
Слова шейха аль-Албани, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в которых он дает наставление некоторым молодым людям: «Смотри же, брат… Я даю добрый совет тебе и молодым людям, которые, как нам представляется, отклонились от прямого пути — а Аллах знает обо всём лучше… Не теряйте время, критикуя друг друга, и не говорите: такой-то сказал то-то, а такой-то сказал то-то. Потому что, во-первых, к знанию это не имеет никакого отношения, а во -вторых, потому что это занятие порождает злобу и ненависть в сердцах. Знание — вот что вам нужно. Именно знание даёт ответ на вопрос, справедливо ли порицают люди этого человека за то, что у него много ошибок, и имеем ли мы право назвать его приверженцем нововведений или совершающим нововведения… Зачем нам углубляться в это? Я не советую делать этого, потому что сегодня мы страдаем от разобщения, которое стало испытанием для последователей призыва Корана и Сунны. Это разобщение — а Аллах знает обо всём лучше — имеет главной причиной душу, побуждающую к дурному, и это вовсе не разногласия в некоторых вопросах фикха. В другом месте шейх аль-Албани сказал: «Если мусульманин увидел какое-то дело, в котором ошибся один из ученых или проповедников, то для него становится обязательным напомнить ошибающемуся об этом и дать ему искренний совет. Если ошибка происходит в ограниченном месте, то предупредить о ней следует в этом самом месте, не делая это во всеуслышание и публично, при чем необходимо приводить лучшие и сильные доводы. Если же ошибка публична и известна, то нет ничего страшного в том, чтобы во всеуслышание указать и разъяснить ее. Однако, как сказал Всевышний: „Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом“.
Нет ничего удивительного, что это происходит с нами, поздними поколениями мусульман, которые окутаны мраками смут. Вместе с тем подобные и даже более серьезные вещи происходили с посланником и некоторыми сподвижниками. Например, когда один из сподвижников сказал посланнику: «Что пожелал Аллах и ты!»,— посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху!». Или вспомним другой хадис. Когда один из проповедников сказал: «Кто подчинился Аллаху и Его посланнику, тот уже пошел по истинному пути, а кто ослушался их, тот сошел с него», пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил ему: «Ты плохой проповедник для людей!». Наш пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «О те, которые уверовали на языках, но не уверовали в сердцах! Не злословьте за спинами мусульман и не выискивайте их слабые места! Ведь, поистине, тот, кто станет выискивать их слабые места, его слабое место будет выискивать Аллах! А тот, чье слабое место станет выискивать Аллах, Он опозорит его в его же доме!».
По материалам Исламских СМИ