Пятничная проповедь в прокопьевской мечети ( 13 Зуль - Хиджа )

Пятничная проповедь в прокопьевской мечети ( 13 Зуль - Хиджа )
Увещевание Абу Бакра ас-Сиддыка, да будет доволен им Аллах во время Джума

Обратился Абу Бакр ас-Сиддык с хутбой. Он сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха, по причине вашей бедности и нужды в Нём, чтобы вы боялись Его, и восхваляли Его так, как Он этого достоин. И чтобы вы просили у Него прощения, истинно, Он Прощаюшь. И чтобы вы смешивали надежду со страхом, и чтобы очищали перед Аллахом убежденность касательно того, что дошло до вас из Его Книги. Ведь истинно, Аллах похвалил Закарию (Мир ему), и его семью, сказав: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами». И знайте, что Аллах заложил ваши души в залог за своё право, и взял за это с вас завет, и купил у вас малое и бренное в обмен на многочисленное и вечное. И это Книга Аллаха, чудеса которой не исчезают, так веруйте же в слово Аллаха, и извлекайте урок из Его Книги, и ищите света в ней для Дня Мрака, ведь Он создал вас лишь для поклонения Ему, и приказал вам подчиняться Ему.

И знайте, что вы уходите утром, и возвращаетесь вечером, лишь в установленных для вас пределов, которых вы не знаете. И если вы можете сделать так, чтобы настал конец отпущенного вам срока, когда вы пребываете в поклонении Аллаху – то сделайте, и не сможете вы так сделать, кроме как с помощью Аллаха. Так спешите же, пока вам дана отсрочка и не истёк ваш срок, и пока вы не будете отданы вашим плохим деяниям. А некоторые люди отдали отпущенное им время для других, забыв себя – и я предостерегаю вас от того, чтобы вы были такими. Так спешите же, спешите, тогда вы спасётесь, ведь истинно, позади вас смерть, которая приходит быстро. И знайте, что пока вы искренни по отношению к Аллаху – то вы подчиняетесь своему Господу, и защищаете свое право.

Так отдавайте свои долги в дни ваших посевов, и сделайте дополнительные деяния, чтобы получить сполна за свои посевы и за отданные долги, когда вы будете бедны и будете нуждаться. Затем, подумайте, о рабы Аллаха, о тех, кто жили до вас – где они были вчера, и где они стали сегодня. Где те могущественные, чьи сражения прославляли? Где те, которые одерживали победы на войнах? Разрушило их время, и они превратились в истлевшие кости. Где цари, которые волновали землю, и населяли её? Забыты они, и забыто упоминание их, и сегодня они как ничто. Где цари, которые строили великие города, и укрепляли их, и возводили в них удивительные вещи? Вот их пустынные дома, а сами они в тени могил. «Сколько поколений до них Мы подвергли гибели! Разве ты ощущаешь присутствие кого-нибудь из них или слышишь их шепот?» (Марьям, 98).

Где красавицы с прекрасными лицами, чьей молодостью восторгались? Они стали истлевшими костями. Где те, кого вы знали из ваших друзей и братьев? Они пришли к тому, что совершили, и их постигло счастье, или беда. Истинно, нет между Аллахом, Свят Он и Велик, и кем то из его творений родства, благодаря которому Он дал бы ему благо, или защитил бы его от зла – и Он сделает это лишь по причине подчинения Ему и следования за Его Приказом. И не будет такого, чтобы раб делал добро за добром, и вошёл в Огонь, и зло за злом, и вошёл в Рай. Говорю я эти мои слова, и прошу прощения у Аллаха мне и вам».

Тот, кто изучал жизнь праведных халифов, да будет доволен ими Аллах, мог убедиться в том, что они были в высшей степени трудолюбивыми и богобоязненными людьми. Мы же делаем упущения, а иногда даже проявляем небрежность, и при этом чувствуем себя в безопасности. Послушайте, что говорит Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах: «Я бы хотел быть волоском на боку у верующего раба». Об этом сообщил Ахмад. Он же передал, что Абу Бакр брал себя за язык и говорил: «Вот что привело меня к погибели». Он часто плакал и говорил: «Плачьте, а если не можете плакать, то делайте вид, что плачете». Во время намаза он стоял словно дерево от страха перед Могучим и Великим Аллахом. Однажды ему принесли птицу, и он перевернул ее, а потом сказал: «Любая добыча поймана и любое дерево срублено только из-за того, что они недостаточно прославляли Аллаха». Когда же он был при смерти, он сказал ‘Аише: «Дочь моя, я получил из имущества мусульман эту абу, этот тазик и этого невольника. Поспеши передать их Ибн аль-Хаттабу». Он сказал: «Клянусь Аллахом, мне хотелось бы быть деревом, которое срубили и выкорчевали». Катада рассказывал, что ему передали, что Абу Бакр сказал: «Лучше бы я был зеленью, которую поедают животные».

Посмотрите на ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который читал суру «Ат-Тур», а когда дошел до аята «Наказание твоего Господа непременно наступит» (Ат-Тур, 7), начал рыдать так сильно, что заболел, и люди приходили навещать его. Перед смертью он сказал своей дочери: «Горе тебе! Позволь мне прикоснуться щекой к земле, — быть может, Он смилуется надо мной». Потом он добавил: «Нет, горе моей матери, если Он не простит меня». Он повторил это трижды и испустил дух. Иногда, когда он читал Коран по ночам, какой-нибудь из аятов наводил на него такой страх, что он в течение нескольких дней не выходил из дома, и люди приходили навещать его, полагая, что он заболел. От плача на его лице образовались две темные полоски. Ибн ‘Аббас сказал ему: «Твоими руками Аллах построил города и освободил страны». Он же ответил: «Мне хотелось бы спастись без награды и без наказания».

Посмотрите на ‘Усмана бин ‘Аффана, который, стоя над чьей-нибудь могилой, начинал плакать так, что от слез намокала его борода. Он говорил: «Если я окажусь между Раем и Адом, не зная, куда меня велят поместить, мне хотелось бы превратиться в золу, прежде чем я узнаю о том, куда попаду».

Посмотрите, как рыдал и трепетал от страха ‘Али бин Абу Талиб. Он испытывал сильный страх перед двумя вещами: перед большими надеждами и потаканием страстям. Он говорил: «Большие надежды заставляют забыть о последней жизни, а потакание страстям отдаляет от истины. Слушайте же! Поистине, ближняя жизнь заканчивается, а последняя жизнь приближается, и у каждой из них есть свои сыны. Будьте же сынами последней жизни и не становитесь сынами жизни ближней, потому что сегодня есть деяния, но нет воздаяния, а завтра будет воздаяние, но не будет деяний».

По материалам Исламских СМИ