Пятничная проповедь в офисе Акпоо "Собрание"

Пятничная проповедь в офисе  Акпоо
Сегодня день Джума 20 шавваля 1433 года по хиджре. Пусть Аллах направит имамов Уммы Пророка Мухаммада, мир ему, сказать в своих проповедях с минбаров мечетей, то, что угодно Ему и в чем благо для мусульман. Да примет Аллах у всех нас наши намазы, дуа и все праведные дела. Аллах да простит наших умерших, исцелит наших больных.

О необходимости беречь язык от грехов

Изучая Священный Коран и сунну нашего Пророка (с.а.в.), невольно приходишь к выводу, что благочестие и благополучие человека во многом зависят от его умения совладать собственным языком. Уста и язык — одни из врат нашей души. Через них одни наполняют свои сердца полезными знаниями, поминанием Аллаха и добром, а другие ложью и сомнениями. Посредством языка одни произносят свидетельство единобожия и оказываются под покровительством Всемогущего Господа, а другие произносят слова, которые делают тщетным всё, что они совершили.

Ахмад и ат-Тирмизи передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что Посланник сказал: «Когда раб просыпается, все его органы выражают свою покорность языку и говорят: “Побойся Аллаха ради нас, ведь мы зависим от тебя. Если ты на прямом пути, то и мы на прямом пути, но если ты отклонишься, то и мы отклонимся”».
Однако многие люди не осознают своей зависимости от языка и даже не обращают внимания на свои слова. Среди них есть такие, которые распространяют великую ложь и сбивают других с пути Аллаха. Есть и такие, которые сквернословят и грубят, и такие, которые постоянно сетуют на судьбу и жалуются. Одни лгут, чтобы посмешить друзей, а другие разносят сплетни и клевещут на своих знакомых. К великому сожалению, даже среди мусульман есть немало тех, кто позволяет себе говорить ложь и вести бесполезные беседы, не стыдясь своего Создателя и ангелов, которые нас окружают. А ведь Всевышний Аллах в суре «Каф» сказал: «Какое бы слово он ни произнёс, при нём всегда готовый наблюдатель» (Каф, 18).

Что бы ни говорил человек, его слова записываются благородными писцами, и очень скоро ему придётся отчитаться за всё, что он совершил и произнёс. И как же мучителен будет этот расчёт, если одного слова, вызвавшего гнев Аллаха, достаточно, чтобы человек попал в Преисподнюю на семьдесят лет!

Имам ат-Тирмизи передал со слов Билала ибн ал-Хариса, что Пророк сказал: «Поистине, вы произносите слово, которым Аллах доволен, не предполагая, каких пределов оно достигает, а Аллах записывает, что из-за него Он останется доволен вами до дня встречи с Ним. И, поистине, вы произносите слово, которое гневит Аллаха, не предполагая, каких пределов оно достигает, а Аллах записывает, что из-за него Он будет гневаться на вас до дня встречи с Ним». Известный богослов ‘Алкама говорил: «От скольких слов меня удержал хадис Билала ибн ал-Хариса!»

Обратите внимание, в этом хадисе сказано о словах, которым человек даже не придаёт значения. Он не предполагает, что подобные речи могут сыграть роковую или счастливую роль в его судьбе. А сколько страшных слов он произносит, заведомо зная о том, что они навлекают на него гнев Аллаха?! Неужели он рассчитывает на то, что его минует судьба остальных грешников?! Поистине, своими устами раб Аллаха совершает богопротивные поступки, лишающие его возможности попасть в райские сады. Эти грехи упомянуты в аятах Корана и хадисах Посланника, и самым тяжким из них является ложь.

Ложь несовместима с правой верой, потому что она противоречит принципам, на которых держатся Вселенная и шариат. Аллах сотворил этот мир с истиной и ради истины. Он установил законы природы, шариата и справедливого воздания тоже ради истины. Аллах Сам есть Истина, и ложь не имеет к Нему никакого отношения. В 30-м аяте суры «ал-Хаджж» сказано: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей».

Аллах поместил ложь в один ряд с идолопоклонством — самой отвратительной формой многобожия. Более того, идолопоклонство — это самая ужасная форма лжи, ибо нет большей лжи и несправедливости, чем приобщение сотоварищей к Аллаху. И нет большей лжи, чем равнение беспомощных и жалких творений с Тем, Кто без чьей-либо помощи творит и повелевает, одаряет и лишает, возвышает и унижает. Аллах один волен оказать человеку милость или подвергнуть его испытанию. Он один обладает самыми совершенными именами и атрибутами, и поэтому только Он заслуживает поклонения и обращения к Нему с мольбой. Если же человек взывает с мольбами или питает великую любовь к кому-либо, кроме Аллаха, если он испытывает благоговейный трепет перед кем-либо другим или уповает на кого-либо другого, то он измышляет великую ложь. Поэтому в 105-м аяте суры «ан-Нахл» говорится: «Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха. Они и есть лжецы».

Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Бакры, что как-то раз Пророк спросил: «Не сообщить ли вам о самых тяжких из грехов?» Люди сказали: «Конечно, сообщи, Посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Это — приобщение сотоварищей к Аллаху, непочтительность по отношению к родителям». Он лежал, опершись на руку, а потом сел и добавил: «И, поистине, это — лживое слово и лживое свидетельство! Это — лживое слово и лживое свидетельство». Абу Бакра сказал: «Он продолжал повторять это, пока я не подумал: “Он никогда не смолкнет!”»

К тяжким грехам, совершаемым устами и лишающим человека Божьей милости, относится попрёк. В «Сунане» ан-Насаи сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Кто попрекает людей в оказанной им милости, ослушается родителей и имеет пристрастие к спиртному, тот не войдет в Рай». Среди благочестивых праведников нет места тому, кто клевещет на людей и разносит сплетни. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Хузайфы ибн ал-Йамана о том, что Посланник Аллаха сказал: «Сплетник не войдет в Рай». Тяжкое бремя взваливает на себя и тот, кто рассказывает анекдоты и лживые истории для того, чтобы рассмешить людей. Имам Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали со слов Му‘авийи ибн Хайды, что Пророк сказал: «Горе тому, кто лжет для того, чтобы посмешить людей! Горе ему! Горе ему!»

Преданий о том, как важно следить за своей речью, очень много. Но даже тех из них, которые мы перечислили, достаточно, чтобы благоразумный человек схватил себя за язык. Один из наших праведных предшественников говорил: «Слова — твои пленники, но если они вылетают из твоего рта, ты становишься их пленником». Помни же, что сподвижники и их последователи готовились к ответу даже за такие слова, как «сегодня жаркий день» или «сегодня холодный день».

Ибн ал-Каййим в книге «Болезнь и излечение» рассказал, что одного из учёных увидели во сне. Его спросили о его состоянии, и он ответил: «Я задержан из-за одного произнесённого мной слова. Как-то раз я сказал: “Как же сильно люди нуждаются в дожде?” И мне было сказано: “Откуда тебе знать? Я лучше знаю о том, что в интересах Моих рабов”» .Пречист Аллах! Как же далеки мы от правильного понимания ислама! И как велика разница между нами и первыми мусульманами, которые соблюдали установления Аллаха и прославляли Его религию! И как часто сегодня можно встретить тех, кто называет себя верующим, но без зазрения совести предается празднословию и обсуждению чужих недостатков, пустым мечтаниям и бесполезным разговорам о политике!

Собираясь вместе, мусульмане часто обсуждают политические события и высказывания государственных деятелей. Проблемы президентов, королей и муфтиев их волнуют больше, чем их собственное положение перед Аллахом. Не случайно самыми популярными среди исламских сайтов являются новостные ресурсы и форумы. На первых люди узнают то, что потом обсуждают на вторых, делясь с другими своим некомпетентным мнением. Что же касается увещеваний и полезных наставлений, то лишь немногие интересуются ими. И ещё меньше тех, кто прислушивается к ним и очищает душу. Люди позабыли о себе, и произошло это потому, что они забыли об Аллахе и своих обязанностях перед Ним. Их сердца ожесточились, и это неизбежное следствие беспечности и пустословия.

Ат-Тирмизи передал со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Не предавайтесь многословию, если дело не касается поминания Аллаха, ибо, поистине, многословие без поминания Всевышнего Аллаха свидетельствует об ожесточённости сердца, жестокосердный же, поистине, находится дальше всех людей от Аллаха». Празднословие занимает человека и не позволяет ему наполнять сердце словами поминания и добрыми наставлениями. А ложь, клевета и обсуждение чужих недостатков оскверняют душу, после чего она начинает издавать зловонный запах. Ибн Абу ад-Дунйа привёл следующий рассказ Мухаммада ибн Сирина: «Один из ансаров проходил мимо нескольких сидящих людей и сказал им: “Совершите омовение, потому что некоторые из ваших слов хуже, чем осквернение”».

Верующим не подобает говорить то, что не приносит им пользы и не приближает их к Аллаху. Разговоры о политике не положат конец неверию и социальным проблемам, ибо только Аллах исправляет общество. Он сделает это тогда, когда люди станут достойны этого. И чем больше будет тех, кто установил царство ислама в своей душе, тем меньше проблем будет в обществе. И заблуждается тот, кто надеется приблизить помощь Аллаха разговорами о чужих грехах и ошибках. Ат-Тирмизи передал и назвал хорошим хадис Абу Хурайры о том, что Пророк сказал: «Человек исповедует ислам правильно, если не вмешивается в то, что не касается его».

Если же человек не уверовал правильно, то язык выдаёт его. Йахйа ибн Му‘аз сказал: «Сердце кипит вместе с тем, что внутри него, а его черпак — это язык». Когда говорит праведник, язык черпает из его сердца добрые и полезные слова. А из сердца лицемера язык достаёт слова ненависти и злобы. Поэтому в суре «Мухаммад» Всевышний Аллах сказал о лицемерах: «Если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам» (Мухаммад, 30).

Таким образом, если человек желает уберечь свою душу от разложения и сохранить свои добрые деяния, он должен обуздать свой язык и следить за своей речью. Для того чтобы справиться с этим, одного доброго намерения недостаточно. Нужно проявлять терпение и твёрдость, быть бдительным и остерегаться шайтана, который не упускает возможности вытянуть верующего на разговор о многочисленных проблемах и неприятностях. Лишь тот, кому удаётся уберечь свой язык от праздного и греховного, заслуживает близости к Аллаху. И поэтому Пророк Мухаммад сказал: «Я гарантирую Рай тому, кто ручается за то, что у него между челюстями и между ногами». Этот хадис передал Муслим со слов Сахла ибн Са‘да. Помочь же в этом может только наш Всевышний Покровитель!