Путевка в Сирию. Как в России становятся радикалами

Небольшая улица Котрова в центре Махачкалы плотно оцеплена со всех сторон. Полицейские уазы, зарешеченные грузовики ОМОНа, бронированные Уралы, люди в масках с автоматами. Это не очередная спецоперация. Это приближается время молитвы в мечети ан-Надирия, которая высится в середине улицы Котрова за ажурной решеткой.
Я стою у оцепления и наблюдаю, как прибывают люди. Их обыскивают, проверяют паспорта. Во дворе мечети дежурят парни спортивного телосложения, явно не прихожане. Неожиданно начинается потасовка, полицейские стреляют в воздух.
Мечеть находится на осадном положении с прошлой пятницы, когда ее фактически захватили сотрудники Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) со своими сторонниками.
«Я редко хожу в эту мечеть, — рассказывает Али, очевидец событий. — Бываю пару раз в месяц, когда в центре города есть дела.
Сначала я не понял, что происходит. Полиция, оперативники в штатском… Представитель духовного управления вышел вперед и объявил, что МВД республики поставило условие взять мечеть под контроль, и теперь здесь будет новый имам, которого назначает ДУМД».
Противостояние в мечети на Котрова началось и протекает по типичному кавказскому сюжету, который распространяется все шире и шире. Сотрудники Духовного управления мусульман являются последователями суфийского течения в исламе. А большинство прихожан мечети на улице Котрова — салафиты. У этих течений — значительные религиозные разногласия.
«Должность имама — выборная, его должны избирать только прихожане, — продолжает Али. — Но в тот момент прихожан были единицы. Вместо них пришли совершенно незнакомые люди. Я возмутился таким самоуправством. Меня тут же окружила толпа, начала пинать, заставляя замолчать. Они просто захватили мечеть, как в 90‑е отжимали собственность».
Такие показательные действия сотрудников ДУМД и МВД республики возмутили не только прихожан мечети на улице Котрова, но и салафитскую общину республики, которая по разным данным насчитывает от 30 до 50 тысяч человек.
«Я в той мечети несколько раз в жизни был, — говорит молодой человек из Хасавюрта, — но у меня ощущение, что мне в лицо плюнули».
Надо отметить, что салафиты посещают не только мечеть на улице Котрова, но и большинство других мечетей по всей республике. Однако именно мечеть ан-Надирия для этой общины имеет особое значение. Она была построена еще в 2002 году известным лакским лидером Надыром Хачилаевым и после его смерти передана его семьей в распоряжение салафитской общине. Молиться туда ходят не только салафиты, но все те, которые по различным причинам находятся в оппозиции Духовному управлению мусульман Дагестана.
Оцепление у мечети. Фото: Руслан Алибеков / «Черновик»
В самом факте смены имама мечети нет ничего драматического. Да и фигура нового имама Махаммадрасула Саадуева, который многие годы возглавлял центральную мечеть в Махачкале, кажется самой компромиссной. Он известный в республике религиозный деятель, которого уважают последователи различных исламских течений, в том числе и часть салафитов.
Но людей оскорбила унизительная форма, в которой это все было сделано. Ни с советом мечети, ни с прихожанами никто не посоветовался, переговорам предпочли силовую операцию.
Подобная ситуация складывается не только вокруг мечети на улице Котрова. По всей республике сейчас идет массовое давление на имамов, которые по тем или иным причинам (сами причины никто не разъясняет) не устраивают власти и МВД Дагестана. Религиозным деятелям в ультимативной форме ставят условия — либо вы уходите сами, либо будет плохо.
Дагестан — сложная республика, там до сих пор уживаются различные исламские течения. После кровавого вооруженного конфликта в 2000‑х, стало ясно, что одними силовыми методами ничего не решить, власти пошли на уступки, и казалось, что религиозный мир возможен. В 2010 году при поддержке сотрудников Национального антитеррористического комитета (НАК) и тогдашнего главы республики Магомедсалама Магомедова умеренным салафитам разрешили создать свою общественную организацию «Ахлю сунна» и открыто работать с молодежью. То есть появилось легальное поле для тех людей, которые уходу в лес предпочитают мирную жизнь и работу. Между Суфийскими и салафитскими лидерами впервые за 15 лет конфликта были проведены переговоры и заключено мирное соглашение.
И это дало свои результаты, отток в лес значительно снизился, и напряженность пошла на спад. Перед Олимпиадой условия ужесточились, но та работа, которую умеренные салафитские лидеры успели провести, давала свои результаты. Сейчас в Дагестане период относительного затишья, нет терактов, и спецоперации проводятся довольно редко. «Имарат Кавказ» разгромлен, а самые радикально настроенные люди переехали жить и воевать в Сирию, террористическая активность практически сошла на нет.
И в этой ситуации дагестанские власти вдруг решили выдавливать салафитскую общину из легального поля.
Я разговаривала со знакомым эфэсбэшником, он только руками развел: «НАК не имеет к этим действиям никакого отношения. Тут есть развилка — либо в Сирию, либо жить мирной жизнью. Они могут уйти в любую сторону. Ситуация идет в разрез с федеральной политикой. Вместо того чтобы ходить в свои мечети, молодежь сейчас разбредется по полуподпольным молельным домам. Радикализация начнется с новой силой. Опять кашу заварят, а нам потом расхлебывать».
Правда, есть одна сторона, которая очень довольна происходящими событиями в Дагестане — запрещенное в России «Исламское государство». Выходцы из республики, которые сейчас воют в Сирии, уже выпустили свое обращение, где призывают молодежь, «оставить мечети, раствориться в толпе и нанести удар, когда противник будет меньше всего ожидать, как сделали наши братья в Париже».
Конфликт между муфтиятом и салафитами Дагестана выходит на новый уровень
Накануне вечером дагестанские СМИ спешно растиражировали новость о новом повороте в деле оттеснения Духовным управлением мусульман Дагестана салафитов от руководства их ключевыми мечетями.
Проверенная технология
Газета «Новое дело» сообщает, что после назначения своего имама в салафитской мечети на улице Котрова в Махачкале муфтият Дагестана обратился к общественному совету салафитской мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале с предложением сменить имама.
Необходимость этого ДУМ Дагестана, как и в случае с мечетью на Котрова объясняет намерением силовиков закрыть эту мечеть в связи с "геополитической обстановкой в регионе".
Напомним, что массовые задержания прихожан в данной мечети происходили ранее регулярно. А примерно год назад они привели к крупным столкновениям прихожан с силовиками.
Причем газета утверждает, что такое же предложение от муфтията Дагестана поступило также к прихожанам мечети поселка Тарки, которые в силу местонахождения мечети составляют значительную частью ее прихожан.
Духовенством были рекомендованы конкретные кандидатуры на должность имама, их имена станут известны в скором времени. Действующим имамом мечети с 2000 года является Нигматулла Раджабов, - пишет автор.
Отсутствие четкой информации
Представители муфтията, как и прежде, не могут дать конкретную информацию, от какой именно силовой структуры поступают предложения взять мечеть под их контроль, в то время как силовые структуры отрицают приписываемую им роль в происходящем, - отмечает издание.
Напомним, недавно произошла смена имама мечети на улице Котрова в Махачкале. По заявлению муфтията, такая мера была инициирована после заявления силовых структур о том, что мечеть будет закрыта из-из радикально настроенной части ее прихожан в случае, если духовенство не возьмет ее под свой контроль.
При этом, в ответ на предположения, что следующая смена имама произойдет в мечети на улице Венгерских бойцов, духовенство заявляло в момент смены имама в мечети на Котрова, что "не пойдет туда", даже если соответствующее предложение снова поступит от силовиков, - напоминает "Новое дело".
«Ситуация в мечетях на Котрова и Венгерских бойцов существенно различается. Не так давно в последней небольшая группа радикально настроенных прихожан перестала посещать ее и ушла в другую», - пишет газета.
В ожидании реакции прихожан
Тем не менее, в мечети на Венгерских бойцов более сплоченный приход, чем в мечети на Котрова. Какое развитие получит ситуация, предсказать невозможно. Отметим, прихожане мечети на Венгерских бойцов не принимали участие в протестах против смены имама в мечети на Котрова, - пишет далее "Новое дело".
Пресс-секретарь дагестанского муфтията не стал комментировать ситуацию, заявив, что не владеет информацией об этом. По последним данным, имамом мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале предложено назначить заместителя муфтия Дагестана Магомеда Магомедова (Кахибского).
Ранее сообщалось, что духовенство предложило общественному совету мечети и жителям поселка Тарки сменить имама мечети. Такая мера, утверждает муфтият, необходима в связи с намерением силовых структур закрыть мечеть из-за "геополитической обстановки в регионе".
Кумыкский фактор
Что касается инициативы ДУМ Дагестана об одновременной смене имама и в мечети кумыкского поселка Тарки, примыкающего к Махачкале, то газета «Черновик» со ссылкой на комментарий имама этой мечети Рахмутдина Бадрутдинова, отмечает, что к официального обращения от муфтията в мечеть еще не поступало.
Данная инициатива ДУМ Дагестана, как утверждается, связана с тем, что жители поселка Тарки, находящегося неподалеку от мечети на улице Венгерских бойцов, составляют значительную часть прихожан этой мечети.
При этом, большинство жителей поселка Тарки являются последователями умершего недавно суфийского шейха Мухаммада-Мухтара Бабатова. При жизни Бабатова кумыкские имамы с опорой на его авторитет сохраняли автономность своих мечетей от ДУМ Дагестана.
«Черновик» также напоминает, что новый имам мечети на Котрова Мухаммад-Расул Саадуев на прошедшей пресс-конференции, посвящённой событиям в уже вверенной ему мечети, заверял журналистов о том, что приход ДУМ Дагестана в мечеть по улице Венгерских бойцов исключён, даже если этого потребует республиканское МВД.
Имам посёлка Тарки Бадрутдинов не исключил возможность взятия кумыкским джамаатом мечети по улице Венгерских под свой контроль. Для этого, по словам имама, потребуется соблюдение некоторых условий, а окончательное решение должно быть принято советом джамаата.
По мнению ряда наблюдателей, представитель кумыкского джамаата из числа учеников шейха Мухаммада-Мухтара Бабатова, мог бы стать той самой компромиссной фигурой, которая устроила бы все стороны, - пишет «Черновик».
Также необходимо отметить, что представители МВД и УФСБ РФ по РД, а также республиканские власти опровергают заявления представителей Муфтията РД о том, что требования по смене имамов мечетей – это инициатива силовых структур и руководства Дагестана, - отмечает газета.