Панорама
Путешественник и Ураза ( Пост )

Обуславливается ли допустимость розговенья путешественника в поездке в месяц рамадан избранным им средством передвижения, то есть если он идёт пешком или на верховом животном? Либо нет разницы, передвигается ли человек пешком, на верховом животном, машине или самолёте? Обязательно ли путешествие должно сопровождаться усталостью, которая не по силам постящемуся? И что лучше: если человек поститься в путешествии, если он способен на это, либо предпочтительней не соблюдать пост и разговляться?
Путешественнику в его путешествии разрешается не соблюдать пост, вне зависимости от того, передвигается ли он пешком или на каком-нибудь транспортном средстве, будь то автомобиль, самолёт либо ещё что-нибудь. Не имеет значения также, является ли путешествие настолько утомительным, что человек не в состоянии соблюдать пост, либо оно совершенно необременительно, страдает ли человек от голода и жажды, либо нет. Главное в том, что Шариат предоставил путешественнику дозволение не соблюдать пост, сокращать пост, сокращать молитву, а также сделал другие послабления на время путешествия. Это и другие дозволения не связаны со средством передвижения, боязнью усталости, голода или жажды.
Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились вместе с ним в военном походе в месяце рамадан, и некоторые из них постились, а другие пост не соблюдали, но при этом друг друга не порицали. Совершенно очевидно, что путешественнику разрешено розговенье и несоблюдение поста в месяц рамадан, если его трудно переносить из-за сильной жары, пересеченной местности, либо дальнего и долгого пути. Известно, что Анас рассказывал: "Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершали путешествие, причём некоторые из нас постились, а некоторые пост не соблюдали. Те, кто разговлялись проявляли решительность и хорошо трудились, а постящимся часть работы оказалась не по силам. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И разговевшиеся ушли сегодня с наградой."
Разговление от поста в путешествии необходимо в силу вероятности какой-либо непредвиденной ситуации, которая потребует этого. В хадисе Абу Саида ал-Худари - да будет доволен им! - говорится: "Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились в поездку в Мекку, будучи постящимися. Когда мы остановились в одном доме, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вы приблизились к вашему врагу, и розговенье сделает вас сильнее." Это было дозволением, после чего некоторые продолжали поститься, а другие разговелись. Затем мы остановились в другом доме, и он сказал: "Утром вы встретитесь с вашим врагом, и розговенье сделает вас сильнее, и посему разговляйтесь!" Это было сказано решительно, и мы разговелись. Затем мы начали поститься вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время путешествия." /Об этом рассказал Муслим/.
В хадисе Джабира Ибн Абдаллы - да будет Аллах доволен им! - сказано, что находясь в путешествии, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, вокруг которого собрались люди. Пророк поместил его в тень и спросил: "Что с ним?" Люди ответили: "Он - постящийся." Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не есть благочестие то, что вы поститесь в путешествии." /Об этом рассказал Муслис/.
Постоянный комитет
Если я находился в поездке по коммерческим делам и прибыл в нужную мне страну в конце месяца шаабан, оставшись там до середины месяца шавваль, то разрешено ли мне розговенье или нет?
Розговенье в пост месяца рамадан разрешается только по уважительной причине, как, например, тяготы путешествия или болезни. Хотя и предпочтительней, чтобы путешественник соблюдал пост, подобно тому, как это часто делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но при наличии серьёзных тягот он должен по дозволению Аллаха разговляться. Что же касается человека, пребывающего не в своей стране, то если он готов к отъезду, ему следует не соблюдать пост, подобно человеку не имеющему стабильного жилья, а ютящемуся в палатке за городом или пребывающему в своей машине, где он страдает от жары, солнца, ветров и необходимости часто отлучаться по своим нуждам. Если же человек имеет стабильное жилище в гостинице, оборудованной кондиционерами, либо в гостевом доме, дворце и т.п., где ему обеспечены все нужды и потребности, а также другие удобства, которыми пользуются местные жители, то есть постель, мебель, пища, кондиционеры и полное обслуживание, то понятие путешествия на него уже не распространяется, так как оно сопряжено со значительными тяготами и неудобствами. Для такого человека я не считаю возможным не соблюдать пост и позволять другие послабления, так как он фактически обладает статусом оседлого местного жителя. И Аллаху ведомо все наилучшим образом.
Абдулла бин Джибрин
Если я совершал поездку в месяц рамадан и не соблюдал поста во время путешествия, а затем по прибытии на место, где мне предстояло пробыть несколько дней, я соблюдал пост остаток дня и несколько последующих дней, то было ли для меня дозволенным розговенье в эти дни? При этом следует учесть, что я находился в чужой для меня местности.
Если путешественник прибыл в чужую для себя местность, не соблюдая поста в поездке, то он не должен возобновлять пост, если срок его пребывания в этом месте не превышает четырёх дней. Если же путешественник решил остаться на новом месте на срок, превышающий четыре дня, то ему следует соблюдать пост в остаток дня его прибытия с последующим возмещением, а также во все остальные дни пребывания в данной местности. Это объясняется тем, что в результате упомянутого выше намерения путешественник приобрел статус постоянного жителя, и на него перестало распространяться законоположение, касающееся путника. И это разделяется большинством учёных-богословов, а успех принадлежит Аллаху.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Находясь в путешествии, я не соблюдал пост во время поездки и в один из дней приехал к своим родным уже ближе к вечеру. Должен ли я поститься или разговляться?
Да, человек обязан возобновить пост, если перестала действовать причина по которой он не соблюдал пост и разговлялся. Если поездка завершилась в дневное время, то человек должен поститься остаток дня, так как Всевышний Аллах сказал: "...или путешествует...", а в указанном случае путешествие завершилось. То же самое относится и к больному, которому дозволено не соблюдать пост до тех пор, пока он не выздоровеет. Если это происходит в дневное время, то выздоровевший должен соблюдать пост в течение остатка дня, поскольку перестала действовать причина, позволявшая розговенье. При этом следует возместить этот день целиком, как и другие пропущенные дни поста.
Абдулла бин Джибрин
Распространяется ли законоположение о путешественнике на водителей автомашин и автобусов, поскольку их трудовая деятельность продолжается непрерывно в дневное время месяца рамадан вне пределов городов?
Да, законоположение о путешествии распространяется на них. Водители автомашин и автобусов в праве сокращать молитву, объединять молитвы и разговляться в дни поста. Если кто-то спросит, а когда же им поститься, если их работа не прерывается, то мы ответим, что им следует поститься в дни зимы, когда дни коротки и прохладны. Что же касается водителей, не покидающих пределы городов, то законоположение о путешественнике на них не распространяется, и они должны соблюдать пост.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин
Путешественнику в его путешествии разрешается не соблюдать пост, вне зависимости от того, передвигается ли он пешком или на каком-нибудь транспортном средстве, будь то автомобиль, самолёт либо ещё что-нибудь. Не имеет значения также, является ли путешествие настолько утомительным, что человек не в состоянии соблюдать пост, либо оно совершенно необременительно, страдает ли человек от голода и жажды, либо нет. Главное в том, что Шариат предоставил путешественнику дозволение не соблюдать пост, сокращать пост, сокращать молитву, а также сделал другие послабления на время путешествия. Это и другие дозволения не связаны со средством передвижения, боязнью усталости, голода или жажды.
Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились вместе с ним в военном походе в месяце рамадан, и некоторые из них постились, а другие пост не соблюдали, но при этом друг друга не порицали. Совершенно очевидно, что путешественнику разрешено розговенье и несоблюдение поста в месяц рамадан, если его трудно переносить из-за сильной жары, пересеченной местности, либо дальнего и долгого пути. Известно, что Анас рассказывал: "Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершали путешествие, причём некоторые из нас постились, а некоторые пост не соблюдали. Те, кто разговлялись проявляли решительность и хорошо трудились, а постящимся часть работы оказалась не по силам. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И разговевшиеся ушли сегодня с наградой."
Разговление от поста в путешествии необходимо в силу вероятности какой-либо непредвиденной ситуации, которая потребует этого. В хадисе Абу Саида ал-Худари - да будет доволен им! - говорится: "Вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились в поездку в Мекку, будучи постящимися. Когда мы остановились в одном доме, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Вы приблизились к вашему врагу, и розговенье сделает вас сильнее." Это было дозволением, после чего некоторые продолжали поститься, а другие разговелись. Затем мы остановились в другом доме, и он сказал: "Утром вы встретитесь с вашим врагом, и розговенье сделает вас сильнее, и посему разговляйтесь!" Это было сказано решительно, и мы разговелись. Затем мы начали поститься вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время путешествия." /Об этом рассказал Муслим/.
В хадисе Джабира Ибн Абдаллы - да будет Аллах доволен им! - сказано, что находясь в путешествии, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, вокруг которого собрались люди. Пророк поместил его в тень и спросил: "Что с ним?" Люди ответили: "Он - постящийся." Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не есть благочестие то, что вы поститесь в путешествии." /Об этом рассказал Муслис/.
Постоянный комитет
Если я находился в поездке по коммерческим делам и прибыл в нужную мне страну в конце месяца шаабан, оставшись там до середины месяца шавваль, то разрешено ли мне розговенье или нет?
Розговенье в пост месяца рамадан разрешается только по уважительной причине, как, например, тяготы путешествия или болезни. Хотя и предпочтительней, чтобы путешественник соблюдал пост, подобно тому, как это часто делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но при наличии серьёзных тягот он должен по дозволению Аллаха разговляться. Что же касается человека, пребывающего не в своей стране, то если он готов к отъезду, ему следует не соблюдать пост, подобно человеку не имеющему стабильного жилья, а ютящемуся в палатке за городом или пребывающему в своей машине, где он страдает от жары, солнца, ветров и необходимости часто отлучаться по своим нуждам. Если же человек имеет стабильное жилище в гостинице, оборудованной кондиционерами, либо в гостевом доме, дворце и т.п., где ему обеспечены все нужды и потребности, а также другие удобства, которыми пользуются местные жители, то есть постель, мебель, пища, кондиционеры и полное обслуживание, то понятие путешествия на него уже не распространяется, так как оно сопряжено со значительными тяготами и неудобствами. Для такого человека я не считаю возможным не соблюдать пост и позволять другие послабления, так как он фактически обладает статусом оседлого местного жителя. И Аллаху ведомо все наилучшим образом.
Абдулла бин Джибрин
Если я совершал поездку в месяц рамадан и не соблюдал поста во время путешествия, а затем по прибытии на место, где мне предстояло пробыть несколько дней, я соблюдал пост остаток дня и несколько последующих дней, то было ли для меня дозволенным розговенье в эти дни? При этом следует учесть, что я находился в чужой для меня местности.
Если путешественник прибыл в чужую для себя местность, не соблюдая поста в поездке, то он не должен возобновлять пост, если срок его пребывания в этом месте не превышает четырёх дней. Если же путешественник решил остаться на новом месте на срок, превышающий четыре дня, то ему следует соблюдать пост в остаток дня его прибытия с последующим возмещением, а также во все остальные дни пребывания в данной местности. Это объясняется тем, что в результате упомянутого выше намерения путешественник приобрел статус постоянного жителя, и на него перестало распространяться законоположение, касающееся путника. И это разделяется большинством учёных-богословов, а успех принадлежит Аллаху.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Находясь в путешествии, я не соблюдал пост во время поездки и в один из дней приехал к своим родным уже ближе к вечеру. Должен ли я поститься или разговляться?
Да, человек обязан возобновить пост, если перестала действовать причина по которой он не соблюдал пост и разговлялся. Если поездка завершилась в дневное время, то человек должен поститься остаток дня, так как Всевышний Аллах сказал: "...или путешествует...", а в указанном случае путешествие завершилось. То же самое относится и к больному, которому дозволено не соблюдать пост до тех пор, пока он не выздоровеет. Если это происходит в дневное время, то выздоровевший должен соблюдать пост в течение остатка дня, поскольку перестала действовать причина, позволявшая розговенье. При этом следует возместить этот день целиком, как и другие пропущенные дни поста.
Абдулла бин Джибрин
Распространяется ли законоположение о путешественнике на водителей автомашин и автобусов, поскольку их трудовая деятельность продолжается непрерывно в дневное время месяца рамадан вне пределов городов?
Да, законоположение о путешествии распространяется на них. Водители автомашин и автобусов в праве сокращать молитву, объединять молитвы и разговляться в дни поста. Если кто-то спросит, а когда же им поститься, если их работа не прерывается, то мы ответим, что им следует поститься в дни зимы, когда дни коротки и прохладны. Что же касается водителей, не покидающих пределы городов, то законоположение о путешественнике на них не распространяется, и они должны соблюдать пост.
Мухаммад бин Салих Аль Усеймин