Путь праведных предшественников и их наследие

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Определение термина «праведные предшественники»/ас-саляфу ас-салих/
Языковое значение слова «саляф»: Ибн Манзур сказал: «„ас-Саляф“, „ас-салиф“, „ас-сальфа“ — предшествовавшая община». См. «Лисануль-‘араб» 6/330.
Примером этому являются слова Всевышнего Аллаха, который сказал о фараоне и его войске:
فَلَمَّا آسَفُونَا انتَقَمْنَا مِنْهُمْ فَأَغْرَقْنَاهُمْ أَجْمَعِينَ * فَجَعَلْنَاهُمْ سَلَفًا وَمَثَلًا لِّلْآخِرِينَ
«Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех. Мы сделали их предшественниками (саляфан) и назидательным примером для остальных». Сура «аз-Зухруф», аяты 55-56.
Шариатское определение слова «саляф»
Имам ас-Саффарини говорил: «Под мазхабом саляфов подразумевается то, на чем были благородные сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и их последователи /таби’ун/, известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы». См. «Ляуамир аль-ануар аль-бахия» 1/20.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи /таби’ун/, да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками /ас-саляфу-ссалих/ нашей общины, да будет доволен ими Аллах. И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже саляфов.
Имам ас-Сам’ани сказал: «Слово „саляфит“ означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу, о котором тебе стало известно». См. «аль-Ансаб» 3/274.
Хафиз аз-Захаби писал: «Саляфит /саляфий/ — это тот, кто следует по мазхабу саляфов». См. «ас-Сияр» 6/21.
Имам ас-Саффарини сказал: «Аль-Асарий» /асарит/ — это причисление к вероубеждению асарии и к группе саляфии. По этому признаку узнается мазхаб саляфов, а это мазхаб предшествующей общины и всех признанных имамов!» См. «Ляуамир аль-ануар аль-бахия». 1/73.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Ахлю-Сунна уаль-джама’а — это саляфы нашей уммы, и тот, кто следует по пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, является саляфитом!» См. «Шарх аль-‘акъида аль-уасатыя». 1/314.
Шейх Бакр Абу Зайд сказал: «Тот, кто утвердился на пути Пророка, мир ему и благословение Аллаха, причисляется к тому, на чем были праведные предшественники /ас-саляфу-ссалих/, которые называются: „ас-Саляф“ или „ас-Саляфиюн“. И тот, кто приписывает себя к ним, является саляфитом». См. «Хукмуль-интима» 36.
Что же касается слова «саляф», то первым, кто упомянул его в языковом значении в этой общине, был сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, который сказал своей дочери Фатиме: «Я прекрасный саляф /предок/ для тебя». Муслим 2/234.
Также этот термин употребляли и его сподвижники в отношении их самих. Маймун рассказывал, что Ибн ‘Аббас сказал: «О Маймун, не ругай саляфов /сподвижников/, и тогда ты войдешь в Рай с миром!» Ибн Абу Хатим 2/356.
Каждый мусульманин обязан следовать Корану и достоверной Сунне, обращаясь к тому, как их понимали праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах. Они заслуживают следования по их пути, потому что были верными в своей вере, стойкими в своих вероубеждениях и искренними в поклонении.
Определение термина «манхадж»
«Манхадж» – это весь образ жизни мусульманина. К нему относится вероубеждение /‘акыда), фикх, нрав и взаимоотношение с людьми. Также под манхаджем подразумевается путь, методика для воплощения велений Аллаха на земле. См. «Ма’алим филь-манхадж ат-таифатиль-мансура» 3-4.
فَلَمَّا آسَفُونَا انتَقَمْنَا مِنْهُمْ فَأَغْرَقْنَاهُمْ أَجْمَعِينَ * فَجَعَلْنَاهُمْ سَلَفًا وَمَثَلًا لِّلْآخِرِينَ
Слово манхадж упоминается в Коране и Сунне. Так, Всевышний Аллах сказал:
لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَاجًا
«Каждому из вас (пророков) Мы установили шариат и манхадж». Сура «аль-Маида», аят 48. В толковании этого аята Ибн ‘Аббас сказал: «Т.е. Сунна и путь». ‘Абдур-Раззакъ 1/187, ат-Табари 6/175.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И будет среди вас пророчество, которое будет продолжаться столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить. Затем будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить». Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 5.
Всевышний Аллах строго пригрозил тем, кто будет противоречить манхаджу Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказав:
فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Пусть же остерегаются те, которые противоречат его велению, чтобы их не постигло искушение или не постигло их мучительное наказание». Сура «ан-Нур», аят 63.
Хафиз Ибн Касир сказал: «Под „велением Пророка“ подразумевается его путь, манхадж, Сунна, шариат». См. «Тафсир Ибн Касир» 4/356.
Отвечая на вопрос о разнице между понятиями «манхадж» и «‘акыда», шейх Салих аль-Фаузан сказал: «Значение слова манхадж шире, чем значение слова ‘акыда. Манхадж бывает в ‘акыде, в руководстве, нраве, во взаимоотношениях с людьми и во всей жизни мусульманина. Путь, по которому следует мусульманин, именуется манхаджем! Что же касается термина ‘акъида, то под ним подразумевается основы имана и смысл двух свидетельств /ля иляха илля-Ллах, Мухаммад — расулю-Ллах/. Это и есть ‘акыда». См. «аль-Аджуиба аль-муфида» 75.
Имамом праведных предшественников является Пророк Мухаммад ﷺ, и единственно правильный путь — это его ﷺ Сунна
Имамом праведных предшественников является посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, следовать и подчиняться которому нам повелел Всевышний Аллах, сказав:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُو
«Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь». Сура «аль-Хашр», аят 7.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, является прекрасным примером для мусульман, о чем Всевышний Аллах сказал:
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا
«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха». Сура «аль-Ахзаб», аят 21.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил только то, что было Откровением с небес. Всевышний Аллах об этом сказал:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى * إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«Он не говорит по пристрастию. Это — только ниспосылаемое Откровение». Сура «ан-Наджм», аяты 3-4.
Всевышний Аллах повелел нам сделать Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха, судьей во всех наших делах и сказал:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью». Сура «ан-Ниса», аят 65.
Всевышний также предостерег нас от ослушания и противоречия Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сказав:
فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Пусть же берегутся те, которые противятся повелению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное». Сура «ан-Нур», аят 63.
Когда саляфы препирались о чем-либо, они обращались к Книге Всемогущего Аллаха и Сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и об этом слова Всевышнего:
فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا
«Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу». Сура «ан-Ниса», аят 59.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передал человечеству послание своего Господа и разъяснил Его Книгу. Всевышний Аллах об этом сказал:
وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ
«Мы послали тебе Напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано». Сура «ан-Нахль», аят 44.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов. Хватайтесь за нее коренными зубами и остерегайтесь нововведений, ибо всякое нововведение — это заблуждение». Ахмад, Абу Дауд. Хадис достоверный.
«Сунна» посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха — это все его изречения, деяния и одобрения, и она изложена в достоверных хадисах. Многие мусульмане не понимают истинного значения слова «Сунна» и ограничивают ее лишь внешними делами Пророка, мир ему и благословение Аллаха. На самом же деле в понимании наших праведных предшественников под «Сунной» подразумевалось вероубеждение /‘акыда/ и путь /манхадж/, которого придерживались первые поколения мусульман.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Сунна — это то, на чем был Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вероубеждением, словами и делами». См. «аль-Хамауия» 2.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Имамы нашей уммы под словом „Сунна“ подразумевали путь Пророка, мир ему и благословение Аллаха и его сподвижников, который был свободен от сомнений и страстей. Затем под „Сунной“ стали подразумевать вероубеждение, очищенное от сомнений в вопросах веры в Аллаха, ангелов, Писания, посланников, Судный день и предопределение, а также в вопросах о достоинствах сподвижников и т.д. И книги на эту тему получили названия „Сунна“. Причиной того, что эта наука была названа именем „Сунна“, являлась ее важность. И тот, кто противоречит тому, что в этих книгах, тот обрекает себя на погибель». См. «Кашфуль-курба» 1/320.
Истинный Ислам — это Ислам, соответствующий Сунне, и именно поэтому имам Сунны своего времени аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знайте, что Ислам — это Сунна, а Сунна — это Ислам, и одно без другого быть не может». См. «Шарху-Ссунна» 34.
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: «Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной». аль-Лялякаи в «И’тикъаду ахли-Ссунна» 1/57, Ибн аль-Джаузи в «Тальбису Иблис» 9, и аз-Захаби в «Мизануль-и’тидаль» 1/90.
О понимании религии Ислам в соответствии с тем, как понимали ее праведные предшественники/ас-саляфу ас-салих
Многие мусульмане заявляют о том, что они следуют Корану и Сунне, однако они забывают об этом важном условии, что необходимо понимать Коран и Сунну именно так, как понимали это саляфы, а не так, как может или хочет понимать каждый. Этого требует Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءَتْ مَصِيرًا
«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» Сура «ан-Ниса», аят 115.
Имам Ибн Абу Джамра говорил: «Ученые сказали, что в этом аяте речь идет о сподвижниках и первых поколениях мусульман!» См. «Бахджату-ннуфус» 15.
Всевышний Аллах также сказал: «Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем; если же они отвратятся, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них». Сура «аль-Бакара», аят 137. Ибн ’Аббас сказал: «Речь идет о сподвижниках!» аль-Харауи в «Заммуль-калям» 759.
В этом аяте Аллах повелел не просто уверовать, а уверовать именно так, как уверовали сподвижники!
Всевышний Аллах также сказал:
وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ
«И следуй по пути тех, кто обратился ко Мне». Сура «Лукман», аят 15.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: «Каждый сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути». См. «И’лямуль-мууаккъи’ин» 4/120.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это „коренными зубами“ и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх аль-Альбани.
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: «Кто же они?!» На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал им: «Я пришел к вам от сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха — мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!» Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Все это указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников. Каждый мусульманин обязан понимать Ислам так, как понимали его праведные предшественники /саляфы/, и не основываться на своем мнении, так как понимание Ислама «на свой лад» и привело к возникновению многочисленных сект!
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас». Сподвижники спросили: «О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?» Он сказал: «Нет, именно из вас!» Ибн Наср в «ас-Сунна» 33, ат-Табарани в «аль-Кабир» 289. Шейх аль-Альбани называл хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 494.
Со слов Уасиля ибн Аскъа’а, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы не перестанете пребывать в благополучии до тех пор, пока среди вас будут находиться те, кто видел меня и сопровождал меня. И клянусь Аллахом, вы не перестанете пребывать в благополучии до тех пор, пока среди вас будут находиться те, кто видел тех, кто видел меня, и сопровождал тех, кто сопровождал меня». Ибн Абу ‘Асым 1522, ат-Табарани 22/85. Хадис достоверный.