Прожили вместе с супругом несколько лет без никяха. Опомнились. Нужно ли его сейчас делать?

Прожили вместе с супругом несколько лет без никяха. Опомнились. Нужно ли его сейчас делать?

Мы с моей супругой состоим в браке несколько лет. В свое время мы не удосужились совершить обряд никаха и зарегистрировались лишь в ЗАГСе. Стоит ли проводить этот обряд теперь?

В последнее время наши соотечественники ведут оживленные споры и дискуссии по вопросу никаха. Действительно, многие наши современники в советские времена, 90-ые и нулевые, когда ритуалы по Шариату не приветствовались, ограничивались лишь заключением брака в ЗАГСах. 

В последние годы большинство наших единоверцев отстранились от харама-запретного, живут полнокровной жизнью, воспитывают детей. Порой приходится слышать мнение о том, как это можно жить в браке без шариатского обряда никаха. 

Действительно, вопрос этот не такой простой, как кажется. Обряд никаха по своей сути является объявлением близким родственникам и окружению о принятом совместном решении жениха и невесты создать семью. Именно поэтому в те времена, когда религия была под запретом и наши соплеменники, не таясь и не скрываясь от посторонних, вступали в брак, они шли в ЗАГС и фиксировали свое решение о создании семьи, то есть публично объявляли о браке, и это деяние в то время считалось никахом. 

Теперь же годы, прожитые в прошлом, считаются периодом джахилии - невежества, и человеку, принесшему покаяние в связи с этим, нет повода для беспокойства. Доводом в пользу этой установки служит и то, что никто из сподвижников Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), приняв ислам, не стал повторно совершать обряд никаха. 

Здесь стоит напомнить, что нормы Шариата удивительно гибки и органичны. Аллах Субхана ва Та’аля создал его каноны такими, какие они есть: несложными, легко выполнимыми и четкими и не стоит загромождать их и усложнять какими-то непонятными фетвами. 

И все же, следует ясно осознавать, что это было допустимо в прошлом, во времена джахилии. А сегодня не следует обманывать себя и ограничиваться лишь походом в ЗАГС, ведь теперь, слава Всевышнему, имеются все возможности для совершения полноценного мусульманского обряда никах. И если кто-либо из наших соплеменников, посчитает что совершение никаха излишне, посещение мечети необязательно или найдет тысячу причин не совершать обряд и создаст семью без никаха, то его семейная жизнь будет создана недозволенным путем, то есть харамом, а его дети будут рождены во грехе – «зина». 

Пусть Аллах Та’аля убережет всех нас и наших потомков от подобного греха!

Я христианка, муж мусульманин

С мужем в законном браке 4 года, двое деток. Сейчас пришла к тому что хочу принять ислам. С мужем никах не делали. Теперь думаю можно ли в один день сразу принять ислам в мечети и сразу сделать никах с мужем?

Если вы заключали брак в ЗАГСе или любым другим официальным путём в России или где бы то ни было, то никах не обязательно проводить, по мнению многих учёных этого достаточно.

Это верно лишь в том случае, когда брак заключён до Ислама. Здесь же ясно говорится, что её муж мусульманин. Если он пренебрёг никахом, либо пренебрёг выяснением о никахе, то в обоих этих случаях это не является оправданием. Единственное, что может быть оправданием - это если ни ему ни ей не пришло в голову даже мысли о законном исламском браке или выяснении о нём, либо они спросили "знающего", который им сказал что ЗАГСа достаточно. Но даже если и так, то необходимость сделать никах после выяснения истины или оставить как есть, является спорным, поэтому даже в этом случае, из предосторожности, лучше сделать никах.

Родители пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) умерли не уверовавшими в Единого Аллаха. Имам аль-Байхакъи сказал: “Неверие их никак не ущемляет происхождение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поскольку никах неверных действительный! Разве ты не знаешь, что неверные принимали Ислам вместе с женами и их не обязывали обновлять брак?!” См. “ад-Даляиль ан-нубууа” 1/192.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Мы не знаем никого, кто бы обновлял никах после принятия Ислама”. См. “Задуль-ма’ад” 5/125.

Имам ибн Къудама сказал: “Брак неверных является действительным и принимается в расчет, когда они принимают Ислам. И не следует смотреть на то, как они заключали брачный договор и то, что условия никаха мусульман они не учитывали, как уали, свидетели, вопрос и ответ и т.п. И нет в этом разногласия среди мусульман!” См. “аль-Мугъни” 7/50.

Единственно, будет недействительным тот брак принявших Ислам неверных, который противоречит Исламу, даже если по чьим-то традициям он является приемлемым, как например брак на матери, родной сестре, дочери, или же брак с молочными и т.п. на ком Ислам запрещает жениться. Такие браки недействительны ни до Ислама, ни после!

Они отступились от Ислама и женились, а потом муж принял Ислам раньше своей жены. Необходимо ли им обновить никах (обряд бракосочетания)?

Когда я до замужества встретилась со своим мужем, мы оба были мусульманами. Однако через некоторое время после встречи, да простит Аллах за это, мы оба отказались от Ислама. Потом мы женились по законам Великобритании, сделали не соответствующую Исламу свадьбу, так как тогда мы не были мусульманами. По прошествии двух лет мой муж снова вернулся в Ислам, а я на протяжении нескольких месяцев оставалась неверующей. Но потом я тоже вернулась в Ислам. Хвала Аллаху. Сейчас мы находимся в лучшем положении. Верна ли наша женитьба? Если нет, что нам необходимо сделать? Все без исключения знают, что мы женаты и у нас была свадьба, но мы, не будучи мусульманами, женились по законам Великобритании, а не по законам Шариата.

Если два человека, отступившие от веры, приняли Ислам вместе, то их никах верен. Так же, как и брак неверующих. 

Если же один из супругов принял Ислам раньше второго настолько, что у женщины прошло время ‘идды (время, которое женщина обычно выжидает после развода или смерти мужа – прим. пер.), то им, по мнению большинства ученых, необходимо совершить обряд бракосочетания заново.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: Если один из супругов принял Ислам раньше другого настолько, сколько у женщины длится ‘идда, то никах аннулируется. Это мнение всех ученых. 

Ибн ‘Абдульбарр сказал: „Ученые не разногласят в отношении этого. Есть только мнение, которое приводят от ан-Наха‘и, которое противоречит мнению всех ученых. Никто из ученых не поддержал его в этом. Его мнение заключается в том, что женщина возвращается к своему мужу, даже если прошло много времени. Передаётся от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернул Зейнаб её мужу Абу аль-‘Асу, не совершив обряд бракосочетания заново. Это предание проводится у Абу Дауда“. Имам Ахмад использовал этот хадис в качестве доказательства. У него спросили: „Разве не передаётся, что он вернул её, возобновив никах?“ На что он ответил: „Этому (мнению) нет основы“. И сказано, что после того, как она приняла Ислам, и до возврата к мужу прошло восемь лет (аль-Мугни. – Т. 7. – С. 188).

Некоторые ученые считают, что никах не аннулируется, даже если прошло время ‘идды. И если бывшие супруги пожелали вернуться друг к другу после окончания ‘идды, то им нет необходимости возобновлять никах.

Этого мнения придерживался шейхуль-ислам Ибн Теймия, его ученик Ибн Кайим, а также шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует их Аллах. Они опирались на предыдущее предание об Абу аль-‘Асе, говоря, что в Сунне не упоминается о разрыве никаха с окончанием ‘идды. См. Аш-шарх аль-мумти‘. – Т. 12. – С. 245 -248. Согласно этому мнению, вам нет необходимости возобновлять никах.

Просим Аллаха содействовать вам в каждом благом деле. А Аллах знает лучше!