Прокопьевский имам познакомился в Адлере с главой администрации и местным председателем мусульманской общины

Прокопьевский имам познакомился в Адлере с главой администрации и местным председателем мусульманской общины

Вчера в Адлере, находясь в рабочей командировке председатель "Объединения мусульманских организаций Кемеровской области" Равшан Темуров на местном "Сабантуе" встретился с председателем национального татаро-башкирского общества «Ясин» Ильясовым Валидом Махмутовичем и Главой администрации Адлерского района города Сочи Жигалко Александром Александровичем.

Как и везде в России местные мусульманские организации пытаются через национально-традиционный "Сабантуй" привлечь этнических мусульман к религии предков, также и здесь на побережье Чёрного моря уже 17 лет прививают местным и отдыхающим татаро-башкирам традиции своих народов. "Сабантуй" в основном пропагандирует не религию, а именно этнически-традиционную сторону этого "праздника".

Равшан Темуров поделился опытом как развивается исламское движение в Кемеровской области, отношении губернатора Амана Тулеева к мусульманам. Сколько появилось мусульманских культовых помещений и зданий.

История развития мусульман Черноморского побережья РФ

Татарско-башкирская община мусульман г. Сочи была образована в 1995 году в Адлерском районе под руководством её первого председателя Рамазановой Равзы Незаметдиновны и официально зарегистрирована в Министерстве юстиции Краснодарского края 19.03.1996 г. Со времени своего образования по настоящее время называется Местная религиозная организация «Общество мусульман г. Сочи «Ясин».

В октябре 2010 г. на должность Председателя Общества был избран Ильясов Валид Махмутович, чью кандидатуру, как одного из активных членов Общества, рекомендовал и утвердил Московский Муфтият. В связи с избранием нового председателя общества МРОМ г. Сочи «Ясин» в 2011 г. прошла перерегистрацию в Министерстве юстиции Краснодарского края, поскольку в Устав общества были внесены изменения.

Ильясов Валид Махмутович, как председатель общества, проводит очень большую работу по возрождению и развитию мусульманских татарских национально-культурных традиций, по привлечению в ряды общества новых членов. Для верующих мусульман организована и функционируют молельные комнаты – в г. Сочи по ул. Учительская, д. 30, где каждую пятницу в 13-30 имам общества читает проповеди и совершает намаз, а также в Адлере по ул. Молокова, д. 28.

Целями и задачами МРОМ г. Сочи «Ясин» являются сохранение и приумножение национальных традиций татарского и башкирского народов, соблюдение национальных обычаев и обучение им детей и молодёжи, а также формирование у подрастающего поколения толерантности, нравственности, веротерпимости. С этой целью обществом была образована «Школа выходного дня», а из Казани для детей специально были привезены учебники по изучению татарского языка.

В настоящее время обществом проводится работа по привлечению детей и подростков в «Школу выходного дня», где организованы и проводятся занятия по изучению татарского языка, а для взрослых созданы женская и мужская группы для желающих изучать арабский язык. Занятия по изучению языка проводит преподаватель из Сирии Зият Хайдар в офисе по ул. Комсомольская, д. 11.

Если говорить о мусульманах, населяющих современный Сочи, нужно сказать о том, как исторически сложилась их судьба, представителями каких народностей являются нынешние потомки мусульман, населяющих в настоящее время территорию Сочи и его окрестностей. И прежде всего, надо отметить адыгов. Этот народ является прямым потомком античных меотов, именно адыги являются коренным населением юго-западной части побережья Чёрного моря и Северного Кавказа. В античности адыгов называли зихами.

Начиная с тринадцатого века, зихов стали называть черкесами. Однако, уже в XIX веке адыги были не единственным народом, населявшим территорию современного Сочи. Вместе с ними, здесь проживали такие народности, как шапсуги и убыхи. Существовало и такое понятие, как причерноморские шапсуги. Уже вначале XIX века они занимали значительную территорию, простиравшуюся от современной Джубги, или как её называли раньше Пшады, до реки Шахе. В наши дни численность шапсугов значительно меньше. Это является последствием упомянутого выше переселения их большей части в Турцию после окончания Кавказской войны. Немногочисленные шапсуги проживают в тринадцати аулах Лазаревского района г. Сочи, а также в Туапсинском районе Краснодарского края.

После адыгов, как наиболее значительную часть коренного населения Северо-Западного Кавказа, следует упомянуть убыхов. Место их проживания вначале XIX века, находилось между реками Псахе и Хоста, а в середине XIX века эта долина была центром приморской мусульманской Убыхии. Здесь, на берегу реки Псахе, располагался комплекс административных зданий убыхского парламента (меджлиса) с мечетью и кунацкой (гостиницей). До сих пор на правом берегу Псахе, на приморской террасе сохранились части развалин римско-византийской крепости, построенной в I-V в.в., первого каменного сооружения, которое позднее назвали «Мамай-кале» - «крепость Мамай» или «Мамайская крепость». Эта местность является центральной частью современного Сочи. Убыхи мирно уживались с шапсугами, которые граничили с ними на северо-западе. Численность убыхского народа в то время насчитывала по разным источникам от десяти до одиннадцати с половиной тысяч человек.

После поражения в Кавказской войне убыхов ждала та же участь, что и адыгов, их насильственно переселили в Турцию, где они практически полностью растворились среди местных жителей, потеряв, таким образом, свою национальную идентичность. В 1869 г. по специальному указу царского правительства, как начало колонизации покорённого населения края, было организовано 12 селений: Аибга, Ахштырь, Александровское, Божьи Воды, Елизаветпольское, Красное, Лесное, Навагинское, Перевальное, Пластунское, Садовое, Хамышки. В этот же период (1869-1871 г.г.) часть причерноморских шапсугов, выселенных в 1864 г. на левобережье Кубани, была возвращена на сочинское побережье и расселена в пределах современного Лазаревского района Большого Сочи в нескольких существующих и поныне аулах. Это аулы Наджиго в долине Макопсе, аулы Шхафит, Красноалександровский и Псеушхо в долине Аше, им. Кирова (Тхахепш - "Божьи Воды") в среднем течении Псезуапсе, Большой Кичмай и Нижнее Шахе в долине Шахе. В ауле Большой Кичмай были поселены и шапсуги-хакучи, ранее обитавшие в верховьях Псезуапсе. В аулы долины р. Шахе вернулись из Турции несколько десятков семей местных шапсугов, эмигрировавших в 1864 г. В нескольких километрах от Туапсе, в долине р. Агой, сохранился один из наиболее крупных шапсугских аулов Черноморского побережья Кавказа - это аул Куйбышевка (раньше Карповка).

В приложении к Этнографической карте Черноморской губернии, составленной в 1900 г. Е. Кондратенко, говорится, что к началу ХХ века население южного склона Западного Кавказа, до 1864 г. достигавшее 300 000 человек, составляло всего лишь 33 000 человек и имело очень пестрый национальный состав. При этом, большинство населенных пунктов располагалось в узкой прибрежно-морской полосе. Видно, что в начале ХХ в. среди населения Черноморского побережья Кавказа численность поселенцев - мусульман была невелика. По последним данным в Сочи проживает свыше 20 тысяч мусульман, среди которых адыги, шапсуги, турки, татары, аварцы, башкиры и другие национальности.

В настоящее время функционирует всего лишь одна маленькая мечеть - в горном ауле Тхагапш Лазаревского района. Эта мечеть была построена в конце XIX века и функционировала до 30-х годов прошлого века. Она является единственной на Черноморском побережье, сохранившейся во время кампании по борьбе с религией в СССР, и, несомненно, представляет собой историческую ценность. В 30-е годы деревянная мечеть была закрыта и долгое время использовалась как склад. В 1993 году зданию вернули статус религиозного сооружения, однако проводить там обряды было невозможно. В канун священного месяца Рамадан, предшествовавшего празднику Ураза-Байрам 30 июля 2010 г., произошло знаменательное для верующих мусульман событие. Отреставрированная на общественные пожертвования мечеть вновь была открыта для посещения в ауле Тхагапш, в месте контактного поселения причерноморских адыгов-шапсугов, коренного населения Лазаревского района города Сочи.