Произнесение вслух аминь, одного из прихожан привело к драке во время намаза

Произнесение вслух аминь, одного из прихожан привело к драке во время намаза

В одной из мечети Казахстана, во время фард намаза началась драка. Сторонник слепого подражания ханафитского мазхаба начал избивать сторонника другого мазхаба из-за произнесения вслух аминь и держания рук на уровне грудной клетки. 

Инцидент произошел в мечети «Abdusattar» города Сарыагаш. Поговаривают, что имам согласно ханафитским требованиям муфтията предупреждал прихожан о недопустимости во время молитвы произносить вслух слово «Амин».

Один из молящихся, проигнорировав это предупреждение, возможно по забывчивости, произнес вслух «Аминь», за что сразу же получил удар прямо во время намаза.

Духовное управление мусульман Казахстана пока не дало никаких комментариев по данному инциденту в мечети.

Вот к чему приводит разделение людей на мазхабы, а не следование Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Нужно ли быть сторонником какого-нибудь мазхаба?

Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословения печати всех пророков, Мухаммаду (мир ему и благословения Аллаха)! А затем:

Нет, это не обязательно, следовать за каким-либр мазхабом, так как во время Пророка ﷺ не было никаких мазхабов, и Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ не приказывали следовать мазхабам.

И тем более таклид (слепое следование за определенным человеком)- строго запрещён, так как Всевышний Аллах повелел нам беспрекословно следовать лишь за Его Пророком Мухаммадом ﷺ!

Если уж человек решил следовать, к примеру, за мазхабом имама Абу Ханифы, то он должен это делать при условии, что если до него дойдет довод из Корана и Сунны, который противоречит словам и мнению Абу Ханифы, то ОН ОБЯЗАН ОСТАВИТЬ МНЕНИЕ АБУ ХАНИФЫ И ПОСЛЕДОВАТЬ ЗА ДОВОДАМИ ИЗ КОРАНА И СУННЫ.

Например, Есть достоверный хадис, в котором пришло указание на то, что никах без опекуна (уали) женщины- не действительный. И также достоверно приходит мнение от имама Абу Ханифы о том, что он считал, что никах без опекуна действительный.

За чьим мнением надо следовать?

Разумеется за словами Пророка ﷺ, которые установлены от него в достоверном хадисе, а мнение имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, в этом вопросе ЯВНО ОШИБОЧНОЕ, ибо оно противоречит достоверной Сунне. Поэтому, если ты следуешь мазхабу Абу Ханифы, то в данном вопросе ты обязан оставить его мнение и следовать доводу из Корана и Сунны. Если же ты этого не сделаешь, то ты станешь таклидчиком (слепым последователем), и Аллах будет тобой недоволен.

Разрешено ли человеку оставить тот мазхаб, на котором он был, и перейти в другой мазхаб. И когда ему это разрешено?

Четыре мазхаба не являются обязательными для людей. И слова о том, что является обязательным (следовать за ними) для ищущего знания ("талибу ль-'ильм"), или для каждого мусульманина (является обязательным) остановиться на одном из них - то эти слова являются ложными и неправильными.

Является обязательным то, что узаконил Аллах через слова Своего Посланника Мухаммада ﷺ. И нет ни одного человека, слова которого необходимо брать, будь то четырех (имамов мазхаба) или др.

Обязательным является следование Пророку ﷺ, идти по его пути (манхаджу) в установлениях (ахкамах) и законоположениях, и не дозволено (слепо) следовать (делать "таклид") за кем-либо в этом. Однако является обязательным следовать Пророку ﷺ и брать то, что узаконил Аллах через него, вне зависимости, совпадает ли это с четырьмя имамами (мазхабов) или противоречит им. Это является истиной, и поэтому становится ясным, что не является обязательным для мусульманина следовать определенному мазхабу.

Если, (например, кто-то) выбрал мнение Ахмада в (каком-то) вопросе, и причисляет себя к этому, потом берет мнение имама аш-Шафи'и в этом вопросе и причисляет себя к (его мнению), или в других вопросах, т.к. (пришли) доводы (на эти мнения) - то в этом ничего такого нет, будь это мазхаб имама Малика, или имама Абу Ханифа.

Важным является следование доводу. Если в каком-то вопросе (человек придерживается) мазхаба имама Ахмада, потом он увидел, что доводы на стороне аш-Шафи'и, или имама Малика, или Абу Ханифа, или захиритов или др. из саляфов - ТО ОН БЕРЕТ ЭТО. И ОПОРА ИДЕТ НА ДОВОДЫ.

Как сказал Аллах Всевышний: "Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху (ищите ответ в Коране) и Посланнику (ищите ответ в Сунне)". (Священный Кур'ан 4:59).

Т.е. в вопросах разногласий. Что же касается вопросов, в которых единогласны ученые ("иджма'"), то обязан мусульманин брать то, что сказали ученые и в которых они не разногласят. Однако в вопросах разногласий и споров ищущий знания должен смотреть на доводы. И если становится очевидным для него, что доводы на стороне имама Ахмада, или Малика, или Абу Ханифа и др. - но берет (мнение) на основе довода, и придерживается прямоты в этом, не следуя за желаниями и страстями. Однако он следует за доводом.

А если человек переходит из мазхаба одного к мазхабу другого по страстям, когда подходит этот мазхаб (его желаниям): в этом вопросе он придерживается одного, в другом вопросе придерживается другого, следуя за своими страстями и прихотями-то это запрещено. Это игра (с религией, ухищрение), которое запрещено.

Однако, если есть довод - то он смотрит на довод, спрашивает обладателей знания, выбирая самое правильное (делая "тарджих") не на основе страстей, и берет на основе довода. Это и есть то, за что получит награду и достоин похвалы. И это обязанность на нём. (Источник: "аль-Фатауа Ляджнату Даима" 18/24.

Слова имамов четырёх мазхабов о следовании за ними:

Слова Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Если я говорю что-либо, противоречащее Книге Всевышнего Аллаха либо сообщениям о Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует), то откажитесь от моих слов». [Аль-Фулани в «Иказ аль-Химам» (стр. 50)]

Имам Абу Ханифа говорил: «Не дозволено кому-либо опираться на наши слова, если он не знает, на что мы опирались»[Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” 145].

Слова имама Малика

Имам Малик ибн Анас (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Поистине, я ведь только человек: (иногда) могу ошибаться и не ошибаться. Вдумывайтесь в высказанные мною взгляды — всё, что соответствует Корану и Сунне, примите, а все, что не соответствует Корану и Сунне, оставьте». [Ибн Абд аль-Барр «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлих» (2/32), Ибн Хазм, цитирующий Ибн Абд аль-Барра в «Усул аль-Ахкам» (6/149) и аль-Фулани (стр. 72)].

Также от него передаются следующие слова: «У каждого (человека) после Пророка ﷺ слова будут и приниматься, и отвергаться, кроме (слов) самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». [Это известное высказывание имама Малика. Ибн Абдул Хади назвал его достоверным в «Иршад ас-Салик» (227/1) и др.]

Слова имама аш-Шафи'и

А что касается Имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), то его высказывания по затронутому вопросу более многочисленны и прекрасны, а его последователи более других придерживались их.

Аш-Шафи’и сказал: «Мусульмане единодушны в том, что если человеку стало известно о каком-либо действии или высказывании Посланника Аллаха ﷺ, то ему не разрешается оставлять это ради высказывания кого-нибудь другого». [Ибн аль-Каййим (2/361) и Аль-Фулани стр. 68].

Также он сказал: «Если вы обнаружите в том, что я написал, нечто противоречащее Сунне Посланника Аллаха ﷺ, то говорите согласно Сунне Посланника Аллаха ﷺ, и оставьте то, что я сказал» [Харави «Замм аль-Калям» (3/47/1), Аль-Хатиб «аль-Ихтиджадж би аш-Шафи’и» (8/2), Ибн ’Асакир (15/9/10), ан-Навави «аль-Маджму’» (1/63), Ибн аль-Каййим (2/361) и аль-Фулани стр. 100].

Также он сказал: «Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб» [Ан-Навави «аль-Маджму’ «(1/63), Ша'рани (1/57), ссылаясь на аль-Хакима и аль-Байхаки, и Аль-Фулани стр. 107].

А также: «Если по любому вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с достоверным сообщением от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и это будет установлено знатоками хадисов, то я отказываюсь от сказанного мной, будь то при моей жизни или после моей смерти». [Абу Ну’айм (9/107), Харави (47/1), Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» (2/363) и Аль-Фулани стр.104].

Слова имама Ахмада ибн Ханбаля

Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Мнение аль-Ауза’и, мнение Малика, мнение Абу Ханифы — все это лишь мнение, и каждое из них равнозначно в моих глазах, а доказательство — в хадисах от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников». [Ибн Абд аль-Барр «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлих» 2/149].

А также: «Если кто-либо отвергает хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), (то он) находится на краю гибели» [Ибн аль-Джаузи стр. 182].

Заключение о словах имамов:

Вот каковы ясные, убедительные, не имеющие иных толкований и искажений высказывания имамов (да будет милостив к ним Аллах) относительно следования хадисам. Все они запрещали слепо подражать себе, не имея на то веских оснований. Поэтому тот, кто придерживается всего достоверно установленного в Сунне, даже если он при этом поступает вопреки некоторым указаниям имамов, не нарушает их мазхабы, не выходит за пределы указанного ими пути. Скорее наоборот — такой человек будет следовать за каждым из них, держась за твердую рукоять, которая никогда не сломается. Совсем по-другому обстоит дело у того человека, который отказывается от достоверно установленной Сунны только лишь потому, что она противоречит указаниям имамов. Получается, что именно такой человек выступает против них, вступает в противоречие с их высказываниями, упомянутыми выше.

Всевышний Аллах говорит: «Но нет, - клянусь Господом твоим (о Мухаммад)! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать у них недовольство, и пока они не подчинятся полностью». (Сура «Женщины», аят 65).

Всевышний также сказал: «Пусть остерегаются те, кто нарушает его (Пророка) повеления, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание». (Сура «Свет», аят 63).

Видный ученый-богослов, знаток Корана Ибн Раджаб аль-Ханбали (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Каждый человек, которому стало известно о каком-либо повелении Пророка ﷺ, должен о нем сообщать людям, искренне увещевать их, призывать их следовать ему, даже если это противоречит чему-либо авторитетному мнению [мазхабу].

Так следует делать потому, что поступок или какое-либо деяние Пророка ﷺ более достойны возвеличивания и подражания, чем мнение любого авторитета, которое (скорее) по недоразумению стало противоречить в некоторых вопросах повелениям Пророка ﷺ. Поэтому сподвижники Пророка ﷺ и их последователи отвергали каждого, кто поступал вопреки достоверной Сунне. 

Приводится в примечании к труду «Иказ аль-Химам» стр. 93.

Пусть Аллах Даст разум, тем кто следует слепо за течениями которые уводят от дороги в Рай. Аминь!