Про инцидент в Казахстане по причине мазхабного фанатизма...
بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Примечание к инциденту, произошедшему в Казахстане, где ханафит во время коллективной молитвы ударил по лицу того, кто произнёс вслух «Амин»
В последнее время в соцсетях распространяется ролик, на котором запечатлён момент, как в одном из городов Казахстана во время коллективной вечерней молитвы один молящийся сильно бьёт по лицу другого молящегося так, что тот падает на землю, после чего ударивший пытается добивать его уже на земле. В итоге это становится причиной прерывания коллективной молитвы остальными мусульманами. Как впоследствии стало известно, причиной этого вопиющего и дикого поведения, напрочь лишённого исламской этики, стало то, что второй человек всего лишь на всего произнёс слово «Амин» вслух, что является желательным по мнению большинства имамов первых поколений, включая и три мазхаба из четырёх: маликитов, шафиитов и ханбалитов.
И если раньше нам лишь доводилось слышать удивительные рассказы о том, как, к примеру, ханафиты Афганистана во время молитвы могут ударить по пальцу того, кто поднимает его на ташаххуде, причём даже бывали случаи и перелома пальцев, то сейчас мы увидели воочию, как мусульманина бьют в лицо за слово «Амин»!
Свят Аллах! Сколько же запретных и скверных вещей совершил этот ударивший по причине своего невежества и недальновидности:
- Проявил неуважение к Всевышнему Аллаху, которому молились люди в этот момент, выстаивая величайшее и самое любимое поклонение для Аллаха, а это – коллективная молитва;
- Нарушил свою обязательную молитву, прервав её без шариатской на то причины;
- Прервал этим отвратительным поступком также обязательную коллективную молитву всего джама’ата;
- Ударил мусульманина по лицу, что строго запрещено в Исламе;
- Ударил молящегося во время молитвы, что также было строго запрещено Пророком (мир ему и благословение Аллаха);
- Напугал этим действием мусульман, а в частности того, кого он ударил, кто молился своему Господу, ничего не подозревая;
- Вызвал смуту и ненависть в рядах мусульман по причине второстепенных вопросов, касательно которых было приемлемое разногласие со времён первых поколений;
- Выставил мусульман в глазах не мусульман дикарями, которые могут ударить верующего во время его поклонения Господу, да ещё и в мечети, тем самым став причиной отвращения от нашей великой и славной религии.
После данного инцидента духовное управление мусульман Казахстана опубликовало следующий комментарий:
«Они молились согласно правилам другого мазхаба и грубо нарушали правила мечети, не прислушиваясь к просьбам прихожан и имама. Постоянный посетитель мечети, который, не стерпев действий тех, кто во время намаза громким голосом крикнул «Амин», ударил одного из них. В результате имаму пришлось прервать молитву. Инцидент удалось вовремя остановить, сотрудники полиции проводят соответствующую работу».
«Для обеспечения благополучия и единства мусульман Казахстана по «правилам мечети», утвержденным Духовным управлением мусульман Казахстана, молитва и религиозные обряды выполняются по мазхабу «Абу Ханифы»», – напомнили в ДУМК.
ДУМ Казахстана и имамы мечетей в первую очередь должны были решительно осудить этот скверный поступок, не деля людей на «своих» и «чужих», тем самым разжигая вражду и нетерпимость между признанными мазхабами.
Да что говорить об общепризнанных четырех суннитских мазхабах, последователи которых являются братьями по вере, если даже в отношении врагов Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Будьте придерживающимися справедливости ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (5: 8).
Всевышний Аллах также говорит: «О вы, которые уверовали! Говорите истину, свидетельствуя пред Аллахом, даже если это свидетельство будет против вас самих». (4: 135).
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помогай своему брату независимо от того, притеснителем он является или притесняемым». Люди спросили: “О Посланник Аллаха, мы станем помогать притесняемому, но как же мы можем помочь притеснителю?!” На что он ответил: «Удержать его от притеснения, оказав ему тем самым помощь». аль-Бухари (2444, 6952).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Было ниспослано повеление в отношении одного из рабов Аллаха, подвергнуть его наказанию в могиле, дав ему сотню ударов. Однако он не переставал умолять и просить пока, все удары не были заменены одним. И ударили его один раз, после чего его могила заполнилась огнем. Когда же он пришёл в себя и поднялся, он спросил: “За что меня ударили?” Ему ответили: “Ты совершил одну молитву без омовения, и прошёл мимо притесняемого, не оказав ему помощи!”» ат-Тахауи (3/231). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2774).
Велик Аллах! Если такому наказанию подвергнут того, кто прошёл мимо притесняемого мусульманина и не оказал ему помощь, имея возможность это сделать, тогда что же можно сказать о людях, которые сами притесняют мусульман за разногласие по вопросу фикъха или покрывают и оправдывают притеснителя?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любого мусульманина, который оставит другого мусульманина без помощи там, где право его неприкосновенности не соблюдается, а достоинство унижается, Аллах обязательно оставит без помощи там, где он будет желать получить Его помощь. И любому мусульманину, который помог другому мусульманину там, где права его неприкосновенности не соблюдаются, а достоинство унижается, Аллах обязательно поможет там, где он будет желать получить Его помощь». Ахмад (4/30), Абу Дауд (4884). Достоверность хадиса подтвердили Абу Ну’айм, аль-Хайсами, ас-Суюты, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. “Хилья аль-аулия” (8/189), “Маджма’у-ззауаид” (7/267), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (6/570), “Тахкыкъ аль-Маталиб аль-‘алия” (10/43).
Реакция ДУМ Казахстана вызывает удивление. Это заявление больше похоже на попытку оправдать подобное фанатичное поведение своего адепта. Видите ли, имамы в мечетях постоянно предупреждают, чтобы все читали молитву только согласно ханафитскому мазхабу…
Таким ответом они лишь наводят на мысль, что тот якобы сам напросился, мол, а нечего было произносить «Амин» вслух.
И что теперь, если имамы мечетей предупреждают, что молитву нельзя проводить, кроме как согласно ханафитскому мазхабу, за это следует бить молящегося по лицу и нарушать тем самым его молитву и молитву всего джама’ата?!
Свят Аллах! А разве не сами представители ДУМК каждый год во время христианских праздников призывают свой народ к терпимости и благому отношению к представителям других религий, говоря об этом по ТВ?! И раз дело у них обстоит так, то эта терпимость тем более должна проявляться к мусульманам, даже если с некоторыми из своих единоверцев у них есть расхождение по второстепенным теологическим вопросам религии!
А что, если допустим, к ним в мечеть приехал бы гость из страны или республики, где официально следуют шафиитскому мазхабу, например, из Азербайджана, Чечни или Дагестана, и он также сказал бы «Амин» вслух, его тоже стали бы бить прямо во время намаза?!
Или если в мечеть зайдёт кто-нибудь из арабских стран, где мусульмане с детства привыкли совершать молитву согласно маликитскому, шафиитскому или ханбалитскому мазхабу, и скажет «Амин» вслух по привычке, несмотря на устав мечети, на него тоже нападут и побьют его?!
Разве подобное дикарство и безумие неспособно разжечь серьёзный конфликт, который запросто может перерасти в ненависть на религиозной или национальной почве?!
И можно ли в таком случае оправдать тех, кто по всему миру начнут избивать ханафитов в мечети лишь за то, что они совершают намаз не так как принято уставом мечети?!
К сожалению, религиозные лидеры и официальные представители ханафитского мазхаба в Казахстане и других странах Азии, а также Татарстана давно уже проявляют недопустимый фанатизм. Их имамы мечетей могут прервать молитву из-за произнесения во время молитвы вслух слова «Амин», требуют выгнать такого человека из мечети, пишут на таких людей заявления в правоохранительные органы, и т.д. И даже в комментариях к ролику с этим инцидентом некоторые фанатики умудряются писать: «Молодец, мужик! От души дал этому шайтану! Надоели уже эти аминщики».
Одним словом – это и есть пагубное проявление мазхабного фанатизма, который, к великому сожалению, всегда бушевал в среде невежественной массы мусульман из числа поздних последователей четырёх мазхабов, и ханафиты не являются исключением.
Сложно представить, чтобы такие люди сделали с инакомыслящими или приверженцами иных признанных мазхабов в религии, если бы у них была власть.
И как же это напоминает то, что говорил ханафит Мухаммад ибн Муса аль-Балясагъуни, живший около 900 лет назад, который в своё время был назначен судьей в Иерусалиме и Дамаске. Он говорил: “Если бы у меня была власть, то я взимал бы с шафиитов джизью (подушную подать)”. См. “аль-Лисан” (5/402).
Т.е. этот человек желал взимать с мусульман подушную подать, взимаемую с иноверцев, проживавших на исламских землях, лишь по причине того, что они следовали другому мазхабу!
Также хафиз аз-Захаби упоминал слова одного из таких фанатиков по имени Ибн Саллядж, который говорил: “Последователей мазхаба Ахмада ибн Ханбаля необходимо казнить”. См. “Мизан аль-и’тидаль” (3/578).
Также обладатели знания в своих трудах рассказывали, как около 800 лет назад в одной из стран Азии, где проживали ханафиты, была единственная мечеть, в которой молились шафииты. И наместник этого города из числа ханафитов, всякий раз отправляясь на утреннюю молитву и проходя мимо этой мечети, говорил: “Пришло время закрыть эту церковь!” И после этого в один из дней двери этой мечети действительно были заложены кирпичами. См. “ат-Та’йин” (1/260).
Упомянув эту историю в одном из своих собраний, шейх аль-Альбани сказал: “Эта была мечеть, в которой молились мусульмане, следовавшие одному из числа четырёх признанных мазхабов. Это были не шииты, не хариджиты, не зейдиты, ни кто-то иной, а представители одного из четырёх правовых школ мазхабов. Однако, тем не менее, этот фанатик сказал: «Пришло время закрыть двери этой церкви»”. См. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 538).
Неужели современное духовенство Казахстана или других азиатских республик желают вернуть время, когда ханафиты писали в своих трудах о том, что нельзя жениться на шафиитках, сравнивая их с иноверцами?! Или время, когда в центральной мечети Дамаска и даже в Заповедной мечети аль-Харам было 4 разных михраба и один и тот же намаз проводили 4 имама, и каждый мусульманин молился лишь за представителем своего мазхаба. Этого они желают?! Да упасёт нас Аллах от такого невежества и заблуждения!
Конечно, есть фанатики, которые могут сказать, именно этого они и хотят, но мы обращаемся к разумным людям, имеющим хоть какое-то понимание религии.
Как же сильно подобный фанатизм противоречит тому, что говорили другие имамы, которые, несмотря на то, что сами придерживались определённого мазхаба, тем не менее, не порочили другие мазхабы имамов Сунны и их последователей:
Къады ‘Абдуль-Уаххаб аш-Ша’рани сказал: “Шариат сравним с огромным плодовитым деревом, а слова учёных Ислама подобны отдельным его ветвям”. См. “аль-Мизан” (1/59).
Хафиз аль-Къарафи передал, что аз-Занати говорил: “Все мазхабы имамов являются путями счастья и ведут в Рай”. См. “аз-Захыра” (1/141).
По милости Аллаха многие из нас обучались и проживали длительные годы в различных арабских странах, например, в Саудовской Аравии, в Египте, в Иордании, в Йемене – и нигде по милости Аллаха мы не видели, чтобы кто-то так фанатично себя вёл, ни имамы, ни прихожане мечетей. Особенно когда речь идёт о вопросах фикъха, относительно которых издавна были приемлемые разногласия между имамами. Каждый совершает молитву так, как полагает, что она ближе к пророческой Сунне, и никто никого за это не порицает, и тем более не бьёт! В одной мечети имам может быть ханафитом, в другой – шафиитом, в третьей – маликитом, в четвёртой – ханбалитом, и все дружны друг с другом и проявляют братство, как этого требует наша славная религия Ислам. Именно так и сохраняется мир и согласие, а иначе, это – фанатичность, граничащая с экстремизмом, вследствие которой и происходит то, что случилось в одной из мечетей Казахстана.
Воистину, произошедшее является серьёзным поводом забить тревогу, и, проанализировав факторы, приведшие к этому вопиющему случаю религиозной нетерпимости, пустить все силы на искоренение радикализма в рядах своих единоверцев. И не должно быть место в данном случае оправданию преступника, который покусился как на права Аллаха, так и на права верующих рабов Аллаха.
Известный ханафитский имам Ибн Тулюн говорил: “Воистину, я видел из числа представителей различных мазхабов таких, которые достигали в своём фанатизме такой крайности, что переставали совершать молитву друг за другом, как и делали они прочие вещи, которые даже упоминать противно. О горе таким людям! Где же их связь с Аллахом?! Если бы аш-Шафи’и и Абу Ханифа, да будет доволен ими Аллах, были живы, то сильнейшим образом выразили бы порицание этим группам. О если бы эти люди оставили категоричность во второстепенных вопросах, в которых у учёных было два мнения, и занялись бы опровержением приверженцев нововведения и страстей!” См. “Накъд ат-талиб ли загъаль аль-манасыб” (стр. 118).
Свят Аллах, какие прекрасные слова! Воистину, ханафит ханафиту рознь!
Ни для кого не секрет, что поступок этого недалёкого человека, ударившего мусульманина за произнесение слова «Амин», является отражением того, что пропагандируют некоторые смутьяны из числа фанатиков ханафитского мазхаба, к которому непричастен имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах.
Ведь именно такие люди, которые могут занимать различные должности, рассказывают своим прихожанам сутками напролёт о так называемых ваххабитах и их признаках, говоря, что они:
- произносят слово «Амин» вслух во время намаза после прочтения суры «аль-Фатиха»;
- поднимают свои руки во время молитвы перед поясным поклоном и после него;
- складывают во время молитвы свои руки на груди, а не под пупком;
- поднимают палец во время молитвы на ташаххуде;
- отращивают бороды и укорачивают усы;
- не опускают края одежды ниже щиколотки; и т.п. и т.д.
Вместо того чтобы «ловить рыбу в мутной воде» и выдавать общеизвестные положения в религии за признаки экстремизма, этим людям надлежало разъяснять своим прихожанам, что в вопросах фикъха у имамов бывают различные мнения, и пояснять своим адептам следующее: «Вот мы придерживаемся ханафитского мазхаба, но нельзя плохо относиться к другим мазхабам таких же признанных имамов. В таком-то вопросе есть разногласие, есть такое мнение и такое, и ничего страшного в этом разногласии нет».
Вот это и есть проявление мудрости, метод сплочения мусульман и их единство, а не запрещение всего, что противоречит одному мазхабу под предлогом «мы желаем единства».
И вместо подобных разъяснений многие из них поступают весьма подло! По причине своей мазхабной ненависти и из-за того, что они бессильны с научной стороны противостоять инакомыслящим, они всегда пытаются настроить власти против других, нагнетая обстановку и говоря следующее: «Они не придерживаются традиционного Ислама!», «Они сеют смуту!», «Они вахабисты!» и т.д., и даже не упускают возможности написать заявление на кого-то из мусульман, наговаривая на него, чтобы у него начались проблемы со спецслужбами. И всё это лишь по причине того, что тот человек последовал в тех или иных второстепенных вопросах фикъха мазхабу Малика, или аш-Шафи’и, или Ахмада!
К сожалению, сторонники фанатизма и заблуждения использовали подобные методы против приверженцев истины и раньше, обвиняя несогласных в хариджизме, в ненависти к определённым имамам, донося на них власть имущим.
Говорит имам Ибн аль-Къайим в «ан-Нуния»: “Из числа удивительных дел (приверженцев нововведений) – это их слова касательно тех, кто опирается на хадисы и Коран: «Вы тем самым подобны хариджитам, которые опирались на внешний смысл текстов и не последовали прямым путём!»” См. “аль-Кафия аш-шафия” (1/130).
А ведь именно по причине отсутствия взаимного согласия, понимания приемлемых разногласий в теологических вопросах, доносов спецслужбам и начинается вражда, ненависть и даже революции. Подобное уже было в Таджикистане, когда за произнесение слова «Амин» в молитве и за поднятие рук тебя могли посадить в тюрьму. Такое было и в Узбекистане. И судя по всему, некоторые индивидуумы желают подобного и в других республиках.
И пусть Аллах приведёт их к покаянию и направит на исправление того зла, которое они уже успели посеять, а иначе, пусть поступит с ними по справедливости, сломав им хребты и кинув их в ямы, которые они рыли для других мусульман! И пусть Всевышний упасёт мусульман от их зла и козней!
Следует отметить, что в некоторых новостных каналах по поводу данного инцидента было сказано следующее:
«Стоит отметить, что, согласно "Правилу мечети", утвержденному МВД, молитвы и религиозные обряды в Казахстане совершаются по мазхабу Абу Ханифы».
Этот абзац вызвал удивление, с каких пор МВД устанавливают правила проведения религиозных обрядов в той или иной светской стране?!
Оказалось, что данный абзац был искажён, и изначально он звучал следующим образом:
«Для обеспечения благополучия и единства мусульман Казахстана по «правилам мечети», утвержденным Духовным управлением мусульман Казахстана, молитва и религиозные обряды выполняются по мазхабу «Абу Ханифы».
Именно по этой причине и во избежание притеснений, мусульманам стран СНГ в общем и стран Азии в частности следует знать о нормативно-правовых актах законодательства своей республики, касающихся их прав. Поскольку подобные происшествия указывают на то, что права некоторых мусульман ущемляются лишь за то, что они совершают молитву в отдельных аспектах согласно не по ханафитскому мазхабу. А ведь форма проведения религиозных обрядов светскими законами не регламентирована, следовательно, действия пострадавшего во время молитвы и произнесения им слова «Амин», правонарушением никак не считаются.
Например, согласно пункту 2 ст. 14 конституции Республики Казахстан: никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Также согласно п.5 ст. 57 КОАП, обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаётся совершение административного правонарушения по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды.
А статья 174 уголовного кодекса гласит, что наказываются штрафом или лишением свободы умышленные действия, направленные на разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства, либо религиозных чувств граждан.
Вышеизложенное делает очевидным, что нападение на молящегося во время молитвы является нарушением конституции, ряда федеральных законов и, как минимум, административным правонарушением, а, возможно, и уголовно наказуемым преступлением.
Человек вправе совершать молитву по тому мазхабу, который он для себя выбрал, и соответственно он может держать свои руки там, где их положено держать в его мазхабе, и произносить вслух «Амин», и это не запрещают ни Шариат, ни тем более конституция КЗ.
Мусульмане Казахстана в первую очередь ожидают от Духовного управления побуждения к справедливости, богобоязненности и доброте, а также порицания греха, всякой несправедливости и притеснения. Ведь именно такой должна быть позиция Духовного управления мусульман любой страны и республики. К тому же религия Ислам запрещает оправдывать совершенное преступление и попытки выгородить преступника. И мусульманам Казахстана, как и любой иной страны, не нужна предвзятость в отношении отдельных своих граждан, которые, на минуточку, являются их же единоверцами.
Несколько важных замечаний к данному происшествию
О необходимости понимать, что такое приемлемые разногласия в Исламе. Общеизвестно, что по мудрости Всевышнего и для того, чтобы мусульмане вместо слепого такълида стремились искать истину и прилагали для этого усилия, во многих вопросах по фикъху существуют разногласия со времён имамов первых поколений. Однако эти разногласия никогда не приводили их к взаимной вражде и ненависти. Никто из них не заявлял: «Всё что я говорю – это истина, а всё что противоречит моим словам – это заблуждение!»
Обратите внимание на то, какими были великие имамы первых поколений в данном вопросе:
Имам Малик рассказывал: “Когда правитель Абу Джа’фар аль-Мансур совершил Хадж, он позвал меня к себе. Когда я пришёл к нему, он стал расспрашивать меня, а я отвечал ему. И он сказал: «Поистине, я твёрдо решил, что повелю сделать копии твоей этой книги «аль-Мууатта», которую ты составил, после чего разошлю это по всем исламским городам, и велю им следовать тому, что сказано в ней, не обращаясь к чему-то иному. Пусть они оставляют всё иное из числа внесённого знания, ибо, поистине, я считаю, что основа всех знаний – это то, что передали жители Медины и их знание».
На это я сказал ему: «О повелитель правоверных! Не делай этого! Поистине, до людей дошли различные мнения, и они слышали разные хадисы и передавали разные передачи, и каждый народ из них стал опираться на то, что до них дошло из числа разногласий между учёными и другими. Воистину, отвращение их от того, в чём они стали убеждены, является суровостью. Оставь людей на том, чему они следуют и что жители каких-то городов избрали для себя».
После этого халиф аль-Мансур сказал: «Клянусь Аллахом, если бы ты согласился со мной, то я обязал всех этим»”. Ибн ‘Асакир в “Кашф аль-мугъатта фи фадль аль-Мууатта” (стр. 22).
В другой версии также сообщается, что имам Малик сказал аль-Мансуру: “О повелитель правоверных! Поистине, сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разошлись по разным странам и городам, и за ними последовали люди, и каждые последовавшие за ними считают, что они последовали истине”. Ибн ‘Асакир в “Кашф аль-мугъатта фи фадль аль-Мууатта” (стр. 23). Обратите внимание на эту великую мудрость и беспристрастность имама Малика!
А ведь его книга «аль-Мууатта» в своей основе – это не просто какой-то труд с его личными мнениями и позициями, однако это – сборник достоверных пророческих хадисов, содержащий в себе также некоторые слова сподвижников и их учеников. Но, тем не менее, имам Малик не пожелал, чтобы всех мусульман обязывали лишь этим сборником.
Но как же далеки от упомянутого положения и воспитания некоторые мазхабные фанатики, которые обязывают всех мусульман трудом какого-то позднего имама из сторонников их мазхаба, в котором не наберётся и десяти пророческих хадисов!
Упоминая эту историю с имамом Маликом и другие подобные сообщения, Ибн Таймия сказал: “Имамы Сунны и единой общины не обязывали людей своими мнениями, которые являлись следствием их иджтихада, и не принуждали к этому никого”. См. “ат-Тис’инийя” (1/177).
Юнус ас-Садафи рассказывал: “Я никогда не видел разумнее, чем аш-Шафи’и. Однажды мы поспорили с ним относительно одного вопроса, а затем разошлись. Когда же мы вновь встретились, он взял меня за руку и сказал: «О Абу Муса! Разве мы не остались братьями, хоть и не сошлись в одном вопросе?»” См. “ас-Сияр” (10/16).
Приведя эту историю, имам аз-Захаби сказал: “Это указывает на совершенный разум этого имама и на его понимание фикъха. Ведь люди не переставали разногласить”. См. “ас-Сияр” (10/16).
Имам Ахмад говорил: “Не переходил мост из Хорасана подобный Исхакъу ибн Рахауейху (в знаниях), несмотря на то, что он противоречит нам в некоторых вещах. Поистине, учёные не переставали разногласить друг с другом”. См. “ас-Сияр” (11/371).
Учёные не переставали разногласить между собой ещё со времён первых поколений, и даже внутри одного мазхаба есть разногласия. Каждый следовал тому, что считал ближе к истине, но при этом не враждовал с теми, кто придерживался иного мнения.
Истину сказал имам Ибн Таймия: “Если бы всякий раз, как двое мусульман стали разногласить в каком-то вопросе, они порывали бы друг с другом, то среди мусульман не осталось бы ни неприкосновенности, ни братства”. См. “Маджму’уль-фатауа” (13/210).
О том, что представители различных мазхабов могут и должны молиться позади друг друга без сомнения
Пусть каждый ханафит или приверженец иного мазхаба знает, что никогда никто из имамов первых и поздних поколений, не считая заблудших фанатиков, не запрещал совершать молитву друг за другом сторонникам различных мазхабов.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам всё равно полагается ваша награда, а их ошибка оборачивается против них». аль-Бухари (694).
Этим великим хадисом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно дал понять своей общине, что каким бы ни был имам, коллективная молитва тех, кто молится позади него, является действительной и награда за неё будет полноценной.
Упомянув этот хадис, имам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что ошибка имама не передаётся тому, кто молится позади него. Ведь молящийся за имамом убеждён в том, что действия имама являются для него приемлемыми и что он не несёт греха за то, что совершает. Ведь он либо муджтахид, либо тот, кто делает такълид за муджтахидом. И он знает о том, что Аллах прощает такому человеку его ошибку, и он убеждён в том, что его молитва является действительной”. См. “Маджму’уль-фатауа” (23/375).
Общеизвестно, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) совершали молитву за такими нечестивцами и грешными тиранами, как аль-Мухтар, ‘Убейдуллах ибн Зейд и аль-Хаджадж. А аль-Мухтар к тому же был заблудшим приверженцем нововведений, утверждавшим, что ангел Джибриль (мир ему) приносит ему откровения! Сказал Ибн Хазм: “Мы не знаем никого, из числа сподвижников, кто запрещал бы совершать молитву позади аль-Мухтара, ‘Убейдуллаха ибн Зейда и аль-Хаджаджа. И это, несмотря на то, что эти трое были самыми нечестивыми из всех нечестивых!” См. “аль-Мухалля” (4/214).
Поэтому, когда великого имама таби’инов – аль-Хасана аль-Басри спросили о совершении молитвы позади приверженца нововведений, он ответил: “Молись, а его нововведения будут против него”. аль-Бухари (1/238).
Этот сообщение от аль-Хасана аль-Басри имам аль-Бухари привёл в своём сборнике «ас-Сахих» в главе, которую назвал: “Молитва позади смутьяна и нововведенца”.
И раз дело обстоит так с молитвой даже позади нечестивца и приверженца нововведений, то молитва позади того, кто разногласит с тобой лишь по вопросам фикъха, тем более дозволена и действительна без каких-либо сомнений и разногласий!
Признанный ханбалитский имам Ибн Къудама говорил: “Что касается разногласящих в ответвлениях, как сторонники Абу Ханифы, Малика или аш-Шафи’и, то молитва позади них является действительной, и она не порицается, как на это указывал Ахмад. Ведь сподвижники и таби’ины, а также те, кто был после них, не переставали совершать молитву друг за другом, несмотря на их разногласия во второстепенных вопросах фикъха. И это было единогласным мнением среди них”. См. “аль-Мугъни” (3/23).
Сказал аль-Асрам: “Я слышал, как Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада) спросили о человеке, который проводил молитву людей, будучи одетым в одеяние из лисиной или иной шкуры мертвечины после дубления, и Ахмад ответил: «Если он носит её, истолковывая и опираясь на хадис: «Любая шкура после дубления является чистой», то нет проблем молиться позади него». Его спросили: «А ты считаешь это дозволенным?» Он ответил: «Нет, мы не считаем это дозволенным исходя их хадиса: «Не используйте ничего из шкур и сухожилий мертвечины». Однако если человек является истолковывающим, нет проблем молиться за ним». Ему сказали: «Как, если он является ошибающимся в своём истолковании?!» На это Ахмад ответил: «Даже если он ошибается. Ведь тот, кто истолковывает не подобен тому, кто не является таковым». После чего он сказал: «Каждый, кто истолковал что-то, что пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или сподвижников или от кого-то из них, и стал опираться на это, то нет проблем в том, чтобы молиться за ним, даже если мы сами считаем иначе, опираясь на иное»”. См. “ат-Тамхид” (3/269), “аль-Мугъни” (3/24).
Имам Ибн Таймия сказал: “Ахмад ибн Ханбаль считал, что после кровопускания и кровотечения из носа необходимо совершить малое омовение, и когда его спросили: «А если у имама вышла кровь, и он не совершил омовение, станешь ли ты совершать молитву позади него?», он ответил: «А как бы я посмел не совершать молитву позади Са’ида ибн аль-Мусайиба и Малика?!»” См. “Маджму’уль-фатауа” (23/375). Да помилует Аллах этого мудрого и беспристрастного имама!
И таковыми были все великие имамы из числа саляфов, включая и Абу Ханифу, а также его беспристрастных последователей.
Известный ханафитский имам Ибн Тулюн говорил: “Воистину, я видел из числа представителей различных мазхабов таких, которые достигали в своём фанатизме такой крайности, что переставали совершать молитву друг за другом, как и делали они прочие вещи, которые даже упоминать противно. О горе таким людям! Где же их связь с Аллахом?! Если бы аш-Шафи’и и Абу Ханифа, да будет доволен ими Аллах, были живы, то сильнейшим образом выразили бы порицание этим группам. О если бы эти люди оставили категоричность во второстепенных вопросах, в которых у учёных было два мнения, и занялись бы опровержением приверженцев нововведения и страстей”. См. “Накъд ат-талиб ли загъаль аль-манасыб” (стр. 118).
А что касается слов, упомянутых в некоторых ханафитских трудах поздних поколений, что молитва ханафита за имамом-шафиитом является недозволенной, и что, якобы так говорил имам Абу Ханифа, то это не является достоверным от Абу Ханифы, и сами ханафитские имамы опровергали это заблуждение!
Говорит ханафитский имам Джамалюддин Махмуд ибн Ахмад аль-Къунауи, известный как Ибн ас-Сирадж в предисловии своего послания «Раф’ аль-ядейн фи-ссаля», посвящённой тому, что поднятие рук во время молитвы не нарушает молитву: “Мнение о том, что ханафиту не дозволено совершать молитву позади шафиита, не является мазхабом Абу Ханифы! Поистине, это является отклонённым мнением некоторых поздних поколений, опиравшихся на передачу Макхуля ан-Насафи. Однако он уединился в этой передаче, и никто помимо него не передавал такого насколько нам это известно. И он не был известен своей передачей в мазхабе, и никто из шейхов не указывал на достоверность этой передачи и её правильность. По положению это подобно неизвестной передаче, а на такое нельзя опираться. К тому же сам ан-Насафи не был из числа первых поколений, а его передача о саляфах не была общеизвестной”. См. “аль-Будур аль-мадыйя” (19/54).
Также и ханафитский шейх Абу-ль-Хасанат ‘Абдуль-Хай аль-Люкнауи называл ложной передачу от имама Абу Ханифы о том, что ханафит не может молиться за шафиитом или иным представителем мазхаба. См. “аль-Фауаид аль-бахийя” (стр. 116, 216).
И если нет проблем в том, чтобы ханафит молился за шафиитом или иным представителем мазхаба, то тем более не может быть никаких проблем у ханафита в том, чтобы за ним совершал молитву маликит, шафиит или ханбалит.
Некоторые доводы большинства имамов, считавших желательным произносить «Амин» вслух
Вопрос произнесения слова «Амин» в молитве вслух не взят с воздуха, однако это то положение, которое имеет достоверную и сильную основу в религии, и, кстати, в основном именно ханафиты уединились в том, что они не произносят во время намаза слово «Амин» вслух.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда имам произнесёт слово «Амин», то и вы произносите его, ибо, поистине, тот, чьё произнесение слова «Амин» совпадёт с произнесением ангелов, тому будут прощены прошлые грехи».
Этот хадис приводят имамы аль-Бухари (780) и Муслим (410) в своих самых достоверных сборниках по хадисам.
Имам аш-Шафи’и сказал: “В данном хадисе содержится довод на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел имаму произносить «Амин» вслух, поскольку те, кто молится позади имама, не смогли бы узнать о том, когда он произносит «Амин», разве что слыша это слово от него”. См. “аль-Умм” (7/201).
Имам Абу Бакр аль-Асрам сказал: “В этом хадисе содержится разъяснение того, что «Амин» произносится вслух. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что «Амин» имама слышится, и по этой причине молящиеся позади него произносят «Амин» вместе с ним”. См. “ан-Насих уаль-мансух” (134).
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Этот хадис является ясным аргументом в пользу того, что имам должен произносить «Амин» вслух. И не может быть иначе, поскольку если имам произнесёт «Амин» про себя, то молящиеся за ним не смогут понять, произнёс имам «Амин» или нет, чтобы произнести его вместе с ним. И это становится ясным для каждого, кому Аллах даровал способность понимать смысл слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Ведь является невозможным, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал молящемуся произносить «Амин», когда это произнесёт его имам, а он не в состоянии узнать, когда имам это произнёс”. См. “аль-Аусат” (3/130).
Уаиль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил слово «уа-ля-ддаалиин», то он говорил: «Амин», произнося это слово громко”. Ахмад (4/316), Абу Дауд (932), ат-Тирмизи (248), ад-Дарими (1/284).
Достоверность этого хадиса подтверждали такие знатоки хадисоведения, как: ат-Тирмизи, Ибн аль-Мунзир, Ибн Хиббан, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, аль-Багъауи, ан-Науауи, Ибн аль-Къайим, Ибн Хаджар, аль-Мубаракфури, аль-Альбани, и др. См. «аль-Аусат» (3/131), «Сунан ад-Даракъутни» (1/334), «аль-Маджму’» (3/369), «ат-Тальхыс» (1/236), «Тухфатуль-ахуази» (2/126), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (464).
Следует отметить, что в одной из версий данного хадиса вместо слов: «он говорил: «Амин», произнося это слово громко» сказано: «он говорил: «Амин», произнося это слово тихо».
Это является ошибкой одного из передатчиков в данном хадисе, который тем самым пошёл в противоречие всем, кто передавал данный хадис. Поэтому хафиз аль-Байхакъи сказал об этой версии: “Единогласны хафизы, среди которых аль-Бухари и другие, в том, что это является ошибкой!” См. “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” (2/391).
Также и от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заканчивал читать суру «Мать Писания» (аль-Фатиха), он повышал голос и говорил: «Амин»”. Данный хадис приводит в своём сборнике имам ад-Даракъутни (1258), который сказал: “Этот иснад является хорошим”.
Ибн Джурайдж рассказывал: “Я спросил ‘Ата: «А Ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) произносил «Амин» после прочтения аль-Фатихи?»” Он ответил: “Да. И «Амин» произносили те, кто стоял позади него так (громко), что мечеть содрогалась. Амин – это мольба”. ‘Абдур-Раззакъ (2641), Ибн Аби Шейба (2/188). Сообщение достоверное. См. «аль-Маджму’» (3/370).
‘Ата сказал: “Я застал в этой мечети двести сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и когда имам говорил: «уа ля-ддаллин» я слышал, как от их произнесения «Амин» было содрогание (в мечети)”. Ибн Хиббан в “ас-Сикъат” (2/74), аль-Байхакъи “ас-Сунан аль-кубра” (2/59).
И это мнение большинства имамов и сторонников хадиса. Имам ат-Тирмизи сказал: “Это мнение многих обладателей знания из числа сподвижников, таби’инов и тех, кто был после них, которые считали, что мужчина повышает голос произнесением «Амин», а не делает это про себя”. См. “ас-Сунан” (1/288).
Имам Муслим сказал: “Воистину, передаются множественными путями сообщения о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил «Амин» вслух”. См. “ат-Тамъйиз” (стр. 40).
Так в чём же грех мусульманина, который последовал упомянутым пророческим хадисам, сообщениям от сподвижников и этим высказываниям великих имамов?! Неужели за то, что соответствует Сунне, следует бить?! Воистину, мы застали преддверие Судного Часа!
Сообщается со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Абу Хурайры, Ибн Мас’уда, Абу Умамы (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как-то спросил своих сподвижников: «Что вы будете делать, когда ваши женщины станут распутными, а ваши юноши станут нечестивыми, и увеличится численность ваших правителей?»
Его спросили: “О Посланник Аллаха, такое время настанет?!”
Он ответил: «Да, и клянусь Аллахом, будет ещё хуже!»
Его спросили: “И что же это?!”
Он ответил: «Вы не будете призывать к одобряемому и запрещать порицаемое».
Его спросили: “Такое время настанет?!”
Он ответил: «Да, и станет ещё хуже!»
Его спросили: “Что же это?!”
Он сказал: «Вы перестанете считать порицаемое порицаемым, а одобряемое одобряемым».
Его спросили: “И такое произойдёт?!”
Он ответил: «Да, и даже хуже! Одобряемое станет среди вас порицаемым, а порицаемое одобряемым!» Абу Я’ля (11/304), Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Амр биль-ма’руф” (31, 79), ‘Абдуль-Гъани аль-Макъдиси в “аль-Амр биль-ма’руф” (57). Хадис хороший. См. “Тахридж Маджма’ аз-зауаид” (15/298).
Воистину, вот и наступили времена, когда истина стала заблуждением, которую люди порицают и за которую применяют даже физические наказания!
Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури говорил: “Вам необходимо следовать за асарами и Суной! Поистине, я опасаюсь того, что пройдёт немного времени и когда человек станет упоминать Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и следовать за ним во всём, его станут упрекать, предостерегать от него, отрекаться от него, унижать его и пренебрежительно относиться к нему”. См. “Джами’ ли-ахкам аль-Къуран” (7/139). Свят Аллах, а ведь этот имам жил 1200 лет назад!
Опасность и запретность прерывания молитвы без шариатской причины
Все имамы Ислама единогласны в том, что обязательную молитву запрещено прерывать без шариатской причины!
В известной энциклопедии по фикъху говорится: “Прерывать обязательное поклонение, которое уже началось, без шариатской на то причины не является дозволенным согласно единодушному мнению всех факъихов. Ведь прерывание поклонения без шариатской причины является проявлением халатности и игрой с неприкосновенностью поклонения! И пришли запреты на то, чтобы человек самостоятельно портил своё поклонение. Всевышний Аллах сказал: «Не делайте напрасными свои деяния». (47: 33)”. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхийя” (34/51).
И таковым было мнение, конечно же, и ханафитского мазхаба. К примеру, известный ханафит аль-Хаскафи сказал: “Даже если кто-то из родителей позовёт во время совершения обязательной молитвы, он не должен им отвечать, разве что им нужна помощь”. См. “ад-Дурр аль-мухтар” (стр. 95).
Также и другой ханафит – Ибн ‘Абидин сказал: “Прерывание молитвы не дозволено, кроме как в вынужденной ситуации. Сказал ат-Тахауи: «Это касается именно обязательной молитвы»”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” (1/215).
Так пусть же имамы мечетей, кричащие во всё горло о том, что они ханафиты и что все должны следовать только этому мазхабу, спросят себя: «Правомочно ли то, что я делаю, и является ли это необходимостью – прерывать коллективный намаз для того, чтобы поругать или даже выгнать из мечети того, кто произнёс слово Амин вслух?»
Наверняка они гораздо лояльнее и терпимее, когда у кого-то во время молитвы начинает звонить телефон, отвлекающий всех молящихся, к тому же с музыкой вместо обычного звонка. Так что же это за двойные стандарты, когда вы проявляете терпение, слыша запертую музыку во время намаза, и не прерываете его, а услышав слово «Амин» после вашей же мольбы, прерываете намаз и выгоняете молящегося?!
Воистину, молитва в Исламе является величайшим поклонением тела, и её положение занимает великое место в нашей религии. И Всевышний Аллах любит коллективную молитву, как об этом сообщается в хадисах. И молитва из-за своей важности является обязательной даже во время болезни, когда человек будет совершать молитву, путь даже лёжа. Более того, чтобы время молитвы не было упущено, была узаконена форма её совершения именуемой как «молитва страха», и поэтому обязательная молитва не спадает даже во время сражения. И об этом Слова Всевышнего Аллаха: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха, так как Он научил вас тому, чего вы не знали» (2: 239).
К тому же Шариат строго запретил даже проходить прямо перед молящимся, несмотря на то, что такой поступок не нарушает молитву самого молящегося.
Со слов Абу Джухаймы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой грех он берёт на себя, то понял бы, что простоять на месте сорок было бы лучше для него, чем пройти перед молящимся!» И передатчик этого хадиса Абу Надр сказал: “И я не знаю, что именно он сказал: сорок дней, месяцев или лет”. аль-Бухари (510), Муслим (507).
Свят Аллах! Если даже грех прохождения перед молящимся настолько серьёзен, что человек предпочёл бы подождать, пока он не завершит молитву целых сорок, пусть даже дней, то, что можно сказать о том, кто нарушил молитву не одного молящегося, а целого джама’ата?!
И именно из-за важности оберегания своей молитвы от всего, что отвлекает от неё и может её нарушить, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал отталкивать того, кто желает пройти перед тобой во время молитвы!
Абу Салих ас-Самман рассказывал: “Однажды я видел, как Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) совершал в пятницу молитву, отгородившись чем-то от людей, а какой-то юноша из племени бану Абу Му’айт хотел пройти перед ним, однако Абу Са’ид толкнул его в грудь. Этот юноша посмотрел вокруг и, не видя иной возможности, снова попытался пройти перед ним, но Абу Са’ид толкнул его ещё сильнее. Тогда тот принялся ругать Абу Са’ида, а потом явился к халифу Маруану и пожаловался ему на то, как он с ним обошёлся. Что же касается Абу Са’ида, то он пришёл к Маруану вслед за ним, и Маруан спросил его: «Что произошло между тобой и сыном твоего брата, о Абу Са’ид?» Он ответил: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас станет совершить молитву, обратившись лицом к тому, что будет ограждать его от людей, а кто-то захочет пройти перед ним, то пусть совершающий молитву оттолкнёт его. А если тот проявит упорство (желая пройти перед ним), то пусть он сразится с ним, ибо, поистине, это − шайтан!»” аль-Бухари (509), Муслим (505).
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не позволяй никому проходить перед тобой, когда ты молишься! А если он станет упорствовать, то сражайся с ним!” ‘Абдур-Раззакъ (2325). Сообщение достоверное. См. “аль-‘Атикъ” (9/449).
Ибн Сирин рассказывал: “Однажды Абу Са’ид (да будет доволен им Аллах) совершал молитву и пришёл ‘Абдур-Рахман ибн аль-Харис ибн Хишам, который стал проходить перед ним. Абу Са’ид помешал ему это сделать (вытянув руку), однако он всё равно попытался пройти и тогда Абу Са’ид оттолкнул его. Когда же Абу Са’иду сказали: «Ты поступил так с ‘Абдур-Рахманом?!» Он ответил: «Клянусь Аллахом, если бы он стал упорствовать, и чтобы остановить его мне пришлось бы схватить его за волосы, я сделал бы это!»” Ибн Аби Шейба (2942). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (3/121).
Поясняя пророческий хадис: «А если тот проявит упорство (желая пройти перед ним), то пусть он сразится с ним», имам Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Под «сражением» в данном случае речь идёт о том, чтобы оттолкнуть его сильнее. И я считаю, что смысл этих слов в устрашении. Учёные единогласны в том, что он не сражается с ним при помощи меча”. См. “ат-Тамхид” (3/285).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Смысл слов: «то пусть он сразится с ним» в том, чтобы он оттолкнул и воспрепятствовал ему пройти перед ним сильнее, чем в первый раз”. См. “Фатхуль-Бари” (1/583).
А что касается слов: «поистине, это – шайтан», то имам Абу-ль-Къасим аль-Асбахани сказал: “Смысл этих слов в том, что этот человек совершает деяние шайтана тем, что отвлекает сердце молящегося от обращения к своему Господу и проявления смиренности пред Ним. Ведь именно так поступает шайтан, который отвлекает человека во время молитвы”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (2/436).
И если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) называл шайтаном того, кто упорно пытается пройти перед молящимся и побуждает оттолкнуть его, то что бы он сказал о безумце, который ударил во время молитвы молящегося прямо в лицо, причём за исполнение его Сунны?!
О том, что запрещено бить мусульман, и особенно молящихся
Каждый, кто называет себя мусульманином, обязан знать, что в Шариате строго-настрого ЗАПРЕЩЕНО бить мусульман, а особенно совершающих молитву!
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отвечайте на приглашение, не отказывайтесь принимать подарки и не бейте мусульман». Ахмад (1/404), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (157). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (158), «ас-Сахих аль-муснад» (833).
А в одной из версий этого хадиса, которую приводит Ибн Аби Шейба, сказано: «И не бейте молящихся!» См. “аль-Итхаф” (6/156).
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведали об одном человеке, и он сказал: «Я не знаю его». Тогда люди сказали: “О Посланник Аллаха, он выглядит так-то и так-то”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я не знаю его». И в этот момент, появился человек, о котором они говорили и люди сказали: “Вот он, о Посланник Аллаха!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я не знаю его». Подойдя к нам, этот человек поприветствовал нас, и мы ответили на его приветствие, а затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Призываю в свидетели Аллаха, разве ты сейчас не сказал самому себе в душе, когда приближался к нам, что нет среди людей никого лучше тебя?!» Он ответил: “Клянусь Аллахом, да”, после чего зашел в мечеть, чтобы совершить молитву. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Бакру: «Пойди и убей его!» Абу Бакр зашел в мечеть и застал его совершающим молитву. Он сказал себе: “Поистине, у молитвы есть почёт и величие, спрошу веления Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь нам было запрещено бить молящихся!” Когда он вернулся, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Ты убил его?» Он ответил: “Нет, я застал его молящимся, ведь у молитвы есть почёт и величие, но если ты прикажешь, то я убью его”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, ты не для этого», после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О ‘Умар, ты убей его!» ‘Умар зашел в мечеть и застал его совершающим земной поклон. Он ждал его долго, а затем сказал себе: “Поистине, у земного поклона есть почет и величие, спрошу веления Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), это будет лучше для меня”. Когда он вернулся, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Ты убил его?» Он ответил: “Нет, я застал его совершающим земной поклон, ведь у земного поклона есть почет и величие, но если ты прикажешь, то я убью его”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, ты не для этого. Иди, о ‘Али, и убей его. Ты сможешь сделать это, если найдешь его!» ‘Али зашел в мечеть и не нашел его, затем он вернулся к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы он был сегодня убит, то даже два человека из моей общины никогда бы не разногласили!»” Абу Я’ля (6/340), ад-Даракъутни (2/54), Ибн Аби ‘Асым (938). Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. “Тафсир Ибн Касир” (4/339), “Тахридж аль-Ихъя” (3223), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2495). О мусульмане, обратите внимание на этот великий хадис!
Несмотря на веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха) убить того человека, Абу Бакр и ‘Умар не сделали этого, так как застали его совершающим молитву в мечети.
А ведь это было веление не какого-то там амира или вождя, а веление самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который не говорит по своей прихоти!
И всем нам хорошо известно, что Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) всегда выполняли любое веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха) даже не задерживаясь.
Однако обратите внимание на то, как, несмотря на веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха) убить того человека, ни Абу Бакр, ни ‘Умар не сделали этого, поскольку твёрдо усвоили от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) важную основу, что нельзя даже бить молящегося, не говоря уже о его убийстве! И совершение молитвы в мечети этим человеком удержало Абу Бакра и ‘Умара от того, чтобы они его убили, поэтому они желали переспросить и уточнить у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и взять окончательное веление на убийство молящегося. И что очень важно, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не стал порицать их за это!
Вот что значит богобоязненность, вот что значит правильное понимание религии!
О строгом запрете бить по лицу, пугать и причинять вред мусульманам
Хочется также процитировать некоторые тексты из Корана и Сунны, в противоречие которым пошёл ударивший в лицо совершавшего молитву.
Всевышний Аллах говорит: «А те, которые причиняют обиду верующим мужчинам и верующим женщинам без того, чтобы они это заслужили – взваливают на себя бремя клеветы и явного греха». (33: 58).
Да станет известно каждому, что Шариат Аллаха строго запрещает бить людей по лицу!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас станет драться со своим братом (по вере), то пусть сторонится битья в лицо». Муслим (2612).
И если это веление касается даже того случая, когда двое стали драться, то что можно сказать о том, кто изначально бьёт в лицо ничего не подозревающего человека?!
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мимо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил осёл с клеймом на морде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да проклянёт Аллах того, кто клеймил его!» Муслим (2117).
В другой версии хадиса Джабир сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил бить животное по морде и ставить на нём клеймо”. Муслим (2116, 2117).
Свят Аллах! Даже если животных нельзя бить по морде, то что можно говорить о мусульманине?!
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманином является тот, от чьего языка и рук находятся в безопасности другие мусульмане». аль-Бухари (10), Муслим (40).
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад (5/326), Ибн Маджах (2340). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (7517).
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он не притесняет его, не оставляет его без поддержки, не лжёт ему и не презирает его». Муслим (2564).
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для каждого мусульманина неприкосновенны кровь, имущество и честь другого мусульманина». Муслим (2564).
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запрещено мусульманину пугать мусульманина!» Ахмад (5/362), Абу Дауд (5004). Имам Ибн Муфлих, хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (3/404), “Файдуль-Къадир” (6/118), “Гъаятуль-марам” (447).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: “Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придётся ему отдать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» Муслим (2581).
Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вас будет трое, то пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, пока вы не смешаетесь с другими людьми, ибо это огорчит его, а Аллаху Всевышнему и Великому ненавистно, когда огорчают верующих». аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (1169), ат-Тирмизи (2825). Хадис достоверный.
Свят Аллах! Если Аллаху ненавистно, когда верующего обижают даже тем, что просто втайне от него перешёптываются, то, что можно сказать о том, кто обижает верующего руганью и порочением без права или же битьём?!
Язид ибн Шаджара (да будет доволен им Аллах) сказал: “Воистину, в Аду есть пропасти, и в каждой пропасти нечто вроде морского побережья. Там обитают насекомые и змеи с длинными шеями, как у верблюдов, а также чёрные скорпионы размером как мулы. Когда обитатели Ада будут просить облегчение наказания, им будет сказано: «Отправляйтесь на то побережье». После этого те насекомые будут хватать их за губы и бока, раздирая их, столько времени, сколько пожелает Аллах. Затем они будут возвращены (в прежнее состояние) и устремятся к сильному свету, после чего на них будет наслана такая чесотка, что если кто-либо из них станет чесать свою кожу, то будет делать это так, что обнажится кость. Затем такому будет сказано: «О такой-то, тебе доставляет это мучения?» Он ответит: «Да!» Тогда ему будет сказано: «Это тебе за то, что ты причинял вред верующим!»” аль-Хаким (3/494), аль-Байхакъи в “аль-Ба’с уа-ннушур” (298). Сообщение достоверное. См. “Сахих ат-Таргъиб” (3677).
Так пусть же этот ударивший мусульманина во время молитвы лишь за то, что тот пожелал следовать пророческой Сунне, в истинности которой он убеждён, опасается того сурового наказания, о котором в этом хадисе поведал славный сподвижник Язид ибн Шаджара! Ведь он причинил вред мусульманину и нанёс ему обиду!
Слова признанных имамов-ханафитов, как ранних поколений, так и поздних, порицавших мазхабный фанатизм
Ибн Зулякъ рассказывал, что слышал, как Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Аби Джа’фар сказал: “Я слышал, как мой отец (имам ат-Тахауи), упомянув достоинство Абу ‘Убайда ибн Джарсума и его познания в фикъхе, сказал: «Как-то мы повторяли некоторые вопросы (по фикъху), и в один из дней я ответил ему на определённый вопрос. Тогда он сказал мне: «Но это не является мнением Абу Ханифы». Я спросил его: «О судья, разве я должен говорить всё, что говорил Абу Ханифа?» Он ответил: «Но я считал, что ты не являешься никем иным, кроме как мукъаллидом». Я сказал: «А разве делает такълид кто-либо, кроме фанатика?» На что он добавил: «Или глупца». И эти слова (Разве делает такълид кто-либо, кроме фанатика или глупца?) распространились по Египту, что даже стали поговоркой, которую выучили люди”. См. “Лисан аль-мизан” (1/280).
Къады Абу Зейд ад-Дабуси аль-Ханафи говорил: “Общины людей, живших до нас, впали в заблуждение лишь по причине следования за своими отцами и за нечестивыми учёными своего времени, оставив позади себя Книгу Аллаха и Сунну”. См. “аль-Амад аль-акъса” (стр. 329).
Сказал Юсуф аль-Къудури аль-Ханафи в «Шарх мухтасар аль-Къудури»: “Хадис в качестве аргументации выше, чем иджтихад учёного. И если переданное от имама мнение будет противоречить достоверному пророческому хадису, то оставляется и это мнение, и высказавший его. Поступать в соответствии с хадисом куда важнее, чем в соответствии с мнением в мазхабе”. См. “Тухфатуль-анам” (стр. 46).
Сказал Махмуд ибн Зейд аль-Лямиши аль-Ханафи в «Усуль аль-фикъх»: “Не заслуживает порицания тот, кто последовал за асаром. А кто скажет, что опираться нужно на мнение (имама мазхаба), а не на хадис, тот принизил положение хадиса, а это является неверием!” См. “Тухфатуль-анам” (стр. 43).
Къады Абу-ль-Фадль Ибн аш-Шихна аль-Ханафи в «Нихая ан-нихая шарх аль-хидая» сказал: “Мукъаллид не перестаёт быть ханафитом по причине того, что он опирается на этот достоверный хадис (противоречащий мнению имама), так как достоверно передаётся, что он (Абу Ханифа) сказал: «Если хадис достоверный, то это и есть мой мазхаб!»” См. “Хашия Ибн ‘Абидин” (1/68).
Ибн Тулюн аль-Ханафи, говоря о тех, кто занимает должность факъихов, сказал: “Среди них есть такие, кого охватывает ярость и фанатизм в отношении некоторых мазхабов из-за второстепенных вопросов. И подобное является наихудшим из их качеств. Воистину, я видел из числа представителей различных мазхабов таких, которые достигали в своём фанатизме такой крайности, что переставали совершать молитву друг за другом, как и делали они прочие вещи, которые даже упоминать противно. О горе таким людям! Где же их связь с Аллахом?! Если бы аш-Шафи’и и Абу Ханифа, да будет доволен ими Аллах, были живы, то сильнейшим образом выразили бы порицание этим группам. О если бы эти люди оставили (категоричность) во второстепенных вопросах, в которых у учёных было два мнения, и занялись бы опровержением приверженцев нововведения и страстей. Но дело дошло до того, что абсолютный фанатизм и взаимная зависть подтолкнула их к тому, что они стали побуждать людей держаться только одного мазхаба. Но Аллах не принимает такого от них. Клянусь Аллахом, я видел большое количество людей, которые торопились прибегнуть к иджтихаду в порицании шафиита, не произнёсшего «бисми-Ллях» при закалывании животного;
или порицании ханафита, не совершающего омовение после прикосновения к половому органу;
или порицании маликита, который во время молитвы не читает «басмаля»;
или порицании ханбалита, который совершает пятничную молитву до полудня.
Но вместе с этим, такие люди видят огромное количество простолюдинов, которые вовсе не совершают молитву, за что, по мнению аш-Шафи’и, Малика и Ахмада полагается казнь, но они не порицают такого. Более того, если кто-либо из них зайдёт к себе домой, увидит многих людей, оставляющих молитву, в отношении которых он молчит. О Аллах, разве это и есть истинный фикъх?! Да обезобразит Аллах подобного факъиха!
Затем, что с вами случилось, что вы порицаете такие второстепенные вопросы, но не порицаете взимание налогов и запретные вещи, относительно которых есть единогласное мнение? Почему же вас не охватывает ревность ради Аллаха касательно таких вещей?! Но нет, вас охватывает ревность лишь в отношении мнений аш-Шафи’и и Абу Ханифы, что приводит к расколу вашего единства, к взятию невеждами главенства над вами, падению вашего почёта в глазах простолюдинов и неподобающим словам со стороны глупцов в отношении вашей чести. Вы губите глупцов по причине их слов в отношении вас, ведь ваше мясо отравлено в любом случае, так как вы – учёные. Но и себя вы губите тем, что совершаете великие проступки. Среди них есть группа, чья максимальная цель – это исследование книги «аль-Хауи ас-сагъир» ‘Абдуль-Гъаффара аль-Къазуини и «аль-Уикъая» Садра аш-Шари’а. Обе упомянутые книги прекрасны в своей области, достигли предела в своём благе, но, человек не станет по причине их изучения факъихом, даже если достигнет небес. Эта группа тратит своё время на исследование всех выражений этих книг и их понимание, тогда как если бы они потратили это время на изучение слов аш-Шафи’и и его сторонников и изучение ответвлений Абу Ханифы и его учеников, то приобрели бы огромную пользу в фикъхе”. См. “Накъд ат-талиб ли загъаль аль-манасыб” (стр. 118-119).
Ханафит ‘Абдуль-Хаккъ ад-Дахляуи в «Шарх ас-Сырат аль-мустакъим» сказал: “Если следующий за кем-либо из муджтахидов обнаружил достоверный хадис, противоречащий мнению его мазхаба, то дозволяется ли ему поступать в соответствии с хадисом и оставлять в этом вопросе свой мазхаб или нет? В этом вопросе было разногласие. Что касается ранних поколений учёных, то они сказали, что такой человек должен следовать хадису, и сказали: «Тот, за кем обязаны следовать все – это лишь Пророк (мир ему и благословение Аллаха), а все прочие люди являются следующими за ним. И если человек узнал о том, что слова его достоверные, то следование за кем-либо иным помимо него не поддаётся разуму». И таковым был путь ранних поколений”. См. “Тухфатуль-анам” (стр. 23), “Къауа’ид ат-тахдис” (стр. 292).
Ханафит Мулла ‘Али аль-Къари сказал: “Что касается распространённых среди ханафитов слов о том, что если ханафит перейдёт в мазхаб шафиитов, то его следует наказать, а если наоборот, то наказание спадает, то это является вымыслом и нововведением! Да, если кто-то перейдёт в другой мазхаб, при этом пороча предыдущий мазхаб, будь он ханафитом или шафиитом, то такого следует наказать. Также обстоит дело и со словами некоторых: «Если ханафит, обладающий знанием, перешёл в мазхаб шафиитов, то его свидетельство не принимается», как об этом говорится в конце книги «аль-Джауахир». Подобные слова не дозволяется произносить мусульманину! Поистине, все муджтахиды из ахлю-Ссунна уаль-джама’а следовали прямому пути. И не является обязательным для кого-либо из членов этой общины быть ханафитом, шафиитом или маликитом. Однако является обязательным для людей, не являющихся муджтахидами, делать такълид за кем-либо из этих выдающихся имамов”. См. «аль-Масну’» (стр. 209).
Заключение
С дозволения Всевышнего Аллаха и по Его безграничной милости наше краткое напоминание подошло к концу. И мы надеемся, что это небольшое напоминание в дальнейшем послужит назиданием и недопущением подобного фанатизма и дикости, не имеющей никакого отношения к Исламу и мусульманам!
Мы надеемся, что мусульмане одумаются и станут объединяться на истине, а не враждовать и бросаться друг на друга по причине мазхабного разногласия по вопросам фикъха. Ведь все мы преследуем лишь одну цель – достичь довольство нашего Создателя в подчинении и поклонении Ему.
И мы также надеемся, что спецслужбы не будут вмешиваться в теологические расхождения мазхабов и указывать мусульманам, кому и как совершать молитву, где держать руки, поднимать ли их или нет, сколько делать рак’атов молитвы тарауих, и т.д.
И в заключение, мы воздаём хвалу Аллаху – Господу миров!