Призывайте к одобряемому и удерживайте от предосудительного!

Призывайте к одобряемому и удерживайте от предосудительного!

Наверное, было время, когда каждый из нас старался исправить любой недостаток, стоило ему увидеть его. Но со временем отпор, который мы получаем от людей, остужает этот порыв и мы перестаём призывать к одобряемому и удерживать от предосудительного. Или же начинаем делать это реже. Кому-то кажется, что от этого он стал мудрее. Не знаю. Читая аяты Корана и хадисы на эту тему, понимаешь, что это не мудрость, а, скорее, слабость. Нечто такое случилось и с людьми Писания, которые были до нас. Они тоже сначала удерживали друг друга от порицаемого, а потом прекратили делать это. Праведники среди них стыдились постоянно напоминать одно и то же тем, кто грешил, а те в свою очередь не стыдились грешить дальше. Предостерегая нас от этого, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, вы будете приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого или очень скоро Аллах нашлёт на вас наказание, и тогда вы станете взывать к Нему, но не получите ответа» [ат-Тирмизи 2169].

Призыв к совершению благих дел и оставлению грехов относится к нашим первейшим обязанностям перед Аллахом и перед обществом. Это путь пророков и их верных последователей, о которых сказал Всевышний: «Они веруют в Аллаха и в последний день, повелевают одобряемое, запрещают предосудительное и спешат делать благие дела. Они — праведники» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 114).

Рассказывают, что однажды, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, находился на минбаре, к нему подошёл мужчина и спросил: «О Посланник Аллаха! Кто из людей самый лучший?» Он ответил: «Лучший из людей тот, кто знает больше Корана, более богобоязненный, больше призывает к одобряемому и запрещает порицаемое и лучше относится к родственникам» [Ахмад 27474]. А в другом хадисе говорится: «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит его рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда в сердце, и это самое слабое проявление веры» [Муслим 49].

Верующий не может безразлично относиться к тому, что люди отдаляются от Аллаха и навлекают на себя Его гнев. Если он может удержать кого-либо от дурных поступков, он делает это рукой или языком. Если же обстоятельства не позволяют ему сделать это, то он испытывает отвращение к этим злодеяниям и молит Аллаха простить ему слабость. Никто не будет спрошен за то, что он был не в силах изменить, но вокруг столько всего, что любой из нас может изменить и улучшить, и исправление даже маленького изъяна может стать большим вкладом в осуществление Божьего замысла. Кто исправляет чужой недостаток деликатно и мягко, не задевая чувств своего товарища, а, наоборот, возбуждая в нём желание стать лучше, тот бросает в его душу семена добра, которые с позволения Аллаха прорастут.

Поэтому наши праведные предшественники не переставали призывать своих близких к повиновению Аллаху и совершению благодеяний и использовали для этого любую возможность. Последними словами нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, перед уходом из этого мира были слова: «Молитесь, молитесь! И будьте богобоязненны в отношении вашего имущества» [Абу Давуд 5156, Ахмад 585]. И Умар ибн аль-Хаттаб, находясь при смерти, обратил внимание на юношу в длинном изаре, который касался земли. Он подозвал его и сказал: «О сын моего брата, подними свою одежду, ибо так будет сохраннее для неё и более богобоязненно перед твоим Господом» [аль-Бухари 3700].