Привязанность к мирскому отвлекает человека от поиска смысла жизни...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Малик ибн Динар, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, когда тело нездорово, ни еда, ни питьё, ни сон, ни покой не приносят ему пользы, также и сердце, когда оно цепко держится за любовь к мирскому, проповедь не будет иметь положительного влияния на этого человека». "Хилья аль-Аулия" 2/363.
Если тело больно, то даже самые полезные вещи — еда, питьё, сон и покой — не принесут ему пользы. Точно так же, если сердце человека "больно" из-за чрезмерной привязанности к мирскому, даже самая мудрая хутба, проповедь или духовное наставление не окажут на него положительного влияния.
Когда тело болеет, оно не может правильно усваивать пищу или отдыхать. Это состояние требует лечения, а не просто внешних действий. Сердце же здесь символизирует душу, внутренний мир человека. Если оно "заболело" из-за привязанности к материальным благам, славе, богатству или другим мирским ценностям, оно становится закрытым для духовного роста.
Ключевая проблема, о которой говорится в наставлении, — это привязанность к мирскому. Мирское здесь понимается как всё, что связано с материальным миром: богатство, власть, удовольствия, статус и т.д. Когда человек слишком сильно цепляется за эти вещи, его сердце становится "тяжёлым" и неспособным воспринимать духовные истины.
Почему это проблема?
Привязанность к мирскому отвлекает человека от поиска смысла жизни, от духовного развития и самопознания. Она создаёт иллюзию, что счастье можно найти во внешних вещах, хотя на самом деле оно находится внутри. Если сердце человека наполнено мирскими заботами, оно не сможет искренне принять духовные наставления. Проповедь будет восприниматься поверхностно или даже с сопротивлением.
Наставление подчёркивает, что для того, чтобы проповедь или духовное учение оказали положительное влияние, человек должен быть внутренне готов к этому. Это требует "очищения" сердца от привязанностей к мирскому. Что значит "очищение сердца"? Это процесс освобождения от эгоизма, жадности, зависти, гордости и других качеств, которые мешают человеку быть открытым для духовного роста.
Как это сделать? Это может включать в себя самоанализ, молитву, мольба, благодарность Всевышнему, служение другим и другие духовные практики, которые помогают человеку сосредоточиться на внутреннем мире, а не на внешних благах. Также напоминают нам, что проповедь сама по себе не является волшебным средством, которое автоматически изменит человека. Её эффективность зависит от внутреннего состояния того, кто её слушает. Если почва (сердце) человека готова, зерно (проповедь) прорастёт и принесёт плоды. Если же почва "заражена" мирскими привязанностями, зерно не сможет укорениться. Человек должен быть готов работать над собой, чтобы проповедь могла оказать на него влияние.
Прежде чем искать внешние источники мудрости или наставления, важно подготовить своё сердце, освободив его от чрезмерной привязанности к мирскому. Только тогда духовные истины смогут найти в нас отклик и привести к настоящим изменениям. Это наставление напоминает нам, что истинное изменение начинается изнутри. Никакие внешние слова или действия не смогут помочь, если наше сердце не готово к принятию истины. Работа над собой, освобождение от привязанностей и открытость к духовному — вот ключи к тому, чтобы проповедь или любое другое духовное наставление оказало на нас положительное влияние.