Примирение между супругами крайне важно как для самих супругов, так и для всей уммы в целом

Из всех предшествующих божественных религий ни одна не придавала семье столь важное значение, как это сделал Ислам
При этом Ислам содержит предписанные Всевышним методы и средства, обеспечивающие безопасность и оберегающие стабильность внутри семьи. Он также предписал некоторые меры, предохраняющие семью от распада и краха. Сегодня, когда безнравственность стала тотальной, и соблазны встречаются на каждом шагу, мы должны вернуться к Корану и Сунне, а также к высказываниям праведных предшественников, которые служат ориентирами на нашем пути для поддержания семейной стабильности.
Ислам инициировал ряд мер для поддержания стабильности семейных отношений и мусульманской общины в целом. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые из предписанных Всевышним Аллахом мер, которые позволяют избежать распада структуры семьи и поддерживать единство и стойкость мусульманской общины перед сложнейшими проблемами, с которыми сталкивается вся умма.
Ограничения на развод являются первым необходимым элементом для поддержания супружеской жизни и защиты общины. Во избежание случаев, когда решение о разводе принимается сгоряча при возникновении разногласий и споров, Ислам установил этапы примирения между супругами.
Политика примирения между спорящими супругами является крайне важной. Примирение рекомендуется осуществлять, не дожидаясь усугубления разлада и появления необратимых последствий. Из семей обоих супругов выбирается по одном справедливому представителю, которые вместе должны будут искренне искать пути примирения и поддержания супружества. Аллах поможет им в этом: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». (Коран 4:35)
Соответственно, Ислам побуждает супругов приложить все усилия на пути к примирению, когда между ними возникают споры и разногласия: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше». (Коран, 4:128)
Комментируя последний аят, Мухаммад Ат-Табари (да помилует его Аллах) сказал: «Существует мнение, что это применимо в том случае, когда жена непривлекательна или очень стара и чувствует, что ее муж больше не желает ее, относится к ней с неприязнью или склоняется к другим женщинам. В этом случае, она может отказаться от некоторых своих прав, дабы таким образом успокоить его и сохранить свою супружескую жизнь».
Будьте терпеливыми
Ислам предостерегает от мимолетных прихотей и желаний, которые порой овладевают человеком. Мужчина в какой-то момент может чувствовать неприязнь по отношению к своей жене, однако если он терпелив, то это чувство вскоре пройдет. Таким образом, в Исламе считается неприемлемым, когда муж разводится с женой из-за этой временной неприязни. Аллах говорит: «…Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (Ан-Ниса 4: 19)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину, ибо, если ему не понравится какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой». (Муслим №1469)
Возможно, что жена может небрежно выполнять свои семейные обязанности или сделать что-либо, ненавистное мужу, однако он должен терпеть это в целях сохранения семейной жизни. Муж может ненавидеть одну из черт своей жены до тех пор, пока он не обратит внимания на другие ее хорошие стороны.
Муж должен достойно и дружелюбно относиться к жене, ласкать и любить её. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (хадис достоверный, «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №284).
Передается, что один мужчина советовался с Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах) о разводе со своей женой, на что Умар сказал ему: «Не делай так». «Я не люблю ее», - убеждал этот мужчина. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разве семьи строятся только на любви? Где же, тогда взаимная забота, соблюдение прав и обязанностей?» (Саид Кутб «В тени Корана»)
Заявление Умара (да будет доволен им Аллах) свидетельствует о том, что Ислам стремится сохранить серьезный брачный контракт, как Аллах описывает в Коране: И они взяли с вас суровый завет (Ан-Ниса 4: 21)
Даже если в семейной жизни недостает любви, по-прежнему существуют другие области для взаимодействия, единения и страх порицания развода, от которого в большинстве случаев страдают жена, дети и муж.
Кому остается ребенок после развода?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Ребенок имеет право на всестороннюю заботу и воспитание, и эта обязанность лежит на его родителях. Если они в разводе, то ребенок остается с матерью до тех пор, пока он не перестанет нуждаться в ее опеке. Исключением из этого являются те случаи, когда мать не может воспитывать ребенка – если она не обладает здравым рассудком; если здоровье не позволяет ей дать ребенку нормальное воспитание; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведет непристойный образ жизни. В этих случаях ребенок отдается на воспитание отцу или другому близкому лицу.
Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансаров, которая родила ему сына ‘Асыма. Однажды Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался возле мечети, Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребенка и стала оспаривать его решение. Когда они обратились на суд к Абу Бакру, Умар сказал: “Это – мой сын”. То же самое сказала бабушка ребенка. Тогда Абу Бакр сказал: “Оставь его ей”, — и Умар не стал возражать ему.[1] Об этом сообщил Малик в “аль-Мууатта”.
По словам Ибн аль-Къайима, впоследствии, во времена своего правления, Умар выносил решение на основании этого суждения Абу Бакра, и никто из сподвижников не возражал против этого.
Материальное обеспечение ребенка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).
Как мы уже отметили, это продолжается до тех пор, пока ребенок не перестанет нуждаться в материнской опеке, т.е. пока он не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет – в зависимости от разных обстоятельств.
Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку. Абу Дауд передал со слов Абу Хурейры, что однажды в такой ситуации пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним.
Передают, что такое решение выносили Умар, Али и Шурейх. Это мнение также разделяли ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов. Тем не менее, ни в Коране, ни в достоверной Сунне нет категоричного суждения по этому поводу. Поэтому окончательное решение о том, с кем будет жить ребенок, ложится на плечи судьи. Он обязан отдать предпочтение той стороне, которая сможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожность родителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства.[2] В некоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать к жребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх
[1] Ибн Умар рассказывал, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка». Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис хороший.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж”. См. «Шархуль-мамти’» 6/26.
[2] Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье и сказала: “Спроси ребенка о причине такого выбора”. Судья спросил, и ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненные задания, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”. Выслушав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери ребенка”. См. “Найлюль-аутар” 6/296.