Причиной скупости является любовь к мирскому имуществу

Причиной скупости является любовь к мирскому имуществу

Имеются две причины любви к мирскому имуществу:

Первое из них любовь к вещам, которые можно приобрести мирским имуществом по причине того что человек строит долгосрочные планы. Если бы человек знал, что завтра умрёт, он не стал, был проявлять скупость. Потому что один день или один месяц или один год это недалёкое будущее для человека. Но если у него имеются дети, человек начинает строить долгосрочные планы относительно их. Потому что человек воспринимает продолжение их жизни как продолжение собственной жизни. Он начинает скапливать имущество для них. 

Вот что сказал об этом пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Дети толкают людей на скупость, малодушие и невежество.» (Ибн Маджа).

А если к этому добавляются страх нищеты и недостаточное упование на Аллаха в вопросе наделения уделом скупость ещё больше усиливается.

Другая причина любви мирскому имуществу является любовь к имуществу как таковой. Потому что некоторые люди имеют имущество, которого хватило бы им до конца их жизни. Если даже они будут раздавать милостыню у них всё равно останется много имущества.

Причиной скупости является амбициозность

Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах) передает: Посланник Аллах обратился к нам со следующими словами: «Избегайте притеснения! Потому что притеснение лишает человека света в судный день. Избегайте амбициозности. Тех, кто жили до вас, достигла погибель именно по причине их амбициозности. Амбициозность приказывал им разрывать родственные связи, и они разрывали их. Приказывал им проявлять скупость, и они стали скупцами, приказывал им совершать грехопадения и они грешили.» (Абу Давут, Хаким/Таргиб и Тархиб).

Для родителей, не осознающих истинную суть родительства, ребенок является причиной их скупости, трусости и скорби.

Хавла бинти Хаким передаёт: «Ребенок делает родителей скупыми, малодушными, невежественными и скорбными.» (Хаким/ Мустадрак).

Нафс (страсти) и шайтан (дьявол) искушают родителей с детьми больше других людей. Они стараются сделать щедрых, смелых, умных и жизнерадостных родителей скупыми, трусливыми, невежественными и скорбными. Родители говорят: «У меня есть ребёнок и я должен обеспечивать его, подготовить его будущему и оставить ему большое наследство.» На первый взгляд вроде бы это точка зрения правильна. Но выполнение этого родительского долга поглощает родителей до такой степени, что они становятся очень скупыми и перестают совершать благодеяния. Они перестают давать милостыню бедным и нуждающимся. Хотя выполнение одного обязательства не является препятствием для выполнения другого. (Джамиу’с Сагир).

«Отец, имеющий детей, боится смерти и не хочет идти на борьбу с куфром, так как хочет вырастить своих детей. Поскольку он боится, что его дети останутся беспризорными, в случае его смерти. Таким же образом становится скупцом по причине того что хочет тратить деньги только на своих детей.» (Кутуб-у Ситте).

А лекарство от скупости; Халид бин Зайд (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Тот кто выплачивает закят (обязательную милостыню), угощает гостья, помогает людям потерпевшим бедствия избавился от скупости.» (Табарани, Абу Я’ла).

Для излечения от скупости человек подверженный этому недугу должен сначала осознать, что лекарство от скупости находится в ней самой, а потом он должен стараться излечиться от неё сконцентрировавшись на избавлении от этого недуга.

Скупость — это одно из проявлений инстинкта самосохранения, которое выражено в нежелании потерять имущество. Скупость относится к душевному состоянию человека, в результате чего формируется неправильный образ жизни и неправильное поведение, а именно — жадность. Всевышний Аллах говорит:

وَأُحۡضِرَتِ ٱلۡأَنفُسُ ٱلشُّحَّ

«Душам свойственна скупость» (4:128). 

Скупость присуща каждому человеку и является врождённым качеством. В арабском языке «скупость» означает жадность к богатству. Имам Бухари (да смилостивиться над ним Аллах) передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

أَنْ تَصَدَّقَ وَأَنْتَ صَحِيحٌ شَحِيحٌ، تَخْشَى الْفَقرَ وَتَأْمُلُ الْغِنَى

«(Лучшая) милостыня — которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть» . Скупость — это стремление человека сохранить своё по праву и недостаток щедрости.

Всевышний Аллах сказал:

قُل لَّوۡ أَنتُمۡ تَمۡلِكُونَ خَزَآئِنَ رَحۡمَةِ رَبِّيٓ إِذٗا لَّأَمۡسَكۡتُمۡ خَشۡيَةَ ٱلۡإِنفَاقِۚ وَكَانَ ٱلۡإِنسَٰنُ قَتُورٗا ١٠٠

«Скажи: «Если бы вы владели сокровищницами милости моего Господа, то всё равно скупились бы из страха обеднеть, ибо человек скуп» (17:100). 

Всевышний Аллах дал точное описание человеку, так как Он его создал и знает его природу. Человек скупится из-за страха обеднеть, этот страх возникает у человека из-за отсутствия правильных понятий, которые дали бы ему решение этой проблемы. Правильные же понятия возникнут у человека только тогда, когда он правильно решит свою основную проблему в жизни, а это возможно только с принятием исламской акыды.

Скупость человека вытекает из инстинкта самосохранения так же, как и расходование, однако в большинстве случаев скупость порицаема, а расходование одобряемо.

Скупость — это порицаемое качество

Исламская акыда пришла избавить людей от этого качества. Всевышний Аллах похвалил ансаров, которые отдали предпочтение мухаджирам над собой, несмотря на то, что сами испытывали нужду. Вслед за этим Аллах похвалил тех, кто уберёгся от собственной скупости. Всевышний Аллах сказал:

وَٱلَّذِينَ تَبَوَّءُو ٱلدَّارَ وَٱلۡإِيمَٰنَ مِن قَبۡلِهِمۡ يُحِبُّونَ مَنۡ هَاجَرَ إِلَيۡهِمۡ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمۡ حَاجَةٗ مِّمَّآ أُوتُواْ وَيُؤۡثِرُونَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِمۡ وَلَوۡ كَانَ بِهِمۡ خَصَاصَةٞۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفۡسِهِۦ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ٩

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими» (59:9).

Аллах порицает лицемеров за скупость:

قَدۡ يَعۡلَمُ ٱللَّهُ ٱلۡمُعَوِّقِينَ مِنكُمۡ وَٱلۡقَآئِلِينَ لِإِخۡوَٰنِهِمۡ هَلُمَّ إِلَيۡنَاۖ وَلَا يَأۡتُونَ ٱلۡبَأۡسَ إِلَّا قَلِيلًا ١٨ أَشِحَّةً عَلَيۡكُمۡۖ

«Аллах знает тех из вас, которые отвращают людей от участия в войне, и тех, которые говорят своим братьям: «Идите к нам!». Они (лицемеры) принимают в войне ничтожное участие, поскольку они скупы по отношению к вам» (33:18,19). В этом же аяте Всевышний Аллах сказал о них: أَشِحَّةً عَلَيۡكُمۡ «Скупятся на добро» (33:19).

Скупость ведёт к гибели. Она постоянно толкает человека к получению и сохранению богатства. Из-за скупости человек постоянно испытывает раздражение, если он не может добиться желаемого. Он огорчается и беспокоится, если лишается имущества и не может его вернуть.

Передал Муслим от Джабира ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

اِتَّقُوا الظُّلْمَ فَإِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ. وَاتَّقُوا الشُّحَّ فَإِنَّ الشُّحَّ أهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ حَمَلَهُمْ عَلَى أَنْ سَفَكُوا دِمَاءَهُمْ وَاسْتَحَلُّوا مَحَارِمَهُمْ

«Бойтесь несправедливости, поистине, несправедливость обернётся густым мраком в День воскресения, и бойтесь скупости, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь и позволять себе делать то, что было для них запретным» .

Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сообщил нам, что распространение скупости относится к признакам Последнего времени. Передал Муслим от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

يَتَقَارَبُ الزَّمَانُ وَيَقْبِضُ الْعِلْمُ وَتَظْهَرُ الْفِتْنُ وَيَلْقَى الشُّحُّ وَيَكْثُرُ الْهَرْجُ قَالُوا: وَمَا الْهَرْجُ؟ قَالَ :الْقَتْلُ

«Ускорится время, уменьшатся знания, распространится смута и скупость, и увеличится хардж». Затем его спросили: «Что такое хардж?». Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) ответил: «Убийство».

Тот, кто удовлетворился Исламом как решением основной проблемы, стремится избавиться от скупости и жадности, тратя из того, что даровал ему Аллах, в соответствии с Его приказами. Он не делает упущений в расходовании на обязательное и не колеблется расходовать на рекомендованное, он тратит на себя и свою семью, пока есть возможность. Он не печалится, если не получил желаемого, так как он понимает, что это не зависит от него.

Искренняя вера удаляет из сердца человека любую склонность к скупости. Мы находим, что вера исправляет различные склонности человека, такие как скупость, жадность и им подобные. Верующий человек убеждён, что Аллах наделяет уделом каждого Своего раба, поэтому он не печалится, если лишился чего-либо, и чрезмерно не радуется тому, что было даровано ему. Передал Ибн Джарир ат-Табари от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

وَلَا يَجْتَمِعُ الشُّحُّ وَالْإِيمَانُ فِي قَلْبِ عَبْدٍ أَبَدًا

«Никогда не соберётся скупость и вера в сердце верующего» . Всевышний Аллах сказал:

قُلۡ إِنَّ رَبِّي يَبۡسُطُ ٱلرِّزۡقَ لِمَن يَشَآءُ مِنۡ عِبَادِهِۦ وَيَقۡدِرُ لَهُۥۚ وَمَآ أَنفَقۡتُم مِّن شَيۡءٖ فَهُوَ يُخۡلِفُهُۥۖ وَهُوَ خَيۡرُ ٱلرَّٰزِقِينَ ٣٩

«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (34:39). 

Если человек лишился чего-либо, значит это — не его удел. Ему принадлежит только то, что он получил. Аллах определяет удел каждого человека по Своей мудрости, одним Он даёт много, а другим — мало. Аллах сообщил, что возместит сполна всё потраченное имущество, ведь Он является наилучшим из дарующих удел.

Всевышний Аллах обещал расходующему своё имущество, что возместит его расходы сполна, а также сообщил скупому, что его ждёт гибель. Передано от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ العِبَادُ فِيهِ إلاَّ مَلَكَانِ يَنْزِلاَنِ، فَيَقُولُ أحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أعْطِ مُنْفَقًا خَلَفًا وَيَقُولُ الآخَرُ: اللَّهُمَّ أعْطِ مُمْسِكًا تلَفًا

«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, возмести тому, кто расходует свои средства!», — а другой говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Бухари, Муслим).

Скупой страдает из–за своей скупости, он ненавистен людям, Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословения Аллаха) по причине невыполнения им своих обязанностей из–за жадности. Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) сказал:

كَفَى بِالمَرْءِ إثْمًا أَنْ يَحْبِسَ عَمَّنْ يَمْلِكُ قُوتَهُ «Достаточно будет греха человеку, если перестанет он содержать тех людей, пропитание которых зависит от него» (Муслим).

Что касается расходующего своё имущество человека , то он не сожалеет ни о чём; подчиняясь Аллаху, он довольствуется своим уделом, поскольку осознаёт, что получит в этой жизни только свою долю. Кроме этого, его любят люди из–за расходования на них в обязательных и рекомендуемых по Исламу действиях. Он извлекает пользу из того, чем наделил его Аллах, тратя на себя и свою семью. 

Передано от Аиши, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لِأَهْلِهِ وَأَنَا خَيْرُكُمْ لِأَهْلِي

«Лучший из вас — тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший из вас отношением к своей семье» (Ибн Маджа). Также расходующие своё имущество люди любимы Аллахом, Который хвалит их во все времена и при любых обстоятельствах до тех пор, пока эти расходы соответствуют законам Шариата, став следствием правильного решения основной проблемы человека в жизни, после которой находят своё решение все второстепенные проблемы.

Разве будет бояться бедности тот, кто принял Ислам как решение основной проблемы? Разве будет бояться верующий, убеждённый, что сокровище небес и земли — в руках Аллаха, который так же, как и другие создания, получит свой ризк от Аллаха:

وَمَا مِن دَآبَّةٖ فِي ٱلۡأَرۡضِ إِلَّا عَلَى ٱللَّهِ رِزۡقُهَا

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (11:6).

Передал аль-Мунзирий от Къайса ибн Саляъ аль-Ансари, что его братья, жалуясь на него Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), сказали: «Он тратит много из своего имущества». Тогда Къайс ибн Саляъ аль-Ансари сказал: «О Посланник Аллаха! Я взял свою долю из урожая и потратил на пути Аллаха и на того, кто сопровождал меня», — затем Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) ударил себя трижды по груди и сказал: أَنْفِقْ يُنْفِقِ اللهُ عَلَيْكَ «Трать! Аллах возместит твои расходы», — после чего Къайс вышел в путь на верблюдице, будучи самым богатым в своей семье.

В мусульманской истории имеется много примеров правильному решению такой проблемы, как скупость; так же имеется множество шариатских доказательств в Коране и Сунне. Жизнь Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха), его сподвижников и табиинов полна примерами правильного отношения к скупости.

Поэтому правильное решение заключается в отдалении от этого мерзкого качества и в принятии такого благородного качества, как щедрость на пути Аллаха. Также человек должен связывать свой ризк с Аллахом и расходовать согласно Его приказам для того, чтобы получить благо, наполнить душу довольством, а сердце — спокойствием.

saqofat