Причины праведности и гибели Уммы...

Причины праведности и гибели Уммы...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Причиной праведности начала этой Уммы являлись аскетизм (зухд) и непоколебимая вера (якын). А причиной гибели конца этой Уммы является жадность (бухль) и далёкие надежды (туль аль-амаль)". Ахмад, аль-Байхакы и др. Хадис с хорошим иснадом.

Это очень глубокое и важное наставление, которое затрагивает ключевые аспекты духовного состояния мусульманской общины (Уммы) на протяжении ее истории. Мусульманин не привязывается к мирскому, не ставит его во главу угла, не делает смыслом своей жизни. Он использует мирские блага как средство для достижения довольства Аллаха, но не как самоцель. Зухд не означает отказ от мирских благ в принципе, скорее, это отношение сердца к мирским вещам.

Ранние мусульмане, сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), демонстрировали это в своей жизни. Они были готовы пожертвовать всем ради своей веры, включая богатство, положение и даже саму жизнь. Они стремились к довольству Аллаха, а не к мирским наслаждениям. Их приоритетом было поклонение и служение Создателю, а не накопительство и роскошь. Сахабы оставляли свои дома и имущество в Мекке, чтобы переселиться в Медину ради сохранения своей веры совершая хиджру.

А якын – это глубокая, непоколебимая убежденность в истинности веры, в существовании Аллаха, в истинности Его слов и Его обещаний. Это убежденность, которая пронизывает сердце и влияет на все поступки человека. Это не просто знание, а глубокое, живое осознание, первые мусульмане были преисполнены этой верой. Они искренне верили в то, что они делают, и не сомневались в помощи Аллаха. Эта вера придавала им силу в трудных ситуациях, мотивировала на благие дела и делала их стойкими перед лицом испытаний.

Взаимосвязь между аскетизмом и непоколебимой верой - эти два качества были неразрывно связаны. Сильная вера в Аллаха побуждала их к аскетизму, так как они понимали, что истинное богатство – это богатство сердца, а не материальные блага. И наоборот, аскетизм помогал им углублять свою веру, так как они были более сосредоточены на духовном, а не на мирском. Вместе они создавали фундамент для праведности и успеха ранней Уммы.

А бухль – это алчность, скупость, стремление к накоплению богатства и нежелание делиться им с другими, в том числе и на пути Аллаха. Это жажда материальных благ, которая заставляет человека забыть о своих обязанностях перед Аллахом и обществом. Со временем, по мере того как мирские блага стали более доступными, многие мусульмане начали проявлять жадность и скупость. Они стали больше заботиться о накопительстве, чем о духовном развитии. Забыли о благотворительности и социальной ответственности, превратившись в эгоистов, озабоченных лишь собственным благополучием и нежеланием помогать нуждающимся, и участвовать в благотворительных проектах, погоня за деньгами и богатством любой ценой, даже за счет нарушения прав других.

Туль аль-амаль – это длинные, нереалистичные надежды и планы, которые заставляют человека забыть о смерти и Судном дне. Это иллюзия вечной жизни в этом мире, которая отвлекает человека от поклонения Аллаху и подготовки к вечной жизни в будущей. С распространением жадности, люди стали строить планы на долгую и беззаботную жизнь в этом мире. Они забыли о том, что жизнь конечна, и что все будут отвечать за свои деяния перед Аллахом. Они откладывали покаяние и совершение благодеяний на потом, думая, что у них есть много времени.

Жадность подпитывает далёкие надежды, а далёкие надежды, в свою очередь, усиливают скупость. Человек, жаждущий мирских благ, строит планы на долгую и благополучную жизнь, чтобы наслаждаться этими благами. И наоборот, человек, надеющийся на долгую жизнь, стремится накопить как можно больше, чтобы обеспечить свое будущее.

Насыха предостерегает мусульман от повторения ошибок прошлых поколений. Оно напоминает нам о том, что успех и праведность зависят от нашей связи с Аллахом, от нашей веры и от нашего отношения к мирским благам. Мы должны стремиться к аскетизму, не привязываясь к мирскому, и к непоколебимой вере, которая будет мотивировать нас к добрым делам. Мы должны избегать жадности и далёких надежд, осознавая, что наша жизнь конечна, и мы предстанем перед Аллахом для отчета.

Это наставление является своего рода "зеркалом" для мусульман. Оно позволяет нам заглянуть в самих себя и оценить свое духовное состояние. Если мы видим в себе проявления жадности, скупости и далёких надежд, то нам следует покаяться и стремиться к аскетизму и непоколебимой вере. Именно эти качества были причиной успеха ранней Уммы, и только они могут вернуть нас на путь праведности и успеха.

О Аллах защити нас от скупости и жадности, помоги нам быть щедрыми и благочестивыми. Аминь!